Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемprofbar.ru
1 ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга Санкт-Петербург 2011 profbar.ru
2 Авторский коллектив Л. Б. Баряева, доктор пед. наук, профессор (РГПУ им. А.И. Герцена); Д.И. Бойков, канд. психол. наук, доцент (РГПУ им. А.И. Герцена); О.П. Гаврилушкина, канд. пед. наук, профессор (МГППУ); В. И. Липакова, канд. пед. наук, доцент (РГПУ им. А.И. Герцена); Е. Т. Логинова, доктор пед. наук, профессор (ЛОУ им. А.С. Пушкина); Л. В. Лопатина, доктор пед. наук, профессор (РГПУ им. А.И. Герцена); Н. Н. Яковлева, канд. пед. наук, доцент (СПбАППО). Под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой
3 Рецензенты: Артамонова Е.Р., главный специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию (Санкт-Петербург); Овечкина Т.А., канд. пед. наук, заведующая института детства СПбАППО; С. В. Недоленко, канд. пед. наук, доц. (РГПУ им. А. И. Герцена) Н.Б. Чесакова, учитель высшей категории, руководитель ресурсного центра ГС(К)ОУ 25 Петроградского района Санкт- Петербург)
4 Аннотация к программе Программа предназначена для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, детских-домов-интернатов учреждений социальной защиты и других учреждений, в которых воспитываются и обучаются дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья. Содержание программы направлено на социализацию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и адресовано специалистам, работающим с ними: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям и другим специалистам, осуществляющим образовательную деятельность с указанной категорией учащихся. Программа окажет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с выраженными проблемами в интеллектуальном развитии, а также может быть использована ПМПК в диагностических целях при отборе учащихся в классы школ VIII вида (второй вариант) и в процессе отслеживания динамики развития учащихся. В программе содержится информация, полезная для студентов факультетов коррекционной педагогики высших учебных заведений и слушателей курсов повышения квалификации работников образования.
5 Учебные предметы Развитие речи и окружающий мир Альтернативное чтение Графика и письмо Математические представления и конструирование Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
6 Позиционные основы «Программы» Каждая из образовательных областей в «Программе» основана на понимании того, что дети этой нозологической группы обучаемы, то есть способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития. Процесс обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нельзя строить на основе традиционного исторически сложившегося понимания различных педагогических дефиниций: «готовность к школьному обучению», «усвоение знаний, умений и навыков», «школьная успеваемость», «результат школьного обучения», «оценка результатов освоения знаний» и др.
7 Позиционные основы «Школьные навыки» в Программе понимаются в широком смысле, то есть не только как овладение знаниями, умениями и навыками учебной деятельности, но и как постоянное взаимодействие учащегося и учителя в специальной обогащенной предметно-развивающей среде, соответствующей его индивидуально- типологическим особенностям.
8 Современное обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья строится с учетом: потребностей образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью; факторов и показателей интеллектуального, физического, речевого и эмоционального развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья; доступных целей и задач их образования; методов и принципов обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
9 Целью «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» является: максимальное включение обучающихся в образовательный процесс; формирование доступных для этого контингента детей с ограниченными возможностями здоровья видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
10 Средства обучения детей 7-18 лет предметно-развивающая среда формы взаимодействия со взрослыми - участниками образовательного процесса содержание образовательного процессе (исходя из общего и национально- регионального компонента образования детей с ограниченными возможностями здоровья)
11 «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» учитывает: специфические особенности моторно- двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью; ведущие мотивы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья; характер ведущей деятельности; тип общения и его мотивы; социальную ситуацию развития учащегося
12 Развитие речи и окружающий мир В ходе организации и проведения уроков по предмету «Развитие речи и окружающий мир» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?) и исполнительская (Каким образом он может говорить?). Задачи формирования представлений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению.
13 Развитие речи и окружающий мир Первостепенная задача учителя организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащегося, интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у него предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты и т. д. Основное внимание в коррекционно-развивающей работе обращается на усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи главная задача обучения предмету «Развитие речи и окружающий мир», а коммуникативный принцип построения уроков-занятий является ведущим.
14 Развитие речи и окружающий мир Первый класс Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. Я ребенок. Мои игрушки. Моя семья. Явления природы. Второй класс Я ребенок. Мои игрушки. Моя семья. Мой дом. Я в школе. Мир людей. Мир животных. Ребенок и явления природы.
15 Развитие речи и окружающий мир Третий класс Развитие общих речевых навыков. Это Я. Мои игрушки Моя семья. Мой дом. Мир людей. Природные материалы. Мир животных. Мир растений. Приборы. Явления природы. Мир цвета и звука. Четвертый класс Наряду с представленными в третьем классе – Развитие навыков общения, диалогической речи, связной речи.
