Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемippk.arkh-edu.ru
1 Методы и приемы работы с одаренными детьми по образовательной программе «Каргопольская игрушка» Новгородова Т.С., педагог дополнительного образования шк. 27 г.Архангельска.
2 Цель программы: творческая самореализация личности младшего школьника в процессе приобщения его к изобразительной художественно- творческой деятельности (изготовление керамических изделий на основе знакомства с традиционной каргопольской игрушкой, посудой).
3 Цель: познакомить с каргопольской глиняной игрушкой, историей, особенностями, традиционными приемами лепки и росписи несложной формы элементами растительного и геометрического орнамента: точками, кругами, прямыми и волнистыми линиями, колосками. Структура программы I этап «Чудеса из глины»
4 II этап «Вы – нарядны, вы – баски, очень яркие мазки» Цель: формировать умения передавать отличительные особенности формы каргопольской игрушки, создавать выразительные формы, расписывать на основе традиций, работая в определенной цветовой гамме.
5 III этап «В каждой избушке – свои игрушки» Цель: 1.Дать представление о народных художественных промыслах, народных мастерах как хранителях традиций (У.И. Бабкина), традициях и преемственности в глиняной каргопольской игрушке (семья Шевелевых). 2. Познакомить с композицией в глиняной игрушке, последовательностью работы над ней и правилами построения. Учить создавать многофигурные композиции по мотивам глиняной игрушки Каргополя.
6 Методы обучения, используемые педагогом Методы: организации учебно-познавательной деятельности (автор Ю.К. Бабанский) формирование и развития познавательной самостоятельности и активности обучающихся (автор Н.М. Мочалова) воспитания и развития навыков творческой работы диагностические
7 Методы воспитания и развития навыков творческой работы объяснительно-иллюстративный (демонстрация игрушек, иллюстраций, фотографий, видеофильмов, работа по таблицам);
8 репродуктивный метод (работа по образцам) Основные приемы работы: - работа по таблицам, образцам, - игра «Чудесный мешочек» (узнавание предметов, воспринимаемых на ощупь). - повторение за педагогом, - индивидуальная помощь, - упражнения в росписи на бумаге, - предупреждение ошибок; - игровые задания («правильно подбери…», «найди ошибку…» и др.), - использование дифференцированных заданий, - привлечение ребенка к совместному анализу работы.
9 частично-творческий метод (выполнение вариативных заданий) Основные приемы работы: - создание занимательных ситуаций (игры, путешествия и тд.), - создание проблемных ситуаций, - рассматривание и сравнение глиняных игрушек разных школ народного мастерства, - самостоятельная работа по схемам, - индивидуальная консультация, - упражнения в составлении выразительной цветовой гаммы - упражнения в росписи на бумаге, - предупреждение ошибок, - применение дифференцированных заданий, - варьирование, - опора на личный опыт ребенка, - взаимооценка детских работ по несложным критериям (нахождение достоинств, недостатков работы).
10 Творческий (импровизация по мотивам народной глиняной игрушки) и исследовательский (исследовательские задания, учебно-исследовательская работа) методы Основные приемы работы: - сбор информации о народных промыслах, мастерах, - работа с образцами – изделиями народных мастеров и старой посудой, - сравнительный анализ отличительных особенностей орнамента и цветовой гаммы в работах народных мастеров, - самостоятельная работа над звукоизвлечением в свистульке, - самостоятельный подбор выразительной цветовой гаммы, - применение дифференцированных заданий, - варьирование, импровизация на основе каргопольской игрушки, - опора на личный опыт ребенка, - взаимоанализ и оценка работ по заданным критериям
11 Методы проведения диагностики
12 ПоказателиЦельМетод проведения Диагностические методики Познавательная самостоятельность Выявить уровень познавательной самостоятельности Организация проектной и учебно- исследовательской работы Исследовательская работа Мотивация к творческой деятельности Выявить мотивы занятия творческой деятельностью АнкетированиеАнкета «Как ты относишься к занятиям художественным творчеством?» Творческая активность, проявляющаяся в изодеятельности Выявить уровень творческой активности, творческого решения. Анализ деятельности на занятиях, анализ детских работ Наблюдение, изготовление изделий по мотивам каргопольской игрушки, посуды Готовность к творческой самореализации Оценить готовность к творческой самореализации Анализ самооценки готовности к творческой деятельности Самооценка, наблюдение Самореализации личности обучающегося
