Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемportal.vkgu.kz
1 О Б Щ А Я П С И Х О Л О Г И Я
2 РАЗДЕЛ 1 ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ РАЗДЕЛ 2 ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И СОСТОЯНИЙ РАЗДЕЛ 3 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МАЛЫХ ГРУПП РАЗДЕЛ 1 ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ 1.1. Особенности психологии как науки 1.2. Методы психологии 1.3. История развития психологических знаний 1.4. Основные направления психологии в Западной Европе и США 1.5. Основные направления отечественной психологии 1.6. Психика, сознание, поведение, деятельность РАЗДЕЛ 2 ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И СОСТОЯНИЙ 2.1. Ощущение 2.2. Восприятие 2.3. Внимание 2.4. Память 2.5. Мышление 2.6. Речь 2.7. Воображение 2.8. Эмоционально-волевая сфера РАЗДЕЛ 3 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МАЛЫХ ГРУПП 3.1. Общее представление о личности. Концепции развития личности 3.2. Свойства личности: темперамент 3.3. Свойства личности: характер 3.4. Свойства личности: способности 3.5. Феноменология малых групп и межличностных отношений
3 САДЫКОВА АЛМАГУЛЬ НУРСАИТОВНА САДЫКОВА АЛМАГУЛЬ НУРСАИТОВНА преподаватель кафедры общей психологии преподаватель кафедры общей психологии
4 РАЗДЕЛ 1 ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ 1.1. Особенности психологии как науки 1.2. Методы психологии 1.3. История развития психологических знаний 1.4. Основные направления психологии в Западной Европе и США 1.5. Основные направления отечественной психологии 1.6. Психика, сознание, поведение, деятельность
5 Л Е К Ц И Я 1.1: О С О Б Е Н Н О С Т И П С И Х О Л О Г И И К А К Н А У К И Л Е К Ц И Я 1.1: О С О Б Е Н Н О С Т И П С И Х О Л О Г И И К А К Н А У К И
6 ДЕЛЕНИЕ НАУК НА ГРУППЫ ПО ПРИЗНАКУ ПРЕДМЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫЕ (ПРИРОДА) ГУМАНИТАРНЫЕ (ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА, ИСТОРИЯ) ТЕХНИЧЕСКИЕ (СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА, ОРУДИЯ ТРУДА)
7 ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНЫЙ ЖИТЕЙСКИЙ СМЫСЛ СМЫСЛ ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНЫЙ ЖИТЕЙСКИЙ СМЫСЛ СМЫСЛ Понятие «психология» употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины Понятие «психология» используется для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей
8 Житейские Научные психологические психологические знания знания Знания конкретны Знания конкретны Интуитивный характер знаний Интуитивный характер знаний Передача знаний затруднена Передача знаний затруднена Источник знаний – наблюдение Источник знаний – наблюдение Знания ограничены Знания ограничены Знания обобщены Знания обобщены Знания рациональны и осознанны Знания рациональны и осознанны Знания накапливаются и передаются Знания накапливаются и передаются Источник знаний – эксперимент Источник знаний – эксперимент Знания постоянно расширяются Знания постоянно расширяются
9 П С И Х О Л О Г И Я В переводе с древнегреческого означает «наука о душе» («psyche» – душа, «logos» – учение) В переводе с древнегреческого означает «наука о душе» («psyche» – душа, «logos» – учение) В разные исторические эпохи предметом психологии являлись: В разные исторические эпохи предметом психологии являлись: 1. Душа (более 2 тыс. лет до н.э.) 2. Сознание (начиная со 2 пол. XVII в.) 3. Поведение (с XX в.) 4. Психика и психические явления (со 2 пол. ХХ в. по настоящее время)
11 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Ощущение Восприятие Внимание Память Мышление Речь Воображение ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ: Аффекты Чувства Настроения Эмоциональный стресс Фрустрация ВОЛЕВЫЕ: Принятие решения Преодоление трудностей Борьба мотивов Управление поведением
12 ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ – характеризуют состояние психики в целом, отличаются динамизмом ПОДЪЕМУНЫНИЕУГНЕТЕННОСТЬСТРАХБОДРОСТЬ
13 ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА – наиболее существенные особенности личности НАПРАВЛЕННОСТЬ ТЕМПЕРАМЕНТХАРАКТЕРСПОСОБНОСТИ
14 УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ, ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТ НЕПОВТОРИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
15 Групповые психические явления Групповые психические процессы: Общение Межличностное восприятие Межличностные отношения Формирование групповых норм Межгрупповые отношения Групповые психические состояния: Конфликт Сплоченность Открытость Закрытость группы Паника и др. Групповые психические свойства: Организованность Стиль руководства Эффективность деятельности
16 Л Е К Ц И Я 1.2: М Е Т О Д Ы П С И Х О Л О Г И И
17 Методы научных исследований – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.
18 Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX века, поэтому она часто опирается на методы других, более «старых наук» ПСИХОЛОГИЯ ФИЛОСОФИЯМАТЕМАТИКАФИЗИКАФИЗИОЛОГИЯМЕДИЦИНАБИОЛОГИЯИСТОРИЯ
19 КРОМЕ ТОГО ПСИХОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗУЕТ МЕТОДЫ СОВРЕМЕННЫХ НАУК, ТАКИХ КАК: ПСИХОЛОГИЯ ИНФОРМАТИКАКИБЕРНЕТИКА
20 Любая самостоятельно существующая наука имеет только ей присущие методы исследования Основные методы психологии: 1. Наблюдение 2. Эксперимент 3. Опросные методы 4. Тестирование
21 Н А Б Л Ю Д Е Н И Е Является одним из самых старых и, на первый взгляд, наиболее простых методов. Он основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях. Предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование.
22 ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ Наблюдение, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя называется внешним наблюдением Наблюдение, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя называется внешним наблюдением Наблюдение за своими переживаниями, поведением называется самонаблюдением, или интроспекцией Наблюдение за своими переживаниями, поведением называется самонаблюдением, или интроспекцией Научное наблюдение, характеризующееся систематичностью и проводящееся на основе определенного плана с целью получения объективной картины – это стандартизированное наблюдение Научное наблюдение, характеризующееся систематичностью и проводящееся на основе определенного плана с целью получения объективной картины – это стандартизированное наблюдение В случаях, когда сам исследователь является непосредственным участником событий, мы говорим о включенном наблюдении В случаях, когда сам исследователь является непосредственным участником событий, мы говорим о включенном наблюдении Стороннее наблюдение позволяет более объективно оценивать происходящие события, исследователь не участвует в наблюдаемых событиях Стороннее наблюдение позволяет более объективно оценивать происходящие события, исследователь не участвует в наблюдаемых событиях
23 ЭКСПЕРИМЕНТ Метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Позволяет надежнее других методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять их происхождение и развитие.
