Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool6ul.narod.ru
2 Язык программирования QBasic Учебное пособие для изучения программирования в QBasic Разработала учитель информатики МОУ СОШ 6 г. Усть-Лабинска Румбешт Р.Ф.
3 Содержание Этапы создания программ. Язык программирования QBasic. Язык программирования QBasic. Переменная, типы переменных. Запись алгоритмов при помощи блок-схем. Запись алгоритмов при помощи блок-схем Типы алгоритмических структур: Линейная (следование); Операторы графики ВетвлениеВетвление (неполное, полное, выбор); Цикл. Массивы: одномерные, двумерные. Способ записи алгоритма при помощи псевдокода. Способ записи алгоритма при помощи псевдокода Окно программы QBasic. Окно программы QBasic. Операторы QBasic. Операторы QBasic
4 Этапы создания программы Для представления алгоритма в виде, понятном компьютеру, служат языки программирования. Сначала разрабатывается алгоритм действий, а потом он записывается на одном из таких языков. В итоге получается текст программы - полное, законченное и детальное описание алгоритма на языке программирования. Затем этот текст программы специальными служебными приложениями, которые называются трансляторами, либо переводится в машинный код (язык нулей и единиц), либо исполняется.
5 Этапы создания программы Алгоритм Текст программы на каком-либо языке программирования Машинный код CLS INPUT a s=a*a PRINT s END Очистить экран Ввести а Вычислить площадь Вывести результат программисттранслятор начало Очистить экран
6 Транслятор Транслятор средство для преобразования текстов из одного языка, понятного человеку, в другой язык, понятный компьютеру. Транслятор ИнтерпретаторКомпилятор последовательно анализирует и исполняет каждую строку программы проводит полный анализ написанной программы и формирует уже готовый к исполнению машинный код
7 Языки программирования Языки программирования - искусственные языки. От естественных они отличаются ограниченным числом "слов", значение которых понятно транслятору, и очень строгими правилами записи команд (операторов). Однако следует иметь в виду, что в языках программирования не допускаются даже незначительные (с точки зрения человека) нарушения в правилах написания программ. Ведь даже маленькая неточность может вызвать невыполнимость программы или трудно уловимую ошибку.
8 Программная среда для начинающих QBasic создана в 1963 году XIX века профессорами Дартмундского Колледжа (США) Дж. Кемени и Т. Куртс это аббревиатура фразы «Beginners All- purpose Symbolic Code», что в переводе означает универсальный символьный код для начинающих.
9 Любой язык состоит из: Алфавита - это набор символов, применяемых в конструкциях языка. Синтаксиса - правила построений конструкций языка Семантики - правила истолкования конструкций языка
10 Алфавит Бейсика 1. Латинские буквы: заглавные A-Z строчные a-z 2. Русские буквы: заглавныеА-Я строчные а-я 3. Цифры: от 0 до 9
11 Специальные символы Пробел|Знак вставки #Диез%Процент &Амперсанд, коммерческая «и» $Знак денежной единицы _подчеркивание{ }Скобки «эт»[ ]Скобки квадратные
12 Знаки препинания. Точка ( используется в записи десятичного числа 8.34,.007) ! Восклицательный знак, Запятая ( при перечислении аргументов) ? Вопросительный знак (PRINT) : Двоеточие Кавычки (для вывода значений строковых переменных) ; Точка с запятой (разделяет операторы в одной строке) Апостроф (для вставки комментария – REM)
13 Знаки действий + Знак плюс * Знак умножения (звезда, Asterisk) - Знак минус ^ Возведение в степень (тильда) / Деление (наклонная черта, слеш) ( ) Круглые скобки (для определения приоритета математических операций \ Деление нацело (обратный слеш)
14 Знаки сравнения =Знак равенства >Знак больше =Больше или равно
15 Переменная. Типы переменных
16 Переменная - Это область в памяти компьютера,где хранится некоторое значение. Объявляя переменную или константу заданного типа, вы отводите в памяти компьютера место, где будет храниться ее значение.
17 Переменная 105Д summa bukva
18 Наглядное представление переменных b=10 a = b +1 ba
19 Характеристики переменной Имя Значение Тип (числовая, строковая). Тип переменной определяет размер и структуру памяти под переменную.
