Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователем74202s024.edusite.ru
1 Особенности уроков математики и индивидуальных коррекционных занятий в классах VII вида Методические рекомендации для учителей математики общеобразовательных школ - классы
2 ПЛАН 1. Словарь 2. Краткая характеристика детей с ЗПР 3. Особенности обучения детей с ЗПР 4. Характеристика ВПФ и их развитие на уроке и ИКЗ 5. Примерная структура урока и рекомендации 6. Индивидуальные коррекционные занятия в классах VII вида
3 Словарь ЗПР - нарушение нормального темпа психического развития ( в школьном возрасте еще дошкольные интересы ) Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков Коррекционно – развивающий урок – урок, в ходе которого происходит отработка учебной информации с позиции максимальной работы всех анализаторов ( слухового, зрительного, тактильного ) каждого конкретного ученика
4 Рекомендации Министерства образования и науки Челябинской области ( письмо от 1 июля 2011 года ) Учащиеся должны усвоить содержание программ, соответствующих государственным стандартам общего образования УМК для этих классов выбирается из тех, которые названы в федеральных перечнях учебников на учебный год Уровень познавательных возможностей и математической подготовки учащихся определяется на основе диагностики психолого - педагогических особенностей и учитывается при отборе дидактического обеспечения рабочей образовательной программы, а также методики преподавания предметов « Математика » При составлении рабочей программы по математике для данных классов в пояснительной записке необходимо указать особенности контингента учащихся и сущность корректировки содержания учебного материала и способов учебной деятельности, учащихся при усвоении соответствующего курса
5 Психолого - педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы Ведущей остается игровая мотивация, с трудом формируются учебные интересы Слабо развитая произвольная сфера: умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу Для детей типичны дезадаптивные формы поведения возбудимого или заторможенного характера
6 Особенности обучения детей с ЗПР Адаптация Наводящие вопросы Наглядность Приемы, алгоритмы Образцы решений Постепенное усложнение заданий Новый материал – малыми порциями Необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся:
7 Произвольное Непроизвольное Логическое Абстрактное Конкретно-образное Краткая характеристика высших психических функций Внимание Мышление Память Слуховая Зрительная Образная Двигательная Кратковременная Долговременная Непроизвольная Произвольная
8 Внимание Внимание – состояние сосредоточенности психических процессов на каком - либо объекте Есть два вида внимания : oНепроизвольное внимание даётся от природы естественным путём oПроизвольное внимание - обращение внимания по собственному желанию ( заставляем себя ) Внимание можно изучать и оценивать по нескольким параметрам : oКонцентрация – способность человека сосредотачивать своё внимание на относительно небольшом участке чувственно воспринимать или внутренне переживать, отвлекаясь в данный момент от всего остального oРаспределение содержит наибольшее число объектов, которые могут находиться в сфере внимания человека oПереключение – способность человека переводить внимание с одного предмета на другой ( характеризуется стойкостью ) oУстойчивость – то количество времени, в течение которого человек в состоянии сохранять своё внимание, сконцентрировав на определённом объекте oОбъём внимания – среднее количество предметов, которые находятся в сфере внимания одновременно
9 Направления коррекционной работы с целью развития произвольного внимания Ставить перед ребёнком задачу : « Внимание ! Мы начинаем работу !» В обучении опираться на непроизвольное внимание ( средства наглядности ) Пояснение давать чётко и доступно до начала работы ; Следить за движениями, позой ученика ; чем больше ученик собран, тем внимательнее Для устойчивости произвольного внимания использовать следующие приёмы : oрассматривание объекта с разных точек oсравнение объектов между собой oнаходить причины и следствия изучаемых явлений oвыделение главного в объекте Назад
10 Мышление Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами Виды мышления : oСловесно - логическое – это мышление, в котором действия, в основном внутренние, осуществляются в речевой форме, а материалом могут служить какие - либо понятия oАналитическое мышление основано на анализе и синтезе объектов oОбразное мышление – на первый план выступают образы oПрактическое мышление – над действиями с понятиями и образами преобладают реальные практические действия с материальными предметами
11 Направления коррекционной работы с целью развития мышления Учить описывать признаки реальных объектов Учить выделять главные признаки предметов и явлений Упражнения в выделении сходств и различий объектов, выделение общего в нескольких предметах и ситуациях Учить объединять объекты и явления на основе общих признаков в класс или группу Упражнять в исключении объектов из групп, сходных на основе существенных признаков Упражнять в установлении логических отношений, т. е. причинно - следственных связей между реальными объектами или явлениями Все мыслительные операции отрабатываются сначала на наглядном конкретном материале, а затем абстрактном Назад
