Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемeducontest.net
1 Система работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса во взаимодействии с семьями воспитанников
2 Опыт работы педагога-психолога Рябичевой Ирины Геннадьевны МБДОУ «Детский сад 317» г. Пермь ул.Бульвар Гагарина 105 А
3 Образовательный процесс – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиями. Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются воспитанники, родители (законные представители), педагогические работники (в ред. Постановления Правительства РФ от ). Одними из основных функций ФГТ к структуре ООП ДО являются: Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования. Функция оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста.
4 Результатом освоения ООП являются интегративные качества ребёнка. Любознател ьный, активный. Эмоцио нально отзывчи вый. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве (стране), мире и природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
5 Модели образовательной деятельности Совместная деятельность взрослого и детей Непосредственно образовательная деятельность (НОД) Совместная деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ООП
6 Родители (законные представители) воспитанников, являются первыми педагогами детей дошкольного возраста и ответственны за воспитание, охрану и укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей детей. (ФГТ раздел «Область применения» 3.2 ) Сотрудничество –участие в каком либо общем деле. (Общий толковый словарь русского языка) Сотрудничество- совместная деятельность, в основе которой лежит доверие всех участников деятельности.
7 Программа «Детство» в практике взаимодействия педагога с родителями рекомендует выстраивать работу по направлениям: педагогический мониторинг, педагогическая поддержка педагогическое образование родителей совместная деятельность педагогов и родителей. Исходя из опыта работы детского сада важно отметить, что оказание качественной и эффективной помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста возможна тогда, когда присутствует интеграция всех данных направлений.
8 область « Здоровье» область «Безопасность» область «Физическая культура» область «Труд» область «Чтение детям художественной литературы» область «Коммуникация» область «Познание» область « Социализация» восп-льпсихолог муз.рук. логопед физрук восп-льфизрук муз.рук. восп-ль муз. рук. область « Художественное творчество» область « Музыка» муз.рук. восп-ль психолог восп-ль муз.рук. психолог физрук логопед восп-ль муз.рук. физрук психолог логопед муз.рук. физрук восп-ль логопед психологвосп-ль муз. рук. физрукмед. раб.муз.рук. восп-ль физрук Социально – личностное развитие Познавательно- речевое развитие Физическое развитие Художественно – эстетическое развитие МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД 317»
9 Цель работы педагога-психолога во взаимодействии с семьей воспитанника: Оказание качественной и эффективной помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста. Задачи: 1.Пробуждать у родителей чувство доверия к сотрудникам детского сада. 2.Формировать позицию ответственного родителя через повышение педагогической и психологической грамотности, развитие активности, компетентности в воспитании ребенка. 3.Способствовать формированию интегративных качеств у воспитанников ДОУ.
10 Формы сотрудничества педагога-психолога с участниками образовательного процесса. Информационное поле (стенды, сайт детского сада, папка «Советы психолога» для родителей). Родительские собрания. Семейное консультирование Групповые консультации для родителей и педагогов. Индивидуальная совместная деятельность педагога-психолога с воспитанником ДОУ. Групповая совместная деятельность педагога- психолога с воспитанником ДОУ. Совместное консультирование педагога- психолога с учителем- логопедом по проблеме семей воспитанников. Психолого-медико- педагогический консилиум ДОУ. Родительские клубы.
11 Информационное поле (стенды, сайт детского сада, папка «Советы психолога» для родителей, информация в родительских уголках).
12 Родительские собрания. Групповые консультации для родителей и педагогов
13 Семейное консультирование. Индивидуальная совместная деятельность педагога-психолога с воспитанником ДОУ.
14 Мини-трениги, практикумы. Групповая совместная деятельность педагога-психолога с воспитанником ДОУ.
15 Совместное консультирование специалистов по проблеме семей воспитанников (психолог и логопед). Цель: озвучивание проблемы семьи специалистами, выработка на неё единого взгляда всех участников педагогического процесса. Участники: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитанник, родитель, воспитатель 2 формы: супервизия, т.е. совместное одновременное консультирование специалистами семьи воспитанника Консультирование семьи специалистами по отдельности, с последующим дозированным обменом информацией
16 Этапы 1.Консультирование родителей у специалиста (обозначение проблемы). На консультацию родитель приходит сам независимо от специалиста, или по рекомендации воспитателя группы, либо после получения информации об обследовании воспитанников в д/с, после объявления, общей справки о результатах работы с группой детей. Родитель сам через тетрадь самозаписи записывается на консультацию в удобное время и день исходя из графика работы специалиста. Родитель приходит на встречу со специалистом по индивидуальному приглашению специалиста с указанием даты и времени встречи.