20 Понятие переменной Переменная имятиптекущее значение a b summa chislo1 stroka INTEGER LONG SINGLE DOUBLE STRING 5 10, Д Привет
21 Имя переменной записывается с помощью латинских букв или букв и цифр. В имени переменной может быть до 40 символов. Пример: A2, SKOROCT, VREMIA, ITOG3
22 Числовая переменная - это переменная, в которой хранится число: Пример: A=23, X=2*f-8, S=V*t Переменные числового типа: Целые (INTEGER) Целые (INTEGER) Длинные целые (LONG) Длинные целые (LONG) Обычной точности (SINGLE) Обычной точности (SINGLE) Двойной точности (DOUBLE) Двойной точности (DOUBLE) Далее
23 Целые (INTEGER) – занимают в памяти 2 байта. Диапазон от до Присвоить переменной целый тип можно следующим образом: 1. Поставить в начале программы DEFINT A-B. 2. С помощью суффикса A%. 3. Использовать оператор описания DIM A AS INTEGER Вернуться
24 Длинные целые (LONG) – занимают в памяти 4 байта. Диапазон от до Присвоить переменной целый тип можно следующим образом: 1. Поставить в начале программы DEFLNG A-B. 2. С помощью суффикса A&. 3. Использовать оператор описания DIM A AS LONG Вернуться
25 Обычной точности (SINGLE) – занимают в памяти 4 байта. Диапазон от Е+38 до Е и Е-45 до Е+38 Присвоить переменной целый тип можно следующим образом: 1. Поставить в начале программы DEFSNG A-B. 2. С помощью суффикса A!. 3. Использовать оператор описания DIM A AS SINGLE Вернуться
26 Двойной точности (DOUBLE) – занимают в памяти 8 байт. Диапазон от D+308 до D-324 и D-324 до D+308 Присвоить переменной целый тип можно следующим образом: 1. Поставить в начале программы DEFDBL A-B. 2. С помощью суффикса A#. 3. Использовать оператор описания DIM A AS DOUBLE Вернуться
27 Строковая(символьная) переменная: 1.строка переменного типа; 2.строка фиксированной длины. Строка переменного типа -это переменная, в которой хранится слово или фраза. Строка символьной переменой – это последовательность длиной до символов таблицы ASCII. В памяти занимает столько байт, какова её длина + 4 байта на описатель. -В конце имени строковой переменной ставится знак $. Пример: D$, SLOVO$, ITOG$, ITOG2$ Присвоить переменной символьный тип можно следующим образом: 1. Поставить в начале программы DEFSTRING A-C, 2. с помощью суффикса A$. 3. Использовать оператор описания DIM A AS STRING Строка фиксированной длины – символьная строка длиной и N байт. DIM A AS STRING*N
28 Задание 1. Выписать имена переменных и подчеркнуть правильные. CAT, 67CAT, EX2$, SCHOOL1813, 1813SCHOOL, EX2$, 2EX$, D16, ЗИМА$, ZIMA$, DOGOVOR5$
29 Константы – это числа, символы, строки, которые не изменяют своего значения в процессе выполнения программы Неименованные константы символьные, числовые применяются тогда, когда их значение заранее известно и не подлежит изменению. Именованные константы бывают также символьные и числовые. Чтобы использовать именованную константу, её необходимо объявить при помощи ключевого слова CONST. Пример: CONST М%=66 CONST Т$=«число работников».
30 Присваивание-это операция передачи новых данных в переменную, обозначается знаком =. Содержимое хранится в переменной до тех пор, пока в эту переменную не будет занесено новое значение. Например: A!= B$=МАМА
31 Задание 2. Присвоить имена переменным, содержащим значение: 2,3 X^2 Свое имя Свой возраст Дата рождения 5X 2 -3,14 -5+x
32 При выполнении программы: Имя переменной не изменяется. Значение переменной может изменяться несколько раз. Если значение переменной не задано, то оно считается равным 0.
33 Встроенные функции ФункцияНазначение (математическая запись)Пример/результат Математические функции ABS(арифм_выражение)Модуль значения арифм_выражения(|X|)ABS(-3) / 3 ATN(арифм_выражение)арктангенс значения арифм_выражения ( arctgx ) COS(угол)Косинус аргумента (угол в радианах) ( cosx ) SIN(угол)Синус аргумента (угол в радианах) ( sinx ) SIN(PI/2) / 1 TAN(угол)Тангенс аргумента (угол в радианах) ( tgx ) EXP(арифм_выражение)Экспоненту значения арифм_выражения (e x ) LOG(арифм_выражение)Натуральный логарифм ( lnx ) SQR(арифм_выражение)Корень квадратный из значения арифм_выражения ( X ) SQR(1.44) / 1.2 Функции преобразования числовых значений FIX(арифм_выражение)Целая часть арифм_выраженияFIX(24.3) / 24 FIX(-24.8) / -24 INT(арифм_выражение)Наибольшее целое, которое меньше или Равно значению арифм_выражения INT(24.3) / 24 INT(-24,3) / -25 CINT(арифм_выражение)Округляет значение арифм_выражения по правилам арифметики CINT(24.3) / 24 CINT(-24,8) / -25 CINT(-24,3) / -24
34 Программа – это алгоритм, записанный на языке, понятном для компьютера. Оператор – это команда, записанная на языке программирования. Программа состоит из отдельных строк.
35 Алгоритм Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми создал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами. Само слово алгоритм возникло в Европе после перевода на латынь книги этого математика. Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.
36 Запись алгоритмов при помощи блок- схем
37 Представления алгоритма В устной форме. В письменной форме на естественном языке. В письменной форме на формальном языке. Для более наглядного представления алгоритма широко используется графическая форма - блок-схема, которая составляется из стандартных графических объектов.
