Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемimr.uplanet.ru
1 Занятость и рынок труда в переходной экономике.
2 Предложение труда: принятие решения о занятости. В условиях совершенной конкуренции на рынках факторов производства каждая фирма приобретает нужное количество их по одной и той же рыночной цене, т.е. предложение факторов на конкурентном рынке абсолютно эластично по цене. Максимизация прибыли требует, чтобы цена фактора не была выше расходов на него. Если фактором производства является труд, то рабочий, а не фирма принимают решение предложении услуг труда. В этом случае максимизация полезности, а не максимизация прибыли является главным мотивом предложения фактора.
3 Предложение труда: принятие решения о занятости. В большинстве развитых стран доля совокупной рабочей силы в трудоспособном населении составляет от 50 до 70%. Остальные 30-50% трудоспособного населения попадают в категорию вне рабочей силы, т.е. в силу тех или иных причин не выходят на рынок труда. Для России и республик ближнего зарубежья до становления рыночных отношений была характерна противоположная ситуация - непропорционально высокая вовлеченность населения в общественное производство. Работой по найму было охвачено около 90% мужчин и более 80% женщин трудоспособного возраста.
4 Предложение труда: принятие решения о занятости. Чтобы объяснить феномен полного предпочтения досуга, необходимо рассмотреть, в каких случаях и под влиянием каких факторов может быть принято решение о невыходе на рынок труда. Очевидно, что необходимым условием является наличие какого-либо источника дохода, непосредственно не связанного с участием в отношениях рынка труда и позволяющего располагать хотя бы минимумом средств к существованию.
5 Предложение труда: принятие решения о занятости. Рассмотрим, как рабочий принимает решение о том, сколько часов в день (недель в год) он будет работать. День разделяется на часы труда и часы досуга за вычетом 8 час. сна L=L*- Le, где L- часы труда, занятость L*=24-8, Le -часы досуга. Часовая ставка заработной платы определяет цену досуга, т.е. то количество денег (товаров), от которого должен отказаться рабочий, чтобы получить дополнительный час досуга.
6 Занятость: сущность, генезис. Проблема занятости - это одна из самых злободневных социально- экономических проблем переходной экономики. Численность населения, не занятого в экономике и ищущего работу в России на середину 1997 г. составила 6,9 млн. человек, или 9,5% всего экономически активного населения в соответствии с методологией Международной организации труда.
7 Занятость: сущность, генезис. Занятость - многогранная категория, она может быть полной, неполной, частичной, иметь характер, структуру, формы, виды и т.п. Занятость - общеэкономическая категория, существующая во всех экономических формациях и выражающая то общее, что свойственно историческому развитию форм занятости. Занятость неразрывно связана с людьми, трудовой деятельностью по созданию материальных и духовных благ.
8 Занятость: сущность, генезис. Экономической основой занятости является взаимодействие двух детерминант общественного развития - труда и собственности. Исследование данного взаимодействия выступает экономико-теоретической основой анализа занятости и позволяет раскрыть: - содержание процесса взаимодействия труда и собственности; - сущность категории занятость; - характер, формы зависимости занятости от двух детерминант общественного развития - труда и собственности.
9 Занятость: сущность, генезис. Параллельно отношениям занятости существуют отношения незанятости в форме естественной и вынужденной безработицы. Безработица - не просто антипод занятости, это, скорее, антоним занятости. Период индустриального развития цивилизации породил безработицу, которая отражает некую систему общественных отношений между людьми, при которой часть экономически активного населения не может применять свою рабочую силу и выполняет роль резервной армии труда(часть трудоспособного населения, которая не может найти работу в определённое время на конкретной территории).
10 Занятость: сущность, генезис. К числу направлений обеспечивающих эффективное поведение на рынке труда относятся: - предоставление субъектам труда возможно более полной информации о характере, целях производственного процесса; - укрепление морально-психологического климата в трудовых коллективах, воспитание чувства гордости за свою фирму и т.п.; - оптимальное вовлечение работников различного уровня во все этапы хозяйственной деятельности от планирования до служебного роста.
