Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool1073.ru
1 Образ Бориса Годунова в произведении Александра Сергеевича Пушкина и опере Модеста Петровича Мусоргского. Подготовила ученица 10б класса Пидвышенныя Евгения
2 Трагедия Пушкина и опера Мусоргского - конгениальные произведения, воплотившие один исторический сюжет из смутного времени России. Они явились одними из вершинных явлений как в творчестве самих авторов, так и в истории жанров. Более того, Пушкин, а вслед за ним и Мусоргский опирались на «Историю государства Российского» Карамзина – первый исторический труд, обобщивший летописи, сказания и другие литературно-исторические материалы XVII и XVIII вв.
3 При этом немаловажным как для трагедии, так и для оперы явился жанр жития, и особенно - самое известное, полное, значимое житие царевича Димитрия, составленное Димитрием Ростовским. Опера и трагедия обладают почти мистической связью.
4 «Я чувствую, что ду- ховные силы мои достигли полного развития, я могу творить», – писал поэт во время создания трагедии. Оба художника находились в пору расцвета своего таланта.
5 За два месяца до погружения в работу над оперой, написав первый акт «Женитьбы», Мусоргский был полон предчувствий крупной «беседы», для которой «мелкими вещами готовился, Женитьбой готовился». Его не оставляла мысль, что «Женитьба» – подготовительный этап для чего-то значительного, «клетка, в которую я засажен, пока не приручусь, а там на волю». Появившиеся незадолго до этого песни – сценки из народной жизни «Савишна», «Сиротка», «Колыбельная Еремушки» и др. – рассматривались композитором как зарисовки к будущей «крупной беседе».
6 Но по окончании работы ни поэт, ни композитор разрешения на печать и постановку своих произведений неполучили: трагедия была издана только в самом начале 1831 г., а опера поставлена 27 января 1874 г. (но уже во второй версии). При этом до полного «выхода в свет» были изданы (трагедия) и поставлены (опера) лишь отдельные сцены. И трагедия, и опера (первая версия, во- плотившаяся в полном художественном тексте) были написаны примерно за год: трагедия Пушкина – с осени 1824 г. по декабрь 1825 г., опера Мусоргского – с осени 1868 г. по декабрь 1869 г.
7 Долгое время музыкальному миру был известен «Борис Годунов» во второй версии, работа над которым была завершена в 1872 г. В плане общей драматургии этот вариант трактовки пушкинского текста вполне соот- ветствует самой трагедии: центральное по- ложение польских сцен в окружении русских (в таком композиционном решении прояви- лось желание дать исторический обзор, а также провести любовную линию и развить образ Самозванца), особое развитие образов Бориса и Отрепьева-Димитрия (эти герои ни разу не пересекаются на сцене, но их судьбы неразрывно связаны, взаимозависимы), торжество Лжедимитрия, затягивающийся узел боярских интриг (в трагедии он выявляется в череде диалогов, композитор же обнаружи- вает его через главного «интригана» – Шуй- ского), усиление напряжения в ряду народных сцен, последняя из которых демонстрирует выход народа из-под контроля власти («Лоб- ное место» в трагедии, «Кромы» в опере).
8 Однако такое соответствие возникло не сразу. В XX в. как в музыковедении, так и в концертной практике все больше внимания уделяется первому художественному тексту композитора, созданному в 1869 г. Существование самостоятельной первой версии оперы «Борис Годунов» обнаружил П. А. Ламм в 20-х гг. XX в. Результатом его работы стало издание в 1928 г. клавира, сверенного с рукописями композитора и включавшего материал обеих версий оперы. Наконец, в 1996 г. была издана авторская партитура первого законченного художественного текста произведения, подготовленная московскими текстологами.
9 Сохранилось немного сведений о периоде сочинения этой версии «Бориса Годунова». Композитор писал увлеченно, на «одном ды- хании»: он «с головой» ушел в творческий про- цесс, «жил Борисом в Борисе». Работа, по всей вероятности, не прерывалась: нет никаких свидетельств о сочинении Му- соргским в это же время каких-либо других произведений, даже небольших; практически отсутствует переписка. Композитор был по- глощен осуществлением своего замысла. Первая версия «Бориса» обладает удивительной композиционной и концептуальной целостностью, стройностью драматургического и музыкального развития. Это совершенно самостоятельное произведение.
10 Практически все изменения пушкинского текста в первой версии оперы – трансформация композиции, работа со стихом, с лексикой, смена контекста и т. д. призваны высветить образ Бориса Годунова, глубже и полнее показать его внутренний мир. К этой же цели сводятся все драматургические линии оперы, все взаимоотношения Бориса с другими персонажами: они существуют в художественном пространстве, центр которого – Борис, дополняют и углубляют его образ, но от этого только острее чувствуется его одиночество. Сам же Годунов – персонаж, имеющий несколько аспектов. Это царь, государственный деятель, разумный и рациональный ум. Это семьянин, любящий своих детей, пекущийся о них, об их судьбе. Это преступник, взошедший на трон через убийство не просто члена царской семьи, а младенца царевича. Это, наконец, мучимый совестью, страдающий человек, принявший на себя непомерный груз преступления.
11 Так, не случайно появление в опере Щекалова: он становится своеобразным «двойни- ком», предвестником Годунова. Щелкалов готовит первое и последнее появление Бориса. В трагедии ничего подобного нет: такая роль этого персонажа явствует из драматургии, вы- строенной композитором.
12 В трагедии Пушкина Борис изображен преимущественно государственным деятелем, подходящим ко всему разумно и рационально. На протяжении произведения он не раз произносит речь государственного значения. Отдельными штрихами проявляются его любовь к детям и внутренние переживания. Как преступник, он предстает главным образом в речах других лиц: Шуйского, Пимена, Патриарха.
13 Центральная роль образа Бориса отражается и на общей композиции. Все произведение – это жизнь Бориса-царя: опера начинается избранием на царство, заканчивается же его смертью. Оригинальность идеи Мусоргского и ее отличие от концепции Пушкина очевидны. Но опирался ли на что-либо композитор в своем особом подходе к произведению? Имел ли первоначальный замысел Мусорг- ского какую-либо основу, прототип в исто- рии трагедии? Оказывается, как опера была поставлена не в первой редакции, так и изданный текст трагедии Пушкина представил не первый замысел поэта (в этом – еще одна удивительная параллель трагедии и оперы).
14 И опера, и драма являются великими произведениями искусства. Всегда были и будут достойны нашего внимания даже через несколько тысячелетий.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.