Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемikto.psu.ru
1 Пермский городской научно-методический семинар «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» « Новые технологии в образовании и проблемы формирования информационного общества» Докладчик Н.А.Гаврилов
2 ГАВРИЛОВ Николай Анатольевич Проректор ПОИПКРО по информационным технологиям Тел Г.Пермь.ул.Лебедева,27 каб 32 Сайт ПОИПКРО: POIPKRO.PERM.RU Личный сайт:
3 Информационное общество На современном этапе развития общества происходит переход от индустриального общества к постиндустриальному и, далее к информационному обществу и так называемому «обществу знаний»
4 Информационное общество Информационное общество – общество, в котором основным предметом труда большей части общества являются информация и знания, а орудием труда – информационные технологии
5 характерные черты информационного общества: решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом; обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; главной формой развития станет информационная экономика; в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии; информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека; формируется информационное единство всей человеческой цивилизации; с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации; реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.
6 Опасные тенденции в информационном обществе все большее влияние на общество электронных средств массовой информации; информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций; существует проблема отбора качественной и достоверной информации; многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.
7 Одной из особенностей развития современного общества является процесс информатизации Под воздействием информатизации происходят следующие изменения: Цифровое представление информации Развитые информационные технологии, позволяющие обрабатывать большие объемы данных Становление и накопление интеллектуальной собственности как капитала в виде накопленных знаний Возникновение широкой сети быстропропускных коммуникационных систем.
8 Новая терминология информационного общества Попытаемся понять тенденции в информационном обществе, взглянув на него с иной, не замкнутой на существующую технократическую терминологию стороны. Для этого введем ввести новые термины и понятия,(возможно временные) и перейдем в другую систему координат.
9 Новая терминология информационного общества Информатизация – это процесс «механизации» умственной деятельности. Результат механизации – создание новых вещей и механизмов, позволяющих упростить физическую деятельность человека. Причины развития и возникновения механизации деятельности человека – невозможность человечества удовлетворить возрастающие в результате развития общества потребности только с использованием физической силы
10 Результат процесса информатизации Результат: создание виртуальных вещей и механизмов. Причины возникновения информатизации – невозможность удовлетворить возрастающие потребности общества в переработке информации только с использованием физических возможностей человеческого мозга
11 Информационное общество – это общество в котором большую часть деятельности люди осуществляют с помощью виртуальных вещей и механизмов
12 Виртуальная вещь Вещь – это то, что создано человеком в процессе его физической деятельности Виртуальная вещь – это вещь, обладающая набором свойств,идентичных материальной вещи, но не имеющая материального воплощения. Виртуальная открытка, марка(англия),письмо– это виртуальные вещи.
13 Эволюция некоторых характеристик вещи от реальной к виртуальной на примере вещи «КАРТИНА» «Допечатное» время «доцифровое» время Цифровое время Материальный носитель Холст,краскиБумага,краскиНе играет роли:(дискета,ч ип,СД и пр) ТиражШтучный товарВозможность ограниченного копирования Неограниченно е копирование Возможности Перемещения в пространстве Только перемещение оригинала Физическое перемещение клише с допечаткой на месте «Мгновенное» перемещение в любую точку пространства
14 Виртуальный механизм – это набор запрограммированных действий, позволяющих оперировать с виртуальной вещью. Компьютер - не есть виртуальный механизм. Поисковая система – виртуальный механизм. Киберсфера – виртуальный механизм. Виртуальный компьютер – виртуальный механизм Виртуальная сеть – виртуальный механизм
15 Свойства виртуальных вещей и механизмов. Выполняют те же функции, что и их материальные артефакты Может быть доступна в любой географической точке и не требует ее физического перемещения для обеспечения доступности. Может быть воспроизведена в любом количестве без значительных материальных затрат Исполнение функций самой вещью не зависит от материального носителя, программного обеспечения, физического устройства, в котором происходит осуществление этих функций
16 Эволюция некоторых характеристик механизма от реального к виртуальному на примере механизма «КОМПЬЮТЕР» стационарныйИндивидуальн ый Мобильный ПКВиртуальный Невозможность свободного перемещения Требуются процедуры отключения- подключения Свободное перемещение «Мгновенный» Доступ к механизму в любой точке Производится «штучно» Ограниченным тиражем Ограниченным тиражем с минимальными Материальным и затратами Любое количество Очень много материи Небольшая масса Незначительна я масса нет
17 Особенности информационного общества отчуждение человека от понимания устройства окружающих вещей. Пример : в эпоху ламповых телевизоров мы понимали, как примерно он устроен – электронный луч бегает по экрану, создает изображение - ток бежит по проводам, нагреваются лампы и пр. Устройство современных ЖК телевизоров непонятно большинству людей
18 Ликвидация отчуждения и цифрового неравенства Ликвидировать отчуждение от понимания можно только, вернув человека в мир,знакомый ему, но представленный виртуально, то есть в мир виртуальных вещей и механизмов
19 Управление виртуальными вещами должно быть таким же простым, как и реальными Аналогично умение обращаться в виртуальной вещью не должно требовать от пользователя специальных знаний и правил ее создания.
20 Примеры простоты операций с виртуальными вещами и механизмами Пример – возникновение объектно - ориентированного программирования позволило использовать в конструировании программ объекты,обладающие набором свойств, внутренняя структура которых закрыта для пользователя,но котоые могут быть использованы в конструировании программных объектов. Пример – создание виртуальной открытки и отправка ее адресату не требует от пользователя знаний языка HTML и протоколов передачи данных
21 Особенности информационного общества Скорость появления новой информации не соответствует скорости усвоения конкретным человеком в отдельности и человечеством в целом. «Утяжеления» понятий происходят по аналогии с усложнением устройств реальных вещей ( само понятие информатизация настолько «тяжело»,что не может быть понятно быстро и многим
22 Жизнь в информационном обществе- это жизнь в мире виртуальных вещей Для работы с виртуальными вещами не требуется понимания структуры этой вещи и правил создания этой вещи, как для использования реальной вещи, например автомобиля, сотового телефона от нас не требуется знания законов физики или внутреннего устройства этих механизмов
23 Что же такое ИКТ – компетенция в информационном обществе? – это умение обращаться с простыми виртуальными вещами и механизмами. От представителей информационного общества не требуется знание законов информатики для того, чтобы отправить почтовое сообщение по Интернету или найти нужную информацию в поисковой системе.Несовершенство современных поисковых систем,требующих специальных знаний – это лишь временный этап их развития( вспомним операционную систему DOS и сложность работы с ней)
24 ИКТ –компетенции в информационном обществе Умение работать на компьютере – не ИКТ компетенция Умение работать в сети интернет – не ИКТ компетенция Способность написать программу на языке программирования – не ИКТ компетенция Способность найти нужную информацию с помощью сети интенет – ИКТ компетенция Умение обучаться дистанционно с помощью ПК и сети интернет - компетенция
25 Чему учить в информационном обществе? Надо учить обращаться с виртуальными вещами и механизмами
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.