Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемped-soob-gimnazia.narod.ru
1 Жизнь и творчество В и к т о р и я Т о к а р е в а
2 содержание Краткая биография Виктории Токаревой Краткое понятие о женской прозе Тема любви в повестях и рассказах в.Токаревой Немногие произведения В.Токаревой Выражения Токаревой Один из любимых жанров –интервью, беседа заключение
3 Краткая биография Виктории Токаревой
4 Токарева Виктория Самойловна (Самуиловна) ( , Ленинград) – писатель, чьё имя не просто напрямую связано с понятием «современная женская проза», но – является своеобразным символом этого направления отечественной литературы. Она также наиболее издаваемый автор. Токарева закончила Музыкальное училище по классу фортепиано, переехала в Москву, некоторое время работала учительницей музыки. В 1967 г. Т.закончила сценарный факультет ВГИКа. Будучи студенткой – курса, написала сценарий для киножурнала «Фитиль». Виктория Токарева - автор многочисленных рассказов, повестей, сценариев и остроумных путевых заметок - интервью давать не любит, справедливо считая это не только тратой драгоценного времени, но и громадным выбросом энергии, столь необходимой для собственной работы. Тогда я чувствую, энергия из меня исторгается: говорю намного больше, чем обычно; бываю очень интересная, чуть-чуть нервная. Это выплескивается энергия, которая называется творческой, ощущаю ее физически". Энергия эта, переливаясь в слово, также физически ощущается читателем. Дает почувствовать терпкий привкус поисков любви, являющейся началом всех начал не только для героев Токаревой. "пока я в мире, я свет миру". По - моему, Виктория Токарева - большой и настоящий русский писатель, со своим языком и кругом тем, с редкой точностью мысли и формулировки, с настоящим интересом к собственным героям и читателям. Последнее качество - почти чудо в наше время. " Замужем за профессией "
5 Сейчас в современной российской литературе происходит «женский бум». Выделение «женской прозы» из общего массива современной литературы обусловлено сочетанием факторов: 1.Автор- женщина; 2.Центральная героиня- женщина; 3.Проблематика связана с женской судьбой; 4.Взгляд на мир с точки зрения женщины. Именно в 90-е годы «Женская проза» стала литературным явлением. В нем участвуют как писатели старшего поколения так и молодые, живущие в столичных городах и в провинции. Вышло несколько сборников «женской прозы»: «Не помнящие зла» (1990), «Чего хочет женщина»(1993) и др. Опубликовано достаточно много книг современных писательниц. Лидером по количеству изданий можно считать В.Токареву. Любопытная особенность российской женской прозы: в ней очень много фольклора и мифологии. На мой взгляд, разницы между мужчиной и женщиной в плане творчества нет. Чем лучше литература, тем больше эт грань стирается. Писательница Татьяна Толстая любит приводить в пример историю лошади в «Холстомере» Льва Толстого: мол, Лев Николаевич лошадью не был, но его гений позволил ему описать ощущения животного. Точно так же и в литературе: если личность талантливая, то не важно, мужчина это или женщина. Само понятие «женская проза» возникло по ассоциации с устоявшим термином «женский роман», но и очевидно с полемическим акцентом по отношению к нему. «Женский», «дамский» роман- это современные произведения разных жанров, созданные писательницами – женщинами. Женская психология особенно хорошо и точно удается Виктории Токаревой. на исследует последовательность мыслей женщины, ее логику. «Женская проза»
6 Проблематика произведений «женской прозы» очень обширна: отношение людей к правде и ко лжи, любовь и чувство долга, дом-крепость и остальной мир, взаимоотношения между представителями разных поколений, смысл жизни. Герои Токаревой - простые люди, жизнь которых по каким-либо причинам существенно меняемся. Но все они находят наиболее удобный для себя способ существования в это мире, некое стационарное положение, позволяющее в новом свете увидеть плюсы и минусы своей жизни. Одним из ярких признаков «женской прозы», по-моему, >является то, что, Виктории Токаревой удалось очень точно описать женскую психологию, последовательность мыслей женщины, ее логику. Взгляд на мир показывается с точки зрения женщины, с учетом женского мировосприятия. Токарева точно подметила, что женщина старается действовать лишь в границах своих владений: дома, семьи. я могу сделать ввод, что в творческом мире В.Токаревой нашли отражение лучшие черты "женской прозы" конца XX - начала XXI века. На мой взгляд, ее книги действительно помогают найти ответы на многие вопросы. Они показывают, что у каждого человека есть право выбора, чтобы устроить свою жизнь в зависимости от того, как он видит свое счастье, как представляет будущую жизнь, любовь, семью.
