Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователем4.volk.schools.by
1 Организация проектной и исследовательской деятельности школьников
2 Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
3 Учебное исследованиеНаучное исследование Главной целью является развитие личности. Приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие исследовательского типа мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Цель – получение объективно нового результата, производство новых знаний.
4 Реферат Этимология слова «реферат» связана с понятием «референция», т. е. с реально существующими, уже готовыми для деятельности объектами. На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Реферат ни в коем случае не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту. Цель реферата состоит в том, чтобы акцентировать внимание на новых сведениях и определить целесообразность обращения к изначальному тексту. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что, во-первых, в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок, а во- вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте. Реферат может рассматриваться как один из этапов научно- исследовательской работы, но ни в коем случае не как ее заменитель. Реферирование решает прежде всего учебные задачи, такие как обучение навыкам грамотного обзора литературы, сопоставлению различных точек зрения по теме.
5 УСКОРИТЕЛИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЧАСТИЦ Реферативный проект по физике
6 Элементарная вселенная Человека всегда интересовали два вопроса: каковы те мельчайшие частицы, из которых образуется все вещество, включая самого человека, и как устроена Вселенная, частью которой является он сам.
7 Ускорители В зависимости от типа ускоряемых частиц различают протонные и электронные ускорители. Кроме того, ускорители бывают кольцевые и линейные. Ниже приведены линейный ускоритель SLAC, успешно работающий в Стенфордском исследовательском центре, и кольцевой ускоритель TEVATRON, Ферми, США.
9 Исследование Говоря об этимологии слова «исследование», заметим, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т. е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.
10 Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
11 Формы представления исследований: тезисы, устный доклад, реферат, описательная работа, популярная статья, компьютерная презентация.
12 «Для литературного исследования были взяты два произведения: очерк Георгия Иванова «Чекист-пушкинист» и рассказ Бориса Лавренева «Комендант Пушкин». Писатели рассказывают о трагических событиях Гражданской войны в нашей стране в 20-е годы XX века. И художники показали болезненный процесс создания нового общественного строя, начавшегося после 1917 года, но каждый изобразил его со своих позиций. В обоих произведениях авторы свяжут судьбы своих героев с именем Пушкина. Почему? Наверное, потому что на крутом переломном этапе истории имя Пушкина стало национальным символом, жизненным компасом, по которому всегда сверяет свои мысли и поступки русский человек, болеющий за судьбу России, какой бы политической ориентации он не был» Пример: Литературное исследование «Двойники А. С.Пушкина на разломе истории»
13 Этапы исследования: 1 Определение объектной области, объекта и предмета исследования. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности. Изучение научной литературы и уточнение темы. Формулирование гипотезы. Формулирование цели и задач исследования.
14 Определение объектной области, объекта и предмета исследования Объектная область – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Предмет исследования – это часть объекта, внутри которой ведётся поиск.
15 Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Понятие означает: «то, что положено в основу». Обосновать актуальность темы – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания (показателем актуальности может быть наличие проблемы исследования).
16 Изучение научной литературы и уточнение темы Составление списка. Составление картотеки по изученной литературе с библиографическими данными издания (с обязательным указанием страницы).
17 Формулирование гипотезы Гипотеза – научно обоснованное предположение о непосредственно изучаемом явлении. «если….., то……». «так…, как….». «при условии, что….».
18 Цель и задачи исследования Цель – это конечный результат исследования (выявить…обосновать…. установить….разработать…) Задачи – это выбор путей и средств для достижения цели. Задачи лучше формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
19 систематизировать сведения об увековечивании имени ………в нашей стране, связав каждое название с фактами из биографии учёного и признанием его заслуг перед Отечеством. – изучить состояние проблемы; – проанализировать данные из различных информационных источников; – скомпилировать факты и иллюстрации и создать мультимедийную мини-энциклопедию «Имени……….», которую использовать для популяризации знаний о великом учёном. Пример
20 Методы исследования (способ достижения цели исследования) Теоретические (моделирование, абстрагирование, анализ, синтез). Эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). Математические (статистические, программирование, теория графов, сетевое моделирование).
21 – теоретические (анализ фактов из литературных и интернет–источников, компиляция материала, обобщение); – эмпирические (сравнение, сопоставление, проведение соцопроса); – математические (статистическая обработка материала). Пример
22 Этапы исследования: 2 – проведение исследования; 3 – оформление работы; 4 – защита результатов исследования; 5 – рефлексия.
23 Классификация задач Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.
24 Классификация творческих работ Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
25 Как представлен Иван Грозный в исторических документах и произведениях искусства
26 Цели исследования Показать сложность личности Грозного как государственного деятеля и человека.Показать сложность личности Грозного как государственного деятеля и человека. Рассмотреть, как трактуется образ Грозного в произведениях литературы и живописи разных эпох.Рассмотреть, как трактуется образ Грозного в произведениях литературы и живописи разных эпох. Сравнить, как представлен И. Грозный в исторических документах и произведениях искусства.Сравнить, как представлен И. Грозный в исторических документах и произведениях искусства.
27 Классификация творческих работ Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
28 Классификация творческих работ Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно- экологической направленности, в том числе направленные на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
29 Пример: «Алмазы…Легенды и действительность»
30 Основой работы над проектом послужила известная легенда: В 4 веке до н. э. войска А. Македонского, совершая поход в Индию, обнаружили в горах недалеко от Голконды Долину Алмазов, на дне которой они увидели россыпи алмазов. Собрать драгоценные камни было невозможно из-за обилия ядовитых змей, кишащих в долине. Поэтому царь предложил такой выход: слуги сбрасывали на дно ущелья куски жирного мяса, к которым прилипали алмазы. Прирученные орлы спускались вниз и приносили мясо с прилипшими алмазами к ногам императора.
31 Задачи проекта: 1 - доказать, что А. Македонский со своим войском в 4 в. до н. э. пытался завоевать Индию; 2 - узнать, что такое Голконда; 3 - изучить вопрос о происхождении алмазов; 4 - рассмотреть проблему возможности нахождения алмазов на поверхности земли; 5 - доказать, что алмазы прилипают к жирному мясу (модельный эксперимент); 6 - доказать, что орлы могли доставлять алмазы А. Македонскому.
32 1 - моделью алмазов являлись кусочки стекла, плотность которых близка к плотности алмазов. 2 - моделью падения мяса в пропасть является падение мяса из окна школы с высоты 15 м. 3 - кусочки стекла - «модели алмазов» взвешивались, масса пересчитывалась в караты. 4 - процесс эксперимента фиксировался с помощью видеокамеры.
33 Выводы: достоверность данной легенды подтверждается историческими, научными и экспериментальными данными.
34 Классификация творческих работ Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
35 Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
36 Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
37 Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.
38 Элементы проектной и исследовательской деятельности, формируемые в процессе работы над проектом или исследованием (и вне её) Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
39 Элементы проектной и исследовательской деятельности Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
40 Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, приходить к консенсусу; Элементы проектной и исследовательской деятельности
41 Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
42 Элементы проектной и исследовательской деятельности Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
43 Элементы проектной и исследовательской деятельности Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
44 Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
45 Можно оценивать: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности; владение самоанализом работы; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.