17 2. Запрос специалиста к специалисту (уточнение проблемы, выявление причин не успешности воспитанника) 3.Работа специалиста по проблеме (наблюдение в самостоятельной деятельности за ребенком, организация совместной деятельности, обследование.) Выработка специалистом своего собственного профессионального взгляда на проблему семьи и ребенка. 4. Повторная встреча с родителями воспитанника, где сообщатся результаты работы. Предлагается психологическая, при необходимости педагогическая помощь и коррекция. 5. Мини-совещание, повторная встреча специалистов и дозированный обмен информацией (результаты обследования ребенка, план работы семьи с проблемой, план работы специалиста с воспитанником и семьей, рекомендации педагогам и специалистам и т.д.)
18 Результат: 1. Семья с проблемами в воспитании получает психологическую, педагогическую, информационную и методическую помощь. 2. Отсутствие конфликтов между родителями и специалистами ДОУ. 3. Удовлетворенность работой специалистов детского сада. 4.Мотивация воспитанника на совместную деятельность со специалистом, повышение самооценки, успешности в самостоятельной деятельности и в совместной деятельности со специалистом (Я-могу, я- успешен).
19 6.Семья воспитанника выбирает модель помощи: Совместная деятельность специалиста и ребенка (индивидуальные занятия) Семейное консультирование Совместная деятельность специалиста и ребенка ( занятия в присутствии родителя в триаде: ребенок-специалист-родитель, где родитель пассивный наблюдатель или где родитель активный участник в совместной деятельности с ребенком) Групповое занятие специалиста с ребенком (родитель не присутствует) 7. Положительная динамика в приобретении промежуточных результатов освоения Программы, динамика формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы.
20 Психолого-медико –педагогические консилиум в ДОУ. Цель: Привлечение к активному сотрудничеству с детским садом в воспитании ребенка, проведении развивающей и коррекционной работы, пробуждать желание познать свои возможности как родителей. Участники: педагог-психолог, учитель-логопед, медработники, воспитатель, методист, воспитанник, родитель.
21 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Мониторинг состояния здоровья (мед. работники ) Мониторинг развития ребенка, освоения программы (педагоги ДОУ) фиксационные карты развития ребенка Мед. рекомендац., консульт. врачей- специалистов Медикаментозное лечение, физиотерапия (по показаниям) ПМПК индивид. образовате- льный маршрут внесение в регистр «группы риска» (по необходи- мости) 2. ОСНОВНОЙ ЭТАП 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РОДИТЕЛЬРЕБЕНОК Наглядно – информационные стенды беседы -Родительские собрания -Круглые столы -Тематические гостиные -Конференции -Клубы Семинары – практикумы, тренинги Дополнительное образование по направлениям развития ребенка, вызывающим трудности Детско – родительские встречи портфолио НОД с участием родителей Элементы арттерапии, музыкотерапии в режимных моментах, НОД спектакли, праздники, развлечения Самостоятельная деятельность в релаксационном уголке Гимнастики (дыхательная, артикуляционная, пальчиковая, корригирующая, психогимнастика, парная) Игры (коммуникативные, кинезиологические, телесно – ориентированные и др.) -НОД - НОД с ИКТ Консультации: -индивидуальные, групповые; -- письменные, устные воспитатели логопед психолог Мед. раб. Муз. рук. Инст.физ. Мониторинг Коррекция образовательного маршрута
22 Этапы: 1.Запрос участников пед. процесса (индивидуальные встречи со специалистом, запрос через бланк психолога) 2.Изучение запроса (сбор информации, наблюдение в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности с воспитателем, психологом: обследование, экспресс диагностика, комплексное, углубленное обследование воспитанника). 3.Консилиум педагогов с целью обмена диагностической информацией. У всех участников появляется единый взгляд на проблему, выработка единой позиции на решение проблемы. Выдаются рекомендации родителям и педагогам специалистами. 4.Консилиум в присутствии и активном участии законного представителя ребенка, воспитанника (рассылаются приглашения, исходя из пожеланий родителей о времени и дне встречи). Присутствуют чаще всего оба родителя, а также те, кто участвуют в воспитании ребенка: сестры, бабушки, гувернантки.