24 ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ЛАБОРАТОРНЫЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ЯВЛЕНИЕ, ПОДЛЕЖАЩЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ, ВЫЗЫВАЕТСЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРОМ ПРЕДНАМЕРЕННО, ТОГДА, КОГДА ЭТО ТРЕБУЕТСЯ. ПРИ ЭТОМ МОГУТ БЫТЬ ИЗМЕНЕНЫ КАК ИЗУЧАЕМЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ТАК И УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ОНИ ПРОТЕКАЮТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАНИМАЕТ ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МЕЖДУ ЛАБОРАТОРНЫМ ЭКСПЕРИМЕНТОМ И МЕТОДОМ НАБЛЮДЕНИЯ. ОРГАНИЗУЕТСЯ И ПРОВОДИТСЯ В ОБЫЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ УСЛОВИЯХ, ГДЕ ЭКСПЕРИМЕНТАТОР НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ В ХОД ПРОИСХОДЯЩИХ СОБЫТИЙ, ФИКСИРУЯ ИХ ТАКИМИ, КАКИЕ ОНИ ЕСТЬ
25 О П Р О С Представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации необходимой информации от самих испытуемых путем вопросов и ответов
26 ВИДЫ ОПРОСА Устный опрос применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Вопросы, задаваемые исследователем могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от ситуации Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма этого вида опроса – анкета Свободный опрос – разновидность письменного и устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. При этом можно гибко менять тактику и содержание исследования Стандартизированный опрос предполагает четко выстроенную структуру опросника, каждый вопрос имеет свое место, что позволяет не отклонятся от плана и намеченных шагов в исследовании
27 ТЕСТИРОВАНИЕ Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений
28 ВИДЫ ТЕСТОВ ТЕСТ-ОПРОСНИКТЕСТ-ЗАДАНИЕ ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ
29 Тест – опросник Основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики. Используются для диагностики личностных черт (общительности, агрессивности, тревожности и т.д.). В них испытуемый выбирает те варианты ответов на вопросы, которые описывают его индивидуальные особенности или предпочтения. Но ключ к вопросу определяется не социокультурным нормативом, а с помощью особых психометрических процедур
30 Тест – задание Предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий, ответы на которые обрабатываются по ключу, который задан в форме социокультурного норматива
31 Типы тестов-заданий Тесты умственного развития предназначены для изучения уровня интеллектуального развития человека Тесты умственного развития предназначены для изучения уровня интеллектуального развития человека Тесты способностей направлены на диагностику таких способностей, которые имеют отношение к успешности выполнения конкретной деятельности (математических, творческих, технических и т.п.) Тесты способностей направлены на диагностику таких способностей, которые имеют отношение к успешности выполнения конкретной деятельности (математических, творческих, технических и т.п.) Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценивать успешность овладения конкретными знаниями, умениями, навыками Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценивать успешность овладения конкретными знаниями, умениями, навыками
32 ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ Категория тестов, предполагающая свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий. При этом задания отличаются неопределенностью, неоднозначностью стимульного материала, который испытуемый должен интерпретировать, завершать, дополнять и т.д.
33 Л Е К Ц И Я 1.3: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
34 Под историей психологии имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и появлением собственных экспериментальных методов
35 В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ МОЖНО УСЛОВНО ВЫДЕЛИТЬ 4 ЭТАПА: 1. Психология как наука о душе (более 2 тыс. лет до н.э.) 2. Психология как наука о сознании (начиная со 2 пол. XVII в.) 3. Психология как наука о поведении (с XX в.) 4. Психология как наука о психике и психических явлениях (со 2 пол. ХХ в. по настоящее время)
36 психология как наука о душе развивалась в рамках 2-х направлений философии Философы-идеалисты полагали, что идеальное первично, а материальное – вторично. Они рассматривают психику как нечто самостоятельно существующее и независимое от материи. В психической деятельности видят проявление бессмертной души, а все материальные вещи и процессы трактуют как наши ощущения и представления, либо как загадочные проявления «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи» Философы-материалисты говорили наоборот: материя первична, а идеальное – вторично. Т.е., психика есть производное от материи явление. Душа предстает как некое начало, родственное определенной стихии, или ее воплощение. Многие философы отождествляли душу с материальным веществом, состоящим из атомов огня. Все душевные явления объяснялись физическими и механическими причинами.
37 психология как наука о сознании Основной постулат психологии 2-й пол. XIXв.: «Первое, что обнаруживает у себя человек – это его сознание». Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием Основной метод психологии этого периода – интроспекция, основанная на 2-х утверждениях: 1. Процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения 2. Процессы сознания способны открываться только самому субъекту, т.е. могут быть изучены только им самим
38 период открытого кризиса в психологии (к.XIX-н.ХХ в.) Причины кризиса: 1. За предыдущий период был накоплен большой эмпирический материал 2. Отсутствовала психологическая теория, которая могла бы объяснить полученные эмпирические данные 3. Возникли многочисленные отступления от традиционной психологии
39 Этапы открытого кризиса Первый этап (к.70-х гг. XIX в. – н. ХХ в.) характеризуется возникновением отдельных психологических школ, отдельных психологических школ, но общепризнанной системы в науке еще нет Второй этап (н.10-х гг. XX в. – с.30-х гг. ХХ в.) характеризуется возникновением новых теоретических направлений, новых теоретических направлений, заявившие о себе как о новых психологических теориях Третий этап (к.30-х гг. XX в. – по наст.время) характеризуется упадком направлений, их смешением друг с другом, их смешением друг с другом, появлением новых психологических концепций концепций
40 Л Е К Ц И Я 1.4: ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США
41 ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ БИХЕВИОРИЗМ НЕОБИХЕВИОРИЗМ ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДИЗМ ГЕШТАЛЬПСИХОЛОГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
42 БИХЕВИОРИЗМ направление в американской психологии ХХ века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящего психику к различным формам поведения, определившееся как наука о поведении направление в американской психологии ХХ века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящего психику к различным формам поведения, определившееся как наука о поведении основоположник Дж. Уотсон основоположник Дж. Уотсон основные представители: Э. Толмен, Б. Скиннер основные представители: Э. Толмен, Б. Скиннер
43 основные положения: задача психологии состоит в исследовании поведения живого существа задача психологии состоит в исследовании поведения живого существа поведение – это внешнее проявление психической деятельности человека, поддающееся наблюдению; это система реакций организма на внешние раздражители поведение – это внешнее проявление психической деятельности человека, поддающееся наблюдению; это система реакций организма на внешние раздражители формула бихевиористов: S R формула бихевиористов: S R
44 ПСИХОАНАЛИЗ сложившись первоначально как метод лечения неврозов, он затем превратился в психологическую теорию, а в последствии – в одно из самых важных направлений философии ХХ века сложившись первоначально как метод лечения неврозов, он затем превратился в психологическую теорию, а в последствии – в одно из самых важных направлений философии ХХ века основная идея – поведение человека определяется не столько его сознанием, сколько бессознательными желаниями, влечениями, переживаниями основная идея – поведение человека определяется не столько его сознанием, сколько бессознательными желаниями, влечениями, переживаниями основоположник – З. Фрейд основоположник – З. Фрейд
45 основные положения: В человеке находятся в противоречии 2 начала: эросинстинкт жизни – эрос тонатосинстинкт смерти - тонатос Основной источник развития человека – специфическая энергия либидо, либидо, которая движет им, начиная с рождения Стадии психосексуального развития человека: 1. Оральная (0-1г.): удовлетворение желаний происходит при раздражении ротовой полости путем глотания, сосания, кусания 2. Анальная (1-3л.): ребенок приучается навыкам туалета, чистоплотности и аккуратности 3. Фаллическая (3-7л.): происходит половая дифференциация, ребенок осознает свою половую принадлежность 4. Латентная (7-12л.): наблюдается период «затишья», своеобразное время подготовки к половому созреванию 5. Генитальная (подростковый период): восстанавливаются сексуальные и агрессивные тенденции, возрастает интерес к противоположному полу
46 структурная модель личности по Фрейду личность СУПЕР-ЭГО (СВЕРХ-Я) НОСИТЕЛЬ МОРАЛИ И НОРМ ЭГО (Я) ПОДЧИНЯЕТСЯ ПРИНЦИПУ РЕАЛЬНОСТИ ИД (ОНО) ПОДЧИНЯЕТСЯ ПРИНЦИПУ УДОВОЛЬСТВИЯ
47 ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ направление в западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов направление в западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов основные представители: М.Вертгеймер, основные представители: М.Вертгеймер, К.Коффка, В.Келер
48 Основные понятия: Гештальт – (от нем. образ, форма) функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений, создает целостный образ Гештальт – (от нем. образ, форма) функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений, создает целостный образ Среди законов гештальта были выделены: закон симметричности, сходства, близости, равновесия, прегнантности (тенденция феномена принять более отчетливую, завершенную форму) Среди законов гештальта были выделены: закон симметричности, сходства, близости, равновесия, прегнантности (тенденция феномена принять более отчетливую, завершенную форму) Фигура – образ предмета; то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие Фигура – образ предмета; то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие Фон – все остальное, что окружает фигуру Фон – все остальное, что окружает фигуру
