Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемttv.krasgmu.ru
1 Особенности функционирования учреждений здравоохранения в современных условиях. Первичная медико-санитарная помощь. К.м.н, доц. Пономаренко Г.С. Кафедра УЭЗиФ ИПО Лекция
2 ЦЕЛЬ: На основании анализа состояния здравоохранения, показать приоритеты развития первичной медико-санитарной помощи населению
3 План: 1.Цели здравоохранения 2.Современные проблемы охраны здоровья 3.Задача ВОЗ Деятельность участкового врача 5.Эффективность деятельности участкового врача
4 Литература: 1.Дмитриев В.И., Соломонов А.Д., Балыгин М.М. Изучение множественных причин смерти – важный шаг к пониманию современного состояния смертности населения //Здравоохр. Росс. Фед. – – С Здоровье населения в Европе. – Копенгаген: ВБ ВОЗ Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2000 года, 1202-р. – М., Щепин О.П., Тищук Е.А. Современные проблемы координирования и взаимодействия в управлении здравоохранением //Пробл. соц. гиг. и истории медицины. – – С The WHO QOL Group. What Quality of life? //Wed Heth Forum. – – Vol. 17, 4. – P
5 Организация медицинской помощи населению Охрана здоровья (Комитет экспертов ВОЗ, 1952) – это наука и искусство предотвращения болезней, продолжения жизни и обеспечения умственного и физического здоровья и эффективной деятельности людей с помощью предпринимаемых обществом организованных усилий по оздоровлению окружающей среды, борьбы с инфекциями, обучения людей личной гигиене, организации врачебной и медицинской помощи для ранней диагностики
6 Организация медицинской помощи населению и профилактики заболеваний, а также развития социальных механизмов с целью обеспечения каждому человеку уровня жизни, необходимого для поддержания здоровья, при такой организации обеспечения этими благами, когда каждый гражданин получает возможность реализовать свое неотъемлемое право на здоровую и продолжительную жизнь.
7 Организация медицинской помощи населению Охрана здоровья (Американский институт медицины) – организованные усилия сообщества, направленные на предупреждение болезней и укрепление здоровья. Охрана здоровья (Комитет Ачесона, UK) – наука и искусство предотвращения болезней, продолжения жизни и обеспечения здоровья с помощью организованных усилий общества.
8 Организация медицинской помощи населению Охрана здоровья граждан (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, 1993) – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
9 Организация медицинской помощи населению У нас в стране основные функции охраны здоровья граждан выполняет система здравоохранения - это совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые содействуют укреплению здоровья и проводятся на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в общинах, в физическом и психосоциальном окружении, а также в секторе здравоохранения и связанных с ним секторах.
10 Организация медицинской помощи населению Три системы здравоохранения: государственная; муниципальная; частная
11 Организация медицинской помощи населению Основные принципы отечественного здравоохранения: Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий; Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан Доступность медико-социальной помощи; Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; Ответственность органов гос.власти … за обеспечение граждан в области охраны здоровья
12 Организация медицинской помощи населению Основные задачи высших органов государственной власти и управления в области охраны здоровья граждан здравоохранением (20 задач):
13 Организация медицинской помощи населению Основные задачи Министерства здравоохранения (11 задач):
14 Организация медицинской помощи населению Виды лечебно-профилактической помощи (ЛПП) населению, номенклатура учреждений здравоохранения В Основах законодательства выделены лишь три вида ЛПП населению: Первичная медико-социальная помощь (ПМСП) Скорая медицинская помощь Специализированная медицинская помощь
15 Организация медицинской помощи населению По уровню квалификации выделяют: Первую помощь Доврачебную Первую врачебную Квалифицированную Специализированную Узкоспециализированную Чаще ЛПП разделяют по следующим видам: Внебольничная Больничная Скорая и неотложная медицинская помощь Реабилитационная и санаторно-курортная помощь
16 Организация медицинской помощи населению Первичная медико-социальная помощь (ПМСП) Первичная медико-социальная помощь (ПМСП) и соответствующие ей учреждения – это зона первого контакта населения со службами здравоохранения. К ПМСП относятся: –Амбулаторно-поликлинические учреждения. –Санитарно-эпидемиологические станции. –Учреждения скорой и неотложной помощи. –Женские консультации. –Учреждения родовспоможения.
17 Организация медицинской помощи населению Самые многочисленные учреждения, в которых оказывается первичная медико-социальная помощь – амбулаторно-поликлинические. Виды амбулаторно-поликлинических учреждений. поликлиники, входящие в состав больниц, самостоятельные городские поликлиники, сельские врачебные амбулатории, диспансеры,
18 Организация медицинской помощи населению узкоспециализированные поликлиники (стоматологические и др.), женские консультации, здравпункты, фельдшерско-акушерские пункты. Среди амбулаторно-поликлинических учреждений ведущими являются поликлиника и амбулатория.
19 Организация медицинской помощи населению Поликлиника – это высокоразвитое специализированное ЛПУ, в котором оказывается медицинская помощь приходящим больным, а также больным на дому, осуществляется комплекс лечебно-профилактических мероприятий по лечению и предупреждению развития заболеваний и их осложнений.
20 Организация медицинской помощи населению Амбулатория – отличается от поликлиники уровнем специализации и объемом деятельности. В амбулатории прием ведется по небольшому числу основных специальностей: терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, педиатрии.
21 Организация медицинской помощи населению Виды поликлиник. По организации работы: объединенные со стационаром, необъединенные. По территориальному признаку: городские, сельские.
22 Организация медицинской помощи населению По профилю: общие (для обслуживания взрослого и детского населения), детские поликлиники, поликлиники, обслуживающие только взрослое население, стоматологические, физиотерапевтические, курортные.
23 Организация медицинской помощи населению Основными направлениями деятельности учреждений ПМСП являются: профилактическая работа, диспансеризация, гигиеническое обучение и воспитание населения, пропаганда здорового образа жизни; лечебно-диагностическая работа (включая экспертизу временной нетрудоспособности);
24 Организация медицинской помощи населению организационно-методическая работа (управление, планирование, статистический учет и отчетность, анализ деятельности, взаимодействие с другими учреждениями здравоохранения, повышение квалификации и пр.); организационно-массовая работа.
25 Организация медицинской помощи населению Особое место в работе врачей, обеспечивающих население первичной медико-социальной помощью, занимает диспансеризация (активное раннее выявление, динамическое наблюдение и лечение, комплексное оздоровление). Оценка организации диспансеризации проводится с помощью таких показателей, как:
26 Организация медицинской помощи населению качество диспансеризации (охват диспансерным наблюдением не наблюдавшихся в течение года, охват различными социально-оздоровительными и лечебно-профилактическими мероприятия- ми - санаторно-курортное лечение, диет- питание, рациональное трудоустройство и др.);
27 Организация медицинской помощи населению эффективность диспансеризации (динамика заболеваемости и болезненности по данным ЗВУТ - для работающих; общей заболева- емости - по основной и сопутствующей патологии; госпитализированной заболева- емости; инвалидизация, в том числе первичная; летальность; исходы диспансе- ризации по данным годовых эпикризов - выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение).