24 Результат: 1.100% посещаемость родителей воспитанников, приходят все, если обстоятельства изменяются, сообщают и время встречи переносится. (статистика за данный год) 2.Принятие родителями особенного ребенка (с ограниченными возможностями: низкий рост, ослабленный слух, ослабленное зрение, ЗПР, ЗРР, аутизм, физические дефекты: ожирение, избыточный вес, отсутствие пальца на руке, одна нога длиннее другой) и адекватные ожидания в помощи детского сада в развитии ребенка. (Отсутствие недопонимания, обид и жалоб со стороны родителей). 3.Все, кому было рекомендовано посещение или консультирование в городской ПМП комиссии, все доходят до неё и получают информацию.
25 4. Все семьи с проблемами в воспитании получают психологическую, педагогическую, информационную и методическую помощь от д/с. 5. Семья воспитанника выбирает модель помощи: активное сотрудничество семьи и детского сада (через специалистов, воспитателей), сотрудничество семьи, детского сада и других специализированных учреждений (ГПМПК, районный психологический центр, центр «Современное образование», «Лигва-Бона», и др. ) Активное самостоятельное решение семьей проблем ребенка через индивидуальные занятия и консультации со специалистами, которых семья находит сама вне ДОУ. Семья принимает решение ( по рекомендации ГПМПК) получение помощи ребенком в специализированном учреждении компенсирующего вида при переходе в др. д/с. (речевое, интеллектуальное развитие) 6.Принятие воспитателями особенного ребенка (с ограниченными возможностями: низкий рост, ослаблен слух, ослабленное зрение, ЗПР, ЗРР)
26 Организация работы родительских клубов «Малышок», «Любящих родителей», «Сегодня дошкольник – завтра школьник» 1.Цель: Формировать позицию ответственного родителя через повышение педагогической и психологической грамотности, развитие активности, компетентности в воспитании ребенка. Участники: педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед, родитель, иногда ребенок (как участник в совместной деятельности с родителями: парная гимнастика, занятия продуктивной деятельностью, конкурсах: «Самый умный», КВН, «Вместе в школу» и др.).
27 Этапы: 1.План работы клуба составлен исходя из педагогической ситуации в ДОУ. (кадровая текучка, недостаточное мастерство и профессионализм воспитателей: неуверенность в своих силах, отсутствие опыта работы, апробация программы психолога «Учим детей сотрудничать» рецензент доцент кафедры психологии ПГПУ Хрусталева Т.М. запрос родителей и школы, рейтинг детского сада по району и городу, ЕМТ и ЕРТ выпускников ДОУ) 2.Встреча и обсуждение плана работы клуба с родителями, воспитателями групп, утверждении тематики работы клуба, периодичности заседаний клуба, удобного времени для родителей.
28 3. Организация и проведения заседаний клуба.(Объявления – приглашения для родителей, листы регистрации ) Формы проведения различные (мини-тренинги, разбор проблемных ситуаций, выступления приглашенных специалистов: логопеда, медиков, учителей школ и гимназий, практикумы, выставки рисунков детей на тему: «Мой детский сад», «Моя будущая школа» с интерпретацией психолога и воспитателей, выставки развивающих дидактических игр, презентации развивающих компьютерных программам используемые в работе с детьми «Школа внимания», «Игры для тигры», «Учись говорить правильно», участие родителей и детей в «Празднике подвижной игры» в «Парной гимнастике», организация совместной продуктивной деятельности детей и родителей, участие родителей и детей в конкурсах: «Самый умный», КВН, «Вместе в школу», совместное творчество родителей и детей на темы: «Лето красное здравствуй» и др. ) 4. По окончании работы клуба подводятся итоги и вручаются сертификаты участников самым активным семьям воспитанников.
31 Результат: 1.Охват семей работой клуба за последние годы увеличилась на 10% 2. Укрепилось сотрудничество семьи и детского сада в воспитании ребенка (обмен опытом воспитания) 3. Повысилась педагогическая и психологическая грамотность родителей. 4. Повысилось мастерство педагогов (отпала необходимость вести клуб «Малышок» психологом, вышли воспитатели на уровень самостоятельности, используют активные формы работы с родителями самостоятельно. 5.Стабильно держится увеличение среднего балла выпускника ДОУ в городе по ЕМТ (ЕРТ).
32 Критерии год год год 1 Количество воспитанников нуждающихся в сопровождении (по запросам воспитателей) Количество родителей, охваченных индивидуальными консультациями Количество родителей, охваченных групповыми формами работы Показатели результативности работы с семьями воспитанников
34 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.