11 Структура занятости и факторы, ее определяющие. Системный анализ совокупности данных элементов, формирующих содержание занятости дает целостное представление о занятости, синтезируя все ее составляющие. Основой анализа внутренней структуры занятости является классификация форм и видов занятости. В качестве критериев классификации видов и форм занятости выступают: - количественный критерий - позволяет выделить полную и неполную занятость, на началах совместительства, работы на договорных началах
12 Структура занятости и факторы, ее определяющие. - место трудовой деятельности - занятость на предприятиях или на дому, - тип собственности - занятость в государственных, коллективных и частных предприятиях, - территориальный критерий - занятость в городе, на селе, в крупных городах, средних и малых, в европейской части и в восточных частях страны, - демографический (половозрастной) критерий - занятость мужчин и женщин, молодежи, пенсионеров, студентов, школьников,
13 Структура занятости и факторы, ее определяющие. - сферы производства - занятость в производственной сфере и сфере услуг, - отрасль народного хозяйства - занятость в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и т.д., - отрасль промышленности - занятость в отраслях группы "А", "Б", а также в машиностроении, энергетике и т.д., - характер труда - занятость физическим или умственным трудом,
14 Структура занятости и факторы, ее определяющие. - степень механизации труда - занятость в сфере автоматизированного, механизированного и ручного физического труда, - уровень квалификации - занятость высококвалифицированным, квалифицированным, малоквалифицированным трудом, - соответствие профессионально- квалификационной структуры населения рабочим местам, - соотношение общей численности населения, его трудоспособной части, занятого и незанятого населения (уровень безработицы).
15 Структура занятости и факторы, ее определяющие. К факторам, влияющим на занятость, можно отнести также государственную политику, активность профсоюзов, уровень жизни, естественный темп прироста трудовых ресурсов /т.е. социально-демографический фактор/, миграцию населения. Анализ структуры занятости на региональном уровне предполагает выявление специфичных для данного региона факторов, влияющих на структуру занятости.
16 Модели сегментированного рынка труда. Модель сегментированного рынка конкретизируется с учетом тенденций развития рынка труда в различных странах. Например, английский экономист Г. Стэндинг на основе анализа рынка труда Великобритании выделяет пять основных сегментов: 1. Рынок специалистов наиболее высокой квалификации. 2. Рынок квалифицированных кадров. Здесь продают трудовые услуги основная масса специалистов с высшим и средним образованием. Занятость и уровень доходов относительно стабильны. Инфляционный рост цен компенсируется ростом дохода.
17 Модели сегментированного рынка труда. 3. Рынок труда рабочих профессий. Здесь темп роста заработной платы отстает от роста цен. 4. Рынок труда малоквалифицированных работников. Предложение трудовых услуг здесь традиционно превышает спрос, доходы и гарантии занятости невысоки. 5. Остаточный рынок труда. Здесь доминирует предложение труда со стороны лиц, утерявших либо еще не успевших наладить связь с рынком труда: длительное время безработных, женщин после длительного отпуска, молодежи. Такая многосегментная структура рынка труда типична для большинства развитых стран.
18 Модели сегментированного рынка труда. Рынок труда в России также обладает достаточно отчетливо выраженной сегментированной структурой. Сегодня в России заработная плата основной массы работников науки и культуры (второй сегмент) существенно отстает от средних заработков работников в промышленности, строительстве и на транспорте (третий сегмент) и несопоставимо ниже доходов лиц, занятых посреднической деятельностью (четвертый сегмент). Теория сегментированного рынка исходит из того, что как структура рабочих мест в экономике, диктующая спрос на труд, так и цены на трудовые услуги (заработная плата) обладают достаточной жесткостью.
19 Глобализация экономики и занятость. Фактором, все более мощно регулирующим занятость в современном мире, является глобализация экономики, выражающаяся в росте мировой торговли, миграции капитала, практически одновременном внедрении технических новшеств в разных странах. Глобализация усиливает существующую глубокую дифференциацию в производительности труда, доходах, материальном благосостоянии, что препятствует равенству возможностей работников разных стран на рынке труда.
20 Глобализация экономики и занятость. С целью снижения безработицы для увеличения рабочих мест необходима реализация следующих направлений в глобализации экономики: - либерализация торговли; - расширение международного сотрудничества для стабилизации финансовых рынков, ослабления остроты проблем платежных балансов и понижения долгосрочных учетных ставок; - экспортоориентированное промышленное развитие; - реструктуризация трудовых издержек через снижение незарплатных издержек на основе ликвидации налога на превышение нормативного фонда зарплаты, расходов работодателей на социальное обеспечение, снижение текучести рабочей силы и реформирование систем поощрения занятости.
21 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА ТРУДА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ. Формирование и функционирование рынка труда в России.
22 Особенности становления и функционирования рынка труда в переходной экономике. Особенности современного этапа развития рынка труда в России: - Рост безработицы. - Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики - значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. - Появление беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.
23 Особенности становления и функционирования рынка труда в переходной экономике. - Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден. - Неполная занятость
24 Особенности становления и функционирования рынка труда в переходной экономике. Особенностью рабочей силы в РФ является высокий уровень образования, высокая доля лиц с высшим образованием. Однако идет процесс устаревания отдельных видов специальностей вследствие углубления общественного разделения труда. В этой связи более 253 тыс. работников нуждались в немедленной переквалификации в середине 1994г. Для решения этой проблемы недостаточно просто переквалификации, необходимы новые рабочие места, позволяющие использовать лиц, утративших квалификацию, либо и не имевших ее.
