Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемfpcenter.ru
1 Межбюджетные трансферты в Российской Федерации г. Бишкек сентябрь 2004 г. Г.В. Курляндская
2 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Межбюджетные трансферты в расходах федерального бюджета (проект на 2005 г.) Национальная оборона 19,5% Общегосударственные вопросы 18,1% Национальная безопасность и 14,7% правоохранительная деятельность Межбюджетные трансферты 13,5%
3 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Структура межбюджетных трансфертов Название Сумма, тыс. руб. Доля, % Финансовая помощь бюджетам других уровней, в т.ч.: ,7100% Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ ,070,3% Прочие дотации и субвенции ,319,7% Фонд софинансирования социальных расходов ,02,96% Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов ,00,22% Фонд компенсаций ,0 Фонд регионального развития ,2
4 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Динамика межбюджетных трансфертов, (в % к ВВП) Выравнивание Финансирование мандатов Прочие трансферты
5 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Методика распределения выравнивающих трансфертов С 1999 года ФФПР распределяется по утвержденной формуле, методики и формула разрабатываются Министерством финансов РФ Формула и размер ФФПР утверждаются ежегодно одновременно с принятием Федерального Закона о бюджете Формула основывается на официальных статистических данных Параметрами формулы являются: налоговый потенциал индекс бюджетных расходов
6 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Используемые данные Добавленная стоимость в разрезе отраслей экономики Фактические налоговые поступления в региональные бюджеты в разрезе отраслей экономики и отраслей промышленности Демографические показатели (численность населения, численность различных категорий населения - городского/сельского; по возрастным группам; проживающего в мелких населенных пунктах и в районах с ограниченным сроком завоза товаров; детей по возрастным группам; учащихся школ, школ-интернатов, ПТУ; и т.п.) Распределение населения по доходным группам Стоимость потребительской корзины в разрезе регионов Прочие статистические показатели (площадь занимаемой территории, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования)
7 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Преимущества использования налогового потенциала при распределении финансовой помощи Использование показателя налогового потенциала вместо фактических доходов направлено на стимулирование регионов к применению всех имеющихся в их распоряжении инструментов для повышения собираемости налогов с имеющейся на их территории налоговой базы. К таким инструментам относятся: снижение налоговой недоимки, отмена налоговых льгот по региональным и местным налогам, повышение в законодательных пределах ставок по региональным и местным налогам легализация теневой экономики
8 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Оценка налогового потенциала Налоговый потенциал - это сумма налоговых доходов, которая может быть собрана в региональный бюджет при условии, что собираемость налогов в регионе такая же, как в среднем по РФ Налоговый потенциал региона в РФ рассчитывается по данным о произведенной добавленной стоимости в отраслевой разбивке где ДC отр - добавленная стоимость, произведенная в отрасли Т отр - фактические налоговые поступления из отрасли в бюджет
9 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Упорядочивание регионов по налоговому потенциалу
10 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Оценка потребности в бюджетных расходах (индекс бюджетных расходов - ИБР) От оценки «расчетного дефицита» - к объективной оценке потребности в бюджетных расходах В качестве оценки потребности в бюджетных расходах используется показатель Индекс бюджетных расходов (ИБР) ИБР – величина, показывающая, во сколько раз оказание бюджетных услуг в данном регионе обходится дороже, чем в среднем по России где НР - нормативные расходы (региона или по РФ в целом) по отдельным статьям расходов
11 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Пример расчета нормативных расходов (НР) на здравоохранение среднероссийские нормативные расходы на душу населения где Р РФ – фактические расходы в целом по РФ
12 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Пример расчета нормативных расходов (НР) на здравоохранение нормативные расходы региона на душу населения где К рег - корректирующий коэффициент расходов для региона
13 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Пример расчета нормативных расходов (НР) на здравоохранение корректирующий коэффициент расходов для региона где Ф - факторы, влияющие на размер бюджетных расходов в здравоохранении: возрастная структура населения уровень цен транспортная доступность продолжительность отопительного периода плотность населения стоимость энергетических ресурсов