16 Развитие речи и окружающий мир Пятый класс Развитие общих речевых навыков. Развитие навыков общения, диалогической речи, связной речи. Мир окружающих предметов. Мир животных. Мир растений. Явления природы. Мир цвета и звука. Приборы и предметы быта. Шестой класс – Девятый класс Развитие общих речевых навыков. Развитие навыков общения, диалогической речи, связной речи. Окружающий предметный мир и профессии людей. Окружающий природный и животный мир.
17 Альтернативное чтение В самых простых терминах процесс чтения определяется, как процесс извлечения информация из письменного или печатного текста. Концепция «Программы» по обучению чтению учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью основывается на понимание процесса чтения в широком смысле, исходя из следующего его определения: «…Термин чтение обозначает различные когнитивные и перцептивные процессы в зависимости от орфографической формы. чтение включает в себя как фонетический/акустический процесс, так и семантический/синтаксический процесс. Вероятно, многие из проблем обучения чтению происходят из нашей неспособности пока еще полностью понять эти различные процессы. Если более широко рассматривать понятие текст… этот термин также будет применяться к извлечению информации из символов Брайля, из музыкального нотного письма, из паттернов движения губ, жестов и т. д.» (Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера).
18 Альтернативное чтение При обучении «Альтернативному чтению» учащихся этой категории основной акцент делается на то, что важнейшей задачей обучения является не собственно ознакомление учащихся с художественной литературой, не занятия их литературным образованием, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя для этого невербальные и вербальные средства коммуникации. В качестве одной из важных задач в «Программе» выделяется задача формирования представлений учащегося о том, что книга имеет вид нескольких сброшюрованных листов печатного материала, обычно в обложке или переплете. Процесс «общения» (взаимодействия) с книгой является определяющим в социально-личностном развитии учащихся, формируя хотя бы минимальные способности к самореализации, передавая ребенку с ограниченными возможностями здоровья опыт, накопленный человечеством. Критерием эффективности воспитания читательского интереса (исходя из понимания «альтернативного чтения» в доступных учащимся пределах) является их радость при встрече с книгой, «чтение» (просматривание, просматривание и называние иллюстраций, воспроизведение знакомых отрывков по памяти, чтение отдельных слов и т.п.) ее с доступным интересом и увлечением.
19 Альтернативное чтение Первый класс «Чтение» телесных и мимических движений. «Чтение» изображений на картинках. Во втором полугодии «Чтение» изображений на картинках и пиктограммах. Второй класс «Чтение» телесных и мимических движений. «Чтение» изображений на картинках и пиктограммах. «Аудиальное чтение». Третий класс «Чтение» телесных и мимических движений. «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. «Аудиальное чтение». Жестово-образные игры.
20 Альтернативное чтение Четвертый класс- Девятый класс «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. «Аудиальное чтение». Чтение букв и слов («глобальное чтение»).
21 Графика и письмо В рамках предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. Прежде чем дети начинают осваивать доступные для них навыки письменной речи, они овладевают графическими навыками. Графика (греч. γραφικος письменный, от греч. γραφω пишу) вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Графика может быть станковая (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжная и газетно-журнальная (иллюстрация, оформление печатных изданий) и т. д. Выразительные средства графики: контурная линия, штрих, пятно (иногда цветное), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение (см. «Большая советская энциклопедия»).
22 Графика и письмо В «Программе» представлены виды заданий, которые учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут выполнять вместе со взрослыми. Прежде всего, это рисунок, картинки в стиле лубка, прорисовывание контурных линий, штрихов, нанесение пятен на листы бумаги и т. п. Этот вид условного письма рассматривается как «рисуночное письмо». Упражнения в «рисуночном письме» (работа с карандашом) требуют не только навыка его удерживания, но и концентрирования внимания на процессе действий с карандашом и листом бумаги. Эти упражнения представляют собой попытку создать некое конкретное изображение или хотя бы примитивные каракули. Такой вид заданий для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью соответствует взглядам антропологов о том, что начальной формой письменности в подлинном смысле этого слова является рисуночное письмо.
23 Графика и письмо В процессе обучения учащихся необходимо учитывать, что рисуночное письмо лишено непосредственной связи с языком. Оно фиксирует не речь, а образное восприятие предметов и явлений. При помощи рисуночного письма учащиеся учатся фиксировать (изображать) не только конкретные образы, но и отвлеченные понятия, которые выражаются наглядными средствами. Важнейшая задача учителя в ходе обучения по предмету «Графика и письмо» организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у них предметные и предметно- игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты. Основное внимание в коррекционно-развивающей практике обращается на усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи главная задача начального этапа обучения грамоте (чтению и письму), а коммуникативный принцип построения уроков-занятий становится ведущим.
