Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmoodle.dstu.edu.ru
1 НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
2 ПЛАН Парадигма научного знания. Полипарадигмальный подход к языку. Лингвистическая теория. Научная школа. Научное направление.
3 Язык - сложное и динамическое явление Как важнейшее средство общения, язык входит в предмет исследования коммуникативной лингвистики; как важнейший способ преобразования мира и регулирующий фактор, он исследуется прагмалингвистикой; как составная часть и орудие культуры, он изучается лингвокультурологией и т. п. Но язык еще и главный инструмент упорядочения мира посредством его категоризации, т. е. выделения имен категорий. Отсюда следует, что как средство категоризации и важнейшее хранилище коллективных знаний он представляет интерес для КОГНИТИВНОЙ лингвистики... Одновременно язык - «зеркало» человека, его внешнего и внутреннего мира, психологический феномен, часть сферы сознания, но также и отражение подсознания».
4 парадигма научного знания Т. Кун в 1962 г. в книге «Структура научных революций» Научная парадигма - это совокупность научных представлений теоретических установок, научных достижений, которые дают исследователю модель постановки проблем
5 НАУЧНЫЕ ПАРАДИГМЫ Лингвокомпаративизм,располагавший особым средством постижения истины - сравнением и принципом исследования, которым является историзм. Системно-структурная парадигма; Коммуникативно-прагматическая; Дискурсивно-когнитивная
6 Лингвистическая парадигма - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения. Концепция - определенный способ понимания, трактовки явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения
7 Человек в своей деятельности имеет дело не с реальным миром, а с репрезентациями этого мира, с когнитивными картинами и моделями, поэтому мир предстает сквозь призму языка народа, который видит этот мир.
8 Полипарадигмальный подход к анализу языка, то есть языковое явление анализируется в аспекте разных парадигм, разными методами и приемами исследования. Лингвистическая теория возникает лишь на достаточно высокой ступени осмысления языкового явления. Определяющим элементом лингвистической теории является принцип - ее содержательная основа.
9 Научная школа - это творческое содружество ученых разных поколений, объединенных принципами подхода к решению соответствующей научной проблемы, стилем работы, взглядами на развитие исследований в избранном научном направлении, общей для них оригинальной идеей, доказательство которой служит стимулом развития исследований и фактором объединения исполнителей, несмотря на возможное различие их характеров и представлений.
10 Критерии научной школы 1.наличие основателя, первоначально сформулировавшего сущность научного подхода к предмету исследования и основы методологических принципов; 2.сходство научных позиций его учеников, принявших его методологию и подход к анализу конкретных языковых явлений;
11 3. единство места: прикрепленность данного научного сообщества к тому или иному институту (Казанская, Московская и т. д.); 4. новизна и оригинальность методологического подхода, который формулируется данной школой.
12 Научное направление - это вектор развития лингвистической мысли, попытка нетрадиционного поиска новых путей и способов их познания (натуралистическое, психологическое, формальнограмматическое, структуральное).
13 КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА Предпосылки создания когнитивной лингвистики (КЛ), ее источники и история. Объект, предмет и методы кл Основная проблематика кл Направления кл Категории кл
14 соgnitiоn «познание» (ер.: cognitive «относящийся к познанию», глагол to cognize «постигать», «познавать», «узнавать», «понимать» ).
15 Когнитология - предметом ее изучения является устройство и функционирование человеческих знаний; Когнитивная психология (понятие концептуальных и когнитивных моделей); Лингвистичекая семантика; Лингвистическая типология и этнолингвистика; Нейролингвистика; Культурология; Сравнительно-историческое языкознание
16 Термин «когнитивная грамматика» впервые был употреблен в 1975 т. в статье Дж. Лакоффа и Г. Томпсона «Представляем когнитивную грамматику». Первые учебники КЛ были созданы в середине 90-х годов. Отечественная КЛ начала формироваться с 80-хгодов ХХ в (в 1985 г. вышел обзор В. И. Герасимова).
17 КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА «лингвистическое направление, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент - система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и трансформировании информации» Объект КЛ - язык в аспекте когнитивной деятельности. Предметом КЛ являются концепты, концептосфера, концептная картина мира, фреймы.
18 Основные проблемы КЛ: Роль языка в познании и осмыслении мира. Языковые знания в процессах получения, переработки и передачи информации о мире. Концептуализация и категоризация знаний, описание средств и способов языковой категоризации и концептуализации констант культуры. Выяснение системы универсальных концептов, организующих концептосферу и являющихся основными рубриками ее членения. Проблемы языковой картины мира.
19 1) культурологическое - исследование концептов как элементов культуры в опоре на данные разных наук (Ю. С. Степанов); 2) лингвокультурологическое - В. И. Карасик, С. Г. Воркачев, Г. Г. Слышкин, г. В. Токарев; 3) логическое - Д. Арутюнова, Р. И. Павилёнис; 4) семантико-когнитивное - Е. С. Кубрякова, Н. Н. Болдырев, Е. В. Рахилина, Е. В. Лукашевич, З. Д. Попова, И. А. Стернин; 5) философеко-семиотическое - А. В. Кравченко.
20 Концепты могут классифицироваться по разным основаниям. тематика; по своим носителям; концепты, функционирующие в том или ином виде дискурса; Национальная специфика концептов проявляется в наличии различий в одноименных концептах в разных национальных культурах, а также в наличии эндемичных, уникальных концептов, характерных только для одной культуры.
21 дня установления смыслового объема концепта нужно сделать следующее: определить референтную ситуацию, к которой принадлежит данный концепт, установить место данного концепта в языковой картине мира и языковом сознании нации через обращение к энциклопедическим и лингвистическим словарям; обращение к этимологии и учет ее особенностей;
22 поскольку словарные толкования дают лишь самое общее представление о значении слова, а энциклопедические словари - о понятии, нужно привлечь к анализу самые разнообразные контексты: поэтические, научные, философские, публицистические, пословицы, поговорки; полученные результаты нужно сопоставить с анализом ассоциативных связей ключевой лексемы
23 Термин «ковцептесфера» был введен Д. С. Лихачевым. Концепты, отдельные значения слов, которые зависят друг от друга, составляют некие целостности - концептосферы. Концептосфера - это совокупность концептов, из которых, как из мозаичного полотна, складывается миропонимание носителя языка.
24 Менталитет в своих признаках есть наивно целостная картина мира, в ее целостных ориентирах, существующая длительное время, независимо от конкретных экономических и политических условий, основанная на этнических предрасположениях и исторических традициях; проявляется в чувстве, разуме и воле каждого отдельного члена общества на основе общности языка и воспитания и представляет собой часть народной духовной культуры, которая создает этноментальное пространство
25 Национальный менталитет - это национальное восприятие и понимание действительности, определяемое совокупностью когнитивных стереотипов нации. Менталитет любого лингвокультурного сообщества обусловлен в значительной степени его картиной мира, в которой репрезентированы мировидение и миропонимание членов этого сообщества.
26 Языковая картина мира универсальна, ее творец - этнос, художественная картина мира индивидуальна, она создается в произведениях индивида, представителя данного народа.
27 КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА - новая современная лингвистическая наука, имеющая собственный объект, предмет и методы исследования, обладающая специфическими категориями и единицами.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.