28 Организация медицинской помощи населению Функции участкового врача-терапевта: оказание квалифицированной врачебной помощи по специальности «внутренние болезни» на амбулаторном приеме и на дому; проведение профилактической и санитарно- противоэпидемической работы, диспансеризации, гигиенической пропаганды;
29 Организация медицинской помощи населению Под диспансеризацией понимается активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения и комплексного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровлению условий их труда и быта, предупреждению развития и
30 Организация медицинской помощи населению распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности. Диспансеризация предусматривает прежде всего сохранение здоровья у здоровых, активное выявление больных с ранними стадиями заболеваний и предупреждение случаев нетрудоспособности; конечной ее целью является сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности
31 Организация медицинской помощи населению диспансеризуемого контингента. Этим определяется социально-гигиеническая сущность (значимость) диспансеризации. Диспансерный метод наблюдения является функцией лечащих врачей общей сети внебольничных учреждений (поликлиник, амбулаторий), обслуживающих население по месту жительства и по месту работы, а также врачей специализированных учреждений - диспансеров и центров ГСЭН.
32 Динамика числа лиц, состоящих на «Д» наблюдении (на населения)
33 Связь между динамикой уровня охвата диспансерным наблюдением и смертности от отдельных групп болезней в МО г. Осинники в гг. (r xy ) СВЕДЕНИЯ О ЧИСЛЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ У БОЛЬНЫХ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ за 2008г. ( Взрослые (18 лет и старше).Код по ОКЕИ: человек Наименование классов и отдельных болезней строк и Код по МКБ X пересмот ра Зарегистрировано больных с данным заболеванием Состоит под диспансер ным наблюден ием на конец отчетного года всего В т.ч. с диагнозом, установле нным впервые в жизни Всего1.0A00-T в том числе: некоторые инфекционные и паразитарные болезни 2.0A00-B
34 Связь между динамикой уровня охвата диспансерным наблюдением и смертности от отдельных групп болезней в МО г. Осинники в гг. (r xy ) болезни системы кровообращения 10.0I00-I из них: острая ревматическая лихорадка 10.1I00-I0232 хронические ревматические болезни сердца 10.2I05-I в т.ч. ревматические пороки клапанов I05-I болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением 10.3I10-I ишемическая болезнь сердца 10.4I20-I из общего числа больных ИБС больных: стенокардией 10.5I острым инфарктом миокарда 10.6I повторным инфарктом миокарда 10.7I некоторыми текущими осложнениями острого инфаркта миокарда 10.8I23 другими формами острой ИБС 10.9I24 цереброваскулярные болезни 10.10I60-I
35 Связь между динамикой уровня охвата диспансерным наблюдением и смертности от отдельных групп болезней в МО г. Осинники в гг. (r xy ) %охватаДН умерло Пневмонии 17,439,425,114, Анемии63,745,516, ЦВБ 3,39,825,124, ОИМ 95, , повторным ИМ НС крови ЯЖ и ДПК 53,455,853,196,26488 ВПР СК 11,910,714,589,81001 Эпилепсия 11,911,523,171,31210 повышенным АД 9,61358, БА 68,460,847,563,72531 БМПС 18,93123,360, ИБС 19,218,621,646, Другая ХНЗЛ 022,42343, стенокардией 1514,91741,90860 Бронхит хрон. 11,415,822,835,
36 Связь между динамикой уровня охвата диспансерным наблюдением и смертности от отдельных групп болезней в МО г. Осинники в гг. (r xy ) ИБС -0,92 Другие ХНЗЛ -0,91 Эпилепсия -0,86 Бронхит хрон. -0,83 Цереброваскулярные -0,64 Стенокардия -0,55 Бронхиальная астма -0,31
37 Организация медицинской помощи населению Основными документами, которые оформляются на больных, состоящих на диспансерном учете, являются медицинская карта амбулаторного больного и контрольная карта диспансерного наблюдения, в которой фиксируются своевременность посещения врача и прохождения очередного медицинского осмотра, выполнение назначенных видов лечения, оздоровительных мероприятий и рекомендаций по трудоустройству.
38 Организация медицинской помощи населению Функции участкового врача-терапевта (продолжение): своевременная госпитализация больных в установленном порядке; организация консультаций больных у врачей других специальностей; проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в амбулаторных условиях;
39 Организация медицинской помощи населению Функции участкового врача-терапевта: осуществление экспертизы временной утраты трудоспособности и направление на ВТЭК; анализ состояния здоровья обслуживаемого населения.
40 Организация медицинской помощи населению При оценке деятельности поликлиники обычно анализируются: общие данные о поликлинике; информация об организации работы поликлиники (прием пациентов, помощь на дому, нагрузка врачей); проведение профилактической работы и ее результаты (медицинские осмотры, диспансеризация);
41 Организация медицинской помощи населению качество врачебной диагностики и лечения больных; преемственность работы поликлиники и стационара. Среди общих данных оцениваются средняя численность населения, прикрепленного к участку, укомплектованность штатов и др.
42 Организация медицинской помощи населению Основные показатели деятельности поликлиники. 1. Обеспеченность врачебными кадрами (средними мед. работниками): Число штатных врачебных должностей * Общая численность населения 2.Укомплектованность врачами (средними мед. работниками): Число занятых врачебных должностей * 100 Число штатных врачебных должностей
43 Организация медицинской помощи населению Основные показатели деятельности поликлиники. Форма 17 Утверждена постановлением Госкомстата России от СВЕДЕНИЯ О МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КАДРАХ за _____ г.
44 Организация медицинской помощи населению 3. Участковость: Число посещений детьми участкового врача * 100 Общее число посещений участковых врачей 4. Заболеваемость и болезненность (на 1000 населения) по учреждению. Заболеваемость: Зарегистрированные случаи с диагнозом (+) * 1000 Численность населения в районе обслуживания
45 Организация медицинской помощи населению Болезненность: Все зарегистрированные случаи * 1000 Численность населения в районе обслуживания
46 Организация медицинской помощи населению Организация работы поликлиники также оценивается по показателям, характеризующим: динамику посещений (отношение числа посещений поликлиники в данном году к числу посещений в прошлом году, умноженное на 100); структуру посещений по поводу заболеваний или с профилактической целью (отношение числа посещений по
47 Организация медицинской помощи населению поводу заболеваний или с профилактической целью к числу всех посещений, умноженное на 100); нагрузку на врачебную должность (отношение числа посещений всех врачей к числу занятых врачебных должностей); активность посещения врачами пациентов на дому (отношение числа активных посещений на дому к числу всех посещений на дому, умноженное на 100).
48 Организация медицинской помощи населению Профилактическая работа поликлиники оценивается: полнотой охвата медицинскими осмотрами (отношение числа осмотренных к числу населения, подлежащего осмотру, умноженное на 100); процентом населения, осмотренного с целью выявления заболевания (отношение числа осмотренных к численности населения);
49 Организация медицинской помощи населению частотой выявленных заболеваний (отношение числа выявленных заболеваний к числу осмотренных); показателями диспансеризации (полнота охвата, своевременность взятия на диспансерный учет, удельный вес вновь взятых под наблюдение, среднее число диспансеризуемых на одном участке, исходы и эффективность диспансеризации).
50 Организация медицинской помощи населению Качество врачебной диагностики определяется на основе сравнения диагнозов, поставленных больным при направлении на госпитализацию, с диагнозами, установленными в стационаре. Преемственность работы поликлиники и стационара оценивается числом пациентов, подготовленных к плановой госпитализации, и обменом документацией до и после лечения их в стационаре.
51 Организация медицинской помощи населению 2008 г. Амбулаторно-поликлиническая помощь населению Красноярского края в 2008 г. Медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи оказывают организации здравоохранения государственной (федеральные и краевые учреждения здравоохранения, включая учреждения министерств и ведомств), муниципальной (муниципальные учреждения здравоохранения) и частной систем здравоохранения.
