Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемs2.docme.ru
1 Изобразительное искусство народов мира
2 ИЗО – явление чрезвычайно интересное и удивительно многогранное. Это один из самых древних видов художественного творчества, оно возникло задолго до появления первых цивилизаций. Истоками ИЗО, несомненно, являлась потребность людей украшать свою жизнь, дополнять ее красотой и гармонией. Человечество создало целый арсенал средств при создании произведений искусства. Обратимся лишь к наиболее значительным явлениям ИЗО.
3 1. Искусство византийской мозаики Мозаика – вид ИЗО, возникший в эпоху Античности; картины выкладываются из кусочков специального стекла – смальты. Мозаика древних греков и римлян всегда была на светлом фоне, что позволяло передавать пространство реальности. В Византии кусочки матовой или прозрачной смальты - с тончайшей золотой фольгой внутри, закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучу солнца или свету свечи вспыхивать, отражаться золотом. Неровные, мерцающие поверхности мозаик включались в игру светотени, наполняя интерьер таинственностью.
4 Лучше всего сохранились мозаики Равенны – небольшого городка на севере Италии. Здесь в храме Сан – Витале (6 века) представлены мозаики с изображением Христа, пророков и ангелов, византийские императоры, митрополиты и др.
6 Не менее значительны мозаики Мавзолея Галлы Плацидии (5 век) тоже в Равенне.
7 Замечательно изображение ангела в мозаике церкви Успения в Никее (7 век) (Турция, сейчас разрушена) Удивительная манера контрастного сопоставления разноцветных кубиков смальты. Свое искусство «мерцающей живописи» византийские мастера привезли к нам на Русь. Мозаики Софийского собора в Киеве являются подлинными шедеврами.
8 Но широкого распространения искусство мозаики в России не получило, лишь в 18 веке оно было возрождено М.В.Ломоносовым. Петр Первый. Эрмитаж Полтавская битва. Панно 6,5 м в Академии Наук Санкт–Петербурга.
9 2. Древнерусская иконопись Уникальное явление в истории МХК. Беря свое начало от византийской иконописи, русская икона сумела создать свой особый способ отражения действительно- сти. Икона сопутствовала православному христианину на протяжении всей его жизни: от рождения до смерти. Как истинную святыню ее богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. В доме для иконы отводили «красный угол» - самое почетное место. Слово «икона» означает «образ», «изображение»; она призвана отражать образ мира, созданный Богом. В иконе представлен мир сильных чувств, глубоких идей и мыслей, воплощенных не столько в реальных образах, сколько в удивительных сочетаниях красок. Вот почему икону называют «умозрение в красках». Мир иконы открывается не сразу. Современному человеку требуются усилия, чтобы понять условный язык иконописи. Тихвинская Божья МатерьТихвинская в чудесахТихвинская в окладе Казанская Божья Матерь
10 «От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, миро благодатное источила еси обильно, верныя Твоя во изгнании сущия утешила еси и неверныя светом Сына Твоего просветила еси. Темже и припадаем к Тебе, Госпоже, со слезами: милостива нам буди в час судный, да некако толикую милость Твою восприявше, яко презорливи наказани будем, но подаждь нам Твоими молитвами плод духовный принести и спаси души наша». ( 24 ноября память одной из самых известных и прославленных икон, написанных в ХХ веке – мироточивой Иверской Монреальской иконы Божией Матери. В этот день, 24 ноября, 27 лет назад она начала обильно источать благоуханное целебное мирро.)
11 В основе древнерусской иконописи лежит принцип «обратной перспективы», открывающий возможность увидеть изображение в бесконечно расширяющемся пространстве (предметы расширяются при их удалении от зрителя). Положение во гроб. 15 век Рублев «Троица» 15 ВЕК Рублев «Благовещение»
12 Символичны были и представления о времени, которое как свиток, разворачивалось в пространстве. Цвет также нес символическую нагрузку. Рублев «Рождество Христово» «Христос Вседержитель» До сотворения мира не было и времени. Время, как сотворенный Богом носитель изменений, к самому Богу не применимо. На иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. Это переводится как "сущий", то есть тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет".
13 Первоначально икона создавалась одним мастером. С 16 века над одной иконой трудилась целая артель художников, где каждый выполнял определенный вид работы. Порой икона проходила через десятки рук, прежде чем обретала свое место в храме или доме. Всякая икона начиналась с доски – обычно из липы. На лицевой стороне доски, отступив от края, вырубали ковчег – неглубокую прямоугольную выемку. Главное изображение помещалось в ковчеге, а на полях иконы писали поясняющие тексты или «клеймы с житиями» святых. С века иконы делали уже без ковчега.
14 Для того, чтобы предохранить живопись от трещин, на лицевую сторону доски наклеивали холщовую ткань – паволоку, а поверх нее наносили левкас – специальный раствор из мела и рыбьего клея. Изображения сначала процарапывалось, золотилось, затем на него наносили темперу – краски, растертые на яичном желтке. Сначала накладывали контуры, потом тени, потом одежду, предметы и, наконец, самое важное – лики. «Личное письмо» (лицо) считалось самой сложной работой, требующей мастерства. Для завершения иконы ее покрывали олифой из льняного масла, томившегося полгода в горячей печи. Теперь к работе приступали резчики и ювелиры: делали оклады и инкрустировали их самоцветами и жемчугом.
16 Феофан Грек. Богоматерь Донская. 14 век Андрей Рублев. Спас. 15 век
17 Дионисий. Распятие. 16 век Симон Ушаков. Спас нерукотворный. 17 век
18 3.Искусство книжной миниатюры Востока Наивысшего расцвета она достигла в веках в Иране, Ираке, Афганистане, Азербайджане, Турции и Индии. В мусульманском мире к книге относились как к драгоценности. Их писали от руки каллиграфы, оформляли художники – миниатюристы. Книжная миниатюра – сложный и творческий процесс: сначала мастер тщательно разглаживал бумагу, лоснил ее, наносил рисунок, потом расписывал его темперой. Прелесть миниатюры заключалась в тонкости рисунка, многокрасочности, прорисовки деталей. Она не знает перспективы, в ней нет светотени; изображение человека передается плоскостно, нет передачи душевного состояния действующих лиц, только выразительные жесты. Как сказал Гете: «Восточная миниатюра, как и восточная поэзия ведет нас через мир путем сравнений образов, путем сопоставления и нагромождения предметов». Мир восточной миниатюры – это органическое слияние реальности, вымысла и символики. Ее образы праздничны и очаровательны.
19 Азербайджан. 15 – 17 век
20 Излюбленными сюжетами миниатюры стали исторические легенды, народные сказания, сцены пышных царских пиров, охоты, портреты правителей. Бехзада. Портрет султана Хусейна. 16 век Афганистан. Фарибурз, представший перед Кей-Хосровом. «Большеголовый Шахнаме». Гилян.1494 г. Миниатюра к «Хамсе» 15 век
21 " Макам аль-Харири". Иран.14 век Индийская миниатюра «БАБУР-НАМЕ». XVI ВЕК
22 Камолиддин Бехзада – «Восточный Рафаэль»( ) Афганистан. На формирование личности Бехзада и его мировоззрения большое влияние оказал Алишер Навои, визирь, поэт во времена правления Султана Хусейна Байкара. Историки считают, что Навои был непосредственным покровителем молодого таланта.
24 «Бабу́р-наме́» («Записки Бабура») воспоминания Захир ад –дина Мухаммеда Бабура( ), основателя Империи Великих Моголов, потомка Тамерлана.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.