Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемeducontest.net
1 Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста по сказкотерапии на тему: «Я - гражданин России!» Автор и составитель: психолог высшей квалификационной категории МОУ д/с 90 Колосова Наталья Семеновна
2 Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей. Целями данной программы являются развитие определенных качеств личности, а именно : Нравственно-волевых Самоконтроля Навыков общения Взаимодействие в коллективе Развитие умения свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других Формирование позитивной Я-концепции Расширение общей осведомленности Развитие связной речи Активизация процессов мыслительных способностей Развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы
3 Краткое содержание занятий: Окружающий мир многогранен и удивителен многие из нас мечтают побывать в разных уголках нашей многогранной страны - России, совершить путешествие во времени и в пространстве… Не у каждого из нас есть реальная возможность воочию увидеть стены Московского кремля, фонтаны Петергофа, Родину-Мать на Мамаевом кургане, великолепие Байкала, побродить по лабиринтам древнего кремля в Нижнем Новгороде, посетить Сочи – черноморскую жемчужину России и т.д.. Для нас так важно во всем принять непосредственное участие. В связи с этим появляются виртуальные компьютерные игры, создающие иллюзию реальности. Однако, современные психологи все чаще предупреждают о негативных последствиях подобных экспериментов с психикой человека. Чтобы этого избежать, мы моделируем мир в песочнице, сохраняя душевное равновесие.
4 Именно на песке мы можем себе позволить создавать разные миры: путешествовать во времени, по разным городам, странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаём, проживаем и учимся (познаем то, что рядом с нами: животных, насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, города, то как живут или жили люди) даже дети с проблемами в развитии надолго запоминают материал, изучаемый в подобных играх.
5 В этих занятиях используется много разнообразных приемов, игр, упражнений, танцев. Большинство упражнений направлены на решение сразу нескольких задач. Программа рассчитана на 12 занятий вполне осознанно. Материал, основанный на метафорах, «должен уложиться» в душе и начать мягко изменять мировоззрение и поведение. Приемы сказкотерапии позволяют в мягкой, экологичной форме дать необходимый материал. Курс заканчивается, когда воспитанникам еще хочется путешествовать по сказке, используется эффект «незавершенного действия». Подобный прием позволяет оставить восприятие активным, стимулирует их способность к размышлению.
6 Темы занятий - путешествий Занятие 1: «Бескрайняя Россия» Занятие 2: «Символы России» Занятие 3: «Москва – столица России» Занятие 4: «Город Петра» Занятие 5: «Мой родной Волгоград» Занятие 6: «Золотое кольцо России» Занятие 7: «Европейская часть России» Занятие 8: «Урал» Занятие 9: «Сибирь» Занятие 10: «Дальний восток» Занятие 11: «Великие люди земли русской» Занятие 12: «Путь к звездам»
7 Структура занятия: 1 Этап занятия «Введение в игровую ситуацию» Средства: Установка на внимательное слушание и активное участие – присказки, потешки, обещание необыкновенных путешествий, приключений, испытаний. Стиль поведения психолога: Доверительный стиль общения, внимательное отношение к каждому ребенку, диалог с каждым, сниженный тон голоса, суггестивный характер высказываний.
8 2 Этап занятия «Знакомство с игрой и ее героями» Средства: Прослушивание начала истории, сказки, стиха и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, города, замков, дворцов, кремля, морей, озер, рек, лесов – того, что требуется по сюжету игры), заселение его различными персонажами Стиль поведения психолога: Позиция отстраненного рассказчика, доброжелательного и мягкого помощника, исследователя создаваемого пространства
9 3 Этап занятия «Моделирование конфликта, трудностей» Средства: Детям предлагается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает мир на песке (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.). Стиль поведения психолога: Создание ситуации в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмоции, при этом психолог может выступать «разрушителем», используя фигурки и куклы.
10 4 Этап занятия «Выбор пути» Средства: Обращение к ребенку за помощью: - что будет с жителями города? - что же делать? - как быть? - сможешь ли ты помочь? (только ты (вы) таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этого города.) Стиль поведения психолога: Психолог заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход наравне с ребенком. Психолог убеждает, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает на потенциальные возможности ребенка, применяя суггестивные интонации.
11 5 Этап занятия «Борьба и победа» Средства Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь они – мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, реконструкция, преобразование песочного города. Именно сейчас дети выступают Творцами – восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями, приобретенными знаниями и навыками. Строят так, чтобы в новом городе всем было удобно. Усиливается успешный опыт – детям благодарны все сказочные существа. Стиль поведения психолога Он поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получится. Потом высказывает искреннее восхищение ребенком, благодарность за выдумку и доброту.
12 6 Этап занятия «Утверждение победы» Средства: Спонтанное продолжение игры в которой происходит празднование победы Стиль поведения психолога: Психолог спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникли в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если попадут в подобную ситуацию и пр.
13 7 Этап занятия «Перспектива дальнейших приключений» Средства: Рассказ о последующих путешествиях, приключениях, играх Стиль поведения психолога: Психолог заинтриговывает ребенка.
14 Для нас важно понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг с другом. Кто-то покажет себя лидером, кто-то ведомым. Один будет играть обособленно, другой – распространиться на всю территорию песочницы. Вы заметите, что в песочных играх у детей включается механизм естественной регуляции взаимодействия. Дети получают бесценный опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Так формируется эмпатия и толерантность, чего так недостает в современном невратизированном обществе.
15 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.