Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемouro.ru
1 Место и значение образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова в современной образовательной ситуации России 21 декабря 2005 год А.Б. Воронцов
2 Эпиграф «Нет ничего лучше для практики, чем хорошая теория» «Нет ничего лучше для практики, чем хорошая теория» Л. Больцман Л. Больцман
3 2005 год – год памяти нашего Учителя Василий Васильевич Давыдов – один из создателей принципиально нового поворота в отечественном школьном образовании. Главной заботой ученого было создание теории и практики развивающего обучения. Это дело получило общественное признание. В 1997 году В.В.Давыдов стал лауреатом премии Президента РФ в области образования. Новая ситуация в образовании была осмыслена в фундаментальном труде «Теория развивающего обучения» (1996)
4 От психологического кризиса середины 20 века к системному педагогическому кризису в начале 21 века 1958 год – начало исследований лаборатории Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова в обстановке известного психологического кризиса, который испытывала психологическая наука с середины 20 века год – начало исследований лаборатории Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова в обстановке известного психологического кризиса, который испытывала психологическая наука с середины 20 века. 1964, 1968, 1984, 1988, 1992, 1998, 2001, 2004… - «реформы» образования 1964, 1968, 1984, 1988, 1992, 1998, 2001, 2004… - «реформы» образования Системный кризис? Системный кризис?
5 От модернизации образования к национальному проекту в образовании – ход по кругу? В чем «национальная идея» в российском образовании? Новый премьер-министр, новый министр образования, новый круг школьной реформы : 1 шаг – декабрь 2004 – «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ» 1 шаг – декабрь 2004 – «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ» 2 шаг – сентябрь 2005 – «Национальный проект в сфере образования» 2 шаг – сентябрь 2005 – «Национальный проект в сфере образования» 3 шаг - декабрь 2005 – проект законопроекта о введении обязательного среднего (полного) общего образования 3 шаг - декабрь 2005 – проект законопроекта о введении обязательного среднего (полного) общего образования
6 Сравнение 2001 и «Концепция модернизации образования РФ до 2010 г.г» как общенациональная задача Задачи: Обеспечение современного качества образования; Обеспечение современного качества образования; Обеспечение доступности и равных возможностей получения образования; Обеспечение доступности и равных возможностей получения образования; Формирование эффективных экономических отношений; Формирование эффективных экономических отношений; Обеспечение кадрами и их поддержка; Обеспечение кадрами и их поддержка; Управление развитием образования на основе распределения ответственности Управление развитием образования на основе распределения ответственности 2004 – «Приоритетные направления развития образования РФ на период 2010» Повышение качества профессионального образования; Обеспечение доступности качественного общего образования; Развитие системы непрерывного профессионального образования Повышение инвестиционной привлекательности; Переход на принципы подушевого финансирования
7 Фон наших реформ- оценка нашего образования из-за «бугра» «Ничего не вижу, ничего не хочу знать, ничего не хочу слышать и не хочу…» «Ничего не вижу, ничего не хочу знать, ничего не хочу слышать и не хочу…» TIMSS и PISA – международные исследования по выявлению уровня достижений учащихся TIMSS и PISA – международные исследования по выявлению уровня достижений учащихся ТIMSS - ближе к нашей традиционной школы ТIMSS - ближе к нашей традиционной школы место среди 32 стран место среди 32 стран Настораживает динамика – уровень качества уменьшается, особенно у продвинутой части детей: Настораживает динамика – уровень качества уменьшается, особенно у продвинутой части детей: Математика: от 9 % в 1995 году до 6% в 2003 году Естествознание: от 11% в 1995 году до 6 % в 2003 году
8 Условия организации образовательного процесса Количество часов по учебному плану (естествознание): Количество часов по учебному плану (естествознание): 6 класс 8 класс 6 класс 8 класс РФ Япония Нидерланды Сингапур 10 14
9 Индекс домашних заданий в % высокий средний низкий высокий средний низкий РФ РФ Среднее Среднее Нидерланды Нидерланды
10 PISA-оценка образовательных достижений учащихся 15-летних школьников (функциональная грамотность) РФ: РФ: Математическая грамотность – место (из 38 мест): высокий – 2%, низкий уровень – 30% Математическая грамотность – место (из 38 мест): высокий – 2%, низкий уровень – 30% Грамотность чтения – место (из 39): высокий – 2%, низкий – 35% Грамотность чтения – место (из 39): высокий – 2%, низкий – 35% Естественнонаучная грамотность - 30 место Естественнонаучная грамотность - 30 место
11 Почему «реформы» образования без результативны или дают низкие результаты? Ответ: отсутствие системного подхода к планированию, проведению и оценке «реформ» Ответ: отсутствие системного подхода к планированию, проведению и оценке «реформ» Этап проектирования реформы: Этап проектирования реформы: Ошибки в определении ЦЕЛИ Цель как самоцель (12 летнее образование) Подмена цели средствами (госстандарт) Смешение целей (ЕГЭ, компьютеры) Критерии эффективности ?