52 Организация медицинской помощи населению 2008 г. В 2008 году первичную медико-санитарную помощь жителям Красноярского края оказывали 372 амбулаторно-поликлинических учреждения, входящих в состав больнично-поликлинических учреждений и самостоятельные учреждения. В отчетном году число АПУ изменилось, так как сеть ЛПУ края приводится в соответствие с номенклатурой и юридическим статусом и часть поликлинических учреждений стали структурными подразделениями медицинских учреждений.
53 Организация медицинской помощи населению 2008 г. Основные тенденции изменения структуры амбулаторно- поликлинических учреждений связаны с укрупнением медицинских учреждений в городах края, особенно краевом центре. В сельских районах уменьшается количество амбулаторно- поликлинических учреждений: в 2004 году закрыто 6 ФАПов, 1 врачебная амбулатория.
54 Организация медицинской помощи населению 2008 г. Наименование учреждений Всего АПУ В т. ч. АПУ входящие в состав больничных учреждений Самостоятельные АПУ всего: Из них: поликлиники Амбулатории детские поликлиники55555
55 Организация медицинской помощи населению 2008 г. Центр по профилактике и борьбе со СПИД22111 Центр планирования семьи11111 медико-генетический центр11111 прочие22222 Стоматологические поликлиники Диспансеры Кроме того: здравпункты врачебные здравпункты фельдшерские фельдшерско-акушерские пункты
56 Организация медицинской помощи населению 2008 г. Наибольший удельный вес (51,5% от общего числа учреждений здравоохранения, 123) составляют больничные учреждения, амбулаторно-поликлинические учреждения здравоохранения составляют 22,5% (53 учреждения здравоохранения), диспансеры – 10% (24), охраны материнства и детства - 5,8% (14 родильных домов), станции скорой медицинской помощи - 2,9% (7).
57 Организация медицинской помощи населению 2008 г. В течение последних трех лет увеличиваются объемы оказания медицинской помощи на амбулаторном этапе. В 2008 г. выполнено 25310,1 тыс. посещений (Ф-30 «Отчет о работе лечебно-профилактического учреждения»), что на 1,0% больше, чем в 2007 г. (24780,4 тыс.) и на 2,3% по сравнению с 2006 г. (24728,9 тыс.). С учетом ведомственных медицинских учреждений и ЗАТО (по данным Ф-62) выполнено посещений.
58 Динамика посещений в АПУ Красноярского края
59 Организация медицинской помощи населению в 2008 г. Рост числа посещений связан с оптимизацией работы учреждений здравоохранения, реализацией Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и проведением дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы и углубленных медицинских осмотров лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда.
60 Организация медицинской помощи населению в 2004 г. Число посещений в 2004 году составило 25739,1, что на 5,7% меньше 2003 года (2003 год – 27303,8). В целом по краю доступность оказания медицинской помощи на амбулаторном этапе снизилась. Показатель количества посещений на одного жителя в год составил 8,7 (в Программе государственных гарантий норматив в 2004 году составлял 9,2).
61 Организация медицинской помощи населению в 2004 г. Однако в связи с реализацией Федерального закона 122-ФЗ в I квартале 2005 года отмечается увеличение числа посещений в амбулаторно-поликлинические учреждения (в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2004 года).
62 Организация медицинской помощи населению в 2008 г. С 2005 года в крае увеличивается доступность медицинской помощи на амбулаторном этапе: число посещений на одного жителя стабильно растет и составило в 2008 г. 8,76 (2007г. - 8,56, 2006г. – 8,5, 2005г. – 8,3). С учетом посещений в ведомственные медицинские учреждения и ЗАТО число посещений на одного жителя составило 9,3, что соответствует нормативу, установленному в Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению РФ (9,2) и превышает показатель по Сибирскому федеральному округу (2007г. – 8,7).
63 Организация медицинской помощи населению в 2008 г. В городской местности доступность медицинской помощи значительно выше: количество посещений на 1 жителя в г. Сосновоборске – 11,2, г. Норильске – 11,4, г. Бородино – 12,2, г. Лесосибирске – 10,9, г. Ачинске – 9,9, г. Дивногорск – 9,6.
64 Организация медицинской помощи населению в 2008 г. В 39 территориях края (2007г. в 42) доступность первичной медико-санитарной помощи ниже среднего показателя по краю: Абанский – 5,0, Емельяновский, Иланский и Курагинский – 5,5, Б- Муртинский – 5,7, Ужурский – 5,8 пос. на жителя. Вместе с тем, доступность специализированных видов медицинской помощи для жителей территорий расположенных вблизи краевого центра (Емельяновский, Сухобузимский, Березовский, Б-Муртинский районы) достаточно высока за счет краевых медицинских учреждений.
65 Организация медицинской помощи населению в 2008 г. В отчетном году специалистами амбулаторно- поликлинической службы увеличена профилактическая работа: удельный вес посещений с профилактической целью составил 38,2% (2007г. – 35,5%), по поводу заболеваний снизился с 64,5% в 2007г. до 61,8% в 2008г. Низкие показатели посещений с профилактической целью по Боготольскому (23,7%), Манскому (28,6%), Назаровскому (29,8%) районам.
66 Организация медицинской помощи населению в 2008 г. Охват профилактическими осмотрами декретированных групп населения в отчетном году уменьшился до 90,1% (2007г. – 92,4%). Особенно низкие показатели профилактических осмотров по Боготольскому – 54,3%, Манскому – 60,9%, Идринскому – 61,2%, Назаровскому – 62,1% районам.
67 Организация медицинской помощи населению в 2008 г. Результатом активной профилактической работы явилось снижение вызовов на дому и вызовов скорой помощи: в 2008г. выполнено посещений на дому, что составляет 440,6 на 1000 населения (2007г. – 453,6), число вызовов скорой помощи составило 339,0 на 1000 населения в 2008г. против 341,3 в 2007г. – снижение на 0,7%.
68 Организация медицинской помощи населению в 2008 г.
69 В течение трех лет растет число посещений на одну врачебную должность: в 2008г. функция врачебной должности в целом по краю составила 3976,4 посещений (2007г. край – 3940, СФО 2006г. – 2903). Самая высокая нагрузка в крае на 1,0 врачебную должность отмечена в Дзержинском районе (6253,0), Пировском районе (6110,6), Нижнеингашском районе (5928,8), наименьшая в Эвенкийском муниципальном районе (2796,4) (2007г. – 2572 пос.), г. Красноярску (3412,9, 2007г. – 3436 пос.), г. Норильску (3522,5).
70 Организация медицинской помощи населению в 2008 г. Основной проблемой в оказании первичной медико-санитарной помощи остается кадровый вопрос. По штатному расписанию в 2008 году было предусмотрено 8227,75 должностей врачей, работающих в поликлинике, диспансере, консультации, занято 7865,25 – 95,6%. При этом укомплектованность физическими лицами составила 67,2% (2007г. - 69,1%) от занятых и 64,2% (2007г. - 65,9%) от штатных врачебных должностей.
71 Организация медицинской помощи населению в 2008 г. Особенно низкий процент укомплектованности врачами в центральных районных больницах, участковых больницах и врачебных амбулаториях.
72 Организация медицинской помощи населению в 2008 г. Необходимо отметить низкую доступность специализированной медицинской помощи для жителей не только в сельских территориях, но даже и в крупных районных центрах. Особенно «востребованы» такие узкие специалисты, как эндокринолог, невролог, кардиолог.