38 Вид стандартного графического объектаНазначение Начало алгоритма Конец алгоритма Выполняемое действие записывается внутри прямоугольника Условие выполнения действий записывается внутри ромба Счетчик кол-во повторов Последовательность выполнения действий Ввод, вывод данных Начало Счетчик Встречу? Гуляю Конец ввод
39 Стадии создания алгоритма 1. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает. 2. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту (в том числе и человеку), который будет выполнять описанные в алгоритме действия.
40 Исполнители алгоритмов Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем. Исполнитель - объект, который выполняет алгоритм. Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры... Компьютер – автоматический исполнитель алгоритмов. Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется программой.
41 Типы алгоритмических структур 1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке); 2. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание); 3. Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий) 4. Вспомогательный алгоритм (алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя).
42 Начало Конец X=(A+B)*C A+B=D X=D*C Ввести A, B, C Вывести X Линейный алгоритм
43 Начало Конец Y=x*a+x^2 Ввести x, a Вывести Y Линейный алгоритм
44 Линейная структура программы Введение в программирование
45 Линейная структура программы Программа имеет линейную структуру, если все операторы (команды) выполняются последовательно друг за другом.
46 Линейная структура программы Начало После школы иду гулять Возвращаюсь домой Делаю уроки Конец Начало Команда 1 Команда 2 Команда 3 Конец
47 Задача Рассмотрим для примера программу вычисления площади треугольника по 3 сторонам., где a b c
48 Составим алгоритм и запишем его в виде блок-схемы: Начало Очистить экран Ввод a,b,c p=(a+b+c)/2 Конец s=SQR(p(p-a)(p-b)(p-c)) Вывод s
49 Программа может иметь вид: REM Вычисление площади треугольника по 3 сторонам CLS INPUT "Введите сторону а: ", a INPUT "Введите сторону b: ", b INPUT "Введите сторону c: ", c p=(a+b+c)/2 s=SQR(p(p-a)(p-b)(p-c)) PRINT " Площадь треугольника равна: ", s END
50 Вопросы: Что значит «Программа имеет линейную структуру»? Какие еще структуры программ вы знаете? Приведите пример задач, где используется линейная структура?
51 Ветвление – это такой вычислительный процесс… При котором выбирается одно из нескольких заранее предусмотренных направлений вычислений Каждое такое направление называют ветвью, условие, определяющее выбор направления – условием выбора или просто условием После проверки условия выполняется только одна из ветвей
52 Простое полное ветвление Ветвь да Ветвь нет условие IF условие THEN оператор ELSE оператор IF условие THEN операторы ELSE операторы END
53 Простое неполное ветвление Отличается от полного отсутствием ветви ELSE IF условие THEN оператор IF условие THEN операторы END
54 Условие – это логическое выражение Это или операция сравнения (знаки =, >, =, ) Или переменная типа boolean, которая может принимать два значения: истина или ложь IF a>b THEN a =2 ELSE b =2 Какая переменная получит значение 2, если обе равны 1 вначале? Если a=1 b=0? Если a=0 b=1?
55 Разветвляющийся алгоритм
56 Пример ветвления- решение квадратного уравнения Дано a,b,c D=a*a-4*b*c Если D0, то х1=(-b+Sqr(d))/(2*a), х2=(-b-Sqr(d))/(2*a) вывод х1,х2 конец ветвления
57 Пример ветвления- решение квадратного уравнения Дано a,b,c D=a*a-4*b*c Если D0, то х1=(-b+Sqr(d))/(2*a), х2=(-b-Sqr(d))/(2*a) вывод х1,х2 конец ветвления
58 Запись на языке QBasic IF D0 THEN …. (операторы) END IF
59 Вычислить значение У при: 1. Х= Х= Х= 10 с учетом условий X
60 Задача: Составить алгоритм нахождения у при различных х. В случае, если X
61 Составить блок-схему для вычисления значений функции У в зависимости от заданного с клавиатура аргумента Х. -1/Х^2 при Х
62 Способы записи алгоритма: псевдокод
63 Вопросы темы: Что такое псевдокод? Как записываются алгоритмы на школьном алгоритмическом языке? Команды школьного АЯ. Чем отличается программный способ записи алгоритмов от других? Какие у машинных языков достоинства и недостатки?
64 Что такое псевдокод? Псевдокод представляет собой систему обозначений и правил, предназначенную для единообразной записи алгоритмов. В псевдокоде не приняты строгие синтаксические правила для записи команд. В псевдокоде имеются некоторые конструкции, присущие формальным языкам В псевдокоде имеются служебные слова.