13 I. Познавательная самостоятельность Организация проектной и учебно-исследовательской работы
14 Каргопольская игрушечница Ульяна Ивановна Бабкина Исследовательский проект Выполнила Третьякова Дарья 3Б класс МОУ СОШ 27
15 «Как я делала коня из глины» Описательная работа Выполнила Марачковская Ангелина 3 Б класс МОУ СОШ 27
16 «Русский богатырь Полкан» Исследовательский проект Выполнила Трофимова Ксения Денисовна 4 Б класс МОУ СОШ 27
17 Отношение к занятиям - ситуативный интерес; - занятия по необходимости; - интерес к предмету; - повышенный познавательный интерес II. Мотивация к творческой деятельности
18 « Впервые я услышала о каргопольской глиняной игрушке и Ульяне Ивановне Бабкиной на занятиях в кружке «Глиняная игрушка»… Не каждый день мы слышим о бабушке, которая целыми днями сидит и мастерит игрушки из глины, рассказывает о них сказки, а потом дарит их или продает почти задаром. Мне интересно узнавать о жизни, творчестве, характере таких удивительных людей» «Я хожу на занятия, чтобы научиться ремеслу моих предков». «Мне нравится кружок «Глиняная игрушка», потому что здесь я научилась многому, открыла свои способности. Мне очень нравится расписывать глиняные игрушки, участвовать в выставках»
19 III. Творческая активность, проявляющаяся в изодеятельности
20 Анализ и оценка детских работ педагогом Уровни творческого решения высокий уровеньсредний уровеньнизкий уровень Внесены значительные изменения в соответствии со стилем. Работа отличается оригинальностью. Внесенные изменения незначительны. Низкого уровня творческого решения у одаренных детей не должно быть. Неспособных к творчеству среди одаренных детей нет.
21 Медвежаха с Медвежонком. Олень и Олениха. Олень. Работы Даши Третьяковой II год обучения
22 Полкан. Сказка «Колобок» Работы Трофимовой Ксении. III год обучения.
23 IV. Готовность к творческой самореализации
24 Анализ самооценки детских работ Уровни готовности к творческой деятельности высокий уровеньсредний уровеньнизкий уровень стремится и умеет видеть свою работу со стороны, объективно и беспристрастно оценивает и анализирует ее, выделяя сильные и слабые стороны, исправляет допущенные ошибки и усиливает позитивные моменты в своей работе, находит эффективные решения, обучающийся видит свои недостатки, просчеты в работе, но не всегда способен установить причины, их побуждающие
25 I этап Цель: включение оценки в изобразительную деятельность детей в форме завершающего акта – итога занятия Оценка – совместный с педагогом акт, в котором автор участвует как бы «понарошку». Приемы: - устраиваем выставку; - расставляем работы «хоровод»; - проводим конкурс работ: каждая работа получает звание: «Самый храбрый», «Самый сильный», «Самый нарядный», и т.д. - собираем рисунки в папку, оставляем для младших детей; - рассказываем о вылепленных животных, характере, повадках и т.д., - высказываем свое мнение: какая работа понравилась, почему?
26 II этап Цель: формировать способность отделять при оценке то, что непосредственно видно в работе от того, что автор хотел сделать, чего не заметишь без дополнительного словесного пояснения. Оценка приобретает особую учебную и личную ценность. Приемы: - проводим оценку работ по несложным критериям: внес ли автор изменения в работу или полностью скопировал её, аккуратно ли выполнена работа и др.; - отмечаем достоинство работ; - авторы представляют свои работы «на выставке»; - вместе составляем подвижную, динамичную выразительную композицию; - отмечаем художественные достоинства работ, - обсуждаем работы: педагог оценивает достоинства, а ребенок – недостатки своей работы, - оцениваем замысел автора.
27 III этап Цель: формирование способности оценивать процесс и результат своих действий таким, каким его видят другие люди. Приемы: - поощряем обучающихся за новые, оригинальные находки в работе; - проводим игру «Зрители и художники». «Зрители ищут и оценивают то, что нравится в работе, «художники» принимают или отвергают предложение, - обращаем внимание на художественные достоинства работы по критериям соответствие изделия стилевым особенностям, уровень творческого решения, уровень завершенности, техника исполнения.
28 Коллективная работа «По грибы, по ягоды в каргопольский лес»
29 Коллективная работа «Хоровод»
30 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.