73 Организация медицинской помощи населению в 2008 г. Созданные в крае межрайонные центры в настоящее время не оказывают существенного влияния на повышение доступности специализированной медицинской помощи (в Ачинский межрайонный центр удельный вес посещений населения из прикрепленных территорий составляет всего 11,3%). Это, в свою очередь, способствует необоснованной нагрузке на краевые медицинские учреждения.
74 Организация медицинской помощи населению в 2008 г. Таким образом, сохраняется низкий уровень профилактической работы. С недостаточным количеством кадров участковой службы связано снижение показателей профилактической работы. Остается высоким удельный вес посещений по поводу заболеваний, низким – охват диспансерным наблюдением, низким – удельный вес посещений на дому.
75 Организация медицинской помощи населению в 2008 г. Высокотехнологичную медицинскую помощь в 2008 году получили человек, что на 11% больше, чем в 2007 г. Из них за счет средств федерального бюджета получили помощь человек, в том числе в учреждениях здравоохранения Красноярского края 1333 человека, в федеральных учреждениях здравоохранения человек. За счет средств краевого бюджета – 4160 человек.
76 Организация медицинской помощи населению в 2008 г Стационарная помощь В 2008 году стационарную медицинскую помощь населению оказывали 141 ЛПУ, имеющее в своем составе круглосуточные стационарные койки (далее больничные учреждения), в т.ч. в сельской местности – 44 учреждения. Общий коечный фонд больничных учреждений в 2008 году объединил койку круглосуточного пребывания, в том числе в сельской местности 5304 койки.
77 Организация медицинской помощи населению в 2008 г. За последние три года практически сокращений больничных учреждений не происходит. В основном проводится укрупнение больничных учреждений. В 2008 году 1 участковая больница (Мокрушинская участковая больница Канского района) реорганизована в амбулаторию с койками дневного стационара, закрыт круглосуточный стационар в краевом кожновенерологическом диспансере г. Лесосибирска.
78 Организация медицинской помощи населению в 2008 г. В Красноярском крае в 2008 г. показатель обеспеченности койками на 10 тыс. населения составил 87,7 (2007 г. – 89,7) Коечный фонд края за 5 лет сократился на 13% (3790 коек). На 1 января 2009 г. в больничных учреждениях Красноярского края функционировало койка круглосуточного пребывания, превышая расчетный норматив программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 6,2%.
79 Организация медицинской помощи населению в 2008 г. Одновременно за 5 лет в крае увеличилось на 9% мест в дневных стационарах (3895 мест). При больничных учреждениях их число составило – 2132, при амбулаторно- поликлинических учреждениях – 1763.
80 Коечный фонд больничных учреждений Красноярского края за гг.
81 Высокий показатель обеспеченности койками сельского населения – 76,0 (в 2007 г. РФ - 47,9) объясняется малочисленностью населения в отдаленных и труднодоступных районах, где наличие коек круглосуточного пребывания, несмотря на небольшое количество населения, является жизненно необходимым при оказании экстренной и неотложной помощи.
82 Коечный фонд больничных учреждений Красноярского края за гг. Показатель обеспеченности койками по различным МО края неоднозначен. В 9 территориях края из 58 он превышает краевой показатель. Это отдаленные северные территории с малочисленным населением, со значительными расстояниями от районного центра и отсутствием постоянной круглогодичной наземной транспортной связи (Эвенкийский район – 220,3; Таймырский район – 146,7; Туруханский район – 129,7, Богучанский – 96,5).
83 Коечный фонд больничных учреждений Красноярского края за гг. В пригородных районах этот показатель ниже среднекраевого: Березовский район – 30,6; Емельяновский район – 38,1; Минусинский район - 17,0; Ачинский район – 15,7.
84 Коечный фонд больничных учреждений Красноярского края за гг. Профили коек Закрыто коек % от общего числа коек Развернуто коек ДС в круглосуточном стационаре Общие 41940,889 Терапевтические 69019,4761 Педиатрические 42320,8162 Гинекологические 26515,1179 Хирургические
85 Коечный фонд больничных учреждений Красноярского края за гг. По выше указанным профилям занятость койки в 2008 году составила: терапевтический профиль – 313,7, общий – 274,3; педиатрический – 279,2; гинекологический – 315,5, хирургический – 294,8. В связи с не эффективностью работы койки, проводили структурные изменения коечного фонда с учетом реальной потребности в круглосуточных койках населения, открывали дневные стационары и отделения сестринского ухода.
86 Коечный фонд больничных учреждений Красноярского края за гг. Из 419 общих коек перепрофилировано 209 в койки сестринского ухода и открыто 89 мест дневного стационара. Обеспеченность местами в дневных стационарах на населения составила в 2008 году – 13,5, в 2007 году - 12,1 (СФО в 2007 – 15,6; РФ в 2007 г. – 14,5), расчетный норматив ПГГ оказания гражданам бесплатной медицинской помощи по дневному стационару составляет 16,9 на населения.
87 Коечный фонд больничных учреждений Красноярского края за гг. Число пролеченных пациентов в круглосуточных стационарах составило в 2008 году – человека (в 2004 году – ). Снижение по сравнению с 2004 годом произошло на 10,6%, по сравнению с 2007 годом – на 2 %. Число пролеченных больных за последние 5 лет уменьшилось по всем профилям, за исключением аллергологических коек для детей, восстановительного лечения для взрослых, инфекционных для детей, коек кардиохирургического и сосудистых профилей.
88 Коечный фонд больничных учреждений Красноярского края за гг. Уровень госпитализации на 100 населения снизился с 20,9 в 2004 году до 19,2 в 2008 г. (СФО-24,0 в 2007; РФ - 22,5 в 2007 г.). Для различных территорий края этот показатель неоднозначен, высоким остается данный показатель в северных и отдаленных территориях края (Таймырский МР 367,5; Эвенкийский МР 447,0; Туруханский район - 265,8; Богучанский район 235,2; Мотыгинский район – 273,6; Енисейский район - 225,3).
89 Коечный фонд больничных учреждений Красноярского края за гг. Одновременно увеличивается число пролеченных больных в дневных стационарах и в 2008 г. составило пациентов (39359 чел. в 2004 г.). Рост по сравнению с 2004 г. произошел на 116,9%, по сравнению с 2007 г. увеличение произошло на 10,2%. Данный факт говорит о том, что медицинская помощь, оказанная в круглосуточном и дневном стационаре, остается доступной для населения края.
90 Коечный фонд больничных учреждений Красноярского края за гг. Уровень госпитализации в дневные стационары на 100 населения возрос с 1,4 в 2004 г. до 3,0 в 2008 году, но остается ниже показателей по Сибирскому Федеральному округу и Российской Федерации (СФО – 4,0; РФ – 3,8).
91 Коечный фонд больничных учреждений Красноярского края за гг.
92 Всего по краю Обеспеченность койками на ,193,791,789,787,7 Занятость койки в году (дней)320,8329,7319,9317,9318,7 Среднее пребывание на койке15,21514,914,614,5 Больничная летальность, в %1,41,51,41,5 Уровень госпитализации на 100 населения20,8920,319,619,319 Число к/дней на 1 жителя3,23,12,92,862,8
93 Коечный фонд больничных учреждений Красноярского края за гг. Показатель занятости работы койки в году составил в 2008 году – 318,7 дней (в 2006 г. РФ – 317,0). По сравнению с 2007 годом койка работала более эффективна. Стабильно высокая занятость койки в диспансерах (онкологический - 351,0; психоневрологический – 342,1, противотуберкулезный – 338,9; наркологический – 331,7), в краевой клинической больнице – 338,1. Низкая занятость по городским больницам – 322,8.