49 примеры действия законов гештальта Что это: Что это: 3 дорожки или 3 столбика; или 2 столбика и 2 линии по бокам; или просто 6 линий? 3 дорожки или 3 столбика; или 2 столбика и 2 линии по бокам; или просто 6 линий? Две окружности, вписанные одна в другую, могут восприниматься либо как тор, либо как направленный к зрителю усеченный конус, либо как уходящий вдаль тоннель, либо как «вид шляпы сверху»
50 ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ направление в западной, преимущественно в американской, психологии, признающее главным предметом личность как уникальную целостную систему, стремящуюся к максимальной творческой самореализации направление в западной, преимущественно в американской, психологии, признающее главным предметом личность как уникальную целостную систему, стремящуюся к максимальной творческой самореализации основные представители: К. Роджерс (феноменологическое направление), основные представители: К. Роджерс (феноменологическое направление), А. Маслоу (мотивационное направление)
51 Феноменологическое направление К. Роджерса В психике человека заложены 2 врожденные тенденции СТРЕМ ЛЕНИЕ К САМО АКТУА ЛИЗА ЦИИ КОНТ РОЛЬ ЗА СВОИМ РАЗ ВИТИ ТИЕМ
52 Мотивационное направление А. Маслоу Пирамида потребностей: 5. Потребности в самоактуализации 4. Потребности в самоуважении 3. Потребности в принадлежности и любви 2. Потребности в безопасности и защите 1. Физиологические потребности
53 Л Е К Ц И Я 1.5: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
54 ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И.М. СЕЧЕНОВ ВНЕС БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ, НЕЙРОПСИХОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.М. БЕХТЕРЕВ РАЗРАБОТАЛ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНУЮ ТЕОРИЮ ПОВЕДЕНИЯ – РЕФЛЕКСОЛОГИЮ, ВНЕС ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И.П. ПАВЛОВ СОЗДАТЕЛЬ УЧЕНИЯ О ТИПАХ ВНД, ОБ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСАХ, О ДВУХ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ, КОНЦЕПЦИИ АНАЛИЗАТОРА К.Н. КОРНИЛОВ СОЗДАТЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ РЕАКТОЛОГИИ, ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ КОТОРОЙ – РЕАКЦИЯ КАК ПЕРВОЭЛЕМЕНТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
55 КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества, социального общения и освоения индивидом ценностей культуры Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества, социального общения и освоения индивидом ценностей культуры Важным в его концепции является отношение к связи развития и обучения: обучение должно вести за собой развитие Важным в его концепции является отношение к связи развития и обучения: обучение должно вести за собой развитие
56 Основные понятия: Уровень сложности задач, которые ребенок еще способен решить самостоятельно, определяют зону актуального развития Уровень сложности задач, которые ребенок еще способен решить самостоятельно, определяют зону актуального развития Общение же со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством задают ближайшую перспективу развития ребенка – зону ближайшего развития Общение же со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством задают ближайшую перспективу развития ребенка – зону ближайшего развития
57 Деятельностная концепция А.Н. Леонтьева Внутренняя психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней практической деятельности Внутренняя психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней практической деятельности Сложившиеся в результате этого внутренние структуры, в свою очередь, служат для порождения внешних действий, высказываний – процесс экстрериоризации Сложившиеся в результате этого внутренние структуры, в свою очередь, служат для порождения внешних действий, высказываний – процесс экстрериоризации Основное понятие – ведущая деятельность – та, с которой на данном этапе связано появление важнейших новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности (игра, учение, труд) Основное понятие – ведущая деятельность – та, с которой на данном этапе связано появление важнейших новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности (игра, учение, труд)
58 ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ Автор – Д.Н. Узнадзе Автор – Д.Н. Узнадзе Основные положения: Основные положения: 1. Ни одно действие не возникает на «пустом месте» 2. Поведение есть реализация конкретной подготовки 3. Центральный объяснительный принцип – понятие установки, обозначающей неосознаваемую готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении 4. Установка возникает при встрече потребности с ситуацией ее удовлетворения, при взаимодействии субъекта со средой
59 ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ Б.Г. АНАНЬЕВА Современной наукой: 1. человек изучается как представитель биологического вида 2. он рассматривается как член общества 3. изучается его предметная деятельность 4. изучаются закономерности развития конкретного человека
60 1. ИНДИВИД ЧЕЛОВЕК КАК ЕДИНИЧНОЕ ПРИРОДНОЕ СУЩЕСТВО, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВИДА HOMO SAPIENS 2. СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИД КАК НОСИТЕЛЬ СОЗНАНИЯ, ОБЛАДАЮЩИЙ СПОСОБНОСТЬЮ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3. ЛИЧНОСТЬ ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ СОВОКУПНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО УНИКАЛЬНОСТИ, СВОЕОБРАЗИЯ И НЕПОВТОРИМОСТИ 4 ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ Б.Г. АНАНЬЕВА
61 Л Е К Ц И Я 1.6: П С И Х И К А С О З Н А Н И Е П О В Е Д Е Н И Е Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь
62 П С И Х И К А – ЭТО СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ ЖИВОЙ МАТЕРИИ, ЗАКЛЮЧАЮЩЕЕСЯ В АКТИВНОМ ОТРАЖЕНИИ СУБЪЕКТОМ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА, В ПОСТРОЕНИИ ИМ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЭТОГО МИРА И РЕГУЛЯЦИИ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
63 ПСИХИКА – ЭТО СВОЙСТВО ТОЛЬКО ЖИВОЙ МАТЕРИИ ПРИЧЕМ НЕ ПРОСТО ЖИВОЙ, А ВЫСОКО- ОРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ ПСИХИКА – ЭТО СПОСОБНОСТЬ ОТРАЖАТЬ ОБЪЕКТИВНЫЙ МИР ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИИ СВЯЗАНО С СОЗДАНИЕМ ЭТОЙ ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО ПО СВОЕЙ СУТИ ОБРАЗА МИРА, КОТОРЫЙ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТЕПЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ КОПИЕЙ РЕАЛЬНОГО МИРА ПОЛУЧАЕМАЯ ЖИВЫМ СУЩЕСТВОМ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ СЛУЖИТ ОСНОВОЙ ДЛЯ РЕГУЛЯЦИИ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА И ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИРОДА ПСИХИКИ:
64 УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ: РАЗДРАЖИМОСТЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЭТО ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СПОСОБНОСТЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ИЗБИРАТЕЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ НА ВОЗДЕЙСТВИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ЯВЛЯЕТСЯ НАЧАЛЬНОЙ ФОРМОЙ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ ВНЕШНЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ВЫНУЖДЕННОЙ АКТИВНОСТИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА, В РЕАГИРОВАНИИ НА БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ (ОСВЕЩЕННОСТЬ, ТЕПЕРАТУРА, МЕХАНИЧЕСКИЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ…) ПЕРВИЧНЫЕ ФОРМЫ РАЗДРАЖИМОСТИ НАБЛЮДАЮТСЯ У РАСТЕНИЙ И ПРОСТЕЙШИХ ОРГАНИЗМОВ, ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ТРОПИЗМЫ БОЛЕЕ СЛОЖНАЯ, ЧЕМ РАЗДРАЖИМОСТЬ, ФОРМА РЕАГИРОВАНИЯ НА СЛОЖНЫЙ КОМПЛЕКС ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ОБЩУЮ СПОСОБНОСТЬ К ОЩУЩЕНИЯМ ЭТО ДАЕТ ЖИВЫМ ОРГАНИЗМАМ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАГИРОВАТЬ НЕ ТОЛЬКО НА БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ, НО И НА БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ ПОЯВЛЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ЖИВОТНЫХ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ОБЪЕКТИВНЫМ БИОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЗНАКОМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИКИ И МОЖЕТ РАССАМТРИВАТЬСЯ КАК ПОЯВЛЕНИЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОГО ТИПА ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ - ПОВЕДЕНИЯ
65 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПСИХИКИ ОТРАЖЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ОРГАНИЗМА РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ
66 СТАДИИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ Стадия элементарной сенсорной психики Стадия перцептивной психики
67 Стадия элементарной сенсорной психики СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПСИХИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДАННОЙ СТАДИЕЙ И УРОВНЕМ ВИДЫ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ, ДОСТИГШИХ ЭТОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ 1. Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень: примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость Четкие реакции на биологически значимые факторы среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений, слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного смысла свойства среды. Слабая нецеленаправленная двигательная активность. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде (амебы, инфузории-туфельки и др.) Б. Высший уровень: наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье, плавание). Способность избегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. Высшие (кольчатые черви), брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
68 Стадия перцептивной психики 2. СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ А. Низший уровень: отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, лазанье, прыжки, полет и т.д.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных, развитое защитное поведение. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также отчасти некоторые высшие позвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые. Б. Высший уровень: элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира». Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие) В. Наивысший уровень: выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию действительности вне зависимости от наличия биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт). Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким применением ранее приобретенных знаний, умений и навыков. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).