65 Основные служебные слова алг (алгоритм)сим(символьный)данодляда арг (аргумент)лит(литерный)надоотнет рез (результат)лог (логический)еслидопри нач (начало)таб(таблица)тознач выбо р кон (конец)нц (начало цикла) инач е иввод цел (целый)кц (конец цикла)всеили выво д вещ(вещественн ый) длин (длина)поканеутв
66 Общий вид алгоритма, записанного при помощи псевдокода: алг название алгоритма (аргументы и результаты) дано | условия применимости алгоритма надо | цель выполнения алгоритма нач описание промежуточных величин последовательность команд (тело алгоритма) кон
67 В предложении алг после названия алгоритма в круглых скобках указываются: характеристики (арг, рез) тип значения (цел, вещ, сим, лит или лог) всех входных (аргументы) всех выходных (результаты) переменных. При описании массивов (таблиц) используется служебное слово таб, дополненное граничными парами по каждому индексу элементов массива.
68 Примеры предложений алг: алг Объем и площадь цилиндра (арг вещ R, H, рез вещ V, S) алг Корни КвУр(арг вещ а, b, c, рез вещ x1, x2, рез лит t) алг Исключить элемент(арг цел N, арг рез вещ таб А[1:N]) алг Диагональ(арг цел N, арг цел таб A[1:N,1:N], рез лит Otvet)
69 Пример заголовка алгоритма алг Замена (арг лит Str1, Str2, рез лит Text) дано | длины подстрок Str1 и Str2 совпадают надо | всюду в строке Text подстрока Str1 заменена на Str2
70 Пример заголовка алгоритма алг Число максимумов (арг цел N, вещ таб A[1:N], рез цел K) дано | N>0 надо | К - число максимальных элементов в таблице А
71 Пример заголовка алгоритма алг Сопротивление (арг вещ R1, R2, цел N, рез вещ R) дано | N>5, R1>0, R2>0 надо | R - сопротивление схемы
72 Команды школьного АЯ Оператор присваивания. Служит для вычисления выражений и присваивания их значений переменным. Общий вид: А = В, где знак "=" означает команду заменить прежнее значение переменной, стоящей в левой части, на вычисленное значение выражения, стоящего в правой части. Например, a:=(b+c)*sin(Pi/4); i:=i+1.
73 Для ввода и вывода данных используют команды ввод имена переменных вывод имена переменных, выражения, тексты
74 Для ветвления применяют команды если и выбор, для организации циклов команды для и пока,
75 Пример записи алгоритма на школьном АЯ алг Сумма квадратов (арг цел n, рез цел S) дано | n > 0 надо | S = 1*1 + 2*2 + 3* n*n нач цел i ввод n; S:=0 Нц для i от 1 до n S:=S+i*i кц вывод "S = ", S кон
76 Чем отличается программный способ записи алгоритмов от других? При записи алгоритма в словесной форме, в виде блок-схемы или на псевдокоде допускается определенный произвол при изображении команд Алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере, должен быть записан на "понятном" ему языке. ( необходима точная записи команд, не оставляющей места для произвольного толкования их исполнителем).
77 Какие у машинных языков достоинства и недостатки? Процесс написания программы на машинном языке очень трудоемкий и утомительный. Программа получается громоздкой, труднообозримой, ее трудно отлаживать, изменять и развивать.
78 Машинные языки и машинно-ориентированные языки это языки низкого уровня Языки высокого уровня делятся на: алгоритмические (Basic, Pascal, C и др.), которые предназначены для однозначного описания алгоритмов; логические (Prolog, Lisp и др.), которые ориентированы не на разработку алгоритма решения задачи, а на систематическое и формализованное описание задачи с тем, чтобы решение следовало из составленного описания. объектно-ориентированные (Object Pascal, C++, Java и др.), в основе которых лежит понятие объекта, сочетающего в себе данные и действия над нами.
79 Среда QBasic
80 Экран программы
81 Создание новой программы Для создания новой программы нужно: - Выбрать в строке меню пункт Файл - Выбрать пункт Новый
82 Открытие созданной программы Для открытия старой программы нужно: - Выбрать в строке меню пункт Файл - Выбрать пункт Открыть - Выбрать из списка нужный файл - Нажать ОК
83 Сохранение программы Для сохранения программы нужно: - Выбрать в строке меню пункт Файл - Выбрать пункт Сохранить как - Выбрать нужный диск, каталог - Выбрать из списка нужный файл - Нажать ОК
84 КлавишаДействие F1F1Вывод подсказки для того элемента программы, на который указывает курсор F2F2Вывод списка подпрограмм F3Поиск в тексте F4Просмотр экрана вывода F5Продолжение выполнения программы с текущего оператора F6Перемещение в окно быстрого выполнения (Immediate) F7Выполнение программы до текущего положения курсора F8Выполнение следующего программного оператора (пошаговое выполнение операторов программы) F9 Установка или удаление контрольной точки F10Выполнение следующего оператора (пропуская процедуру) Функциональные клавиши
85 Арифметические операции на языке QBasic. ОперацияОбозначениеПримерРезультат Сложение Вычитание Умножение * 3*412 Деление / 15/35 / 15/43.75 Целочисленное деление \ 15\43 Возведение в степень ^ 2^38 Остаток от деления MOD 13 MOD 53
86 Правила записи арифметических выражений Арифметическое выражение записывается в одну строку; Используются специальные знаки арифметических операций (+,-,*,/,^); Соблюдается следующий порядок действий: скобки, возведение в степень, деление и умножение, сложение и вычитание; Десятичные дроби записываются с помощью десятичной точки: 1,5 – 1.5, 0, ; Нельзя опускать знак умножения: 6ab – 6*a*b; Число открытых скобок должно быть равно числу закрытых скобок. Например: ((10.6*y-2)/(4+5.37*x))*sin(3.41^2)
87 Примеры записи математических выражений I=U/R T=2*3.14*SQR(L/G ) s=v0*t+(a*t^2)/2
88 Задание: Запиши по правилам программирования следующие выражения:
89 ОПЕРАТОРЫ QBASIC
90 Операторы В языках программирования высокого уровня программа - это перечень действий. Исполнение этих действий определено в самом языке программирования, и их принято называть операторами.
