Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемps-rgsu.narod.ru
1 Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3
2 ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ Жизненный путь индивидуальная история личности, ее содержание, мировоззренческая суть. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности.
3 СТРАТЕГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ Жизненная стратегия – это построение жизни. Начинается с концентрации подростковых мечтаний и нечетких желаний, замыслов, в которых возникает идея собственного будущего. Через выбор профессии и конкретные жизненные планы реализуется жизненная программа, в которую человек воплощает свое призвание. Активное отношение к себе и к своей жизненной практике дает возможность человеку в значительной мере сознательно определять сюжет и направленность жизненного пути. Реализуя свои потребности и мотивы, удовлетворяя интересы, человек определяет свой жизненный путь.
4 ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА Пять фаз жизненного цикла человека (Ш. Бюлер, 1968) фазы Возраст в годахОбщая характеристика фаз жизненного цикла 1до 16 / 20 нет семьи, профессии, нет жизненного пути 216/20–23/30 предварительное самоопределение, выбор супруга 323/30–45/50 зрелость – собственная семья, нашел призвание, ставит конкретные жизненные цели, самореализация 445/50 69/70 стареющий человек, трудный возраст душевного кризиса, к концу исчезает самоопределение, постановка жизненных целей 569 / старый человек, нет социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность
5 ВЗГЛЯДЫ Ш. БЮЛЕР (1968) НА ПРОБЛЕМУ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ: жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению; главная движущая сила развития личности – врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению (всесторонней реализации самого себя); реализовать себя человек может только благодаря творчеству, созиданию; самоосуществление – итог жизненного пути. Ш. Бюлер
6 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ (ПО Б. Г. АНАНЬЕВУ) Периоды жизниПроявления личности в процессе жизненного пути Детствовоспитание, обучение, развитие юностьобучение, образование, общение зрелость профессионализм, социальное самоопределение личности, создание семьи, осуществление общественно полезной деятельности старостьуход от общественно полезной и профессиональной деятельности, сохранение активности в сфере семьи
7 Смысл биографического метода заключен в поиске значимых линий развития личности, выделении ключевых событий этого развития, установлении взаимосвязи между ними. Биографический метод воплощается через: биографическое интервью (например, биографическое интервью «жизненный выбор»); компьютерные методики жизненного выбора (например, система «Персоплан» (А. Г. Шмелев); «Биограф» (А. А. Кроник); «Lifeline» (А. А. Кроник); тесты (например, тест «Индекс жизненной удовлетворенности»); ситуативную каузометрию (связана с проблемами прогнозирования и изучения реалистичности наших ожиданий (И. Б. Кузьмина).
8 Психологическая герменевтика – это искусство и теория истолковывать и понимать психологический опыт. Метод герменевтики используется в числе методов описательной психологии для изучения и описания жизненного пути личности.
9 Личностный рост – это спонтанные изменения, происходящие во внутреннем мире человека и выражающиеся в конструктивном овладении средой, сотрудничестве с людьми. Личностный рост предполагает: расширение зон самоосознания; полное осознание настоящей жизни «здесь и сейчас»; выбор решения как жить в настоящем моменте; принятие ответственности за свой выбор.
10 ПРИЗНАКИ ОСТАНОВКИ В ЛИЧНОСТНОМ РОСТЕ: непринятие себя; внутриличностный конфликт; непродуктивные личностные ориентации; нарушение внутренней гармонии, равновесия между личностью средой; закрытость для нового опыта; суженность границ «Я»; ориентация на внешние ценности и ориентиры (несоответствие между реальной и идеальной самостью); отсутствие гибкости, спонтанности; сужение зон самосознания; непринятие ответственности за свое бытие и т. д.
11 ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ Представляют собой психическую активность, реализуемую в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предотвратить потерю самоуважения и избежать разрушения единства «образа Я».
12 ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ Вытеснение – механизм избавления от внутреннего конфликта с помощью исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной информации. Проекция – процесс приписывания собственных чувств, желаний и личностных черт, в которых человек не хочет себе сознаваться из-за их неприемлемости, на другое лицо. Идентификация – защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. Регрессия – защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность. Реактивные образования – поведение, противопоставляемое желанию.
13 ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ Рационализация – приписывание логических или благовидных оснований поведению, мотивы которого неприемлемы или неизвестны. Замещение – защитный механизм, связанный с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Изоляция, или отчуждение – обособление и локализация внутри сознания травмирующих человека факторов. Сублимация. Отношение сублимации к защитным механизмам является спорным: некоторые психоаналитики считают сублимацию защитным механизмом, но выделяют, что она является сверх того индивидуальным критерием зрелости особого вида; она ведет к тому, что индивид отрекается от непосредственного и прямого удовлетворения влечений и, освобождаемая при этом энергия, переходит в распоряжение «Я» для культурной деятельности. Отрицание определяется как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности.
14 ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ: в действиях человека по сохранению привычного мнения о себе, в действиях по отторжению или изменению информации, воспринимаемой как неблагоприятная и разрушающая базовые представления о себе или о других. Впервые защитные механизмы были выявлены З. Фрейдом (1989). З. Фрейд
15 Абульханова - Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // психология формирования и развития личности. М.: Наука, Анцыферова Л.И. психология формирования и развития личности // психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Педагогика- Пресс, Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. - М.: "Смысл", Райгодский. Д. Я. Самосознание и защитные механизмы личности // Хрестоматия по социальной психологии личности. Самара: "Бахрах-М", 2000.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.