69 С О З Н А Н И Е ЭТО ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, А ТАКЖЕ ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ, ПРИСУЩИЙ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ КАК СОЦИАЛЬНОМУ И ОБЩЕСТВЕННО- ИСТОРИЧЕСКОМУ СУЩЕСТВУ
70 ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ: Во-первых, сознание всегда активно. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов Во-вторых, сознание интенционально. Сознание человека всегда направлено на какой-либо объект, предмет, образ, т.е. обладает свойством интенции
71 Наличие данных свойств обуславливает ряд других характеристик сознания: Способность к самонаблюдению –рефлексии. Это определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своими ощущениями, за своим состоянием. При чем наблюдать критически, т.е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы. Мотивационно-ценностный характер сознания. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение, исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных Я-концепция. установок Я-концепция.
72 ПОВЕДЕНИЕ – В зависимости от уровня психического развития живые существа обладают поведением различной сложности В зависимости от уровня психического развития живые существа обладают поведением различной сложности Это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды Это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды В развитии поведения можно выделить 3 стадии: В развитии поведения можно выделить 3 стадии: Стадия инстинктивного, или элементарного поведения Стадия инстинктивного, или элементарного поведения Стадия навыков и предметного восприятия Стадия навыков и предметного восприятия Стадия интеллектуального поведения Стадия интеллектуального поведения
73 Стадия инстинктивного поведения Это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных На данной стадии поведение всегда побуждается и управляется отдельными свойствами предметов, воздействующих на животное Биологический смысл воздействия предметов, возбуждающих и направляющих поведение животного, не является постоянным, а меняется в зависимости от конкретных условий жизни животного и особенностей среды Подобное поведение возможно, благодаря существованию определенных органов, являющихся материальной основой психического (нервная система): зрение, обоняние, осязание
74 Стадия навыков и предметного восприятия Основная особенность этой стадии является закрепление сформированных движений, т.е. животное может в соответствующей ситуации многократно совершать движения, которые и составляют основу приобретенного навыка Главной физиологической основой поведения на данной стадии являются процессы образования нервных связей в коре больших полушарий головного мозга – условных рефлексов Благодаря предметному восприятию у животных на этой стадии развиты двигательная, зрительная, слуховая память, на основе которой формируются навыки Кроме того животное способно делать определенные обобщения и различения, касающиеся биологически значимых воздействий (например, реагировать на один звук и игнорировать другой)
75 Стадия интеллектуального поведения Наивысшая стадия развития поведения животных Решение задачи приходит путем инсайта – после множества попыток, характеризующихся полным неуспехом Животное легко применяет найденное решение в других условиях, сходных с теми, в которых решение было найдено впервые При повторении опыта найденная операция воспроизводится относительно легко, несмотря на то, что она была совершена всего 1 раз Животные способны к объединению в одном акте двух последовательных самостоятельных операций, из которых первая подготавливает осуществление второй
76 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТА С МИРОМ, В ПРОЦЕССЕ КОТОРОГО ПРОИСХОДИТ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ОБРАЗА И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ В ОБЪЕКТЕ, А ТАКЖЕ РЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОМ СВОИХ ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТА С МИРОМ, В ПРОЦЕССЕ КОТОРОГО ПРОИСХОДИТ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ОБРАЗА И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ В ОБЪЕКТЕ, А ТАКЖЕ РЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОМ СВОИХ ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ ЛЮБОЙ ПРОСТЕЙШИЙ АКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМОЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА, А ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ЛЮБАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИМЕЕТ ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ И НАПРАВЛЕНА НА ДОСТИЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛЮБОЙ ПРОСТЕЙШИЙ АКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМОЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА, А ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ЛЮБАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИМЕЕТ ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ И НАПРАВЛЕНА НА ДОСТИЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МОТИВ МОТИВ ЦЕЛЬ ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЕ ДЕЙСТВИЕ ОПЕРАЦИИ ОПЕРАЦИИ
77 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИГРА Это особый вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта или преследующий цель отдыха УЧЕНИЕ Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. ТРУД Это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающийся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования
78 РАЗДЕЛ 2 ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И СОСТОЯНИЙ 2.1. Ощущение 2.2. Восприятие 2.3. Внимание 2.4. Память 2.5. Мышление 2.6. Речь 2.7. Воображение 2.8. Эмоционально-волевая сфера
79 Л Е К Ц И Я 2.1: О Щ У Щ Е Н И Е
80 О Щ У Щ Е Н И Е чувственное отображение объективной реальности, суть которого состоит в отражении отдельных свойств предмета при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств
81 Физиологической основой ощущений является деятельность сложных анатомических структур - анализаторов Периферический отдел анализаторов называется рецептором – это воспринимающая часть анализатора, основная функция которого трансформация внешней энергии в нервный импульс Проводящие нервные пути: эфферентные и афферентные Корковые или центральные отделы анализаторов, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов
82 Виды ощущений
84 Свойства ощущений свойствохарактеристика Качество Свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений (например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, соленый или горький) Интенсивность Является количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и от функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции (например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов будет искажена) Длительность Временная характеристика возникшего ощущения, определяемая функциональным состоянием органов чувств, но главным образом - временем воздействия раздражителя и его интенсивностью Пространственн ая локализация Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве (откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель)
85 Л Е К Ц И Я 2.2: В О С П Р И Я Т И Е
86 В О С П Р И Я Т И Е целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств
87 Физиологической основой восприятия являются процессы, происходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение которое по проводящим нервным путям передается в нервные центры коры головного мозга Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, в зависимости от того с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация Возбуждение от проекционных зон передается в интегративные (перцептивные) зоны коры, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира
88 Виды восприятия
89 Свойства восприятия свойствохарактеристика Предметность Способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов Целостность Восприятие дает целостный образ предмета, который скла- дывается на основе обобщения информации об отдельных свойствах предмета, получаемой в виде ощущений Структурность Восприятие является не проекцией наших мгновенных ощущений, а обобщенной структурой, которая формируется в течение некоторого времени Константность Относительное постоянство некоторых свойств предмета при изменении условий их восприятия Осмысленность Перцептивные образы всегда имеют определенное смысло- вое значение, в этом прослеживается связь восприятия с мышлением Апперцепция Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни Активность В любой момент времени мы воспринимаем только 1 предмет или конкретную группу, в то время как остальные объекты реального мира являются лишь фоном восприятия
