Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool.baltinform.ru
1 Тема: Жанры в эпоху синкретизма Выполнила ученица 9 класса Фраш Виктория Владимировна Проверила учитель русского языка и литературы Терленди Светлана Викторовна
2 Синкретизм (от греческого synkretismos - соединение) - 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого- либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга); 2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов (например, различных культов и религиозных систем в поздней античности - религиозный синкретизм периода эллинизма).
3 Жанр – тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.
4 «Самыми древними и первичными являются обрядовые жанры, сохраняющие синкретическое единство с действом (календарные, свадебные, похоронные песни и т.д.). Затем возникают необрядоввые фольклорные жанры, выходящие за рамки синкретизма (сказка, былина, любовные, исторические и др.песни). Наконец складываются жанры собственно литературные (элегия, газелла, хокку, трагедия, роман)». Развитие жанров по Фрейденберг О.М. «Выделение жанра из обряда ошибочно, ибо ритуал и слово - явления параллельные семантические тождественные, но «ни обрядовая, ни словесная метафористика невозводимы друг к другу». Развитие жанров по Бахтину М.М. «Первичные или речевые, жанры, более поздней и развитой разновидностью которых стали жанры литературные, или вторичные».
5 По М.М.Бахтину, жанр ориентирован «извне» - на слушателей и на определённые условия исполнения и воспроизведения, а также ориентирован и «изнутри» - своим тематическим содержанием: каждый жанр обладает своими способами и средствами видения и понимания действительности.
6 Тематическое содержание Стиль Композиционная завершенность
7 Самыми древними и первичными являются обрядовые жанры, сохраняющие синкретическое единство с действом (календарные, свадебные, похоронные песни и т.д.). Затем возникают необрядовые фольклорные жанры, выходящие за рамки синкретизма (сказка, былина, любовные, исторические и др.песни). Наконец, складываются жанры собственно литературные (элегия, идилия, газела, хокку трагедия, роман).
8 Согласно концепции О.М.Фрейденберг, у истоков развития сознания и культуры лежит «комплектность» представлений. В это время ещё не отчленены друг от друга действенные, вещные, персонификационные и словесные оформления первобытного мировоззрения, а мифологические образы отличаются «двуединой полярностью». Так, двуедин пассивно-активный образ тотема-нетотема, неба-земли; так же амбивалентны смерть и рождение, смех и слёзы, персонажи, обозначающие небо и преисподнюю, верх и низ, мажор и минор. На этой стадии ещё нельзя говорить о жанрах. ………………………
9 1-ый этап 2-ой этап 3-ий этап Ритуальные речевые (- похороны (- клятва, молитва - инициальный обряд - божба - брачный обряд) - военная команда) Сложение функциональных, тематических и стилистических градаций между двумя типами жанров. Разделение сакральной и эстетической функций, постепенный переход от ритуального жанра к литературному Прогрессирующая дифференциация утверждает две зоны построения образа: серьёзную, смеховую, затем высокую и низкую Дальнейшее развитие функционального, тематического и стилистического начала. Постепенный переход от ритуального жанра к литературному.
10 Жанры развиваются, но близость к ритуалам остаётся и в волшебных сказках, и внеобрядовых песнях. В жанрах второго поколения с одной стороны остаётся память о ритуальном мифологическом субстрате. С другой стороны вырабатываются формальные, жанровые разграничители (стихотворный размер, строфика), происходит специализация писателей по жанрам и постепенное оформление жанровых канонов. Плач – элегия греческая (на полпути между эпосом и лирикой). В наше время элегия – чисто литературный жанр, для неё характерны удивительно – устойчивые топосы.
11 Внешне элегия кажется всего лишь «песней грустного содержания» и едва ли не безвольной жалобой на непреоборимую зависимость человека от бега времени, на самом деле о ней можно сказать словами философа, что она «рвёт одну из самых страшных наших зависимостей, из которых мы почти никогда не вырываемся, так и влача за собой куски разрушенного страданием сознания. Это внутренняя зависимость от якобы несправедливости мира, любовная прикованность к какому-либо предмету». Элегия нарушает эту зависимость, потому что открывает её и делает это открытие фактом эстетического поступка – внежизненно активного переживания.
12 В эпоху синкретизма жанры только зарождаются и являются продуктом развития обрядов. Жанр - эстетический «поступок», который держит литературу, обеспечивая живое единство её дискретных актов- произведений.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.