Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемshesterina.professorjournal.ru
1 Психологический и социально - психологический аспект функционирования СМИ В глобальном информационном пространстве возникла новая медиареальность, так сказать, психологическая terra incognita. Кент Коллинз
2 Медиасреда постоянно меняется. Вот лишь некоторые значительные изменения массово - коммникационных процессов, связанные с психологической составляющей : Современный журналистский текст опирается не на идеологию, а на ментальные структуры, базовые ценности и страхи массовидного человекаизменение процесса производства и потребления информации « Эффект присутствия » « эффект участия ». Это уже другое психическое состояние. И что принципиально важно, это – индивидуальная активность. Архетип пользователя архетип творца.
3 Психологический компонент основных функций СМИ Личностные и общественные ценности в журналистике Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике : причины и последствия
4 Все в руках человека, потому - то их и следует почаще мыть. С. Е. Лец
5 Коммуникационная, организаторская функция – социальная психология « Если тебя нет на ТВ – тебя нет в политике » Информационная функция – психология восприятия Информационный голод, информационное отравление Идеологическая функция – психология социального познания Социализация личности Утилитарная, рекреативная функции – психология личности Переключение, релаксация, минус - информация
6 Эффективно при первичном предъявлении информации Результат – формирование устойчивого представления о ситуации и отношения к ней проблема убеждение
7 Эффективно при вторичной подаче информации Используются средства эмоционального воздействия переубеждение Картина мира мнениемнение
8 1. Принцип экзотики ; 2. Чередование музыкальных фрагментов ; 3. Шумовые эффекты ; 4. Сбой темпоритма ; 5. Подбор кадров ; 6. Метафористичность текста ; 7. Авторитет науки ; 8. Авторитет искусства ; 9. Специфический подбор героев : люди в форме, специалисты и т. д.; 10. Поддержание ценностей и иллюзий.
9 активная Представитель аудитории пассивная специалист нейтральная отбор фактов
10 осуществить социальное сравнение (« Пусть говорят », игровые ток - шоу, новостные материалы ); обменяться мнениями (« Времена », аналитические материалы, публицистика ); снять чувство вины (« Суд идет », шоу конфликтов, криминальная хроника ); преодолеть застенчивость ( Реалити - шоу, игры, конкурсы )
11 Песнь свободы не споешь под чужую дудку. С. Е. Лец
12 Самоутверждение Престижные потребности (самоуважение) Социальные потребности (общение, любовь, дружба) Потребности в защищенности Физиологические потребности
13 бессмертие, победа добра над злом, справедливость, равенство, вечная дружба и любовь. Персонифицированные : Вера в благосклонность мира и дружелюбность людей ; Убежденность в предсказуемости, логичности мира, благодаря которой человек может контролировать и планировать собственную жизнь, поступая « правильно »; Допущение о собственной ценности, высокий уровень самоуважения Эксплуатация бипаразитизм СМИ
14 « Хочу есть !», « Хочу пить !», « Хочу спать !», « Мне плохо !», « Обратите на меня внимание !»
15 « Я »; « Имя »; « Хочу » ( желания, интересы ); « Хороший » ( осознание и преподнесение своих сильных сторон ); « Пол » ( признание со стороны представителей противоположного пола ); « Был - есть - буду » ( уважение к прошлому, принятие настоящего, надежда на будущее ); « Имею право » ( осознание и заявление своих прав ); « Должен » ( осознание и исполнение своих обязанностей ).
16 Саморазвитие ( познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие личностных характеристик ); Креативность ( реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность ; Активные социальные контакты. Иными словами - установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли ; Собственный престиж, то есть завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям. Высокое материальное положение, т. е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования ; Достижение - постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов ; Сохранение собственной индивидуальности, иными словами преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости. Это – терминальные ценности
17 1. Формируют модели удовлетворения физиологических потребностей ; 2. Компенсаторно поддерживают личные жизненные ценности ( часто приводит к « застреванию »); 3. Изменяют терминальные социальные ценности ( например, достижение на работе - достижение в воспитании детей ).