91 Некоторые операторы языка QBasic REM – оператор комментария. Все что следует после этого оператора до конца строки игнорируется компилятором и предназначено исключительно для человека. Т.е. здесь можно писать что угодно. пример: REM Это комментарий можно и так: ' Это тоже комментарий
92 Некоторые операторы языка QBasic END – оператор конца программы, является необязательным. пример: END
93 CLS (Clear Screen) Очищает экран монитора. Вводится обычно один раз в начале программы Пример: CLS X=2 A=10 F=70*x/a Print F Что выйдет после запуска программы?
94 PRINT (?) позволяет: Выводить текстовую информацию, заключенную в кавычки, на экран монитора. ? привет! Вычислять значения арифметических действий ? 5*4-5,6^2 (найдите ошибку) Выводить значения переменных на экран монитора(найдите ошибку) DAY$= Понедельник» PRINT DAY$
95 Задание 1 Что появится на экране монитора при выполнении следующих программ? 1) CLS Q=4 D=Q+8 ? Q, D
96 2) L=3*T5)L=12 ? L, T-4 X$=Тебе 3)A=9 age$=лет B=36-A ? X$, L, age$ A=5 ? A=; A : ? B=; B 4)F=46)H=15 F=F+1 P=9 ? F; K+1 H=H+P ? P=; P*3; H
97 Решение задач 29, 30, 31, 32 на странице 25 Практикума
98 Задание 29. Напиши программу вычисления площади прямоугольника со сторонами a=3 и, b= 4 см. Задание 30. Напишите программу вычисления скорости пешехода V, если известно время Т- 2 часа, путь S= 10 км. Задание 31.Напишите программу вычисления значения выражения y=5x+6, если х=3. Задание 32. Напишите программу вычисления значений выражения y=3(x+1) 2 +2(x+1)-3, если х=8,2. Задание1 * Вычислить площадь поверхности параллелограмма по сторонам a, b, c (введенных с клавиатуры). Задание2 * Вычислить объем цилиндра по введенным с клавиатуры r – радиусу и h – высоте цилиндра. Задание3 * Вычислить площадь треугольника по сторонам a b и углу j между ними. Для тех, кто не знает формулы, перейти по ссылке Дальше
99 Формулы для расчета 1.Площадь поверхности параллелограмма S=2ab+2bh+2ah 2.Объем цилиндра V=Пr 2 h 3.Площадь треугольника Вернуться
100 INPUT (подсказка), имя переменной Оператор INPUT вводит значение переменной в память компьютера Используется для присваивания значения как числовым, так и строковым переменным Пример: Программа расчета скорости CLS INPUT Введите скорость; S Введите время; T V=S/T ? Cкорость равна; V Какой результат будет после запуска программы?
101 Пример программы вычисления пути движения REM Решение задачи. -Оператор для пояснения заданий CLS -Оператор запуска на чистом экране PRINT «Вычисление пути движения»-Печатает на экране заголовок INPUT «Введите скорость движения V=»;V -Запрос ввода скорости движения INPUT «Введите время движения Т=»;Т -Запрос ввода времени движения S=V*T-Оператор расчета пути движения и присваивания значения переменной S PRINT «Путь S=";S Оператор вывода результата S на экран
102 Решение задач 33, 34, 35, 32 на странице 26 Практикума (на дом) Задание 34. Вычислить значение функции. Значение х задайте с клавиатуры. Задание 35. Вычислите значение функции Y=5x 2 +4,1a-8,25b 3, где х=3,1, значения a и b задать с клавиатуры.
103 Условный оператор (ветвление) Оператор проверяет выполнение условия, записанного после слова IF и, в зависимости от результата, выполняется одно из следующих действий: -если условие верно, то выполняется оператор или группа операторов, записанная после слова THEN; -если условие неверно, то выполняется оператор или группа операторов, записанная после слова ELSE, затем компьютер приступает к выполнению следующей строки программы; -если слово ELSE отсутствует, то выполняется переход к следующей строке программы.
