Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемraexpert.ru
1 Устойчивое развитие алюминиевой промышленности России Президент НП «Алюминий» И.В.Прокопов
2 Современное состояние алюминиевой промышленности России График 1. Добыча бокситов, производство глинозема и алюминия Производство глинозема в России выросло в 2004 г. к уровню 1990 г. на 6% и на 66% к уровню 1994 г. (началу образования интегрированных компаний). Производство первичного алюминия увеличилось за эти периоды на 23% и на 35%, соответственно. 1
3 График 2. 2
4 График 3. 3
5 График 4. 4
6 График 5. 5 Потребление на душу населения ~ 15 кг
7 График 6. 6 Потребление на душу населения около 4 кг, ~ 80% экспорт (металла и полуфабрикатов)
8 Стратегия развития производства алюминия Действующие мощности в России тысяч тонн Перспективы развития тысяч тонн Реализуемые и перспективные проекты: Расширение действующего Иркутского завода Хакасский завод Богучанский завод Завод в Тайшете 2-й Кандалакшский завод новый завод в Иркутской области завод в составе проекта Коми алюминий завод в Таджикистане на базе Рогунской ГЭС Перевод действующих заводов на новые энергосберегающие и экологически безопасные технологии с увеличением мощностей. 7
9 Внутренние и внешние факторы, которые обеспечивают устойчивое развитие Российского алюминиевого бизнеса Внутренние. Создание в России крупнейших по мировым меркам интегрированных компаний. Русал - третья, СУАЛ - шестая компания по объемам производства алюминия в мире. Объективно дешевая и экологически безопасная энергия крупных гидростанций Сибири Эффективная работа компаний в последние годы обеспечила им такой уровень собственных средств (прибыли), который позволяет не только проводить модернизацию действующего производства, но и приступить к реализации новых проектов Высокие экономические показатели, повышение качества менеджмента и совершенствование структуры управления, четкая стратегия развития сделали российские алюминиевые компании кредитоспособными (привлекательными для кредиторов) Разработка новых эффективных энергосберегающих и экологически безопасных технологий Высокая социальная ответственность Стабильный рост потребления алюминия в мире как конструкционного материала новых энерго- и продуктосберегающих технологий Применение новых технологий значительно снижает экологические риски Внешние. Глобализация мирового алюминиевого бизнеса. 8
10 График 7. 9
11 График 8. Объем мирового производства и потребления алюминия в г.г. 10
12 Глобализация алюминиевого бизнеса и встраивание в нее российских компаний Сегодня в мировом сообществе интенсивно развиваются процессы оптимизации всемирной торговли в рамках ВТО и глобализации экономики. Эти два процесса нацелены на развитие производительных сил и разделение труда в мировом пространстве, на сокращение затрат на производство и реализацию товара, и, как следствие, на развитие экономики отсталых стран и повышение уровня жизни их населения. В последние десятилетия в алюминиевой отрасли мирового производства активно идет процесс интеграции и изменения географии расположения ее структурных компонентов. Так, в 60-е годы прошлого столетия, семь ведущих алюминиевых компаний мира, расположенных в развитых странах, производили около 75% мирового производства глинозема и 87% - алюминия первичного. В настоящее время эти показатели составляют – 20% и 50%, соответственно. Добыча бокситов и производство глинозема теперь развиваются в странах, где имеются месторождения бокситов высокого качества с низкой стоимостью их добычи. Новые металлургические производства создаются в регионах с объективно дешевой электроэнергией, генерируемой гидроэлектростанциями и тепловыми станциями, работающими на дешевом попутном газе или углях. 11 Российские алюминиевые компании - лидеры мирового алюминиевого рынка и их стратегия вписываются в глобализацию мирового алюминиевого бизнеса
13 Ресурсы электроэнергии В настоящее время в мире около 50% первичного алюминия производится на электроэнергии, вырабатываемой гидростанциями. Это не только дешевые источники энергии (по прямым затратам на ее производство), но и экологически безопасные, так как энергия производится без выбросов углекислого газа в окружающую атмосферу. Около 30% мирового алюминия производится компаниями на электроэнергии, полученной от генерирующих мощностей, принадлежащих самим компаниям. Сегодня при создании новых алюминиевых проектов мировые алюминиевые компании, как правило, инвестируют в создание генерирующих мощностей, становясь, таким образом, их собственниками. Таблица 1. Доля алюминия произведенного с помощью гидроэнергии, % РегионЛатинская АмерикаРоссия Северная Америка Европа*АфрикаОкеанияАзия Доля, % *Центральная Европа – без Норвегии и Исландии – около 20%. География расположения в России алюминиевых заводов накладывается на географию размещения крупных источников объективно дешевой электроэнергии. Такова была разумная стратегия косыгинского правительства. 12
14 В настоящее время создаются предпосылки для реализации важнейшего стратегического направления для российского алюминиевого бизнеса – создания электрометаллургических комплексов. Изучается возможность строительства алюминиевого завода в едином комплексе с достройкой Богучанской ГЭС с участием РУСАЛа и РАО ЕЭС. РУСАЛ объявил также о своем участии в проекте строительства Рогунской ГЭС и алюминиевого завода в Таджикистане. Нет ясности, как же будет работать рынок электроэнергии после завершения реформы. Мировой опыт показывает, что либерализация рынка электроэнергии в Западных странах повлекла за собой значительный рост тарифов. Электроэнергетика – инфраструктура, определяющая в значительной степени темпы развития экономики региона (страны) и ее развитие, ее монопольные возможности должны быть предметом особого внимания со стороны правительств Энерготарифы и планы развития энергетического комплекса страны должны находится во взаимоувязке с общим развитием экономики. Государство должно выступать в качестве посредника между производителем электроэнергии и ее потребителями. Для России в период восстановления экономики и ее подъема это особенно важно. Необходимо искать особые и более оптимальные условия для вмонтирования электроэнергетики в рынок. Это мировая проблема. 13 Следует отметить, что в отличие от общемировой практики в России отсутствует необходимое нормативное обеспечение заключения долгосрочных договоров (на лет) на поставку электроэнергии. Правительство России до сих пор не приняло в этом плане никаких решений, что сдерживает стремление инвесторов участвовать в таких крупных проектах, как строительство Тиманского глиноземно–алюминиевого комплекса, Богучанской ГЭС, второго алюминиевого завода в Кандалакше.
15 Электроэнергия не рыночный товар – товар виртуальный и монопольный. Почему? Невозможность создания коммерческих запасов и отсутствие возможности транспортировки на необходимые расстояния не позволяют потребителю выбирать оптимального поставщика. Мировая статистика фиксирует мизерные объемы экспорта – импорта электроэнергии, как приграничную торговлю этого товара на ограниченные расстояния. Производство электроэнергии всегда меньше или равно (спросу) потреблению. Оно не может быть больше, так как исключена возможность ее складирования. По этим причинам энергетические компании являются естественными монополистами на рынке электроэнергии в конкретном регионе или стране. Энергокомпании, которые включают в свои структуры генерирующие мощности на различных источниках генерации и с различной ее себестоимостью, реализуют свою продукцию по ценам, обеспечивающим прибыль всем субъектам компании, которые, как правило, являются самостоятельными юридическими лицами. 14
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.