7 Творчество Виктории Токаревой отличается большой чувственностью. Роль ее произведений огромна, так как мир домохозяек, жен, матерей ничуть не скучнее жизни мужчин. Мой выбор – произведения Виктории Токаревой, одной из самых ярких представительниц современной литературы. Её произведения помогают читателям разобраться в себе, найти верный путь в сложившейся ситуации. Она пишет в основном повести и рассказы о семье, о любви, о смерти, о предательстве, рассказывает о судьбах разных людей. В произведениях Виктории обширная проблематика: она пишет об отношении людей к правде и ко лжи, о любви и чувстве долга, о доме-крепости. Также поднимаются такие проблемы как взаимоотношения между представителями разных поколений, семья и развлечения мира, смысл жизни. Одна из главных тем, которую затрагивает в своих произведениях Виктория Токарева – тема любви. Именно любовь освещает, делает ярче жизнь многих её героев: для некоторых она становится смыслом жизни, а некоторых разочаровывает. Если сравнивать Токареву с другими современными писательницами, то критики отмечают, что по кругу тем Токаревой близка Г.Щербакова, все произведения которой также объединяет атмосфера любовных отношений. Однако индивидуальность Токаревой все равно прослеживается: при общности темы очевидно явное различие писательниц прежде всего в авторской задаче. Хорошо зная женскую психологию, Токарева позволяет себе проигрывать самые разные варианты сюжетов – встречи и разлуки, разрывы и объединения, внезапно вспыхнувшие эмоции и воспоминания об утраченных возможностях. Занимательность предполагается именно в неожиданности сюжетных ситуаций. Токарева также не обходит тему семьи стороной. В её произведениях сюжеты строятся на версиях любви и нелюбви. На этом фоне выделяются повести и рассказы: «Инфузория туфелька», «Я есть. Ты есть. Он есть», «Старая собака», «Звезда в тумане» и другие.
8 Если в сердце нет любви, человек мертв. Живым он только притворяется. Такова своеобразная точка отсчета для всего творчества Виктории Токаревой, лучшей, тончайшей исследовательницы этого прекрасного чувства. Любовь в произведениях писательницы не всегда бывает нежной - в ней есть место и для боли, и для непонимания. Но в повседневной, будничной суете любовь - луч света, а счастье, даже недолгое, - единственное, ради чего стоит жить. Виктория Токарева - признанный мастер современной русской литературы. Каждая из ее книг неизменно пользуется огромной популярностью, а фильмы, поставленные по сценариям писательницы - "Джентльмены удачи", "Шла собака по роялю" и многие другие, - входят в "золотой фонд" нашего кино. Виктория Токарева, на мой взгляд, отличается от всех современных российских писательниц тем, что ее повести и рассказы наполнены жизнью. Когда читаешь ее произведения, создается впечатление, что все это происходит в соседнем доме, что у людей просто нет занавесок на окнах и ты, сидя вечером у окна, досконально изучаешь их жизнь, наблюдаешь и вглядываешься в их судьбы..