90 Л Е К Ц И Я 2.3: В Н И М А Н И Е
91 В Н И М А Н И Е – н аправленность и активная сосредоточенность психической деятельности человека на объекте, который в данный момент познаем, воспринимаем, о котором мыслим и говорим
93 Основные виды внимания Произвольное внимание Управляется сознательной целью.Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий. Основная функция – активное регулирование протекания психических процессов Послепроизвольное внимание Первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми для него становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат Непроизвольное внимание Возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности
94 Свойства внимания Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на одном и том же объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания Объем – определяется количеством информации или объектов, одновременно способных удерживаться в поле ясного внимания Распределение – рассредоточение внимания; параллельное или одновременное выполнение разных видов деятельности Концентрация – степень сосредоточенности, интенсивности связи сознания человека с деятельностью; способность сохранять внимание при наличии помех Переключаемость – свойство большей или меньшей подвижности внимания, перевод внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую; также заключается в способности быстро ориентироваться в меняющихся условиях Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одной деятельности на другую, с одного объекта на другой, или с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения
95 Л Е К Ц И Я 2.4: П А М Я Т Ь
96 П А М Я Т Ь - сложный психический процесс, состоящий из процессов запечатления, сохранения и последующего воспроизведения следов прошлого опыта
97 ВИДЫ ПАМЯТИ КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ХАРАКТЕРУ УЧАСТИЯ ВОЛИ В ПРОЦЕССАХ ПАМЯТИ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ, Т.Е. ТАКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МАТЕРИАЛА, КОТОРОЕ ПРОИСХОДИТ АВТОМАТИЧЕСКИ И БЕЗ ОСОБЫХ УСИЛИЙ СО СТОРОНЫ ЧЕЛОВЕКА, БЕЗ ПОСТАНОВКИ ПЕРЕД НИМ ОСОБОЙ МНЕМИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ ПРОИЗВОЛЬНАЯ, Т.Е. ПРОЦЕССЫ ЗАПОМИНАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ, ТРЕБУЮЩИЕ ОСОБЫХ ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ И ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ МНЕНИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
98 ВИДЫ ПАМЯТИ КЛАССИФИКАЦИЯ ПО МОДАЛЬНОСТИ, Т.Е. ПО АНАЛИЗАТОРУ, КОТОРЫЙ ПРЕОБЛАДАЕТ В ПРОЦЕССАХ ЗАПОМИНАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ СВЯЗАНА С СОХРАНЕНИЕМ И ВОСПРИЗВЕДЕНИЕМ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ХОРОШЕЕ ЗАПОМИНАНИЕ И ТОЧНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ЗВУКОВ ОБОНЯТЕЛЬНАЯ, ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ, ВКУСОВАЯ НЕ ИГРАЮТ ОСОБОЙ РОЛИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА; ИХ ВОЗМОЖНОСТИ, ПО СРАВНЕНИЮ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ
99 ВИДЫ ПАМЯТИ КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ХАРАКТЕРУ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЗАПОМИНАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ, ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МНОГООБРАЗНЫХ СЛОЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – ЭТО ПАМЯТЬ НА ПЕРЕЖИВАНИЯ, ЧУВСТВА, ОСОБЕННО ПРОЯВЯЛЮЩАЯСЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ ИМЕЕТ СВОИМ СОДЕРЖАНИЕМ МЫСЛИ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЕ ОСНОВЫВАЮТСЯ НА ЯЗЫКЕ
100 ВИДЫ ПАМЯТИ КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ВРЕМЕНИ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ СВЯЗАНА С УДЕРЖАНИЕМ ТОЧНОЙ И ПОЛНОЙ КАРТИНЫ ТОЛЬКО ЧТО ВОСПРИНЯТОГО ОРГАНАМИ ЧУВСТВ БЕЗ КАКОЙ-ЛИБО ПЕРЕРАБОТКИ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СПОСОБ ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ТЕЧЕНИИ КОРОТКОГО ПРОМЕЖУТКА ВРЕМЕНИ (В СРЕДНЕМ ДО 20 СЕК) ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ СРОК ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ЭТОЙ ПАМЯТЬЮ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЗАДАЧЕЙ ВСТАВШЕЙ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕКОМ И РАСЧИТАН ТОЛЬКО НА ВРЕМЯ РЕШЕНИЯ ДАННОЙ ЗАДАЧИ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ СПОСОБНА ХРАНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ В ТЕЧЕНИИ НЕОГРАНИЧЕННОГО СРОКА И ВОСПРОИЗВОДИТЬ ЕЕ СКОЛЬКО УГОДНО РАЗ БЕЗ УТРАТЫ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ ПЕРЕДАЕТСЯ И ВОСПРИЗВОДИТСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ (ГЕНОТИП)
101 ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ ЗАПОМИНАНИЕ – ОБОБЩЕННОЕ НАЗВАНИЕ ПРОЦЕССОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА В ПАМЯТИ СОХРАНЕНИЕ – ФАЗА ПАМЯТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ДОЛГОВРЕМЕННОЕ УДЕРЖАНИЕ ВОСПРИНЯТОЙ ИНФОРМАЦИИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ – ПРОЦЕСС ПАМЯТИ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЙСЯ В ВОССТАНОВЛЕНИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ РАНЕЕ ЗАПОМНЕННОГО МАТЕРИАЛА
102 Л Е К Ц И Я 2.5: М Ы Ш Л Е Н И Е
103 М Ы Ш Л Е Н И Е высший познавательный психический процесс, заключающийся в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности
104 Характеристики мышления как психического процесса Первым признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям Вторым признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности, суть которого заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов или явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации В-третьих, мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Т.е. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить В-четвертых, мышление неразрывно связано с речью. Эта связь находит свое выражение в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы. Мы всегда думаем словами
106 ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ ПОНЯТИЕ – ЭТО ОТРАЖЕНИЕ ОБЩИХ И СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ ИЛИ ЯВЛЕНИЙ, В ОСНОВЕ КОТОРЫХ ЛЕЖАТ ЗНАНИЯ ОБ ЭТИХ ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯХ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – ВЫСШАЯ ФОРМА МЫШЛЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ СУЖДЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ УЖЕ ИМЕЮЩИХСЯ СУЖДЕНИЕ – ФОРМА МЫШЛЕНИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ПОНИМАНИИСУБЪЕКТОМ МНОГООБРАЗИЯ СВЯЗЕЙ КОНКРЕТНОГО ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ ИЛИ ЯВЛЕНИЯМИ
107 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УМСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ СРАВНЕНИЕ операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира КОНКРЕТИЗАЦИЯ представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению СИНТЕЗ мысленное соединение частей предметов в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств АНАЛИЗ мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета АБСТРАКЦИЯ мысленное отвлечение от каких-либо частей и свойств предмета для выделения его существенных признаков ИНДУКЦИЯ переход от частных случаев к общему положению ДЕДУКЦИЯ переход от общего положения к частному случаю
108 Л Е К Ц И Я 2.6: Р Е Ч Ь
109 Р Е Ч Ь особый психический процесс словесного общения людей посредством языка Р Е Ч Ь особый психический процесс словесного общения людей посредством языка
110 Я З Ы К система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл
111 ФУНКЦИИ РЕЧИ ФУНКЦИЯ ВЫРАЖЕНИЯ заключается в том, что с помощью речи человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе. При этом речь имеет определенную эмоциональную окраску ФУНКЦИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ заключается в том, что с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или формируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо ФУНКЦИЯ СООБЩЕНИЯ заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов и обеспечивает осуществление контакта между ними ФУНКЦИЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ заключается в способности давать названия предметам и явлениям, благодаря чему мы способны мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией
112 Классификация видов речи ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ СВЯЗАНА С ПРОЦЕССОМ ОБЩЕНИЯ, ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ УСТНАЯ РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ СВЯЗАНА С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ ПИСЬМЕННАЯ КИНЕТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ОСНОВНОМ В КАЧЕСТВЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЕЧИ - ЖЕСТОВ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ АКТИВНАЯПАССИВНАЯ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ
113 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КОМПЛЕКСНАЯ КИНЕТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ – ПРОСТЕЙШАЯ СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЙ ТЕЛА; ДВИЖЕНИЯ ОБЩЕНИЯ И ТРУДОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЕЩЕ НЕ ИМЕЮТ ЧЕТКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЯЗЫК ЖЕСТОВ – ПОЯВИЛСЯ БЛАГОДАРЯ УСЛОЖНЕНИЮ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ, ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ, В СВЯЗИ С ЧЕМ ПОЯВИЛАСЬ НЕОБХОДИМОСТЬ ОТДЕЛИТЬ РЕЧЕВЫЕ ДВИЖЕНИЯ ОТ ТРУДОВЫХ РЕЧЕВЫЕ ДВИЖЕНИЯ ОТ ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕЙСТВИЙ ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНАЯ ЗВУКОВАЯ РЕЧЬ – ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ СВЯЗАНО С ДАЛЬНЕЙШИМ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРВИЧНЫМ РАЗДЕЛЕНИЕМ ТРУДА, ПОЯВЛЕНИЕМ ПОТРЕБНОСТИ СОПРОВОЖДАТЬ ЖЕСТЫ РУК ГОЛОСОВЫМИ ВОСКЛИЦАНИЯМИ, КОТОРЫЕ СО ВРЕМЕНЕМ СТАЛИ КОТОРЫЕ СО ВРЕМЕНЕМ СТАЛИЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНЫМИ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ – ВОЗНИКЛА С ОЗДАНИЕМ ПИСЬМЕННОСТИ; ВНАЧАЛЕ ПИСЬМЕННЫЕ ЗНАКИ РАЗВИВАЛИСЬ ПОД ВЛИЯНИЕМ КИНЕТИЧЕСКОЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ КИНЕТИЧЕСКОЙ РЕЧИ, ПОЗДНЕЕ, С РЕЧИ, ПОЗДНЕЕ, С ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ЗВУКОВОЙ РЕЧИ, ОНИ СТАЛИ ОТРАЖАТЬ СМЫСЛ ЗВУКОВ
114 ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Теория научения: ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать звукам Теория научения: ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать звукам Теория специфических задатков Н.Хомского: в организме человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи, которые начинают проявляться к 1 году жизни и открывают возможность ускоренного развития речи с 1 года до 3 лет – сензитивный период развития речи Теория специфических задатков Н.Хомского: в организме человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи, которые начинают проявляться к 1 году жизни и открывают возможность ускоренного развития речи с 1 года до 3 лет – сензитивный период развития речи Когнитивная теория Ж.Пиаже: развитие речи зависит от присущей ребенку врожденной способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию, поэтому развитие речи связано в развитием мышления Когнитивная теория Ж.Пиаже: развитие речи зависит от присущей ребенку врожденной способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию, поэтому развитие речи связано в развитием мышления Культурно-историческая теория Л.С.Выготского: все высшие познавательные функции, в т.ч. и речь, формируются и развиваются в процессе онтогенеза ребенка, в процессе его приобщения к культурно-историческому опыту общества, в котором он живет Культурно-историческая теория Л.С.Выготского: все высшие познавательные функции, в т.ч. и речь, формируются и развиваются в процессе онтогенеза ребенка, в процессе его приобщения к культурно-историческому опыту общества, в котором он живет
115 Л Е К Ц И Я 2.7: В О О Б Р А Ж Е Н И Е
116 В О О Б Р А Ж Е Н И Е процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений
117 ТИПЫ ВООБРАЖЕНИЯ ПО СТЕПЕНИ ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ ПО СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ ПРЕДНАМЕРЕННОЕНЕПРЕДНАМЕРЕННОЕАКТИВНОЕПАССИВНОЕ ВОССОЗДАЮЩЕЕ ТВОРЧЕСКОЕ МЕЧТА СОН ДРЕМОТНОЕ СОСТОЯНИЕ ГРЕЗЫ
118 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВ ВООБРАЖЕНИЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ПРОИСХОДИТ СВОЕОБРАЗНОЕ РАСЧЛЕНЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЙ, ИЛИ ИМЕЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ. В ХОДЕ ТАКОГО АНАЛИЗА ПРОИСХОДИТ АБСТРАГИРОВАНИЕ ОБЪЕКТА, Т.Е. ОН ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ НАМ ИЗОЛИРОВАННЫМ ОТ ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДВУХ ТИПОВ: ВО-ПЕРВЫХ ЭТИ ОБРАЗЫ МОГУТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕНЫ В НОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ И СВЯЗИ; ВО-ВТОРЫХ, ЭТИМ ОБРАЗАМ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИДАН СОВЕРШЕННО НОВЫЙ СМЫСЛ. В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ С АБСТРАГИРОВАННЫМИ ОБРАЗАМИ ПРОВОДИТСЯ СИНТЕЗ
119 МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕРАБОТКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ВООБРАЖАЕМЫЕ ОБРАЗЫ АГГЛЮТИНАЦИЯ – «СКЛЕИВАНИЕ» РАЗЛИЧНЫХ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ НЕСОЕДИНИМЫХ КАЧЕСТВ, ЧАСТЕЙ (Русалка, Кентавр, Пегас) СХЕМАТИЗАЦИЯ – СЛИЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, СГЛАЖИВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ, ЧЕТКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ СХОДНЫХ ЧЕРТ (растительные орнаменты) ТИПИЗАЦИЯ – ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННОГО, ПОВТОРЯЮЩЕГОСЯ В ОДНОРОДНЫХ ОБРАЗАХ (типичные образы в художественной литературе, произведениях искусства) АКЦЕНТИРОВАНИЕ – ПОДЧЕРКИВАНИЕ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫХ, ТИПИЧНЫХ ПРИЗНАКОВ ОБРАЗА ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ ИЛИ ПРЕУМЕНЬШЕНИЕ ПРЕДМЕТА, А ТАКЖЕ ИЗМЕНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ (Мальчик-с-Пальчик, 3-хглавые Драконы, многорукие богини)
120 Л Е К Ц И Я 2.8: ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВАЯ СФЕРА
121 Э М О Ц И И психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека
122 типы эмоциональных переживаний АФФЕКТ наиболее мощный вид эмоциональной реакции; интенсивные, бурно протекающие кратковременные эмоциональные вспышки ЧУВСТВА психические состояния, отражающие устойчивое отношение человека к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым) НАСТРОЕНИЯ самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования, характеризующийся повышенной физиологической и психической активностью СОБСТВЕННО ЭМОЦИИ это более длительные состояния, представляющие собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные и воспоминаемые
123 СТЫД СТРАХ РАДОСТЬ УДИВЛЕНИЕ СТРАДАНИЕ ГНЕВ ОТВРАЩЕНИЕ ВИНА ПРЕЗРЕНИЕ ВИДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
124 ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ РЕГУЛЯТОРНАЯ ПОДКРЕПЛЯЮЩАЯ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ СТИМУЛИРУЮЩАЯ СИГНАЛЬНАЯ ОТРАЖАТЕЛЬНАЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬНАЯКОММУНИКАТИВНАЯ
125 В О Л Я сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков
126 ВОЛЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ это сознательное целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в действительность в соответствии со своими замыслами
127 2 формы волевого действия простой волевой акт: побуждение к действию непосредственно переходит к действия, которое осуществляется автоматически сложный волевой акт: между побуждением и действием имеет место сложный сознательный процесс, который опосредствует действие
128 функции воли активизирующая функция сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизнедеятельности тормозящая функция
129 структура волевого акта побуждение к совершению действия осмысление цели действия принятие решения действовать желаниевлечение борьба мотивов волевое усилие внутреннее волевое действие внешнее исполнение волевого действия
130 РАЗДЕЛ 3 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МАЛЫХ ГРУПП РАЗДЕЛ 3 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МАЛЫХ ГРУПП 3.1. Общее представление о личности. Концепции развития личности 3.2. Свойства личности: темперамент 3.3. Свойства личности: характер 3.4. Свойства личности: способности 3.5. Феноменология малых групп и межличностных отношений
131 Л Е К Ц И Я 3.1: ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
132 Л И Ч Н О С Т Ь ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМНОЕ СВОЙСТВО ИНДИВИДА, ФОРМИРУЮЩЕЕСЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИИ
133 в рамках данного понятия рассматриваются такие свойства личности, как: в рамках данного понятия рассматриваются такие свойства личности, как: Мотивация Мотивация Воля Воля Темперамент Темперамент Характер Характер Способности Способности Чувства Чувства
134 Развитие личности по Э. Эриксону Последовательность стадий – это результат биологического созревания, но содержание развития на каждой стадии определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Любой человек проходит все эти стадии, к какой бы культуре он ни принадлежал, все зависит от продолжительности жизни.