14 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Виды расходов, по которым устанавливаются нормативы Управление (нормативы на 1 городского жителя, на 1 сельского жителя) Образование (нормативы на 1 учащегося общеобразовательных школ, на 1 учащегося школ-интернатов, на 1 воспитанника детских домов, на 1 учащегося средних специальных учебных заведений, на 1 ребенка дошкольного возраста, Здравоохранение (норматив на 1 человека) Физическая культура и спорт (норматив на 1 человека) Культура и искусство (норматив на 1 человека) Транспорт (норматив на 1 человека) Правоохранительная деятельность (норматив на 1 человека) Социальное обеспечение (нормативы на 1 взрослого, нуждающегося в стационарном обслуживании, на 1 ребенка, нуждающегося в стационарном обслуживании, на 1 нуждающегося в нестационарном обслуживании, на 1 ребенка, находящегося под опекой или попечительством)
15 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Изменение методики ИБР в бюджете 2005 г. Замена функциональной классификации на экономическую Д – доли в суммарных расходах регионов: расходов на заработную плату = 0,55 расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и коммунальные услуги = 0,25 прочих расходов = 0,20 k – корректирующие коэффициенты
16 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Бюджетная обеспеченность (БО) Выравнивающий трансферт предоставляется регионам, чья бюджетная обеспеченность ниже среднероссийской
17 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Упорядочивание регионов по уровню бюджетной обеспеченности
18 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) I-ый этап распределения трансфертов: пропорциональное подтягивание регионов до среднероссийского уровня
19 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) II-ой этап распределения трансфертов: выравнивание беднейших регионов
20 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Основные проблемы методики Формула меняется ежегодно (в части оценки НП, ИБР, порядка передачи трансферта) ИБР основывается на ряде непрозрачных нормативов Проблемы оценки налогового потенциала по добавленной стоимости: завышение НП ряда регионов из-за невозможности учета предоставляемых предприятиям федеральных налоговых льгот (мобилизационные и прочие льготы по налогу на имущество организаций, налоговые освобождения в условиях СРП и др.) искажение НП ряда регионов из-за несовпадения географии хозяйственной деятельности и налоговых платежей (увод налоговой базы через перерегистрацию в другом субъекте РФ и использование трансфертных цен) большой временной лаг используемых данных (данные по добавленной стоимости в разрезе регионов отстают на 3 года)
21 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Последствия оценки НП по добавленной стоимости в РФ Искажение НП приводит к необъективной оценке возможностей региональных органов власти по мобилизации бюджетных доходов Завышение НП приводит к необоснованным претензиям региональных органов власти к налогоплательщикам (предъявление требований об уплате того объема налогов, который соответствует рассчитанному Минфином объему налогового потенциала)
22 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Оценка НП по добавленной стоимости адекватно отражает реальную налоговую базу в тех государствах, где существует более стабильная экономическая ситуация (лаг данных по добавленной стоимости не столь существенен) большая степень диверсификации бюджетных доходов (региональные бюджеты в меньшей степени зависят от ограниченного числа налогоплательщиков) на региональном уровне преобладают оборотные налоги, база которых более адекватно отражает добавленную стоимость (НДС, налог с продаж) более совершенная система налогового законодательства и налогового администрирования (решение проблемы налогообложения в условиях трансфертных цен)
23 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Альтернативный способ оценки налогового потенциала Использование оценки налогового потенциала на основе данных о базе налогов, поступающих в бюджеты субъектов РФ (метод репрезентативной налоговой системы)
24 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Отличие расчета налогового потенциала по действующей и альтернативной методике НП по действующей методике: ДC ij – добавленная стоимость, произведенная в регионе i в отрасли j, Т РФj - налоговые поступления из отрасли j в региональный бюджет всего по России. НП по альтернативной методике: Б ij – налогооблагаемая база по налогу j в регионе i, Т РФj - налоговые поступления по налогу j в региональный бюджет всего по России.
25 ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Преимущества использования метода репрезентативной налоговой системы при оценке налогового потенциала Более точное соответствие налогового потенциала реальной налоговой базе регионального бюджета Меньшее количество корректировок и досчетов – простота методики Более точный учет изменений в налоговом законодательстве Большая оперативность поступления и обработки информации
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.