94 Коечный фонд больничных учреждений Красноярского края за гг. В сельских больничных учреждениях занятость койки составила: центральные районные больницы– 304,4, участковые больницы – 289,5. Средняя длительность пребывания больного в круглосуточном стационаре в 2008 году составила 14,5 дней (РФ – 13,2, СФО – 13,0 в 2007 г.).
95 Коечный фонд больничных учреждений Красноярского края за гг. Удлинению сроков пребывания больного в стационаре способствует многофункциональ- ность койки. В настоящее время на ней могут проводиться как интенсивная терапия, так и восстановительное лечение. Часть коек в сельских участковых больницах (до 50%) и психиатрических больницах (до 25%) используется в качестве медико-социальных. Другим фактором является достаточно продолжительный период диагностике в стационаре.
96 Хирургическая помощь в 2008 г. Хирургическая помощь в стационарах Красноярского края в течение последних 5 лет имеет стабильные показатели работы. В стационарах региона в 2008 году пролечено больных хирургического профиля, которым выполнено операций. Хирургическая активность составила 64,5%, что на 9% больше, чем в 2007 году. Основной причиной увеличения количества операций стала интенсивная работа в рамках национального проекта «Здоровье» по оказанию населению высокотехнологичной медицинской помощи.
97 Хирургическая помощь в 2008 г. Хирургическая помощь в стационарах Красноярского края в течение последних 5 лет имеет стабильные показатели работы. В стационарах региона в 2008 году пролечено больных хирургического профиля, которым выполнено операций. Хирургическая активность составила 64,5%, что на 9% больше, чем в 2007 году. Основной причиной увеличения количества операций стала интенсивная работа в рамках национального проекта «Здоровье» по оказанию населению высокотехнологичной медицинской помощи.
98 Хирургическая помощь в 2008 г. По структуре оперированных больных (без учета акушерских и гинекологических вмешательств) операции на органах брюшной полости составили 13% от общего количества операций, операции на коже и подкожной клетчатке - 10,1%, операции на костно-мышечной системе - 10,1%, операции на нервной системе – 1,6%, органах дыхания – 2,7%, на сердце – 1,2%, сосудах – 1,8%, органах уха, горла, носа – 4%, на органе зрения – 6,1%, на молочной железе – 1,3%, что существенно не отличается от показателей прежних лет.
99 Хирургическая помощь в 2008 г.
100 Структура доставленных больных с острой хирургической патологией ОБП в 2008 г.
101 По сравнению с 2003 годом отмечается увеличение числа больных острым панкреатитом и острым холециститом, незначительно уменьшилось число пациентов с острым аппендицитом.
102 Структура доставленных больных с острой хирургической патологией ОБП в 2008 г. За последние 10 лет в Красноярском крае более чем в 2 раза возросло число больных с острыми заболеваниями поджелудочной железы, и, особенно, пациентов с тяжелыми формами ОП. Наблюдается изменение этиологической структуры заболевания. Основной причиной развития ОП является злоупотребление алкоголем и суррогатами алкоголя. Заболеванию подвержены, в основном, мужчины трудоспособного возраста.
103 Структура доставленных больных с острой хирургической патологией ОБП в 2008 г. В старшей возрастной группе увеличение заболеваемости ОП связано с ростом частоты холелитиаза. Пациенты с тяжелым деструктивным панкреатитом проходят лечение в Красноярском краевом гнойно-септическом центре. В 2005 году пролечено 37, в 2006 – 43, в 2007 – 47, в 2008 – 59 пациентов. Относительно стабильным на протяжении последних 5 лет остается число больных острым холециститом, уменьшается число пациентов с осложненными формами язвенной болезни.
104 Послеоперационная летальность Послеоперационная летальность на протяжении последних 5 лет колеблется от 1% (2006 г.) до 1,9% (2005 г.). В 2008 году этот показатель составил 1,1%. В период с 2004 по 2008 годы снизилась летальность после операций на нервной системе с 18% до 12,5%, что связано с внедрением новых медицинских технологий, созданием краевого и межобластных сосудистых центров в рамках реализации национального проекта «Здоровье».
105 Послеоперационная летальность Относительно стабильные показатели летальности регистрируются после операций на органах брюшной полости: в 2004 г. – 4%, в 2008 – 4,3%. Остаются высокими показатели летальности у пациентов, перенесших диагностические лапаротомии – 18,6%. В большинстве случаев это связано с поздним обращением пациентов за медицинской помощью, запущенностью болезни.
106 Послеоперационная летальность Заболевания Всего ОНК11,59,712,410,89,4 Острый аппендицит0,20,1 0,20,1 Прободная язва55,3 6,15,9 ЖКК12,217,812,715,36,7 Ущемленная грыжа3,33,84,5 2,7 Острый холецистит2,62,93,22,32,1 Острый панкреатит25,527,923,522,629,7 Внематочная беременность0,20,1---
107 Послеоперационная летальность
108 Заболевания Позже 24 часов 2004г.2005г.2006г.2007г.2008г. ОНК1516,218,611,916,1 Острый аппендицит0,3 0,20,5 Прободная язва11,910,512,811,716,1 ЖКК12, ,49,3 Ущемленная грыжа6,110,89,17,67,9 Острый холецистит1,33,3 2,93 Острый панкреатит28,230,224,224,435 Внематочная беременность0,90,4---
109 Новые хирургические технологии Удельный вес эндоскопических операций в общей структуре хирургических вмешательств (%)
110 Новые хирургические технологии В рамках реализации национального проекта «Здоровье» увеличилось количество операций на нервной системе, сердце, опорно- двигательном аппарате, выполняемых с помощью высоких хирургических технологий. В 2008 году в составе краевого сосудистого центра на базе КГУЗ «Краевая клиническая больница» открыто отделение нейрореанимации.
111 Новые хирургические технологии Проведена реконструкция и техническое переоснащение отделения нейрохирургии. Приобретены современные системы интраоперационной навигации, ультразвуковой деструктор, расходные материалы для рентгенэндоваскулярных вмешательств у больных с аневризмами и сосудистыми мальформатами. С применением высоких технологий в 2008 году оперирован 391 пациент с заболеваниями нервной системы.
112 Новые хирургические технологии Существенно увеличилось количество, и расширился объем хирургических операций на сердце. В 2008 году выполнено 2548 операций. Более половины из них (1654) составили рентгенэндоваскулярные вмешательства. Отработаны алгоритмы обследования и лечения пациентов с острым коронарным синдромом с применением рентгенэндоваскулярной ангиопластики и стентирования коронарных сосудов в режиме оказания неотложной помощи населению города Красноярска и Красноярского края.
113 Новые хирургические технологии Внедрены видеоэндоскопические вмешательства у больных с заболеваниями и травмами коленного плечевого суставов. Отработаны операции протезирования коленного и тазобедренного суставов, новых способы экстра- и интрамедуллярного остеосинтеза. Всего с применением высоких технологий в 2008 году оперировано 579 больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата.
114 Новые хирургические технологии В 2008 году разработана и утверждена концепция развития урологической помощи населению Красноярского края, предполагающая ряд мероприятий, направленных на улучшение организации урологической помощи, оснащение урологических отделений новым оборудованием, позволяющим повысить качество оказания урологической помощи населению Красноярского края.