12 Память Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта Виды памяти oДвигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем oЭмоциональная – память на чувства oОбразная память – зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая oСловесно - логическая – мысли, которые не могут существовать без языка. Этой памяти принадлежит большая роль в усвоении знаний По цели деятельности память может быть oПроизвольная – память с усилием запомнить oНепроизвольная – самопроизвольная память
13 Направления коррекционной работы с целью развития памяти Создание заинтересованности в запоминании информации Формировать установку на долговременное запоминание (« У тебя всё получится ») Обеспечить понимание запоминаемого материала ; Облегчать процесс запоминания дозировкой информации Опираться на наиболее развитый вид памяти, – зрительную память Научит рационально осуществлять повторение : первое повторение осуществлять через минут, последующее - через 8-9 часов, дальше – через 24 часа Научит ребёнка использовать установление ассоциаций между знакомой информацией и той, которую необходимо запомнить Назад
14 Урок математики в классах коррекции VII вида
15 « Нужно собрать информацию о жителях этой загадочной планеты »
16 Думай, Робот, думай …
17 Включить » мозг помогут : мясо молочные блюда горох, фасоль сырники мороженое Усилить сообразительность помогут : орехи ( грецкие, арахис ) красные овощи ( сладкий перец, морковь, помидоры ) Быстро сосредоточиться помогут : инжир нежирная телятина Укрепить память помогут : рыба творог бананы Меню для мозга
18 Небесное телоВес Земля 70 кг Солнце 1950 кг Юпитер 202 кг Сатурн 92 кг Уран и Нептун 64 кг Венера 63 кг Марс 26,5 кг Меркурий 19 кг Луна 11,2 кг Звезда Койпера ( белый карлик ) кг Это интересно Сколько будет весить человек на различных небесных телах ?
19 ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА МАТЕМАТИКИ Организационный момент Организационный момент Проверка домашнего задания Устный счет Устный счет Упражнения на развитие ВПФ Упражнения на развитие ВПФ Упражнения мозговой гимнастики или Офтальмологическая пауза Упражнения мозговой гимнастики или Офтальмологическая пауза Актуализация старых знаний Актуализация старых знаний Сообщение новых знаний Сообщение новых знаний Первичное закрепление Первичное закрепление Физкультурная минутка Физкультурная минутка Закрепление знаний и способов действий Закрепление знаний и способов действий Контроль и самопроверка знаний Инструктаж по домашнему заданию Инструктаж по домашнему заданию Рефлексия Подведение итогов урока
20 5-6 классы
21 Пусть каждый день и Каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет Ум у вас, А сердце умным будет. С. Маршак Создание атмосферы доброты
22 7-9 классы Установка на внимание : Слушаю Смотрю Слышу Думаю Работаю Назад
23 Вставь недостающее число ? 6 Назад ?
24 Упражнения на развитие ВПФ
25 Ответ
26 Исключите лишнее : -7; 15; -12; -3,2; -68 СложениеСложение ВычитаниеВычитание УмножениеУмножение РаздроблениеРаздробление ДелениеДеление Назад
27 Офтальмопауза : Назад Переведите взгляд с красного круга на синий, с синего на зеленый, с зеленого на желтый. А теперь повторите все в обратном порядке.
28 Х
29 Площади фигур Назад
30 1. Умножить обе части неравенства на наименьший общий знаменатель дробей, входящих в неравенство 2. Раскрыть скобки в обеих частях неравенства 3. Собрать слагаемые с переменной в левой части, а без переменной – в правой 4. Привести подобные члены в каждой части 5. Разделить обе части на коэффициент при переменной ( если коэффициент отрицательный, то поменять знак неравенства на противоположный ) 6. Изобразить множество решений в виде числового промежутка 7. Записать ответ в виде числового промежутка или в виде неравенства, задающего этот промежуток Алгоритм решения неравенств
31 Действия с рациональными числами (-) + (-) = (-) (+) + (-) = (+-) (-) (-) = (+) (-) (+) = (-) (-) : (-) = (+) (-) : (+) = (-) Назад
32 Тема урока : « Модуль числа » Найдите модуль каждого из чисел : 44,7; -2; 1/8; 0,7; -5 ; -0,96 Назад
33 1 упражнение ( 3 раза ): Руки вытянули перед собой и сжали пальцы в кулачок Руки развели в стороны и помахали кистями рук вверх и вниз Руки подняли вверх и вращаем кисти рук 2 упражнение ( 3 раза ): Наклоняем голову вперед, назад, влево, вправо 3 упражнение ( 3 раза ): Зажмурили глаза, открыли 4 упражнение ( 6 раз ): Глубоко вдохнули носом, выдохнули ртом 5 упражнение ( 1-2 минуты ): Положили голову на руки на парту, закрыли глаза и расслабились Физминутка
34 Полетайте
35 Потопайте
36 Попрыгайте Назад
37 Найдите, пожалуйста, ошибку : 2(х-2)< 3(8+3х) 2х-4
38 Правильное решение : 2(х-2)< 3(8+3х) 2х-4
39 15х-3
40 Тема урока : « Сложение смешанных чисел » Назад После школы Ваня 1 час занимался музыкой, 2/3 часа потратил на поиск материала для реферата в Интернете, 1/4 часа он играл с котенком. Сколько времени потратил Ваня на все эти занятия ?