104 УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР (синтаксис) IF……………………THEN……………….ELSE….. (Если) Условие 1 (Тогда) Ветвь Да (Иначе)Ветвь Нет END IF (конец условия) Запись условий A>Bбольше C = 7больше или равно S < = Fменьше или равно Запись сложных условий If A>10 and A
105 Примеры программ: Программа оценивания знаний CLS INPUT Что ты получил по математике сегодня?; z IF z
106 Вычислить значение У при: 1. Х= Х= Х= 10 с учетом условий X
107 Пример программы с использованием условного оператора. Задание - составить программу по заданной блок-схеме х y X>0 Y=x 2 Y=x 3 начало конец
108 Программа на языке QBasic CLS INPUT x=;x If x>0 THEN y=x^3 ELSE y=x^2 ? y=; y Задание 36. Составьте блок-схему и напишите программу вычисления квадрата число а, если aw; в противном случае - их разности. Значения q и w задать с клавиатуры. Задание 38. Составьте блок-схему и напишите программу, определяющую, к какой возрастной категории относится пользователь: малыш (1-7лет), школьник (от 7 до 17 лет) или взрослый (от 17 до 90 лет). Задание 40. Составьте блок-схему и напишите программу, которая при наборе буквы S вычисляет площадь прямоугольника, а при наборе буквы Р – периметр прямоугольника. Стороны прямоугольника задать с клавиатуры.
109 Задача: Составить алгоритм нахождения у при различных х. В случае, если X
110 Х У X
111 ОПЕРАТОР ВВОДА СЛУЧАЙНЫХ ЧИСЕЛ RANDOMIZE TIMER –включает датчик случайных чисел, используется в программе один раз RND(1) – выбирает случайное число в интервале от 0 до 1, не включая 1 INT(x) – выделение целой части числа х Например: RANDOMIZE TIMER Х= INT(RND(1)*100) – выбор целого случай - ного числа в интервале от 0 до 100.
112 Использование метки, подпрограмма Метка – используется для обращения к какой-либо строке программы GOTO - переход к строке с меткой Пример метки: vvod:, vivod:, rezultat:, F2: Подпрограмма – часть программы, к которой можно обращаться много раз. Подпрограмма не может выполняться самостоятельно. GOSUB - вызов подпрограммы RETURN - выход из подпрограммы
113 Операторы графики
114 Вопросы темы: Компьютерная система координат Оператор SCREEN Оператор SCREEN Операторы PSET Операторы PSET Оператор COLOR Оператор COLOR Оператор LINE Оператор LINE Операторы CIRCLE Операторы CIRCLE Операторы PAINT Операторы PAINT
115 Компьютерная система координат Для того, чтобы мы могли что-либо нарисовать на экране, нам нужно уметь задавать положение на экране того, что мы рисуем. Для этого с экраном связывается система координат следующего вида: (0,0) X Y Ось Х направлена слева направо, ось Y сверху вниз. Значения координат – целые положительные числа Вернуться
116 Экран монитора может работать в двух режимах: символьном и графическом. В графическом режиме экран монитора разбит на маленькие клеточки – пиксели. Оператор SCREEN устанавливает количество пикселей на экране монитора (разрешение). Например: SCREEN 7 – устанавливает режим 320*200 (x*y) SCREEN 9 - устанавливает режим 640*350 (x*y) Вернуться
117 Оператор PSET - выводит точку заданного цвета Например: SCREN 7 PSET (10,50), 4 – выводит красную точку с координатами (10,50). Цвет, который задавался последним, называется текущим цветом Вернуться
118 Номера цветов Темные цветаСветлые цвета 0Черный8Темно-серый 1Синий9Светло-синий 2Зеленый10Светло-зеленый 3Голубой11Светло-голубой 4Красный12Светло-красный 5Фиолетовый13Светло-фиолетовый 6Коричневый14Желтый 7Серый15Белый Вернуться
119 Оператор COLOR – устанавливает цвет фона и изображения COLOR номер цвета изображения, номер цвета фона. Пример записи оператора: COLOR 4,14 – устанавливает изображение красного цвета, фон – желтый. COLOR,14 – устанавливает желтый фон COLOR 4 – устанавливает изображение красного цвета Вернуться
120 Оператор LINE – изображает отрезок, прямоугольник или закрашенный прямоугольник. Изображение отрезка LINE (x1,y1)- (x2,y2),номер цвета устанавливают координаты двух точек и номер цвета отрезка Изображение прямоугольника LINE (x1,y1)- (x2,y2),номер цвета, В устанавливают координаты двух противоположных вершин (координаты диагонали), номер цвета, команда В в операторе LINE является первой буквой английского слова Box-коробка. Изображение закрашенного прямоугольника LINE (x1,y1)- (x2,y2),номер цвета, ВF F- команда, которая в операторе LINE является первой буквой английского слова Full - полный Вернуться
121 Задание: напишите программу, которая после запуска выводит изображение Вернуться
122 Оператор CIRCLE изображает окружность CIRCLE (x, y), R, Номер цвета Где x, y - координаты центра окружности R – радиус окружности Например: CIRCLE (150, 100), 20, 4 – построена окружность красного цвета радиусом 20 пикселей с центром в точке (150, 100). R X,Y Вернуться
123 Оператор PAINT – закрашивает замкнутую область произвольной формы PAINT (x, y), цвет заливки, цвет контура Если цвет заливки и цвет контура совпадают, то в операторе PAINT можно указывать только один цвет Пример программы: SCREEN 7 CIRCLE (150,100),30,4 PAINT (150,100),5,4 После запуска будет закрашена окружность в малиновый цвет, граница – в красный Вернуться
124 Задание: составьте программу, выводящую на экран изображения: Вернуться
125 Задание на дом: написать программу, выводящую изображения: Вернуться
126 Цикл с параметром
127 СОДЕРЖАНИЕ Общий вид алгоритма цикла с параметром Особенности цикла типа для Блок-схема цикла с параметром Реализация цикла с параметром на языке программирования BASIC Пример
128 Цикл - это одна из основных структур алгоритмизации. Мы уже знакомы с двумя типами циклов: цикл типа пока и цикл типа до. Но в том случае, когда заранее известно число шагов, наиболее наглядно использовать так называемый цикл с параметром или цикл типа для.