115 Новые хирургические технологии Продолжается внедрение малоинвазивных технологий в хирургии. В хирургических отделениях края широко применяются операции с применением видеоэндоскопической техники, малых хирургических доступов. Выполняются видеоэндоскопические операции при калькулезном холецистите, грыже пищеводного отверстия диафрагмы, доброкачественных опухолях поперечно-ободочной кишки, доброкачественных опухолях и кистах печени.
116 Новые хирургические технологии Широко используются эндоскопические технологии в гинекологии и урологии. Всего в 2008 году 5,2% хирургических вмешательств были выполнено с применением малоинвазивных технологий, в 2004 году этот показатель составил 3,7%. Дальнейшее развитие этого направления сдерживается из-за недостаточной технической оснащенности операционных в некоторых районах края и отсутствия сертифицированных специалистов.
117 Новые хирургические технологии Активно используются в лечебной практике интралюминальные эндосокпические вмешательства в торакальной, билиарной хирургии. Освоены и внедрены в рутинную клиническую практику стентирование желчевыводящих путей, трахеи, пищевода, эндоскопические операции на большом дуоденальном сосочке. Широко применяется эндоскопическое удаление полипов ЖКТ, используются современные методы эндоскопическо- го гемостаза – клипирование кровоточащего сосуда, наложение латексных колец на варикозно- расширенные вены пищевода.
118 Главные врачи о проблемах организации и реформирования системы здравоохранения На современном этапе комплексный подход к охране здоровья населения: утрачен 27,3% отсутствует 4,5% в принципе невозможен 43,9% необходим 21,2% появился в новых условиях 3,0%
119 Главные врачи о проблемах организации и реформирования системы здравоохранения Новые направления развития здравоохранения требуют значительной перестройки общественного сознания, в том числе врачей. 84,8% руководителей считают, что необходимо менять психологию врачей. Такое же количество опрошенных высказались за изменение психологии больного.
120 Главные врачи о проблемах организации и реформирования системы здравоохранения Комплексное управление использованием ресурсов приведет к увеличению объема работ и повышению качества (планирование потока пациентов, оценка затрат и пр., встречались редко). 42,4% ожидали от внедрения этой системы достаточно высоких клинических результатов, 53,0% - улучшения показателей здоровья, 4,5% - улучшение количественных показателей.
121 Главные врачи о проблемах организации и реформирования системы здравоохранения Таким образом, проводимые в здравоохранении реформы, несмотря на все трудности и противоречия, реализуются, находят должное понимание среди руководителей. В частности, они в целом поддерживают идеи медицинского страхования, внедрение ОВП, регионализации в здравоохранении, необходимости более широкого использования элементов НХМ.
122 Главные врачи о проблемах организации и реформирования системы здравоохранения Вместе с тем, естественно, имеются определенные элементы субъективизма, непонимания, что ведет к противоречивости ответов, а следовательно, системы взглядов и суждений.
123 Главные врачи о проблемах организации и реформирования системы здравоохранения Настораживает неверие главных врачей в возможность комплексной системы охраны здоровья населения, взаимосвязанную с данной проблемой плановость в развитии системы здравоохранения вообще, хотя необходимость интеграции осознается достаточно отчетливо (при сохранении свободы руководителей в ряде вопросов управления).
124 Главные врачи о проблемах организации и реформирования системы здравоохранения Совершенно очевидна также проблема серьезной психологической подготовки и перестройки сознания как руководителей, так и врачей, а также населения. Настоятельно необходимо изменить размер и порядок финансирования здравоохранения, хотя механизмы этой трансформации не до конца ясны.
125 Главные врачи о проблемах организации и реформирования системы здравоохранения Главные врачи не могут четко выделить адекватные критерии качества оказываемой населению медицинской помощи.
126 Современные проблемы качества медицинской помощи Триада Донабедиана: процесс структура - процесс - результат лицензирование, ДСГ, МЭС удовлетворенность аккредитация пациентов
127 Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи Амбулаторно-поликлиническое обслуживание является первичным звеном в системе охраны здоровья населения, правильная организация которого позволяет в значительной степени сократить затраты на дальнейшие лечебные и реабилитационные мероприятия. Известно, что одним из основных критериев качества МП является удовлетворенность пациентов полученной МП.
128 Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи Критерием качества МП является ее доступность и удовлетворенность ею. Для ее оценки выделены такие характеристики как: время ожидания приема к врачу, возможность беспрепятственно обратиться к своему врачу и «узким» специалистам, пользование «правами пациента» в условиях страховой медицины, обращение за платными услугами.
129 Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи Время ожидания приема к врачу Махачкала Московская обл. до 1 часа - 36,6% (79,7%) до 2 часов - 43,6% (14,3%) более 2-х часов - 19,8% (6%)
130 Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи В день обращения не смогли попасть к врачу 10,3% (14,3%) обратившихся, в основном, по причине закончившейся записи и неосведомленности о расписании работы поликлиники. Особенно трудно попасть к невропатологу - 46,3%, эндокринологу - 38,4%, отоларингологу - 32,6%, стоматологу - 25,7%, хирургу - 22,6% и урологу - 18,4%.
131 Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи Введение ОМС было направлено на улучшение качества МП. Однако большинство пациентов (64,8%) отметили, что качество медицинского обслуживания не изменилось, а некоторые (9,4%) указали на его ухудшение. При этом посетители отметили, что материально-техническая база поликлиник остается недостаточной, в связи с чем им приходится обращаться за платными медицинскими услугами в хозрасчетные МУ.
132 Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи Лишь 25,8% пациентов отметили, что с введением ОМС и НП «Здоровье» качество МП улучшилось. При этом, они указали на повышение доброжелательности и внимания со стороны медицинского персонала (68%), возможность выбора поликлиники (86,4%) и врача (72%).
133 Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи Косвенным фактором, влияющим на качество МП, является медицинская активность населения, в частности самооценка здоровья и своевременность обращения за МП. Большинство пациентов (57,3%) оценивали свое здоровье как «удовлетворительное», как «плохое» оценили 21,6% и как «хорошее» - 16,4% посетителей.
134 Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи (Мужчины по сравнению с женщинами оценили состояние своего здоровья значительно выше: 62,4% оценивали его как «удовлетворительное», как «плохое» оценили 18,2% и как «хорошее» - 19,4%). В случае обострения или возникновения заболевания 72,8%(3/4) опрошенных не всегда обращаются в поликлинику по следующим причинам:
135 Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи Занимаюсь самолечением - 48,5%; Болезнь пройдет сама - 42,6%; Долго ожидать прием врача - 36,2%; Невнимательное отношение врача - 17,5%; Занятость дома и на работе - 15,8%; Лечение не приносит результата - 12,7%
136 Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи Более 1/3 (36,7%) опрошенных не выполняют рекомендации врачей по причинам: не могут приобрести соответствующие лекарства - 28,3%; считают необязательным предписанный режим - 22,6%; занимаются самолечением - 17,4%; не соблюдают диеты - 14,8%;
137 Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи Все это свидетельствует о низкой медицинской активности населения, о равнодушном отношении к своему здоровью. (!!!) По мнению опрошенных, эффективность диспансерного наблюдения в поликлиниках недостаточна. Лишь 47,5%, состоящих на диспансерном учете, отметили улучшение, а остальные не смогли определить изменение состояния своего здоровья.