25 «Придерживаемая занятость» как особенность российской модели рынка труда Причины придерживаемого типа занятости сводятся к следующему: - социальная ответственность руководства предприятий, - убежденность менеджеров, что спрос на продукцию предприятия вскоре возрастет и «простаивающая» рабочая сила будет востребована; - нежелание провоцировать конфликты с трудовым коллективом, - высокие организационные и финансовые издержки, сопряженные с избавлением от «лишних» работников;
26 «Придерживаемая занятость» как особенность российской модели рынка труда - стремление сохранить статус предприятия (власть, влияние, престиж директора чаще всего напрямую определяются размерами предприятия, которым он руководит); - технологическая жесткость, опасения сбоев в ходе производственного процесса, которые могут последовать при резком «сбросе» рабочей силы ; - запреты на высвобождение персонала, исходящие от местных, региональных или центральных властей;
27 «Придерживаемая занятость» как особенность российской модели рынка труда - противодействие профсоюзов; - оппозиция работников-акционеров; - бегство от налога на превышение нормируемого уровня оплаты труда путем перевода «лишних людей» на минимальную заработную плату вместо их увольнения; - возможность оказывать давление на власти; - отсутствие сколько-нибудь заметных издержек, которые порождало бы существование на предприятии недоиспользуемых трудовых ресурсов.
28 Межкатегориальные связи в системе трудовых отношений
29 Характеристика конкурентоспособного работника на рынке труда. При переходе к рынку возникают новые факторы, влияющие на работника нового типа, такие как: - адаптированность работника к быстро изменяющимся условиям производства; - высокая профессиональная, операционная мобильность, готовность работника при необходимости освоить новую для себя профессию в соответствии с требованиями современного рынка труда - высокая профессиональная компетентность и общая эрудиция
30 Характеристика конкурентоспособного работника на рынке труда. - универсализация работника, освоение им нескольких специальностей и производственных операций - обладание знаниями законов рыночной экономики - поливалентное применение имеющихся навыков и знаний - готовность работника к процессу непрерывного повышения квалификации, к освоению новых знаний
31 Характеристика конкурентоспособного работника на рынке труда. - возможность выбора вида своей карьеры в зависимости от типа производственной структуры - усиливающаяся индивидуализация человека в целом - стрессоустойчивость работника в условиях нестабильности экономики - развитие способности воспринимать инновации и быть участником нововведений - развитие своего творческого потенциала - наличие высоких деловых и личностных качеств.
32 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА. Теория государственного регулирования трудовых отношений и практика ее реализации в переходной экономике.
33 Современные государственные и региональные приоритеты в сфере занятости. Важнейшим государственным приоритетом в политике занятости является содействие реструктурированию российской экономики в направлении общецивилизационных тенденций, одной из которых является повышение удельного веса сферы услуг как преобладающей сферы занятости. Сфера услуг получает основной ресурс, поскольку многие ее отрасли отличаются высокой трудоемкостью, одновременно смягчается угроза безработицы.
34 Современные государственные и региональные приоритеты в сфере занятости. Второй сферой государственных приоритетов является мелкий и средний бизнес, который способен внести весомый вклад в решение острейших для России проблем безработицы и социальной устойчивости общества за счет поглощения рабочей силы, высвобождающейся из других сфер, и в результате формирования социального слоя мелких собственников.
35 Современные государственные и региональные приоритеты в сфере занятости. Основным институтом рынка труда России является Фонд занятости. Самыми незащищенными категориями трудоспособного населения, нуждающимися в социальной защите, являются женщины и работающие инвалиды. Средства Фонда занятости направляются на решение следующих задач: - оплата расходов по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных; - организация общественных работ;
36 Современные государственные и региональные приоритеты в сфере занятости. - выплата пособий по безработице; - возмещение пенсионному фонду расходов, вызванных назначением досрочных пенсий безработным; - проведение мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест; - покрытие расходов по анализу рынка труда, разработке программ занятости. Официальное признание безработицы потребовало определения приоритетов политики на рынке труда.
37 Современные государственные и региональные приоритеты в сфере занятости. Расходы фонда занятости условно можно сгруппировать по четырем направлениям. 1. Средства, расходуемые на пособия по безработице, материальную помощь безработным, выплату досрочных пенсий. 2. Средства, идущие на переподготовку и общественные работы. 3. Средства, направляемые на финансовую поддержку, приобретения ценных бумаг и прочие расходы. 4. Средства, предназначенные для развития служб занятости.