9 с 1967г. её регулярно печатались не только на страницах молодёжных журналов – «Смена», «Юность», «Аврора», их публиковали также «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», появились они в «Огоньке», в «Сибирских огнях» и других. Некоторые из рассказа («Первая попытка», «Ничего особенного») сразу же после появления привлекли внимание рецензентов. С конца 70 – гг. появляются первые крупные произведения Токаревой – повести «Ехал Грека» (1977), «Неромантичный человек» Повесть - сказка» (1978), «Старая собака» (1979), «Талисман» (1982), «Длинный день» (1986), «Пять фигур на постаменте» (1987),«Ничего особенного» (1990),«Я есть. Ты есть. Он есть» (1991), «Лавина»(1995) и другие. С конца 70-х гг. выходят книги, в которых повести и рассказы объединяются – _«Летающие качели». Повесть и рассказы (1983); _«Сказать – не сказать». Повесть, рассказы (1991); _«День без вранья». Повести и рассказы (1994); _«Коррида» (1993 и 1995); _«Хэппи энд». Повести и рассказы (1995).
10 Есть жанр, который Токарева использовала очень часто, - это интервью, беседа. Такие её выступления (их в общей сложности около полусотни) публиковались в журналах «Театральная жизнь» и «Союз», «Огонёк» и «Семья» и других, а также в многочисленных газетах. Токарева сумела коснуться многих этических проблем, а более всего – многих моментов, связанных с положением женщины в жизни и в художественных произведениях, которым сама Токарева, вошедшая в литературу на волне «семейно – бытового бума», уделила немало внимания. И, хотя она настойчиво подчёркивает, что «чисто женских проблем не бывает», целый ряд её выступлений несёт «признак пола» даже в самом названии: «Между нами, женщинами», «Поговорим о деловой женщине», «Нельзя жить без любви», «В любви как на ринге», «Уловка по имени любовь» и т.д., тоже по традиции принято числить по разряду скорее «женской проблематики».
11 - Ранняя Токарева - это фантастический реализм. Придумывала какие-то невероятные ситуации и в них помещала нормального человека. В рассказе "Рубль шестьдесят не деньги", герой покупает шапку-невидимку, но внутри этого условного сюжета ведет себя абсолютно естественно. Реальность и фантастика переплетаются. Потом начинается переход длинных, мелодраматических повестей о любви. Ничего особенного - кино сообщило мне другой размер, киносценарий - 70 страниц. Поэтому восьмидесятые годы - период семидесятистраничных повестей. Сейчас пишу более жесткие, безысходные вещи. Человек - трагическая субстанция, жизнь все-таки предполагает увядание и смерть... Для меня это большая трагедия, могу сидеть и писать, сколько бы мне ни было лет, хоть сто. - Виктория Самуиловна, любой творческий путь состоит из определенных этапов, какие они у вас? интервью с Викторией Токаревой Викторией - Вас и в ранних рассказах отличало философское отношение к жизни и еще - жесткий юмор. Откуда этот заряд? - Любое творчество требует жестокости по отношению к самому себе, прежде всего. Женщине, наверное, это вдвойне сложно: с одной стороны, хочется любить и дарить любовь, с другой - во всем себе отказывать
12 * «Вид попранной женственности. Такой вид часто бывает у хорошеньких продавщиц, которые собрались завоевывать мир, а попали за прилавок» * «Юмор, конечно, восстанавливает то, что разрушает пафос, но когда его очень много - он сам начинает разрушать. А от хронического юмора образуется цинизм, с которым жить очень удобно, потому что человек все недооценивает. Всему назначает низкую цену» * «Любой праздник, даже плохонький, лучше самых прекрасных будней» * «Ни творческой, ни женской карьеры не бывает. Карьера - это у политиков» * « Никогда не страдай при женщине. Вот придешь домой и страдай сколько хочешь» Распространенные выражения Виктории Токаревой
13 Как бы то ни было, проза Токаревой уже заняла достойное место в современной литературе. А войдет ли она в историю? Этот вопрос пока остается открытым, так как время определяет истинные ценности «новой» литературы, литературы переходного периода. Да и сама Виктория Токарева будет идти в ногу со временем, подтверждая свое призвание писательницы, и возможно, еще многим нас удивит…
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.