Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnovatory.ucoz.ru
1 Урок-исследование «Что в имени тебе моём?». Тайна имени. Марина Цветаева. Владимир Маяковский.
2 Цель. Познакомить учеников с работами учёных и поэтов в области ономастики. Исследовать имена поэтов. Написать слово о поэте, составить коллективный «портрет» имени. Многие из калининградских учителей открыли для себя методику «французских мастерских», с которой познакомились благодаря Л.Д. Фураевой, методисту кабинета литературы Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства. Увлеклись ею и мы, задумали и провели ряд уроков. Они стали итоговыми при изучении творчества М.Цветаевой и В. Маяковского.
3 Урок 1. Марина Цветаева. Оборудование. на доске – портреты поэта, нарисованные учениками, фотографии разных лет. представлена выставка книг – Л.Успенский, А.Суслова, П.Флоренский, Календарь именин, еженедельник «Семья», книги по ономастике.
4 Первая учебная ситуация Слово учителя. Имя человека - тайна, чудо, и до сих пор не раскрытая и не разгаданное, хотя многие ученые и поэты пытаются найти эту разгадку размышляя о связи имени с характером, судьбой, личностью человека. Над загадкой имени бьются и философы. Павел Флоренский, учёный-философ и священник, в годах создал книгу «Имена», где, размышляя о связи имен и людей, говорил: «По имени и житие…Звук имени и вообще словесный облик имени открывает далёкие последствия в судьбе носящего это имя». Поэты продолжают разгадывать тайну имен.
5 Вторая учебная ситуация Работа со стихотворением А.Пушкина Первое задание. Выразительное чтение стихотворения «Что в имени тебе моём?». Назовите образы, которые возникают у поэта в связи с его именем. Какие это образы?(звуковые и зрительные) Каким видит автор своё имя? (негромким, печальным, навевающим грусть, тоску, загадочным. А.М.Цветаева в стихотворении «Психея» 1920 года совсем иначе пишет о нем: «Пунш и Пушкин». Каким она видит его имя?(Сверкающим, пьянящим, ярким, горящим, крепким. В медальоне посвященном Пушкину, И.Северянин писал: «Есть имена как солнце! Имена: Как музыка! Как яблоня в расцвете!..Могу ли запах передать сирени? Могу ль рукою яблочко поймать?» Какой образ ближе вам? Ту же задачу можно решить, обратившись к стихотворению М.Цветаевой, посвящённому А.Блоку Второе задание. Знакомство со стихотворением О.Мандельштама, написанным за три года до его смерти. Судьба уже прожита. Соответствует ли имя судьбе? Какую метафору использует поэт в качестве «портрета судьбы?» Улица, яма, кривая, вывернутая, не линейная – символ нелёгкой, трагической судьбы нестандартной личности. Поэт выстраивает цепь соответствий: фамилия – улица – яма – гибель. Не только ученые, поэты, но и педагоги интересуются этой загадкой. Французские педагоги создали даже свою методику, направленную на изучение имени каждого человека. Мы попробуем продолжить эту интересную практику.
6 Третья учебная ситуация Создание слова о поэте. Выполнив последовательно цепь заданий, постараемся написать слово о М.Цветаевой – образное слово, «портрет», «эмблему» имени. Критерии, необходимые при создании и оценке работ. Постарайтесь создать связный, законченный текст. Обратите внимание на создание образа, его качество. Используйте метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, неологизмы. Постарайтесь создать свой неповторимый образ. Мы оцениваем оригинальность, самостоятельность находки. Можете использовать элементы стилизации авторского текста. Для работы над созданием «Слова» все получают листки бумаги. Работы анонимные.
7 Ход работы 1. На доску написано Марина Цветаева. Составьте как можно больше слов из этого имени. Можно 1-2 буквы, отсутствующие в имени, добавить. На это задание даётся 10 минут. Варианты слов созданные учениками: рана, марево, навет, ветер, царевна, риск, мать, цвет, вата, мрак, море, осина, мавр, мир, нерв, ритм, травма. 2. Обменяемся словами. Можете дописать те, которые вам понравились. 3. Выделите опорное слово. Например, ветер. Или нерв. Подчеркните его. 4. Подберите к опорному слову синонимы, антонимы, ассоциации. Запишите в три колонки. На это задание даётся 5 минут. Ветер Синонимы: ураган, ветер, полёт. Антонимы: покой, смерть, тишь, зефир. Ассоциации: тоска, свобода, порыв, трагизм, открытость, резкость, страсть. 5. Напишите слово о поэте, используя любые слова, вами найденные, подобранные, записанные на вашем листке. На эту работу даётся минут.