138 Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи Степень удовлетворенности работой медицинского персонала. Работой своего участкового врача: удовлетворены 84,5% (62,1%) не удовлетворены 11,7% (18,2%) затруднились с ответом 3,8% (19,7%)
139 Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи Из числа (11,7%) неудовлетворенных работой врачебного персонала указали следующие причины: невнимательность, торопливость на приеме 32,0% (24,1%) грубое, нетактичное отношение к пациентам 20,6% (1,9%)
140 Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи низкая квалификация врача 17,4% (10,6%, 28,6%) длительное ожидание приема 15,8% несвоевременное обслуживание вызовов на дому 7,5% другие причины 6,7%
141 Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи Из числа (10,6%) неудовлетворенных работой среднего медицинского персонала указали следующие причины: отсутствие постоянной медсестры 38,0% несвоевременное и неполноценное выполнение назначений врача 23,6% грубое, нетактичное отношение к пациентам 12,4%
142 Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи Работа параклинических и вспомогательных служб (лаборатория, рентгеновский кабинет, регистратура, физиотерапевтический кабинет, кабинет функциональной диагностики и т.д.) удовлетворила 56,6%, однако каждый пятый (19,9%) остался ею недоволен, 29,5% затруднились ответить.
143 Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи Только 27,4% пациентов считают, что обследование в поликлинике соответствует современному уровню, а почти половина (43,1%) придерживаются противоположной точки зрения. Треть (29,5%) респондентов затруднились определить свое мнение по этому вопросу.
144 Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи Деятельностью поликлиник в целом удовлетворены 68,7% опрошенных и не удовлетворены 26,8%, воздержались с ответом 4,5%. Основными причинами неудовлетворенности явились:
145 Мнение городского населения об амбулаторно-поликлинической помощи низкая оснащенность современным оборудованием 36,4%, очереди во вспомогательные кабинеты 34,7%, очереди к врачам 32,8%, отсутствие «узких» специалистов 30,7%, недостаточная квалификация врачей 28,6%, грубость, неуважение к больным со стороны медперсонала 12,5%, нерациональный график и режим работы поликлиник 17,3%, другие организационные недостатки 3,0%
146 Комплексная оценка эффективности деятельности медицинской службы Оценка ресурсов здравоохранения и эффективности их использования
147 Комплексная оценка эффективности деятельности медицинской службы С общественной точки зрения эффективность представляет собой степень достижения организацией своих целей при использовании ограниченных ресурсов. Вопросы эффективности организаций, эффективности управления широко освещены в экономической и управленческой литературе.
148 Комплексная оценка эффективности деятельности медицинской службы При построении критерия эффективности чаще всего исходят из рассмотрения процесса, в котором некоторый вход (затраты) перерабатывается в некоторый выход (здоровье), следовательно понятие эффективности представляет собой отношение выхода ко входу.
149 Комплексная оценка эффективности деятельности медицинской службы В отечественной литературе, посвященной проблемам эффективности, принято различать медицинскую, социальную и экономическую эффективность. Несмотря на большое внимание к соотношению различных видов эффективности авторы большинства исследований ограничиваются лишь констатацией их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.
150 Комплексная оценка эффективности деятельности медицинской службы В то же время редко поднимается вопрос о характере этой взаимосвязи, о ситуациях, когда экономическая эффективность находится в обратной зависимости от медицинской и социальной эффективности. Между тем вопрос этот чрезвычайно важный – далеко не всегда высокая медицинская или социальная эффективность сопровождаются высокими значениями экономической эффективности и наоборот.
151 Комплексная оценка эффективности деятельности медицинской службы Поэтому дискуссия о приоритете социальной или медицинской эффективности перед экономической не совсем корректна. Приоритет медицинского или социального результата перед экономическим очевиден, но эффективность может быть только одна, и связана с выбором такой альтернативы, которая позволила бы получить оптимальный результат при минимальных затратах.
152 Комплексная оценка эффективности деятельности медицинской службы Это требует системности в оценке эффективности, основанный на целевом подходе, что позволяет изучать проблему комплексно, с позиций выгоды для системы в целом, и, следовательно, рассматривать эффективность как успехи системы в достижении основной цели – улучшение здоровья населения.
153 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения Для расчета показателей эффективности деятельности любой системы используют традиционный подход, при котором достигнутый результат соотносится с величиной затрат. В таком случае общая формула расчета представляет собой следующее уравнение:
154 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения
156 где: I индекс здоровья района в регионе; I R индекс здоровья региона в совокупности регионов; Второй вариант основывается на комплексном показателе отличия данных смертности и ОПЖ в различных возрастных группах изучаемой территории от нормативного (целевого).
157 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения R 2 = S n где S n – факторы смертности и ОПЖ. Показатель S n рассчитывается по следующей формуле
158 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения
159 где S i фактические показатели смертности и ОПЖ для различных возрастных категорий, а N i целевые показатели смертности и ОПЖ. Расчет результата (R 2 ) по второму варианту менее трудоемок и более универсален, так как позволяет использовать практически любые показатели, для которых есть или норматив, или целевой ориентир.
160 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения В качестве целевых нами использованы показатели, предложенные Комаровым Ю.М. ОПЖ при рождении - 73,5 лет ОПЖ в возрасте 15 лет – 60,0 лет OПЖ в возрасте 45 лет – 32,5 лет ОПЖ в возрасте 65 лет – 17,0 лет
161 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения Смертность детей 1-4 лет - до 82,0 на 100 тыс. детей. Смертность детей 5-14 лет - до 40,0 на 100 тыс. детей Смертность подростков лет до 100,0 на 100 тыс. соответствующего населения Смертность взрослого населения до 575,0 на 100 тыс. взрослого населения.
162 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения Затраты изучаемой системы (Z) также оцениваются двумя способами: в виде комплексной оценки материальных и кадровых ресурсов, либо суммой средств, полученных системой здравоохранения из всех источников на 1 человека. Использование этих двух подходов имеет свои плюсы и минусы.
163 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения Первый вариант более универсален, так как позволяет, во-первых, включать в расчет различные показатели ресурсо- обеспеченности, во-вторых, проводить не только внутри территориальные, но и межрегиональные сопоставления в обеспеченности ресурсами. С другой стороны, этот подход потребовал дополнить формулу рядом структурных коэффициентов, что будет показано ниже.
164 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения Использование же в формуле финансов в условиях инфляции, существенных различий в стоимости оборудования, приобретаемого по разным вариантам оплаты (наличные, безналичные деньги, взаимозачет и т.д.) не корректно. Только в условиях экономической стабильности использование в расчетах денег, как универсального расчетного средства, будет более оправдано.
165 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения Таким образом, в первом случае затраты рассчитываются по следующей формуле:
166 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения
167 где D – обеспеченность врачами; N – обеспеченность средним медперсоналом; B – обеспеченность койками; O D, O N, O B - соответствующие нормативы; F 1 – фондовооруженность врачебной должности; F 2 – фондооснащенность койки; O F1, O F2 - соответствующие средние значения показателей F 1 и F 2.
168 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения При втором варианте расчета формула выглядит следующим образом: Z 2 = Ф, где Ф сумма средств, полученных из бюджета и ФОМС на 1 жителя.
169 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения Поэтому, наряду с широко используемыми показателями оценки деятельности ЛПУ, в формуле расчета нами введены так называемые коэффициенты структурных диспропорций, отражающие соотношения между различными формами и методами оказания медицинской помощи, которые сложились на той или иной территории.
170 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения
171 K S – коэффициент структурных диспропорций имеет следующий вид:
172 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения
173 К 1 – отношение числа среднего медицинского персонала к числу врачебного. Коэффициент К 1 характеризует эффективность использования кадровых ресурсов. Чем выше этот показатель, тем дешевле медицинская помощь при прочих равных условиях.
