Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователем54school.ru
1 ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра естественнонаучного образования МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ дополнительного образования учащихся «Экогеография цивилизаций» Выполнила: Принь Оксана Николаевна учитель географии МБОУ СОШ 54 Советского района города Нижнего Новгорода
2 Пояснительная записка Барьеры формирования геоэкологической культуры: Познавательные барьеры - Фрагментарность, непоследовательность, нехватка методического обеспечения Ценностные барьеры - преобладание прагматических стереотипов отношения к социоприродному пространству - слабое развитие эмпатии, толерантности, патриотизма - слабое развитие геоэкологической компетентности - отсутствие стремления к созидательной культуро-творческой деятельности Геоэкологическое образование в целях устойчивого развития - геоэкологический подход, - экогуманистический подход, - культурно-экологический подход, - ландшафтно-средовый подход
3 Цель расширение геоэкологического мировоззрения учащихся, формирование историко- географической картины мира
4 ПознавательныеРазвивающиеВоспитательные Знакомство с основными теориями и исследованиями процессов взаимодействия природы и общества. Формирование системы знаний об основных механизмах, методах исследования, географических закономерностях и этапах коэволюционного развития природы и цивилизаций, геоэкологических компетенций. Развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой, различными источниками информации, навыков обработки полученных данных и анализа результатов, составления докладов и отчётов по результатам исследовательской работы. Развитие умения осуществлять анализ, оценку и прогнозирование геоисторических этапов. Развитие духовно- нравственных качеств личности: эмпатия, толерантность, гражданственность, патриотизм Задачи факультатива «Экогеография цивилизаций»
5 Принципы междисциплинарности гуманизации разноуровневости историзма экологичности проблемности культурологический
6 Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия учебного материала учащимися Особенности познавательной деятельности старшеклассников -сформированный уровень развития абстрактного и образного мышления -сформировано словесно-логическое, критическое мышление -развитая логическая память Ценностные ориентации современного юношества(15-18 лет) Повышается значимость -интеллектуальные -волевые -соматические Снижается значимость - эмоциональные - нравственные - культурные и общественные
7 Ожидаемые результаты освоения раздела программы Основные знания: - Понятийно-терминологический аппарат курса, - Историко-географические объекты мира, России и своей области - Представления об основных теориях коэволюционного взаимодействия природы и общества Основные умения: -Навыки поиска, систематизации и обобщения геоэкоисторической информации из различных источников (карты, статистика, Интернет-ресурсы и т.д.) -Коммуникативные: готовность и умение общаться, работать в группе, выступать перед аудиторией -Проектно-исследовательские: умение выявлять проблему, формулировать цель, находить пути и средства решения задачи -Критическое осмысление результатов своей работы и работы товарища
8 Приемы: Эвристическая беседа Создание карт Составление синхронистических таблиц Работа со статистическими материалами Составление КП конспектирование Формы организации: индивидуальная групповая фронтальная Современные педагогические технологии «Обучение в сотрудничестве» Информационные технологии Проектная технология, исследовательские технологии Организация деятельности учащихся Методы: словесные наглядные практические частично- поисковый проблемный
9 Учебно-методический план факультатива «Экогеография цивилизаций» Тема занятия ча сы Методы Средство Контроль и самостоятельная учебная деятельность деятельность учителя Учебная деятельность ученика Введение. Тема 1. Цель, задачи "Экогеография цивилизаций". 1 беседа, работа с иллюстративным материалом участие в беседе,практическая работа 1 изучение карты « Экологические проблемы мира » Атлас 10 класса по географии, карта "Экологические проблемы мира" Анализ карты "Экологические проблемы мира" по отдельным материкам. Тема 2. История исследования процессов взаимодействия общества и природы 2лекцияконспектирование лекции проверка тетрадей с лекционным материалом Раздел 1. Коэволюционное развитие природы и общества. Тема 1.1. Разносторонняя связь человека с природой. 1 беседа, организация работы группы с иллюстративным материалом практическая работа 2 с иллюстративным материалом, участие в беседе иллюстративный материал, диапозитивы "Памятники природы России", "Атлас чудес Света" проведение микро- социологического исследования "Что для вас природа?" Тема 1.2. Понятие коэволюционного развития человека и природы, механизмы эволюции. 2лекцияконспектирование лекции в конце второго часа проведение мини-теста на усвоение понятий Тема 1.3. Цикличность в развитии природы и общества. 1 проведение лекции, организация практической работы "Солнечная активность и политические события России" конспектирование, практическая работа 3 по сопоставлению прохождения пятен на Солнце 1 раз в лет и политических событий в России, начиная с 1905 г. до настоящего времени схема "Циклы А.В. Шнитникова", наглядный материал: карта "Скотоводы в Сахаре", физическая карта мира. проверка тетрадей с лекционным материалом и практическими работами
10 В содержании работы факультатива можно выделить два основных направления: 1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой личностный интерес у школьников 2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации в классе с использованием Интернет.
11 Познавательная деятельность Мыслительные операции: Анализ Синтез Установление причинно-следственных связей Выдвижение гипотезы Примеры: Анализ карты «Экологические проблемы мира» «Опишите свое путешествие по Атлантиде с позиции ее жителя» «Что было бы с цивилизацией Европы, если бы Гольфстрим не проходил больше у ее берегов » «Солнечная активность и современные политические события взаимосвязаны »
12 Преобразующая деятельность Перевод информации из одного вида в другой с целью систематизации, обобщения, наглядности Примеры Создайте синхронистическую таблицу изобретение колеса в разных региона Земли Создание контурной карты «Современные цивилизации» «современные оси пассионарности »
13 Общеучебная деятельность Использование разных способов поиска информации, ее представление в разных видах Примеры Просмотрите фильм «Тайна Аркаима». Оцените уровень развития хозяйства, знаний об окружающем мире взаимодействие жителей с природой».результаты представьте в виде ролевой игры. Подготовьте компьютерную презентацию «Экологические проблемы Африки»
14 Самоорганизующая деятельность самоучет, самостоятельная постановка целей Осознание своего продвижения Не менее трех обязательных работ по выбору: сочинение, участие в ролевой игре, составление карты, доклад, компьютерная презентация «Дневник моего успеха»
15 Диагностичность планируемых результатов ПоказателиКритерииМетодика Мотивационный аспект Уровень активностиНаблюдения, саморефлексия, «дневник» Ценностно- нормативный аспект Ценностное отношение к окружающей среде Методика определения доминантности экологических ценностей (Ясвин В.А., Д.Я. Дебяро) Информационно познавательный аспект Уровень геоэкологических знаний Контрольно-диагностические задания Коммуникативный аспект Уровни диалоговых отношений Методика определения диалоговых отношений школьников (наблюдения) (С.Б. Белова) Практико- созидательный аспект Уровень опыта природосообразной деятельности Методика сформированности субъектного опыта (А.К. Осницкий) ЭмпатияУровень эмпатииМетодика диагностики уровня эмпатии (И.М. Юсупов, С.Д. Дерябо) ТолерантностьВиды толерантностиВопросник для измерения толерантности (В.С. Магун) Гражданственность и патриотизм Виды гражданственной позиции Методики «Завершите предложение», «Ранжирование высказываний»
16 Диагностика
17 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.