12 Системный подход Этап моделирования системы Этап моделирования системы (пример: Закон «Об образовании»,редакция 1992 года) Этап конструирования системы Этап конструирования системы (определение конкретных способов и средств реализации выбранной модели): 1) Декомпозиция –процесс разделения общей цели проектируемой системы на отдельные подцели; 2) Агрегирование – соединение частей в целое (процесс согласования отдельных задач реализации проекта между собой) 3) Исследование условий реализации модели (кадровых, материально-технических, финансовых и т.д.)
13 Системный подход Технологический этап - реализация проекта включая контроль процесса реализации Технологический этап - реализация проекта включая контроль процесса реализации Рефлексивный этап – этап оценки и самооценки. Сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям. Рефлексивный этап – этап оценки и самооценки. Сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям. Вопросы: Вопросы: 1) Достигнута ли цель проекта (реформы)? Если нет, то почему? 2) Удалось ли реализовать все задачи, составляющие в совокупности поставленную цель? Почему? 3) К каким последствиям привела реализация проекта? 4) Как повлияла реализация проекта на внутреннюю среду системы? 5) Какова дальнейшая «судьба» реализованного проекта?
14 Вывод: Каждая следующая «реформа» начинается спонтанно, без какой-либо оценки – почему удалось, а чаще всего не удалось предыдущая. Каждая следующая «реформа» начинается спонтанно, без какой-либо оценки – почему удалось, а чаще всего не удалось предыдущая. Именно поэтому, мы и не наблюдаем каких-либо ощутимых положительных итогов «реформ» в области образования. Именно поэтому, мы и не наблюдаем каких-либо ощутимых положительных итогов «реформ» в области образования. Все это касается и нашей системы Эльконина-Давыдова…
15 «Мимикрия» или научная рефлексия практики реализации РО? Образовательная система Эльконина- Давыдова Старые оппоненты системы Эльконина- Давыдова Новые оппоненты из лагеря «инновационной практики» «нам не по пути с умершим движением» Почему ряд школ, учителей, бывшие активные участники РО сейчас не только отошли от нее, но и стали ее оппонентами?
16 Главный постулат: «Сильная» (не однодневка) ОС, «Сильная» (не однодневка) ОС, с одной стороны, должна опираться на свой научный фундамент (теорию), проверенный в экспериментальном режиме, с одной стороны, должна опираться на свой научный фундамент (теорию), проверенный в экспериментальном режиме, с другой стороны, должна уметь гибко реагировать на изменение потребностей экономики и нового общественного устройства с другой стороны, должна уметь гибко реагировать на изменение потребностей экономики и нового общественного устройства
17 Установка: Образовательная система Эльконина-Давыдова должна быть ИЗБИРАТЕЛЬНО открыта ко всем современным «инновациям» в рамках очередного витка «реформ» образования Образовательная система Эльконина-Давыдова должна быть ИЗБИРАТЕЛЬНО открыта ко всем современным «инновациям» в рамках очередного витка «реформ» образования Аксиома: Аксиома: Долгая «жизнь» ОС может быть обеспечена Долгая «жизнь» ОС может быть обеспечена только в случае, если она хотя бы на ШАГ опережает развитие того общества, для которого она создавалась только в случае, если она хотя бы на ШАГ опережает развитие того общества, для которого она создавалась
18 Историческая обстановка в науке 1958 г. – создание лаборатории: начало зарождения постиндустриальной эпохи развития советского общества (1956 год СССР, последнее серьезное открытие 20 века – лазер) 1958 г. – создание лаборатории: начало зарождения постиндустриальной эпохи развития советского общества (1956 год СССР, последнее серьезное открытие 20 века – лазер) Наука переключается на технологическое совершенствование практики: понятие НТР постепенно сменяется понятием ТР Система Э-Д – возникает на переходе от НТР к ТР от НТР к ТР
19 Историческая обстановка в науке гг. в основе содержания образования лежат исключительно «научные знания» (учебный предмет копия одноименной науки) – научный тип знаний гг. в основе содержания образования лежат исключительно «научные знания» (учебный предмет копия одноименной науки) – научный тип знаний 1988-… научные знания становятся (но пока не стали до конца) одним из компонентов содержания образования равноположенные с другими формами человеческого сознания. Зарождается новый тип знания – проектно- технологический тип (А.М.Новиков) 1988-… научные знания становятся (но пока не стали до конца) одним из компонентов содержания образования равноположенные с другими формами человеческого сознания. Зарождается новый тип знания – проектно- технологический тип (А.М.Новиков)