174 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения В настоящее время это соотношение в стране составило 2,5:1 (в городах – 2,2:1; на селе 5,0:1), в то время как в других странах это соотношение значительно выше (от 4:1 до 7:1). О чем говорят эти соотношения? Во-первых, эти соотношения свидетельствуют о том, что при имеющемся неравномерном распределении врачей, последние частично берут на себя сестринские функции.
175 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения Во-вторых, что институт медицинских сестер, как таковой, в стране еще полностью не сформировался, и медсестры, большей частью, выполняют функцию помощников врачей, их ассистентов или даже иногда младшего медперсонала. За рубежом для этого имеется более дешевый персонал (регистраторы, парамедики), а медсестры имеют самостоятельные разделы работы.
176 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения К 2 – удельный вес врачей первичного звена. Показатель рассчитывается как отношение числа терапевтов, педиатров и акушеров- гинекологов в амбулаторно-поликлинических подразделениях к общему числу врачей в лечебно-профилактических учреждениях АТ. Характеризует эффективность использования кадровых ресурсов.
177 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения Чем выше доля специалистов первичного звена, тем дешевле медицинская помощь при прочих равных условиях. Следует подчеркнуть, что это положение не вполне применимо к областным и региональным центрам, где обычно сосредоточены крупные специализированные медицинские учреждения с большим числом узких специалистов, и это повлияет на величину показателя К 2.
178 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения величину показателя К 2. Тем не менее, сравнивая по этому коэффициенту однородные АТ, можно судить об эффективности кадровой политики руководителей здравоохранения.
179 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения К 3 - удельный вес стационарозамещающих коек. Показатель рассчитывается как отношение числа внебольничных коек к общему коечному фонду АТ. Характеризует уровень развития стационаро замещающих технологий, значительно снижающие уровень финансовых затрат ЛПУ на оказание медицинской помощи.
180 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения Больной часть своего пребывания в стационаре не нуждается в интенсивном лечении. Поэтому развитие разнообразных форм внебольничной помощи (сестринского ухода, дневных стационаров и т.д.) способствует удешевлению медицинской помощи в целом.
181 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения К 4 – отношение числа операций на коже и подкожной клетчатке в поликлинике к числу операций в стационаре. К 5 – отношение числа операций на органах брюшной полости (ОБП) в поликлинике к числу операций в стационаре. Оба показателя характеризуют уровень развития амбулаторной хирургии.
182 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения На болезни кожи и подкожной клетчатки (панариции, абсцессы и т.д.) приходится около 15%, всех операций, произведенных в стационарных условиях. Такие операции часто проводятся не только в сельских стационарах, но и крупных ЛПУ городского и регионального уровня. Поэтому одним из источников повышения структурной эффективности является развитие амбулаторной хирургии.
183 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения Логика этих коэффициентов исходит из двух посылок: оперативные вмешательства на коже и подкожной клетчатке - прерогатива амбулаторной хирургии настоящего времени (подавляющее число данных операций не должны проводиться в стационарных условиях), а проведение операций на органах брюшной полости (грыжесечения, аппендэктомии, холецистэктомии, литотрипсия и т.д.) уровень развития амбулаторной хирургии будущего.
184 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения К 6 – отношение числа контактов с поликлиникой по поводу заболевания к общему числу контактов с ЛПУ (поликлиника и стационар). Показатель рассчитывается как отношение числа посещений АПУ по поводу заболевания к сумме числа посещений АПУ по поводу заболевания и числа больных, пролеченных в стационаре.
185 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения Характеризует работу амбулаторно- поликлинического звена медицинской помощи. Чем большее число больных заканчивает лечение на амбулаторном этапе, тем дешевле оказание медицинской помощи для системы, а, следовательно, и ее эффективность. В идеале величина данного коэффициента стремится к единице.
186 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения К 7 – удельный вес профилактических посещений. Рассчитывается как отношение числа профилактических посещений АПУ к общему числу посещений.
187 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения Характеризует профилактическую направленность здравоохранной политики в АТ. Возрождение диспансерного подхода к ведению больных с хроническими заболеваниями позволит сократить число госпитализаций, а следовательно и величину затрат на оказание медицинской помощи на территории.
188 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения К А - коэффициент деятельности:
189 Методика расчета показателей эффективности деятельности системы здравоохранения
190 Организация медицинской помощи населению 24 апреля 2005 года СТРАТЕГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ АМБУЛАТОРНО- ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СООТВЕТСТВИИ С ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ «ПОВЫШЕНИЕ СТРУКТУРНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ» НА 2004 – 2010 ГОДЫ.
191 Организация медицинской помощи населению В сложившейся ситуации необходимо резко повысить приоритетность первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). При действующей крайне нерациональной структуре оказания первичной медицинской помощи система здравоохранения обречена на снижение доступности и качества медицинской помощи даже при существенном притоке дополнительных средств.
192 Организация медицинской помощи населению Массовое развитие института общей врачебной практики (ОВП) должно вызревать в действующей системе оказания первичной медицинской помощи. Объектом преобразований должны стать действующие институты ПМСП, и дело не в названии медицинской специальности, а в реальном содержании деятельности.
193 Организация медицинской помощи населению Врач сельской врачебной амбулатории уже во многом действует как врач общей практики. Необходимо довести деятельность действующей участковой службы до модели врача общей практики (семейного врача). расширение функциональных обязанностей участкового врача;
194 Организация медицинской помощи населению получение врачом первичного звена всей информации об объемах медицинской помощи, оказываемой прикрепленному населению на всех этапах (включая услуги специалистов, стационарную и скорую медицинскую помощь); постепенное ограничение практики прямого обращения пациента к узкому специалисту;
195 Организация медицинской помощи населению выполнение роли организатора оказания медицинской помощи для прикрепившегося населения на других этапах, включая услуги специалистов и стационар; участие врачей ПМСП в планировании объемов помощи на других этапах; возможность проследить ход и результаты лечения на других этапах (прежде всего в стационаре);
196 Организация медицинской помощи населению активизация взаимодействия с другими учреждениями и ведомствами, влияющими на показатели социального благополучия и состояния здоровья, в первую очередь, с социальной службой; осуществление функций лидера «команды» медицинского персонала, в частности в сельской местности - врач сельской врачебной амбулатории координирует деятельность ФАПов.
197 Организация медицинской помощи населению Большое внимание должно уделяться вопросам переобучения врачей участковой службы и узких специалистов амбулаторного звена, сочетанию заочных и очных форм переобучения. Кроме того, каждый шаг по освоению участковыми врачами функций узких специалистов должен поощряться, не дожидаясь прохождения полного курса обучения и сертификации в качестве врача общей практики.
198 Организация медицинской помощи населению Особенно важно сделать врачей общей практики и участковых врачей организаторами медицинской помощи, оказываемой на других этапах. Для этого необходимо постепенно вводить порядок обязательного направления этими врачами пациентов в другие звенья здравоохранения.
199 Организация медицинской помощи населению Введение системы обязательных направлений следует осуществлять в течение 2-3 лет, учитывая сложившиеся стереотипы поведения населения и необходимость осуществления мер по реальному повышению качества первичной медико-санитарной помощи.
200 Организация медицинской помощи населению Формирование института общей врачебной практики сочетается с реформированием всей системы оказания медицинской помощи, прежде всего амбулаторно- поликлинической помощи.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.