41 Придумайте три неравенства и решите их или 844(а - г) Домашнее задание : Домашнее задание :
42 Рефлексия Назад Каждый ученик на полях тетради ставит один из знаков: «Все понял» «Понял, но не все» «Не понял»
43 развитие аналитического мышления (умение выделить существенные признаки и свойства); развитие аналитико-синтезирующего мышления (развитие умения классифицировать, обобщать, делать выводы); развитие абстрактного мышления (умение выделить общие и существенные признаки); развитие переключения внимания; развитие увеличения объема внимания; развитие слухового внимания; развитие увеличения объема памяти; развитие зрительной, слуховой памяти; развитие речи. обеспечить и систематизировать знания о...; отработать навыки (Какие?); устранить пробелы в знаниях (Каких?); добиться усвоения учащимися каких-то понятий. воспитание трудолюбия; воспитание активности; воспитание ответственности; воспитание аккуратности. ЦЕЛИ УРОКА Дидактическая Коррекционная Воспитательная
44 ТИПЫ УРОКОВ 1.Урок сообщения новых знаний 2.Урок коррекции и первичного закрепления на подобном материале 3.Урок формирования умений и перевода их в навыки 4.Урок обобщения и систематизации знаний 5.Урок повторения 6.Урок проверки и оценки знаний 7.Комбинированный урок
45 Рекомендации В начале урока установка на успех Мотивация изучения нового материала Смена видов деятельности 4-7 раз, через 7-10 минут Цель урока сообщать в начале урока. Всё на уроке подчинено этой цели После каждого этапа урока должен быть сделан вывод Новый материал на уроке должен начаться не позднее 10 мин. после начала урока Максимальное количество алгоритмов, опорных слов, схем, таблиц и т. д.
46 Рекомендации Опора на жизненный опыт ребят Индивидуальная, дифференцированная работа на уроке Физкультминутки, разминки, паузы должны соответствовать возрасту Развитие устной и письменной речи На каждом этапе урока должна прослеживаться коррекционная направленность Следить за темпом урока : все учащиеся должны успевать выполнять задания Домашнее задание должно быть дифференцированным
47 Индивидуальные коррекционные занятия в классах VII вида
48 ИКЗ ( индивидуальные коррекционные занятия ) Система коррекционно - развивающего обучения предусматривает проведение индивидуальных коррекционных занятий с учащимися общеразвивающей и предметной направленности ИКЗ направлены на общее развитие учащихся, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей
49 Цель индивидуальных коррекционных занятий Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего обучения и развития, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, подготовка к восприятию нового учебного материала, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков
50 Задачи ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях развитие мотивации учебной деятельности развитие функции самоконтроля повышение работоспособности и самостоятельности формирование адекватной самооценки формирование и развитие логического мышления развитие навыков планирования собственной деятельности развитие внимания и памяти развитие навыков контроля и словесного отчёта психокоррекция отклоняющегося поведения формирование общетрудовых, организационных и конструктивно - технологических умений, необходимых для социально - трудовой адаптации
51 ИКЗ в среднем звене школы проводятся учителями - предметниками ИКЗ проводятся с подгруппой не более трех человек по 20 мин. На ИКЗ приглашаются две подгруппы из одного класса один раз в неделю ИКЗ проводится с учащимися по мере их изучения учителем, выявления индивидуальных пробелов в развитии. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие материал в ходе фронтальной работы, к ИКЗ не привлекаются
52 Программа Коррекционная программа составляется на 1-3 учащихся, объединённых для ИКЗ по принципу схожести проблем, и рассчитана на определённое количество часов ( определяется учителем самостоятельно ). По окончании программы проводятся итоговые измерения ( самостоятельные работы, тесты ), после чего выявляется новая группа учащихся и составляется новая индивидуальная коррекционная программа
