Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемzhane.ru
1 1 Правовой режим электрических, тепловых сетей, сетей водоотведения и водоснабжения
2 2 Электрические сети и большая часть тепловых сетей, сетей водоотведения и водоснабжения (далее – сети) находились и (или) находятся на балансе государственных и муниципальных предприятий!Проблемы: отсутствует техническая инвентаризация (паспортизация) сетей; отсутствует государственная регистрация прав государственной или муниципальной собственности и прав хозяйственного ведения ГП и (или) МП на сети; отсутствует определенность в основаниях использования земельных участков, на которых расположены сети. Текущая ситуация Какие существуют риски для арендатора и покупателя данных активов?
3 3 Понятие: электрическая сеть – совокупность электроустановок, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи; тепловая, водопроводная, канализационная сеть – совокупность трубопроводов, включая арматуру, опоры, компенсаторы и другие элементы трубопроводов, и других устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии (водоснабжения, сбора и отведения сточных вод). Сети – это сложная вещь (ст. 134 ГК РФ): если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающие использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна (сложная) вещь; сделка, заключаемая по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное. Правовой статус сетей по действующему гражданскому законодательству РФ
4 4 Сети – это недвижимые или движимые вещи? В нормотворческой деятельности и судебной практике отсутствует единая позиции по этому вопросу. Отсутствует определенность в вопросе об основаниях возникновения прав собственности и иных вещных прав на указанные объекты: Право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, ипотека, сервитуты на недвижимое имущество возникают с момента государственной регистрации соответствующих прав в ЕГРП (ст.ст. 8, 131 ГК РФ); Отсутствие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним влечет риски признания сделок незаключенными и ничтожными (ст. 8, 165 ГК РФ). Правовой статус сетей по действующему гражданскому законодательству РФ (продолжение)
5 5 Обоснование: в состав сетей, как сложной вещи, входят сооружения, поименованные ГК РФ (ст.130) в качестве недвижимого имущества; объектами недвижимого имущества является все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ст. 130 ГК РФ). Сети в целом (как единый имущественный комплекс - с арматурами, проводами (трубопроводами), опорными столбами и прочими сооружениями и устройствами (составными частями) - недвижимость! И еще: В ряде законов и подзаконных актов сети признаются недвижимым имуществом (например, ФЗ от г. 126-ФЗ «О связи»); Рассматриваемая позиция была воспринята арбитражной судебной практикой. Позиция 1: Сети – это недвижимость!
6 6 Для чего нужен стандарт? Позиция 1: Сети – это недвижимость! (продолжение) Преимущества позиции: определенность правового статуса сетей; юридическая устойчивость сделок с сетями (аренды, купли-продажи и т.п.): зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке; максимально снижаются риски утраты прав на сети собственник недвижимого имущества вправе заявлять требование об установлении частного сервитута. Недостатки позиции: временные и денежные затраты при осуществлении технического учета, технической инвентаризации сетей и государственной регистрации прав на них и сделок с ними замедление и затруднение оборота сетей.
7 7 Обоснование: сети прямо не поименованы ГК РФ в числе объектов недвижимого имущества; отдельные составные части сетей (провода, изоляторы и т.д.) являются движимым имуществом и могут быть физически перемещены; критерий «несоразмерный ущерб назначению объекта» (ст. 130 ГК) носит оценочный характер и не всегда присутствует при перемещении объектов сетевого хозяйства; рассматриваемая позиция была воспринята арбитражной судебной практикой. Позиция 2: Сети – это движимое имущество!
8 8 Позиция 2: Сети – это движимое имущество! (продолжение) Преимущества позиции: сделки с сетями и права на них не требуют государственной регистрации; отсутствуют временные и денежные затраты при осуществлении технического учета, технической инвентаризации сетей, государственной регистрации прав на них и сделок с ними. Недостатки позиции: Минюст РФ не придерживается рассматриваемой позиции (Федеральная регистрационная служба подведомственна данному министерству); риск «захвата» имущества и регистрации прав на него иными (отличными от собственника) лицами (риски утраты прав на сети); риск признания сделок с объектами сетевого хозяйства незаключенными (ст.ст. 8, 165, 651 ГК) и ничтожными (ст. 8, 165, 168 ГК); неопределенность в отношениях с собственниками земельного участка, на котором расположены сети. К Нижегородским КС в н.вр. предъявлен иск о признании договоров недействительными по данному основанию
9 9 Вариант 1: Регистрация сетей как сооружения (сложной вещи, имущественного комплекса) Приоритетный и рекомендуемый вариант, реализация которого позволит защитить интересы покупателя и арендатора сетей максимальным образом. Правовое регулирование: Федеральный закон от ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст.ст ); Налоговый кодекс РФ (п.п.20 п.1 ст ), Письмо Росрегистрации от /1-48-СМ (п.3.3); Методические рекомендации о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества – энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы, утв. совместным приказом Минюста РФ, Минэкономразвития РФ, Минимущества РФ, Госстроя РФ от г. Подходы к решению проблемы оформления права собственности на сети
10 10 Вариант 2: Государственная регистрацию прав на подстанции и иные капитальные сооружения, предназначенные для преобразования электрической энергии и передачи ее на расстояние по линиям электропередачи, отнесение к объектам недвижимости которых не вызывает сомнений (ст. 130 ГК). Реализация данного вариант позволяет защитить права только на объекты сетевого хозяйства, являющиеся объектами капитального строительства (не рекомендуемый вариант). Правовое регулирование: См. слайд 9 Подходы к решению проблемы оформления права собственности на сети (продолжение)
11 11 Вариант 3: Не проводить государственную регистрацию прав (сделок) на (с) объектами сетевого хозяйства Данный вариант влечет возникновение значительного количества рисков, связанных с признанием сделок купли-продажи и аренды сетей ничтожными (незаключенными). Действия по снижению рисков: создание на территории округа (регистрационного и федерального арбитражного) требуемой судебной практики; получение экспертных заключений известных экспертных учреждений (например, Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте РФ) об отнесении спорных объектов к движимому имуществу; получение писем Минюста РФ, Федеральной регистрационной службы, содержащих четкую и обоснованную позицию по отнесению спорных объектов к движимому имуществу. Подходы к решению проблемы оформления права собственности на сети (продолжение)
12 12 Государственная регистрация прав на сети и сделок с сетями обеспечивают максимальную устойчивость и публичный контроль в данной сфере - защиту прав покупателей и арендаторов сетей Иные варианты снижения рисков: также требуют значительного количества временных и денежных ресурсов, позволяют защитить интересы покупателя и арендатора сетей в минимальной степени в силу своей «неустойчивости» (нестабильности) по сравнению с актом государственной регистрации прав (сделки). Выводы
13 13 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Костенко Наталия Викторовна Департамент по правовому обеспечению ОАО «РКС» тел. + 7 (495) (12-71), факс + 7 (495) Москва, ул. Обручева, 23/3
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.