20 Идеология человечества до 1985 г.г – «знания рассматривались как результат освоения коллективного опыта человечества, взятый в обобщенной форме» до 1985 г.г – «знания рассматривались как результат освоения коллективного опыта человечества, взятый в обобщенной форме» конец 90-х гг. – человеческая культура, которая включает в себя как объективные предметные результаты деятельности людей, так и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности конец 90-х гг. – человеческая культура, которая включает в себя как объективные предметные результаты деятельности людей, так и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности
21 Человеческая культура Предметные результаты деятельности человека Через формы общественного сознания: язык, право, мораль, религия, искусство, наука и философия 1996 г. В.В.Давыдов Концепция гуманизация начального общего образования Субъективные человеческие силы и способности Через образные, чувственные знания, развитие индивидуальных способностей, личностных смыслов гг. много текстов по поводу эмоций, воли воображения Последний текст- доклад в 1998 г на 4 МКДТ, Дания
22 Содержание образования 90-х годов 20 века ЗУНы Способности, личностные смыслы Компетентностный подход 2000 г Образовательная Система Эльконина-Давыдова 1990 г
23 Судьба Эльконина-Давыдова обречена? Модель будущей системы 1990 Учебники Формы организации урока Ш1Ш2Ш3Ш4Ш5Ш6
24 Потенциал системы… Аналитический доклад группы экспертов Всемирного банка: «Модернизация российского образования: достижения и уроки» (июнь 2005 год) 1. «Не смотря на то, что результаты советских исследований в области образования явилась разработка ярких сильных подходов (например, РО Эльконина - Давыдова), большинство исследователей и разработок не отвечает современным требованиям. Все они тяготеют к разговорам о политике в области образования, а не к действиям и ее практической реализации, редко строятся на достоверных данных и находят ограниченное применение в решении новых проблем, стоящих перед российским образованием»
25 Потенциал системы… 2. «На базе стандартов нового поколения должна осуществляться разработка учебных материалов по основным предметам (в т.ч. учебников) и методик преподавания. В этой работе можно и нужно использовать существующие прогрессивные модели (например, РО Эльконина - Давыдова), сложившиеся под прямым воздействием классической российской педагогической психологии. Следует более глубоко отражать эти модели в учебных планах, материалах, информационных и коммуникационных ресурсах…»
26 Промежуточный вывод: Эффект от образовательной системы Эльконина – Давыдова в школе может быть достигну только при ее грамотной и системной реализации. Эффект от образовательной системы Эльконина – Давыдова в школе может быть достигну только при ее грамотной и системной реализации. Нельзя реагировать на внесистемные «нововведения», которые не встраиваются в саму систему. Как у любой системы есть предел «жизни» (предел самосохранения), после которого система подвержена разрушению… Нельзя реагировать на внесистемные «нововведения», которые не встраиваются в саму систему. Как у любой системы есть предел «жизни» (предел самосохранения), после которого система подвержена разрушению…
27 «Узлы» современной образовательной политики для развития и обогащения самой системы РО Позиция по «предшкольной ступени» - проблема не в «нулевом» классе, проблема в возрастных переходах от одной ступени образования к другой (5,5-6,5 лет, лет, лет); Позиция по «предшкольной ступени» - проблема не в «нулевом» классе, проблема в возрастных переходах от одной ступени образования к другой (5,5-6,5 лет, лет, лет); Компетентностный подход – повод для разработки мониторинга внутри системы Э-Д, фиксации образовательных результатов и эффектов РО; Компетентностный подход – повод для разработки мониторинга внутри системы Э-Д, фиксации образовательных результатов и эффектов РО; Профильная школа не сможет решить своих задач без кардинального пересмотра подходов к предыдущим ступеням образования. Профильная школа – не есть подготовка в ВУЗ; Профильная школа не сможет решить своих задач без кардинального пересмотра подходов к предыдущим ступеням образования. Профильная школа – не есть подготовка в ВУЗ; Информатизация образования для нас не самоцель, а условия реализации деятельностного подхода в образовании; Информатизация образования для нас не самоцель, а условия реализации деятельностного подхода в образовании; Идея национальной оценки качества образования. ЕГЭ – накопленный опыт РО необходимо реализовать на благо России. Идея национальной оценки качества образования. ЕГЭ – накопленный опыт РО необходимо реализовать на благо России. Организация сетевого взаимодействия – «институт» развития образовательной системы Эльконина-Давыдова. Организация сетевого взаимодействия – «институт» развития образовательной системы Эльконина-Давыдова.