53 Структура ИКЗ Организационная часть - 3 мин Основная часть - 15 мин Заключительная часть – 2 мин
54 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ 1 часть ИКЗ в зависимости от поставленных целей может решать следующие задачи Концентрация, сосредоточенность внимания Формирование произвольности психических процессов Упражнения психогимнастики ( элементов расслабления, аутотренингов ) Цель 1 части ИКЗ – снятие плохого самочувствия, поднятие мышечного тонуса, поднятие интереса к занятию, настрой на активную работу и контакт друг с другом. Эти упражнения особенно полезны детям с неустойчивым настроением, с повышенной тревожностью, с пониженной мотивацией к обучению, с замкнутостью
55 Упражнения, задания 1- ой части : « Покажи мимикой настроение » « Подарим друг другу улыбку » Перекрёстные движения рук и ног Синхронное рисование в воздухе предметов « Продолжи ряд » Мимические и пантомимические этюды на выражение основных эмоций и черт характера Игры с правилами
56 Организация внимания Учитель называет в случайном порядке натуральные числа : 4, 15, 83, 568, … Учащиеся, если названо четное число, поднимают обе руки вверх, а если названо нечетное число, то руки вытягивают вперед Выбывают те, кто ошибся
57 « Настрой на успех » Я желаю вам добра. Я желаю вам успеха. Я верю, что у вас все получиться. Если вам будет трудно, я помогу.
58 Создание атмосферы сотрудничества Мы желаем сегодня друг другу успеха ! Порадуемся за тех, у кого все будет получаться хорошо ! Поможем тем, кому будет трудно ! Я и вы – одна команда !
59 Основная 2 часть ИКЗ зависит от индивидуальной программы для группы учащихся, включает в себя коррекцию и развитие высших психических функций на учебном материале В зависимости от целей подбираются упражнения, задания по предмету. В этой части ИКЗ может быть 1-3 задания
60 Карточка3 На парте у каждого геометрические фигуры : квадрат и прямоугольник. Задача 1 Измерьте сторону квадрата и вычислите его площадь Задача 2 Измерьте стороны прямоугольника и вычислите его площадь
61 Какие фигуры нужно вставить в пустые клетки ?
62 Найди ошибку, реши правильно 2х+х·8=7,2 3х·8=7,2 24х=7,2 Х=7,2:24 Х=3 Ответ: 3.
63 « Секретное послание » Решить каждый пример, выписать ответы в строку и с помощью ключа получить зашифрованную фразу (5,3+0,74):2-0,15; 1,2·0,5+1,5·0,4+2,25; (3,7+1,22):(3,17-3,13)-25; 320: Ключ: 1-ь; 2-Т; 3-Д; 4-Е; 5-Р; 6-!; 7-К; 8-А; 9-Ж.
64 « Четырехугольник с секретом » Какой из числовых рядов лишний, то есть отличается от других ? Запишите числа этого ряда в порядке убывания. 1,12,24,48,817,6 0,20,61,85,416,6 0,51248
65 ФИЗМИНУТКА Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненье : Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись.
66 Физкультурная пауза для улучшения мозгового кровообращения И. п. - стоя, руки па поясе « 1 » - поворот головы направо « 2 » - и. п. « 3 » - поворот головы налево « 4 » - и. п. « 5 » - плавно наклонить голову назад « 6 » - и. п. « 7 » - плавно голову наклонить вперёд Повторить раз. Темп медленный
67 Офтальмопауза Переводите взгляд сначала по часовой стрелке, начиная с сиреневой звездочки, а затем против часовой стрелки, начиная с синей звездочки.
68 Заключительная 3 часть ИКЗ Подведение итогов Рефлексия Оценка деятельности учащихся
69 Рефлексия Фамилия, имя учащегося«+» или «-» Сложение, вычитание обыкновенных дробей Умножение обыкновенных дробей Деление обыкновенных дробей Нахождение дроби от числа Решение уравнений Решение примеров в несколько действий
70 Для проведения ИКЗ учителю необходимы расписание ИКЗ индивидуальные коррекционные программы, составленные по итогам диагностики детские тетради для ИКЗ хранятся у учителя мониторинг результативности приложения
71 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.