24 Графика и письмо Первый класс Упражнения для развития тонкой моторики рук. «Рисуночное письмо». Жестовые игры. Ритмические упражнения. Второй класс- Девятый класс Упражнения для развития тонкой моторики рук. «Рисуночное письмо». Жестово-образные игры. Ритмические упражнения. «Письменные упражнения».
25 Математические представления и конструирование В ходе реализации задач учебного предмета особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для их социально-бытовой адаптации. Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются также базой для детского конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями, развитие мыслительных процессов у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне низок и отличается качественным своеобразием, деление содержания математических представлений и конструирования на отдельные предметные области представляется не целесообразным. Это соотносится с онтогенетическим и филогенетическим принципом развития человека, когда представления о форме, величине, количестве, пространственном расположении сначала формируются на интегративной основе и отличаются синкретичностью, включаясь в разные виды деятельности ребенка (по Л. С. Выготскому). Поэтому математическая и конструктивная деятельность может быть представлена в едином блоке и обобщена в предмете «Математические представления и конструирование».
26 Математические представления и конструирование Под формированием математических и конструктивных умений и навыков учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует понимать даже элементарные сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате их обучения. Большую роль в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью играет чувственное познание, на основе которого становится возможным обучить их элементарной бытовой деятельности и сформировать навыки невербального и доступного вербального речевого общения. Учащемуся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для социально-бытовой адаптации, а в целом для социализации, необходимо, а чаще всего возможно, овладеть «житейскими» (по Л.С. Выготскому) понятиями.
27 Математические представления и конструирование Первый класс Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. Упражнения и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными). Количественные представления. Представления о форме. Представления о величине. Пространственные представления. Временные представления. Второй класс-Третий класс Игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве. Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками). Количественные представления. Представления о форме. Представления о величине. Пространственные представления. Временные представления.
28 Математические представления и конструирование Четвертый класс – Девятый класс Конструирование. Количественные представления. Представления о форме. Представления о величине. Пространственные представления. Временные представления.
29 Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности Исходя из особенностей развития мыслительной деятельности учащихся, их индивидуально-типологических характеристик, учитель на уроках по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» воспитывает (тренирует) у них состояние физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что безопасность окружающего мира необходимое условие существование каждого человека, взрослого и ребенка. В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у учащихся формируются: основы безопасности собственной жизнедеятельности: представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в стандартных и чрезвычайных опасных ситуациях; навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям. Наряду с формированием представлений о собственной безопасности учащимся в доступной форме раскрываются основы безопасности окружающего мира природы. Они знакомятся с некоторыми видами опасных для мира природы ситуаций, узнают о правилах безопасного для мира природы поведения человека, у них формируется осторожное и осмотрительное отношение к окружающему миру. Все это является элементарными предпосылками экологического сознания.
30 Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности Пятый класс Формирование культурно-гигиенических навыков. Питание. Уход за жилищем. Безопасность в доме и на улице. Шестой класс- Девятый класс Формирование культурно-гигиенических навыков. Питание. Уход за жилищем. Безопасность в доме, на улице, в природе.
31 Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности Элементарные представления и навыки учащихся уточняются, закрепляются (интегрируются): с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование»; в ходе занятий в рамках коррекционно-адаптационной области: «Основы коммуникации», «Социально-бытовая ориентировка и основы безопасности жизнедеятельности».
32 Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности На уроках расширяются и уточняются представления учащихся о состоянии своего здоровья (здоров или болен, что именно болит), а также о состоянии здоровья окружающих (детей, подростков, взрослых). Учащиеся учатся с помощью взрослого, используя пиктограммы, картинки, жесты, рассказывают о них, описывая некоторые симптомы болезненного состояния. Учащиеся знакомятся с навыками безопасного поведения в подвижных играх, в играх со спортивным инвентарем. Взрослые демонстрируют приемы правильного обращения с ним, рассказывают, показывают на иллюстрациях, в видеофильмах и проигрывают с учениками ситуации, которые могут привести к травмам – профилактика травматизма. Совместно учащиеся и учитель обсуждают погодные условия, как следует одеваться в соответствии с ними, к чему может привести переохлаждение или перегрев организма из-за неправильного выбора одежды. Для этого рассматривается одежда учащихся, соответствующие картинки и пиктограммы. Проводятся игры и игровые упражнения, в ходе которых учащиеся знакомятся с сезонной одеждой, обувью, съедобными и несъедобными грибами, ягодами, травами, учатся элементарным правилам поведения на природе.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.