Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемgymnasia93.ru
1 Лицей ( )
2 В 1811 г. Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский Лицей. На Лицей возлагались большие надежды : он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности, воспитывая в лицеистах верноподданнические чувства.
3 После заграничных походов войны 1812 года вернулись русские офицеры, и лицеисты стали встречаться с ними. Пушкин познакомился с П. Я. Чаадаевым, блестящим гусарским офицером, философом, человеком острого ума и мятежного духа. Чаадаев впервые заставил Пушкина самостоятельно задуматься над положением дел в России. Сам Пушкин дорожил свободой, испытывал страстное желание быть независимым и хотел такой же независимости для других людей.
4 В Лицее Пушкин принадлежит к « школе гармонической точности ». Суть ее заключалась в соответствии формы и содержания, то есть словесного выражения чувств, настроению, психологическому состоянию. Слова должны передавать чувства человека так, чтобы они не спорили между собой, а гармонировали друг с другом. Мастерами « школы гармонической точности » были Жуковский и Батюшков.
5 Петербург ( ) Окончилась юность Пушкина. Служба коллежским секретарем в Коллегии иностранных дел не обременяла. Пушкин с увлечением отдался поэзии, искусству, политическим спорам, игре воображения, дружеским встречам. Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи. Пушкин пишет оду « Вольность », стихотворение « Деревня ».
6 « К Чаадаеву » Стихотворение написано в жанре дружеского послания. У Пушкина личная тема наполняется общественным содержанием. Радость жизни и счастье человек может постичь лишь в свободном обществе. Поэтому на первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью души поэта. При столкновении с реальностью мечты о славе, любви, свободе часто оборачиваются неверием, сомнением. Но печальный тон сменяется бодрым, жизнерадостным. Стихотворение превращается в вольный порыв к свободе.
7 Южная ссылка ( ) Гроза над Пушкиным разразилась внезапно. Александр I упрекает директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник «наводнил Россию возмутительными стихами», и приказывает арестовать поэта. В апреле 1820 года губернатор Милорадович сообщает Пушкину об опасности. Поэт ответил, что все стихи сожжены, но что он может восстановить их по памяти, и тут же написал все вольнолюбивые стихотворения. Милорадович просил простить поэта, плененный его благородством, но царь был неумолим. Александр I хотел сослать Пушкина в Сибирь или в Соловецкий монастырь.
8 Жуковский, Карамзин, Чаадаев пытаются облегчить участь поэта. 6 мая 1820 года Пушкин выехал в южную ссылку. В мае 1920 года Пушкин прибыл в Екатеринослав к генералу Инзову. После шумной петербургской жизни Пушкин почувствовал в Екатеринославе скуку и тяжело заболел. В это время в Екатеринослав приехала семья прославленного героя войны 1812 года генерала Раевского. Путь ее лежал на Кавказ. Инзов согласился отпустить Пушкина для лечения, и поэт вместе с Раевскими поехал на юг.
9 « Погасло дневное светило » (1820) Написано на корабле на пути из Феодосии в Гурзуф. Это элегическое раздумье о жизни, судьбе человека, о его надеждах и мечтах. Стихотворение поводит итог размышлениям Пушкина о Петербурге, об « отеческих краях ». Пушкин неудовлетворен собой и своим окружением. Контраст между « берегом отдаленным » и « брегами печальными », между прежним существованием и ожиданием полной свободы, сопоставляемой с грозной стихией океана. Душа поэта роднится с океаном. Она тоже полна волнения, ей свойственны душевные бури. Лирический герой – романтический изгнанник, который порывает с прежними убеждениями и устремляется к новому, чарующему своей неизвестностью и загадочностью.
10 « Сожженное письмо » (1823) Летом 1823 года поэт был назначен в канцелярию новороссийского генерал- губернатора М.С.Воронцова. Здесь Пушкин знакомится с его женой Елизаветой Ксаверьевной. «Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такой привлекательностью, что Пушкин и многие другие без памяти влюблялись в нее» (В.Соллогуб). «Ангел», «Талисман», « Ненастный день потух…», «Желанье славы», «Все в жертву памяти твоей…»
11 Предстоял отъезд в ссылку в Михайловское и «грозный час разлуки» с Воронцовой. Она подарила Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликом. Это кольцо поэт бережно хранил. В свой смертный час он подарил заветный талисман В.А. Жуковскому, другу, учителю. Дорогое завещают дорогим.
12 Воронцова до конца своей жизни сохраняла о Пушкине теплое воспоминание и ежедневно читала его сочинения. Когда зрение совсем ей изменило, она приказывала читать их себе вслух. Она не могла забыть очарований пушкинских бесед. С ним соединились для нее воспоминания молодости.
13 Перед нами, в сущности, два письма о любви : одно от НЕЕ, ему суждено быть сожженным. А другое - горестный монолог лирического героя, где каждое слово дышит неподдельной любовью. Лирический герой не только прощается с письмом - он прощается с любимой, иначе боль его не была бы так мучительна. Но « пепел милый » останется на груди, а в душе – нетленные слова любви.
14 Михайловское ( ) 8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло прожить неизвестно сколько времени. Пушкину запретили самовольно покидать Михайловское. Здесь он находится в полном одиночестве, вдали от друзей, от культуры.
15 Вначале пушкинское творчество В Михайловском проникнуто глубокой печалью. Но весной 1825 года и особенно летом настроение Пушкина меняется : он бодр, жизнерадостен, душевно с покоен и сосредоточен. Немалую роль в духовном возрождении Пушкина принадлежала его друзьям - И. И. Пущину, посетившему поэта зимой 1825 года, и А. А. Дельвигу, побывавшему в апреле.
16 « И. И. Пущину » Стихотворение было начато сразу после отъезда Пущина из Михайловского, когда с особой остротой Пушкин почувствовал свое одиночество и впечатления не могли вылиться в стихи, которые остались незавершенными. Прошло почти два года со времени посещения Пущиным Михайловского – и все изменилось в судьбах друзей. Поэт оказался на свободе, а его друг – в заточении. И стихотворение приобрело завершенность строками, проникнутыми горечью и болью.
17 « И. И. Пущину » – дружеское послание к близкому и очень дорогому человеку, чья судьба трагична, а будущее непредсказуемо. В стихах ых годов, адресованных друзьям, Пушкин снимает эпикурейскую « маску », С середины 20- ых годов дружба для него становится неизменной ценностью в меняющемся и все более « чужом мире »: « Все те же мы : нам целый мир чужбина ; Отечество нам Царское Село » ( «19 октября ») В 10- ые года Пушкин мерил своих вольнолюбивых друзей античной меркой ( Чаадаева сравнивал с Брутом и Периклом ), после 1825 года предметом дружеской лирики становятся не условные « маски », а конкретные судьбы.
18 Пушкин сдружился с обитателями соседнего имения Тригорского – П. А. Осиповой и ее дочерьми. Тригорское.
19 Здесь, в Тригорском, спустя шесть лет после первого знакомства в Петербурге в 1819 году, Пушкин встречается с А. П. Керн. Она очаровала поэта. Перед отъездом Пушкин принес ей отпечатанную первую главу « Евгения Онегина », куда был вложен листок со стихотворением.
20 « К ***» Пушкин стремится нарисовать совершенный образ женской красоты («гений чистой красоты», «голос нежный», «милые черты», «небесные черты»). Стихотворение становится краткой духовной и опоэтизированной биографией Пушкина. Увиденный им «гений красоты» помог постичь красоту жизни и поэтического вдохновения. Воскрешение к творчеству, ощущения полноты жизни венчаются чувством любви.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.