8 Четвертая учебная ситуация Создание коллективного слова о поэте. 1.Делим аудиторию на 5 групп. Соответственно и работы делим на 5 частей, по очереди читаем их вполголоса в группе. Лучшие, по мнению группы, отмечаются плюсом. В каждой работе мы находим и подчеркиваем образы, созданные ребятами. Затем обмениваемся работами с другими группами по цепочке – таким образом, чтобы были прочитаны все листки во всех группах. На это задание даётся минут. 2.Читаем вслух работы, набравшие больше плюсов. Учитель. Оцените образ, исходя из следующих критериев: глубина, точность, содержательность, оригинальность. Соответствует ли он внутренней сущности поэта? Могла ли Цветаева так сказать о себе? Должно ли совпасть наше представление о поэте с его представлением о себе? Выбираем и отмечаем лучшие образы для составление коллективного слова. Прочтите строки М.Цветаевой о себе. Что она выделяет в себе? (непохожесть, ранимость, свободу, движение, жизнь, трагизм).
9 Выводы. Мы проделали большую и очень важную работу. Мы побыли писателями, читателями и критиками, постарались проникнуть в духовный мир поэта. Мы приблизились к пониманию этой личности. У нас теперь есть собственное, не вычитанное отношение к ней. Мы оценили тяжкий труд товарища, его горький хлеб.
10 Слово о поэте Марина Цветаева. Эффектно и даже вычурно. Даже похоже на псевдоним. Цветочное имя. Поэтому дано краткое имя цветения – жизни. Трагическая быстротечность – это правило жизни поэта. Экзотичность, оригинальность, яркость – и мгновенность. Царское имя. Морская царевна. Могущественная. Гордая и одинокая: «одна из всех – за всех – против всех!» необычная - помечена Богом. Бог испытывал её всю жизнь. А она, считавшая себя избранницей, никогда не могла принять мир таким, каков он есть. Летящее имя. Ветер, стихия, свобода, полёт, ритм, страсть, сверкание таланта. Трагическое имя. Рана, её жизнь – ринг, борьба за всеми за право быть и созидать. Венец несчастия. Вершина неудач. И выше всех предательств – Ужас мира. Загадочное имя. Тайна. Вето. Мечта. Я вето преступила. Я тайну приоткрыла. Познала счастье, горе, Не пеною морскою Я стала в жизни этой – Мечтою стала я. Вечное имя. Ева, Поэт, чьё отчество не принято упоминать, она и своё столетие – Марина Цветаева. Вечная молодость, энергия, огонь. Высокою горою – и горю дотла! И да будет вам ночь – светла! Цифра 100 с нею не дружна. С нею – любовь, жизнь, слова. С нею мы, её почитатели. Составление коллективного слово о Цветаевой было интересным и сложным, ибо произошло внутреннее единение мира современного школьника и мира поэта.
11 Урок 2. Владимир Маяковский По аналогичному плану проводился урок по имени Владимира Маковского. Ниже приведён результат и ход работы без комментариев.
12 Владимир Маяковский. Варианты слов, созданные учениками: мир, маяк, око, лад, рок, лира, даль, рай, ад, лик, як, воск, солист, вокал, маска, ласка, яма, кий. Опорное слово. Например, солист. Или маяк. Солист Синонимы: ведущий, первый, певец. Антонимы: хорист, рядовой. Ассоциации: властный, единственный, уникальный, создатель, соло, яркий, звучащий, победитель, основатель. В процессе работы были созданы варианты «Слова о поэте».