129 Общий вид алгоритма цикла с параметром: для X от M до N шаг K нц тело цикла кц M, N - любые целые числа, K -любое действительное число. Если шаг K=1, то его можно не описывать, он становится равным единице по умолчанию.
130 БЛОК-СХЕМА ЦИКЛА С ПАРАМЕТРОМ: I=M, N, K ТЕЛО ЦИКЛА
131 РЕАЛИЗАЦИЯ ЦИКЛА С ПАРАМЕТРОМ НА ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ BASIC: 40FOR I = M TO N STEP K 50 ( ТЕЛО ЦИКЛА ) 60NEXT I
132 ПРИМЕР: Дано натуральное число N, вычислить N! (факториал) алг факториал (нат I, N, нат P ) арг N рез P нач ввод N P:=1 для I от 1 до N шаг K нц P:=P*I кц вывод P кон
133 нач N P = 1 I = 1, N, 1 P : = P * I P кон
134 10 rem pr1 20 input введите N; N 30 P=1 40 for i=1 to N step 1 50 P=P*i 60 next i 70 print P=; P 80 end
135 1.ОПЕРАТОР ЦИКЛА FOR имя переменной = f TO b STEP c NEXT имя переменной FOR (для)начало цикла NEXT(следующий)- конец цикла f начальное значение переменной b конечное значение переменной c шаг, с которым изменяется значение переменной
136 Массив Массив - набор однотипных данных, хранящихся вместе и имеющих общее имя. Возможность объединения групп элементов в массив позволяет, с одной стороны, облегчить массовую обработку данных, а с другой - упростить идентификацию элементов массива. Каждому элементу массива может быть присвоено одно числовое или символьное значение, поэтому различаются массивы числовые и символьные. Кроме того, массивы могут быть одномерными и многомерными.
137 Одномерные массивы Основные понятия: Массив обозначается одним именем. Так всю совокупность действительных чисел 1.6, 14.9, -5.0, 8.5, 0.46 можно считать массивом и обозначить одним именем, например А. Образующие массив переменные называются элементами массива. Каждый элемент массива обозначается именем массива с индексом, заключенным в круглые скобки. A(1), A(2), A(3),..., A(n). Индекс определяет положение элемента массива данных относительно его начала. Для рассмотренного выше примера элементами массива А являются: A(1)=1.6, A(2)=14.9, A(3)=-5.0, A(4)=8.5, A(5)=0.46
138 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССИВОВ Прежде чем воспользоваться массивом, в программу надо включить оператор DIM, задающий максимально допустимый индекс. Это даст возможность системе с Бейсиком зарезервировать в памяти область достаточного размера. Массивы, содержащие от 1 до 10 элементов, можно использовать без их объявления в операторе DIM. Максимальное количество элементов любого массива определяется только объемом свободной ОП. Формат записи оператора DIM: DIM имя_массива (максимальный_индекс) "Имя_массива" обычно выбирается по тем же правилам, что и имена простых переменных. "Максимальный_индекс" указывает максимально допустимый в программе индекс и должен быть положительным.
139 Примеры описания массивов: DIM X(50) ' объявление одномерного числового массива X для 50 чисел; DIM V$(12) 'объявление одномерного массива V для 12 символьных элементов. Объявление массива с переменным размером. INPUT K DIM A(K)
140 Заполнение массива Существует два способа присваивания значений элементам массива: 1) статический, с использованием операторов DATA, READ и оператора присваивания; 2) динамический, с использованием оператора INPUT и функции RND. При работе с массивами очень удобно пользоваться оператором цикла FOR...NEXT. В качестве индекса массива используют параметр цикла.