38 Современные государственные и региональные приоритеты в сфере занятости. В регионах с высоким уровнем безработицы приоритетом в деятельности служб занятости является выплата пособий (пассивная политика). В регионах с низким уровнем безработицы приоритет отдается формам активной политики, не связанным с Законом «О занятости населения в РФ» и государственными обязательствами по отношению к гражданам, потерявшим работу.
39 Социальная политика как интеграционный фактор на рынке труда. В научной литературе существуют различные классификации стран по типу проводимой социальной политики: 1. Английский ученый Титмус Р. в 1974г. предложил 3 модели социальной политики, различающихся по критерию объекта социальной политики: - в центре первой модели находятся два естественных канала удовлетворения потребностей - рынок и семья, социальная поддержка обеспечивается государством лишь остро нуждающимся слоям населения
40 Социальная политика как интеграционный фактор на рынке труда. - в центр второй модели государственной социальной политики попадает лишь занятая часть населения, поэтому социальная поддержка прямо пропорциональна социальным взносам, это пассивная политика, она не направлена на профилактику социальных болезней - в третьей модели объектом социальной политики выступает все население, в этом случае нет зависимости между правом на социальную защиту и социальными выплатами, это активная политика.
41 Социальная политика как интеграционный фактор на рынке труда. 2. Шведский ученый Г. Аспинг-Андерсен выделил три типа государства благосостояния: - либеральный - консервативно-корпоративистский - социально-демократический.
42 Социальная политика как интеграционный фактор на рынке труда. 3. Шведский ученый Терборн Г. выделил два критерия разграничения социальной политики - уровень социальных обязательств государства и степень их ориентации на рынок труда, в соответствии с которыми он разделяет четыре типа социальной политики государства: - сильные интервенционистские государства благосостояния - слабые компенсаторные государства благосостояния - небольшие государства благосостояния - государства благосостояния.
43 Социальная политика как интеграционный фактор на рынке труда. Таким образом, в качестве критериев социальной политики выступают: - цели социальной политики - предоставление минимума благосостояния или перераспределение доходов, - характер взаимоотношений с экономической политикой - подчинение или приоритет, - место социальной политики в деятельности государства,
44 Социальная политика как интеграционный фактор на рынке труда. - соотношение различных секторов в механизме социальной политики, - доля расходов на содержание государства благосостояния в ВВП, - структура государственной системы - преобладают ли в ней социальные услуги, - в социальном обеспечении преобладает общественное вспомоществование или социальное страхование.
45 Социальная политика как интеграционный фактор на рынке труда. Одной из моделей социальной политики является шведская, экономическими основами который выступают: - смешанная экономика, - комбинация частной собственности в сфере производства и коллективизации потребления, - исключительно большой государственно- коммунальный сектор общественных услуг, - сочетание реструктивной макроэкономической политики с селективными мерами по поддержания высокой занятости и инвестиций
46 Социальная политика как интеграционный фактор на рынке труда. Инструментами осуществления шведской модели является: - универсальная, направленная на все население социальная политика, - активная политика занятости, - централизованное коллективно- договорное регулирование зарплаты.
47 Заключение. Проведенное исследование теоретических основ и практики становления рынка труда в условиях переходной экономики на региональном уровне позволяет сделать ряд выводов: 1. Особенностью российской модели рынка труда является «придерживаемая занятость». 2. Значительная дифференциация в уровнях безработицы по регионам обусловлена как степенью деловой активности в регионе, так и сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле.
48 Заключение. 3. Значительная часть средств региональных фондов занятости (около 30%) расходуется неэффективно и на цели, не являющиеся, по сути, прерогативой служб занятости. 4. Отсутствует четко выраженная государственная политика при выборе направлений расходования собранных в фондах занятости средств. 5. Сохранение рабочих мест не должно входить в компетенцию служб занятости и финансироваться из фонда занятости в силу их низкой эффективности и высокой ценности для государства. Решение данной проблемы возможно в рамках инвестиционных и региональных программ.
49 Заключение. 6. Необходима финансовая поддержка через фонд занятости отдельных видов предпринимательской деятельности, которые способствуют развитию инфраструктуры и сферы услуг в городах и поселках, введение четких критериев выделения средств и условий их возврата и контроля за направлениями расходования со стороны представителей региональных служб занятости. 7. Приоритетом в период спада должна быть не высокозатратная при малой отдаче активная политика, а эффективная пассивная политика на рынке труда,
50 Заключение. проводимая во всех рыночно-ориентированных странах. Это означает необходимость разработки принципиально иной системы страхования от безработицы, то есть страхование риска остаться без работы. 8. Проведение активной политики должно остаться прерогативой государства, а не фонда занятости, поскольку она требует значительно больших затрат на создание рабочих мест, организацию институтов подготовки и переподготовки не только безработных, но и всего экономически активного населения.
51 Без вопросов! =)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.