13 Один из них: Нам ли понять, почему он, Твёрдый, Ведущий и властный, Душу, Не маску несёт На блюде грядущим векам. Ад и рай на челе. Лира, стило – вот владенья Солиста, создателя стиля, Отдавшего голос массам. Солист иль харит? Банкрот иль маяк? Ответ – след от пули. Бог смеётся: «Ласки хотел? Мир считал твореньем поэта? Святого не чтил – Воспел чело – века! Судьбу – получи!» А что же потомки? Отвергли! Изгнали! Забыли. И точка. А верней, след от пули. В сердцах.
14 Слово о поэте Машина. Вечный двигатель, полный жизни и энергии, способный перевернуть мир. Может поехать на красный, не обратив внимания на знаки. Имя моё – Владимир, Фамилия – Маяковский. Звонкая такая фамилия, Как из железа скованная. Должность – поэт-пролетарий, Значит – весь мир на ладони. Занят любимым делом, Что бы там не гундосили. Вой, сор, кулак да яма – Вот где моя стихия. А я стою над ними, Будто я сам – Мессия.
15 Командир на сцене жизни, он стоит как маяк на берегу моря, не боясь ни ветра, ни волн. Желал бы достичь своим громовым голосом слуха грядущих поколений. Ведёт своё войско вперед, в будущее, минируя прошлое, чтобы туда не возвращаться. Но не все идут в ногу с «маршем» его идей и мыслей. Мосты его надежд рухнули. Он боролся с бушующей стихией, с волнами, с прибоем, с ветром, с властью, с жизнью и, наконец, с самим собой. Он был не маяком-спасителем, а маяком-губителем, ибо сам затерялся, заблудился в буре своего времени, поэтому и не смог указать правильный путь кораблям, обрекая их и себя на смерть. Свет маяка призрачен, это мираж. Волны политики захлёстывали его всё сильнее, пока совсем не накрыли, и он захлебнулся в бушующем море своих произведений. Чёрная армада окружила со всех сторон, она мешает дышать, грудь полна воды, и только малейший кусочек горящего свинца способен остановить муки. Темнота. Тишина. Покой. Покой? Маяк светить всегда обязан, Его предел ему навязан – Бороться с тьмой его удел. Ежеминутно много дел: Вести вперед, взрывать основы, Указывать на путь, Ему, и лишь ему, знакомый.
16 Маяковский. Не имя - утверждение. Как звезда, взлетел он на вершины литературы - и угас, как звезда. Его имя не растекается, как расплавленный воск, но гремит с оглушительной силой. Его произведения – сон и яд. Его стихи – код, трудно читаемый. У него и судьба такая – трудно читаемая. Шумит вода, И гремит барабан. Сердце бьется – там-там-там. Уносит меня Стремительный берег Рек – И вот над обрывом я – Не человек. Вода – вот стихия, И я – моряк. На горной реке не ставят маяк. Буря – всегда! Покой – никогда! Но драма лирики – крик, вой Души. Ни души. Не души! Мои стихи – каскад слов. Ритм – риск, поэзия - шанс. Вал на вал, волн навал, Сила – дар. Мир и лад в сердце кричат!
17 Человек дикарь, отличающийся от всех, отрицающий всё окружающее, удивляющий своей вселенной. Он отшельник в своём времени, в мире людей, не понимающих его. Темно. Москва – огромный город! И дождик кашлял в тишине. Туман. Я слышу смутно голос И, как корабль, плыву во тьме. Кричит, стоит, рукою рубит Ноги окованную сталь О наковальню наших буден, Как ледокол, ломает грудью Оживший, выцветший причал – Заветов древних и начал. И нет земли, и волны катят Вперёд бездушные валы. Лишь нежность света впереди, Куда зовём из темноты, Ломая жизнь, вперёд к победе, К какой – не зная, и в ответе Лишь сам Всевышний за него.
18 Властелин, великан, стоящий в море пустоты. Дракон в литературе и в жизни. Выше. Выше. Но выше – некуда. Пальма Зимнего сада. Крыша, теплицы, и горячий сок Льётся из раны. Стеклом висок ранен. Веселье. Где Гамлет мой? Шпагой – висок. Мефистофель, бунт, Бровь и смешок. Смейся над всеми. Смейся над нами: РэСэФэСэРом, А не Лаэртом Ранен.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.