Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемissl.redu.ru
1 Овладение методологией многофакторных исследований как направление познавательного и личностного развития Поддьяков А.Н. Факультет психологии ГУ-ВШЭ
2 Чем сложнее система, тем больше в ней многофакторных взаимодействий и тем больше факторов участвуют в каждом таком взаимодействии. Вопрос конечности – бесконечности (неопределенности длины) списка учитываемых факторов и вопрос порядка учитываемых взаимодействий остается открытым, упираясь, в конечном счете, в фундаментальные вопросы естествознания и философии. Предел разумного – магическое число 7 2?
3 Причинно-экспериментальное мышление (causal-experimental thought) [А.Деметроу]. Функция: выявление причинных связей во взаимодействующих структурах посредством экспериментирования.
4 Причинно-экспериментальное мышление Структура: 1) Комбинаторные способности. 2) Способности по формированию гипотез о возможных причинных отношениях. Главную роль здесь играют комплексные, или комбинированные гипотезы о взаимодействиях внутри различных сочетаний факторов. 3) Способности строить планы многофакторных экспериментов, направленных на проверку выдвинутых гипотез. 4) Способности конструирования объяснительных моделей.
5 Мы сформулировали принципы разработки дидактических объектов, стимулирующих учащихся к самостоятельному поиску, выявлению и исследованию комплексных многофакторных зависимостей, а также к целенаправленному управлению этими многофакторными объектами (Поддьяков, 2000). Данная система принципов была реализована в комплексе разнообразных многофакторных объектов нарастающего уровня сложности (игрушек-головоломок, логических игр на предметном материале, компьютерных игр, демонстрационных компьютерных моделей). Они позволяют учащимся различных возрастов - от дошкольного до студенческого - изучать различные системные объекты с комплексным взаимодействием факторов.Поддьяков А.Н. Непереходность (нетранзитивность) отношений превосходства и принятие решений // Психология. Журнал Высшей школы экономики С
6 Примеры многофакторных игрушек-головоломок для детей дошкольного и младшего школьного возраста
7 .Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, Поддьяков А.Н. Непереходность (нетранзитивность) отношений превосходства и принятие решений // Психология. Журнал Высшей школы экономики С
8 А.Н. Непереходность (нетранзитивность) отношений превосходства и принятие решений // Психология. Журнал Высшей школы экономики С
23 Уже старшие дошкольники способны к самостоятельному исследованию сложных многофакторных ситуаций, зависящих от комплекса взаимодействующих причин и условий. Экспериментирование детей со сложным объектом - это целостная творческая исследовательская деятельность, имеющая свою методологию и достаточно эффективные механизмы. В процессе комбинаторного экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинированные воздействия на объект, успешно выявляют его системообразующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов. Комбинаторное экспериментирование - это особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей, которое до настоящего времени оставалось малоизученным. Оно служит одной из основных предпосылок становления у детей начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие.
24 Примеры многофакторных исследований для учащихся школьного и студенческого возраста
25 Клеточный автомат Начальное состояние (слева) и состояние после 50-го цикла работы (справа).
26 Транзитивность – нетранзитивность превосходства между системами Аксиома транзитивности отношения превосходства Если первое превосходит второе в определенном отношении (по определенному признаку), а второе превосходит третье, то первое превосходит третье в указанном отношении. A > B > C A > C
27 Каждый предшествующий кубик в среднем выигрывает 2/3 партий у последующего и проигрывает ему 1/3 партий (т. е. в 2 раза меньше), но при этом последний кубик (D) выигрывает в той же пропорции у кубика А. Кубик А: 7, 7, 7, 7, 1, 1 Кубик В: 6, 6, 5, 5, 4, 4 Кубик D: 8, 8, 8, 2, 2, 2 «Нетранзитивные кости» Б.Эфрона, или бойцовский клуб игральных кубиков Кубик С: 9, 9, 3, 3, 3, 3
28 . "Выбор оружия для дуэли" (Поддьяков, 2000) Танк А ОРУДИЕ БРОНЯ уязвимый блок Танк В уязвимый блок ОРУДИЕ БРОНЯ Танк С БРОНЯ уязвимый блок ОРУДИЕ
29 Возможными отправными пунктами учебных исследований являются следующие данные из различных предметных областей. 1. Ситуации нетранзитивности систематически наблюдаются в борьбе компьютерных программ – участниц соревнований по интеллектуальным играм (шахматам, нардам и т.п.): программа А выигрывает у В, В выигрывает у С, но С – у А. 2. Данные биологии: один вид микроорганизмов может вытеснять с территории второй вид, этот второй вытесняет третий, а тот, в свою очередь, вытесняет первый. Отношения "бойцовской силы" между этими видами нетранзитивны. 3. Зоопсихологическая закономерность: в группе животных особь А может доминировать над В, В над С, но С над А. Семейные отношения доминирования далеко не всегда транзитивны. 4. В человеческой культуре иерархия субъектов, выполняющих разные социальные функции, может быть нетранзитивной.
30 Междисциплинарная теория В.А.Лефевра: объединяет философский, социологический, психологический, физико- химический уровень и другие уровни анализа. Развивая сильный антропный принцип, в этой теории строятся математические доказательства того, что в фундаменте Вселенной лежат законы, с неизбежностью ведущие к появлению разумных и сознательных существ, обладающих совестью.
31 Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: ПЕР СЭ, Полный текст: В Интернет-магазине Центра развития исследовательской деятельности учащихся
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.