135 стадиявозрастсодержание Младенческий возраст 0-2 года Происходит выделение ребенком себя как индивида Ранний возраст 2-3- года Ребенком формируется и отстаивается автономия и независимость Возраст игры 3-5 лет Происходит осознание своей половой принадлежности, окружающий мир познается в игре через воображаемые ситуации Школьный возраст 5-12 лет Осуществляется обучение техническим и социальным основам трудовой деятельности Подростковый возраст лет Происходит формирование первой цельной эго- идентичности Молодость лет Происходит поиск спутника жизни, появляется желание тесного сотрудничества Зрелость лет Происходит развитие личности, люди подвержены субъективным ощущениям своей нужности другим людям Старость После 50 лет Происходит достижение новой завершающей формы эго-идентичности
136 Развитие личности по В.И. Слободчикову Каждая ступень в «матрице возраста» представляет собой завершающий цикл развития, выстроенный в логике чередования периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных)
137 ступени развития матрица возраста Период становления со-бытийности Период реализации само-бытности Кризисы рождения Стадии принятия Кризисы развития Стадии освоения Оживление Родовой кризис (-2мес)(+3нед) (-2мес)(+3нед)Новорожд-ть 0,5-4 мес. Кризис новорожд-сти 3,5-7 мес. Младенчество 6-12 мес. Одушевление Кризис младенчества мес. Раннее детство 1,3-3 года Кризис раннего детства 2,5-3,5 года Дошкольноедетство 3-6,5 лет Персонализация Кризис детства 5,5 – 7,5 лет Отрочество 7-11,5 лет Кризис отрочества лет Юность 13,5-18 лет Индивидуали- зация Кризис юности год Молодость лет Кризис молодости года Взрослость года Универсали- зация Кризис взрослости лет Зрелость лет Кризис зрелости лет Старость после 62 лет
138 Л Е К Ц И Я 3.2: С В О Й С Т В А Л И Ч Н О С Т И: Т Е М П Е Р А М Е Н Т
139 Т Е М П Е Р А М Е Н Т характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и их силой – с другой
140 темперамент имеет 2 компонента АКТИВНОСТЬ ХАРАКТЕРИЗУЕТ СТЕПЕНЬ ЭНЕРГИЧНОСТИ, СТРЕМИТЕЛЬНОСТИ, БЫСТРОТЫ ИЛИ, НАОБОРОТ, МЕДЛИТЕЛЬНОСТИ И ИНЕРТНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПРОТЕКАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, ОПРЕДЕЛЯЯ ЗНАК (ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ) И МОДАЛЬНОСТЬ (РАДОСТЬ, ГОРЕ, СТРАХ, ГНЕВ И ДР.)
141 4 ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ХОЛЕРИК МЕЛАНХОЛИК САНГВИНИКФЛЕГМАТИК ЧЕЛОВЕК БЫСТРЫЙ, ПОДВИЖНЫЙ, ДАЮЩИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК НА ВСЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ; ЕГО ЧУВСТВА НЕПОСРЕДСТВЕННО ВЫРАЖАЮТСЯ ВО ВНЕШНЕМ ПОВЕДЕНИИ, НО ОНИ НЕ СИЛЬНЫЕ И ЛЕГКО СМЕНЯЮТ ОДНО ДРУГОЕ ЧЕЛОВЕК МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ И СПОКОЙНЫЙ, КОТОРОГО НЕЛЕГКО ЭМОЦИОНАЛЬНО ЗАДЕТЬ И НЕВОЗМОЖНО ВЫВЕСТИ ИЗ СЕБЯ. ЧУВСТВА ЕГО ВНЕШНЕ ПОЧТИ НИКАК НЕ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ЧЕЛОВЕК БЫСТРЫЙ, ИНОГДА ДАЖЕ ПОРЫВИСТЫЙ, С СИЛЬНЫМИ, БЫСТРО ЗАГОРАЮЩИМИСЯ ЧУВСТВАМИ, ЯРКО ВЫРАЖАЮЩИМИСЯ В РЕЧИ, МИМИКЕ, ЖЕСТАХ; НЕРЕДКО – ВСПЫЛЬЧИВЫЙ, СКЛОННЫЙ К БУРНЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ РЕАКЦИЯМ ЧЕЛОВЕК, ОТЛИЧАЮЩИЙСЯ СРАВНИТЕЛЬНО МАЛЫМ РАЗНООБРАЗИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, НОИХ БОЛЬШОЙСИЛОЙ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ. ОН ОТКЛИКАЕТСЯ ДАЛЕКО НЕ НА ВСЕ, НО КОГДА ОТКЛИКАЕТСЯ, ТО СИЛЬНО ПЕРЕЖИВАЕТ, ХОТЯ ВЫРАЖАЕТ СВОИ ЧУВСТВА
142 краткий обзор учений о темпераменте 1 УЧЕНИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ ГИППОКРАТА ЛЮДИ РАЗЛИЧАЮТСЯ СООТНОШЕНИЕМ 4-Х ОСНОВНЫХ «СОКОВ ОРГАНИЗМА»: КРОВИ (SANGUIS) – САНГВИНИК СЛИЗИ (PHLEGMA) – ФЛЕГМАТИК ЖЕЛТОЙ ЖЕЛЧИ (CHOLE) – ХОЛЕРИК ЧЕРНОЙ ЖЕЛЧИ (MELAS CHOLE) - МЕЛАНХОЛИК
143 краткий обзор учений о темпераменте 2 КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ Э.КРЕЧМЕРА ЕГО ИДЕЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ЛЮДИ С ОПРЕДЕЛЕННЫМ ТИПОМ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ИМЕЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ: ЛЕПТОСОМАТИК (хрупкое телосложение, узкие плечи, высокий рост, длинные конечности) ПИКНИК (чрезмерно тучный, средний рост, большой живот, круглая голова на короткой шее) АТЛЕТИК (развитая мускулатура, крепкое телосложение, высокий или средний рост) ДИСПЛАСТИК (человек с бесформенным, непропорциональным строением тела)
144 краткий обзор учений о темпераменте УЧЕНИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ У.ШЕЛДОНА УЧЕНИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ У.ШЕЛДОНА В ЕГО КОНЦЕПЦИИ ЛЕЖИТ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ТЕЛО И ТЕМПЕРАМЕНТ – ДВА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ ПАРАМЕТРА ЧЕЛОВЕКА. СТРУКТУРА ТЕЛА ОПРЕДЕЛЯЕТ ТЕМПЕРАМЕНТ, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ФУНКЦИЕЙ. ИМ БЫЛИ ВЫДЕЛЕНЫ 3 ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЙ, КОТОРЫМ СООТВЕСТВУЮТ 3 ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА: 1. ЭНДОМОРФНЫЙ - ВИСЦЕРОТОНИЯ 2. МЕЗОМОРФНЫЙ - СОМАТОТОНИЯ 3. ЭКТОМОРФНЫЙ - ЦЕРЕБРОТОНИЯ 3
145 краткий обзор учений о темпераменте 4 КОНЦЕПЦИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА В.М. РУСАЛОВА С ДАННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТ – ЭТО ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ В ТОМ СМЫСЛЕ, ЧТО ЕГО СВОЙСТВА НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПОЛНОСТЬЮ НИ ВРОЖДЕННЫМИ, НИ ЗАВИСИМЫ ОТ СРЕДЫ. ОН ВЫДЕЛЯЕТ 4 КОМПОНЕНТА ТЕМПЕРАМЕНТА, КОТОРЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИ И ГЕНЕТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕНЫ: 1. ЭРГИЧНОСТЬ (ВЫНОСЛИВОСТЬ) 2. ПЛАСТИЧНОСТЬ 3. СКОРОСТЬ 4. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ (ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ)
146 Л Е К Ц И Я 3.3: С В О Й С Т В А Л И Ч Н О С Т И: Х А Р А К Т Е Р
147 Х А Р А К Т Е Р совокупность индивидуально- психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющиеся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения
148 ХАРАКТЕР ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЖИЗНЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ И МОЖЕТ ТРАНСФОРМИРОВАТЬСЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ФОРМИРОВАНИИ ХАРАКТЕРА ВАЖНУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, КОНКРЕТНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОБЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ТЕСНЫМ ОБРАЗОМ СВЯЗАНО С МЫСЛЯМИ, ЧУВСТВАМИ И ПОБУЖДЕНИЯМИ ЧЕЛОВЕКА
150 Л Е К Ц И Я 3.4: С В О Й С Т В А Л И Ч Н О С Т И: С П О С О Б Н О С Т И
151 СПОСОБНОСТИ Индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного вида деятельности Индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного вида деятельности Они не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности Они не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности
152 Признаки понятия способностей (по Б.М. Теплову) Под способностями понимаются индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого Способностями называют не всякие индивидуально- психологические особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности Понятие способностей не сводится к тем ЗУН, которые уже выработаны у человека, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих ЗУН
153 ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ УСПЕХИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ УСПЕХИ ЧЕЛОВЕКА В СПЕЦИФИЧЕСКИХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ТОНКОСТЬ И ТОЧНОСТЬ РУЧНЫХ ДВИЖЕНИЙ, ПАМЯТЬ, РЕЧЬ И ДР. МУЗЫКАЛЬНЫЕ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ, ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ, СПОРТИВНЫЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ ИДР.