18 Сила личности ; Собственная значимость ; Любознательность ; Эмоциональная безопасность ; Принадлежность к группе ; Любовь, желание быть любимым ; Признательность ; Одобрение со стороны референтной группы ; Возможность творить ; Свобода и неприкосновенность частной жизни ; Материальное благополучие ; Высокая самооценка ; Самоуважение ; Успех ; Потребность в новых впечатлениях
19 Проекция ( журналист приписывает жертве трагедии различные негативные качества ); Замещение журналист обвиняет в происходящем не истинных виновников смерти, а тех, кто послабее ; Интеллектуализация безэмоциональная оценка события с позиций пользы и вреда ; Рационализация журналист находит правдоподобные причины для оправдания действий, вызванных неприемлемыми с позиций существующей морали чувствами. В прессе чаще всего этот механизм реализуется за счет преувеличения роли обстоятельств ; Компенсация журналист рассуждает о чем - то, что приобретут, например, близкие родственники погибших ( реальная материальная компенсация в виде денежного вознаграждения, квартир и т. д.); Фантазия журналист разворачивает перед зрителем нереальную, вымышленную ситуацию, которая могла бы способствовать спасению людей в условиях трагедии.
20 физиологический ( желтый ); экзистенциальный или бытовой ( практической направленности ); социальный, общественный ( обеспокоенный проблемами общества ); престижный ( элитарный ); духовный, творческий ( культурологический ) и т. п.
21 Способность дифференцировать субъективную и объективную реальность /…/ для репортера – проблема профпригодности. Для аудитории – это проблема защиты своих прав, а для общества – просто вопрос выживания. Е. Е. Пронина
22 критерии оценки модели мира : ее адекватность действительному миру, оптимальность выбора ракурса для отображения человеческой жизнедеятельности, гармоническое равновесие между миром и человеком Нарушение медиареальность
23 пространство и время то сжимаются, то расширяются ; многомерность и клиповость сообщений, их наслаивание друг на друга ; виртуализация людей, групп, событий ; яркая выраженность архетипических образов ; примитивизация сложных явлений ; карнавальность ; произвольный сдвиг фокуса зрения.
24 отождествление реальности и материала ( реальность как текст, видеоряд, звук ); отождествление реальности и темы ; акцентуация необычного ; акцентуация социальной значимости ; акцентуация противоречий.
25 наличие главного героя ; драматизм ; активное действие, приковывающее внимание зрителя ; новизна и степень отклонения от общепринятых норм ; возможность привязки к темам, которые в данный момент уже активно разрабатываются средствами массовой информации ; возможность рассказать о событии вкратце ; степень влияния последствий события на конкретное сообщество людей ( т. е. читателей, телезрителей и радиослушателей ).
26 фактичность ( ньюсмейкерство, активная журналистика, треш ); социальные реализм ( парасоциальные медиадрузья ); резкое усиление информобмена ( мультиканальность, мультимедийность ); вовлеченность ( интерактивность ).
27 Около лет * непрерывного видео 581 ** человеческая жизнь проведенная за просмотром этого непрерывного видео Источник: Marissa Mayer, 2006, Edinburgh TV Festival, UK * Час телетрансляции это около 2 Gb. ** Средняя продолжительность жизни около 70 лет
28 iPod 2006 – песен iPod 2012 – один год не прерывающегося видео iPod 2015 – вся коммерческая музыка, которая когда - либо была создана iPod 2019 – вся жизнь в режиме непрерывного видео iPod 2025 – весь контент когда - либо созданный на нашей планете
29 История медиа это история пассивного потребления. Сегодня одним из самых сильных социальных трендов направлен на участие. Несомненно многие телевизионные фанаты, готовы потреблять медиа в том виде, в котором им их преподнесут. Но другие, чаще всего это молодые люди, желают творить, основывая блоги или создавая индивидуальное пространства на ресурсах типа MySpace, или распространяя фото или видеоMySpace online. Даже переход по ссылке это творческий акт, который может повлиять на то, что будет или не будет увидено другими. И дел оне только в социальных различиях. Каждый из нас это и потребитель и творец. Наконец каждый из нас наделен силой и создавать и потреблять то, что нам дано. Источник: Future Exploration Network, 2006, Future of Media Report
30 Источник: Technorati, 2006, Deutche Bank Research, Media industry facing biggest upheaval since Gutenberg
31 Источник: Pew Internet & American Life Project, 2006, Deutche Bank Research, Media industry facing biggest upheaval since Gutenberg
32 Аронсон Э. Пратканис Э. Эпоха пропаганды. Механизмы убеждения. СПб : Прайм - Еврознак, М.: Олма - Пресс, 2003 Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991 Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004 Емельянова Т. П. Концепция « социальных представлений » в современной французской психологии. М., 1987 Кузин В. Н. Психологическая культура журналиста. СПб., 1997 Матвеева Л. В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП - холдинг, 2002 Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998 Проблемы медиапсихологии. Ч.1, Ч.2. М.: РИП - холдинг, 2002, 2003 Рощин С. К. Психология и журналистика. М., 1998 Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., М., 2002 Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов М., 1973 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980 Шуванов В. И. Психология рекламы. Ростов н / Д., 2003
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.