141 1. Пример статического заполнения массива. DATA слива,ананас,груша DATA яблоко,вишня,абрикос DIM A$(6) FOR I=1 TO 6 READ A$(I) NEXT I Цикл FOR...NEXT последовательно присваивает значения всем переменным из списка.
142 2. Пример динамического заполнения массива INPUT "Введите количество элементов массива ";N DIM A(N) FOR I=1 TO N INPUT A(I) NEXT I В данном примере используется переменное задание размерности массива.
143 3. Пример заполнения массива с помощью стандартной функции RND DIM V(12) FOR I=1 TO 12 V(I)=INT(RND(1)*10) PRINT V(I); NEXT J
144 Порядок работы с массивами 1. объявление массива (задание максимального размера массива); 2. заполнение массива; 3. обработка элементов массива; 4. вывод результата обработки.
145 ДЕЙСТВИЯ НАД ЭЛЕМЕНТАМИ ОДНОМЕРНОГО МАССИВА Пример 1. Подсчитать общую сумму 10 чисел, записанных статически в массив и количество отрицательных чисел в этом массиве. DATA 3,4,5,-8,10.67,2.7,765,-6.98,9,-1 DIM A(10) FOR I=1 TO 10 READ A(I) S=S+A(I) IF A(I)
146 Пример 2. Задан массив К(45). Определить минимальный элемент массива и его индекс. DIM K(45) FOR I=1 TO 45 ' Заполнение массива INPUT K(I) NEXT I MIN=A(1) ' Переменной MIN присваивается первое значение массива FOR I=2 TO 45 IF A(I) < MIN THEN MIN=A(I):K=I NEXT I PRINT "Минимальный элемент=";MIN, "его индекс=";K END
147 Пример 3. Задан массив A(18). В массиве поменять местами значения 1-го и 2-го элемента, 3-го и 4-го и т.д. Измененный массив вывести на экран. DIM A(18) FOR I=1 TO 18 A(I)=INT(RND(1)*10) PRINT A(I); NEXT I FOR I=1 TO 18 STEP 2 SWAP A(I),A(I+1) ' Меняются местами значения элементов массива NEXT I PRINT FOR I=1 TO 18 PRINT A(I); ' Вывод измененного массива NEXT I END
148 Пример 4. Дан массив М(30). Элементы массива - произвольные числа. Выдать на экран значения каждого пятого элемента. Указанные элементы выдать в строку. DIM M(30) FOR I=1 TO 30 M(I)=INT(RND(1)*15) PRINT M(I); NEXT I PRINT FOR I=5 TO 30 STEP 5 PRINT M(I); ' Вывод каждого пятого элемента массива NEXT I
149 Пример 5. Сформировать из N элементов одномерный массив А и вывести его на печать в виде K столбцов. INPUT " Введите количество элементов массива ";N DIM A(N) FOR I=1 TO N A(I)=INT(RND(1)*10) NEXT I INPUT " Введите количество столбцов ";K FOR I=1 TO N PRINT A(I); IF I MOD K = 0 THEN PRINT NEXT I END
150 Пример 6. Составить программу вычисления и печати значений функции Y=(SIN X+1) COS 4X Значения аргумента заданы статически в массиве X(10). Значения функции записать в массив Y(10) и распечатать в пять строк. DATA 5,6.78,56,7.34,678,89,5,23.9,10,34.7 DIM X(10),Y(10) FOR J=1 TO 10 READ X(J) NEXT J FOR J=1 TO 10 Y(J)=(SIN(X(J))^2+1)*SQR(COS(4*X(J))^2) PRINT Y(J); IF J MOD 2 = 0 THEN PRINT NEXT J END
151 Назови массивы 1. A(I) 2. S(12) 3. D$(I) 4. F$(6)
152 Что выйдет после запуска программы? CLS DIM a(5) FOR i = 1 TO 5 READ a(i) IF a(i) > 0 AND a(i) < 10 THEN PRINT a(i) NEXT i DATA 9,15,-8,7,6
153 Что выйдет после запуска программы? CLS DIM Z$(7) FOR I-1 TO 7 READ Z$(I) slovo=LEN(Z(I) IF slovo=4 THEN PRINT Z(I) NEXT I DATA дом, окно, собака, кот, зима, улица
154 Двумерный массив (таблица) DIM G(I,J) Где G – имя числового двумерного массива I-число строк J-число столбцов 1,681,571,70 1,731,591,61 1,651,781,80 1,641,661,74
155 Что можно сказать о массивах? 1. DIM S(10,5) 2. DIM Z$(5,7) 3. DIM A$(i,j) 4. DIM G(i,j)
156 Задание : Создать и распечатать двумерный массив CLS DIM R(4, 3) FOR i = 1 TO 4 FOR j = 1 TO 3 READ R(i, j) NEXT j NEXT i FOR i = 1 TO 4 FOR j = 1 TO 3 PRINT R(i, j); NEXT j PRINT NEXT i DATA 1.68,1.57,1.70,1.73,1.59,1.61,1.65,1.78,1.80,1.64,1.66, 1.74 Вернуться к списку
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.