154 УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ГЕНИАЛЬНОСТЬ ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ТАЛАНТ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННОСТЬ СВОЕОБРАЗНОЕ СОЧЕТАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ, КОТОРОЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВОЗМОЖНОСТЬ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ КАКОЙ-ЛИБО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ СУБЪЕКТИВНЫМИ УСЛОВИЯМИ УСПЕШНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
155 Л Е К Ц И Я 3.5: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
156 Г Р У П П А ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ, ВЫДЕЛЯЕМАЯ В СОЦИАЛЬНОМ ЦЕЛОМ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПРИЗНАКА: КЛАССОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, ХАРАКТЕРУ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УРОВНЮ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И Т.П.
157 КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП БОЛЬШАЯ ГРУППА – СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ, ВКЛЮЧАЮЩАЯ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО ЛЮДЕЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ СОВМЕСТНО В ЗНАЧИМЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ (ЛЮДИ 1-ГО ГОСУДАРСТВА, НАЦИИ, ЭТНИЧЕСКИЕ КЛАССЫ, ВОЗРАСТНЫЕ КОНТИНГЕНТЫ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, АУДИТОРИИ СМИ, ОРГАНИЗАЦИИ МАЛАЯ ГРУППА – ОТНОСИТЕЛЬНО НЕМНОГОЧИСЛЕННАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ МЕЖДУ СОБОЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ЛИЧНОМ ОБЩЕНИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ, ОБЪЕДИНЕННЫХ ОБЩЕЙ ЦЕЛЬЮ ОФИЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ, ИМЕЮЩАЯ ЮРИДИЧЕСКИ ФИКСИРОВАННЫЙ СТАТУС, ОПРЕДЕЛЕННУЮ НОРМАТИВНО ЗАКРЕПЛЕННУЮ ИЕРАРХИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ, СОЦИАЛЬНО ЗАДАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ ВСЕМИ ПРИЗНАКАМИ ГРУППЫ, НО НЕ ИМЕЮЩАЯ ЮРИДИЧЕСКИ ФИКСИРОВАННОГО СТАТУСА. МОГУТ СУЩЕСТВОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО КАК (КЛУБЫ, СЕКЦИИ, ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ), ТАК ОБРАЗОВЫВАТЬСЯ ВНУТРИ ОФИЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
158 МАЛАЯ ГРУППА КАК СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Д.Картрайд, А.Зингер, Т.Ньюком выделяют следующие критерии определения малой группы: частота и продолжительность взаимодействия между индивидами в группе; число составляющих ее членов Д.Картрайд, А.Зингер, Т.Ньюком выделяют следующие критерии определения малой группы: частота и продолжительность взаимодействия между индивидами в группе; число составляющих ее членов Ш.Бюлер относит к типичным особенностям группы: взаимоотношения ее членов, определенность ролей, обособление лидеров, общность целей, деятельности и организации, наличие у членов группы чувства «мы», сплоченность Ш.Бюлер относит к типичным особенностям группы: взаимоотношения ее членов, определенность ролей, обособление лидеров, общность целей, деятельности и организации, наличие у членов группы чувства «мы», сплоченность М.Шериф и К.Шериф относят к свойствам группы структуру и организацию группы; систему норм, регулирующих поведение членов группы М.Шериф и К.Шериф относят к свойствам группы структуру и организацию группы; систему норм, регулирующих поведение членов группы
159 МАЛАЯ ГРУППА КАК СОВОКУПНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕНИЯ Малая группа представляет собой определенную социально- психологическую систему, которая интегрирует личности как «микросистемы», выполняющие в группе определенные роли. Роли могут быть: 1. Предоставляемыми (система ожиданий индивида и определенных групп) 2. Субъективными (те ожидания, которые связывает человек со своим статусом, т.е. его субъективные представления о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другим статусом) 3. Играемыми (наблюдаемое поведение личности с данным статусом по отношению к другому лицу с другим статусом)
160 Функции общения как специфического вида взаимодействия субъектов в группе ОБМЕН ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭКСПРЕССИВНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДРУГ ДРУГА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ДРУГ ДРУГА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
161 МАЛАЯ ГРУППА КАК СОВОКУПНЫЙ СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ Понятие «совокупный субъект» относится прежде всего к общности людей, занятых совместной деятельностью. Основные признаки совместной деятельности: наличие единой цели для всех участников деятельности наличие единой цели для всех участников деятельности общее стремление действовать сообща общее стремление действовать сообща совмещение и координация индивидуальных деятельностей совмещение и координация индивидуальных деятельностей разделение единого процесса на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками разделение единого процесса на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками заинтересованность всех участников деятельности в едином конечном результате заинтересованность всех участников деятельности в едином конечном результате
162 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения Субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения Это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей Это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей
163 МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕНИЕ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ГРУППА МОЖЕТ В КАКОЙ-ТО ПЕРИОД ВРЕМЕНИ ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ФУНКЦИИ ИНИЦИАТОРА ОБЩЕНИЯ ИЛИ ЖЕ СТАТЬ СУБЪЕКТОМ КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ, КОГДА ГРУППА ВЫСТУПАЕТ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ: РИТУАЛЬНО-ИГРОВОЕ, ЗРЕЛИЩНО-ИГРОВОЕ, КАРНАВАЛЬНО-ИГРОВОЕ, СПОРТИВНО-ИГРОВОЕ, ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЕ
164 3 аспекта общения Перцептивная сторона общения заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира Перцептивная сторона общения заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира Интерактивная сторона общения заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями Интерактивная сторона общения заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями Коммуникативная сторона общения связана с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения Коммуникативная сторона общения связана с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения
165 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! УДАЧИ В ИЗУЧЕНИИ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.