28 Общий вывод: Образовательную систему Эльконина - Давыдова, имеющую достаточно мощный психолого-педагогический научный фундамент, почти пятидесятилетний опыт ее создания и реализации необходимо нами рассматривать как инновационную модель для реализации ряда приоритетных направлений развития российского образования. Образовательную систему Эльконина - Давыдова, имеющую достаточно мощный психолого-педагогический научный фундамент, почти пятидесятилетний опыт ее создания и реализации необходимо нами рассматривать как инновационную модель для реализации ряда приоритетных направлений развития российского образования. Однако : Востребованность (ориентация только на сегодняшние потребности общества) не является устойчивой характеристикой образования: в быстро меняющейся обстановке невозможно прогнозировать, что будет и что не будет востребовано в более отдаленной перспективе через десять или даже через пять лет. В этом смысле жесткая слепая ориентация на внешнюю потребность (востребованность) может создать препятствия для развития (в том числе и системы Эльконина-Давыдова), возможности для получения новых качественных характеристик в образовании. Востребованность (ориентация только на сегодняшние потребности общества) не является устойчивой характеристикой образования: в быстро меняющейся обстановке невозможно прогнозировать, что будет и что не будет востребовано в более отдаленной перспективе через десять или даже через пять лет. В этом смысле жесткая слепая ориентация на внешнюю потребность (востребованность) может создать препятствия для развития (в том числе и системы Эльконина-Давыдова), возможности для получения новых качественных характеристик в образовании.
29 Задачи для обсуждения на Конференции 1. Необходимо не подстраиваясь под сиюминутную политическую ситуацию в образовании, на данной конференции обсудить содержание основных «узловых» моментов Приоритетных направлений развития российского образования для собственного развития образовательной системы Эльконина - Давыдова. Эффект от многих задач МОиН РФ будет зависеть от системного подхода к их реализации. 1. Необходимо не подстраиваясь под сиюминутную политическую ситуацию в образовании, на данной конференции обсудить содержание основных «узловых» моментов Приоритетных направлений развития российского образования для собственного развития образовательной системы Эльконина - Давыдова. Эффект от многих задач МОиН РФ будет зависеть от системного подхода к их реализации. 2. В современной ситуации система Эльконина-Давыдова должна стать более открыта к происходящим изменениям в социуме, но при этом сохранить свои принципы и приоритеты в связи с этим необходимо на этой конференции провести широкую дискуссию о следующем стратегическом шаге в развитии системы. 2. В современной ситуации система Эльконина-Давыдова должна стать более открыта к происходящим изменениям в социуме, но при этом сохранить свои принципы и приоритеты в связи с этим необходимо на этой конференции провести широкую дискуссию о следующем стратегическом шаге в развитии системы. 3. Целесообразно определиться с организационной формой дальнейшего взаимодействия отдельных школ, учителей и детей в рамках общего педагогического сообщества школ и учителей развивающего обучения с целью разработки новой организационно- правовой структуры «жизни» образовательной системы Эльконина- Давыдова (в частности, за пределами такого социального института как «Школа») и в том числе для поддержки русскоязычного населения в странах ближнего и дальнего Зарубежья. 3. Целесообразно определиться с организационной формой дальнейшего взаимодействия отдельных школ, учителей и детей в рамках общего педагогического сообщества школ и учителей развивающего обучения с целью разработки новой организационно- правовой структуры «жизни» образовательной системы Эльконина- Давыдова (в частности, за пределами такого социального института как «Школа») и в том числе для поддержки русскоязычного населения в странах ближнего и дальнего Зарубежья.
30 Задачи для обсуждения на Конференции 4. Необходимо установить, «границу» возможных переносов отдельных фрагментов, элементов и т.п. из системы Эльконина-Давыдова в другие системы (школы) российского образования. Можно ли рассматривать систему Эльконина-Давыдова как «инкубатор» важных «инструментов» для строительства системы образования в России ? 4. Необходимо установить, «границу» возможных переносов отдельных фрагментов, элементов и т.п. из системы Эльконина-Давыдова в другие системы (школы) российского образования. Можно ли рассматривать систему Эльконина-Давыдова как «инкубатор» важных «инструментов» для строительства системы образования в России ? 5. Определить новые проекты важные для развития самой системы развивающего обучения в России и за ее пределами. 5. Определить новые проекты важные для развития самой системы развивающего обучения в России и за ее пределами.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.