Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmioo.ru
1 Организация экспериментальных исследований по химии на основе системно-деятельностного подхода Я слышу и забываю. Я вижу и помню. Я делаю - и понимаю. Конфуций
2 Требования к результатам освоения курса химии на базовом уровне должны включать: … владение основными научными методами познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; … владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ.
3 На практических занятиях по химии можно выделить четыре группы компетенций: Экспериментальные (выполнение химических операций, правильное обращение с реактивами и оборудованием, запись уравнений реакций, письменное оформление результатов); Коммуникативные (комментирование опыта, обсуждение результатов эксперимента, применение критериев контроля и самоконтроля); Интеллектуальные (наблюдение и установление характерных признаков явлений и процессов, проведение синтеза, анализа, установление причинно- следственных связей, формулирование выводов); Контрольно-оценочные (осуществление самоконтроля по ходу эксперимента, контроль деятельности товарищей)
4 Во время проведения практических занятий формируется исследовательский подход в обучении, функциями которого являются: Воспитание познавательного интереса; Создание положительной мотивации учения и образования; Формирование глубоких, прочных и действительных знаний; Развитие интеллектуальной сферы личности; Формирование умений и навыков самообразования, т.е. формирование способов активной познавательной деятельности, развитие познавательной активности и самостоятельности.
5 Ионные уравнения реакций
6 Уважаемые сотрудники научно-исследовательской лаборатории! Обращаемся к вам с величайшей просьбой помочь в решении одной глобальной проблемы. По вине одного нерадивого лаборанта были перепутаны результаты исследований ионных уравнений реакций. Поэтому мы не можем найти ответы на следующие вопросы: Протекают ли химические реакции между электролитами и неэлектролитами? Если химические реакции протекают, то как это доказать? Как можно записать механизм протекания реакций? Убедительно просим вас разобраться с данной проблемой и упорядочить предложенные вам реакции ионного обмена. Алгоритм работы с химическими реактивами прилагается. О полученных результатах просим сообщить. Директор ИОНа: Химикус Н.О.
7 Задачи: Протекают ли химические реакции между электролитами и неэлектролитами? Если химические реакции протекают, то как это доказать? Как можно записать механизм протекания реакций?
8 Тема: «Ионные уравнения реакции» 1 вариант 1.В пробирку налейте 1 мл. раствора сахара, добавьте 2-3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? К полученному раствору прилейте 1 мл. раствора спирта. Что наблюдаете? 2.В пробирку налейте 1 мл. раствора NaOH, добавьте 1-2 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? К полученному раствору прилейте 1 мл. раствора H 2 SO 4. Что наблюдаете? 3.В пробирку налейте 1 мл. раствора H 2 SO 4 и добавьте 1 мл. раствора BaCl 2. Что наблюдаете? Напишите молекулярное и ионные уравнения реакций.
9 Что называется электролитами? Что называется неэлектролитами? Какие вы знаете признаки химических реакции?
10 Правила работы в лаборатории 1.Ответы с места не выкрикивай; 2.Если знаешь правильный ответ на вопрос или все сделал – подними зеленую карточку; 3.Не понял – подними красную карточку; 4.Не знаешь правильные ответ, не поднимай карточки; 5.При выполнении лабораторной работы – лоток поставь перед собой; 6.Все опыты выполняй над лотком и по очереди с соседом по парте; 7.Соблюдай правила по технике безопасности
11 Правила ТБ Вещества нельзя брать руками, проверять вкус и запах. Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ. Осторожно работайте с кислотами и щелочами. При попадании растворов на руки или одежду, немедленно смойте их большим количеством воды. После работы вымойте руки с мылом. Пользуйтесь только чистой лабораторной посудой. Остатки веществ не высыпайте и не выливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
12 Результаты опытов 1 и 2 Опыт 1Опыт 2
13 Вывод 1 Химические реакции протекают между электролитами и называются реакциями ионного обмена.
14 Уравнения реакции нейтрализации 2NaOH + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2H 2 O молекулярное уравнение 2H 2 O полное ионное уравнение 2H + 2OH = 2H 2 O + - сокращенное ионное уравнение 2OH+SO 4 = +2Na+2H+2Na+
15 Алгоритм написания ионных уравнений 1.Пишем молекулярное уравнение, расставляем коэффициенты; 2.Пишем диссоциацию электролитов исходных и полученных веществ; 3.Малорастворимые, газообразные и малодиссоциирующие вещества записываем в виде молекул; 4.Исключаем из левой и правой части уравнения одинаковые ионы, не участвующие в реакции; 5.Пишем сокращенное ионное уравнение
16 Результаты опыта 3 1 вариант2 вариант3 вариант
17 Уравнения реакций BaCl 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 + 2HCl Ba + 2Cl + 2H + SO 4 = BaSO 4 + 2H + 2Cl Ba + SO 4 = BaSO FeCl 3 + 3NaOH = Fe(OH) 3 + 3NaCl Fe + 3Cl + 3Na + 3OH = Fe(OH) 3 + 3Na + 3Cl Fe + 3OH = Fe(OH) Na 2 CO 3 + 2HCl = 2NaCl + H 2 O + CO 2 2Na + CO 3 + 2H + 2Cl = 2Na + 2Cl + H 2 O + CO 2 2H + CO 3 = H 2 O + CO вариант 2 вариант 3 вариант
18 Вывод 2 Правило Бертолле Реакции ионного обмена протекают только тогда, когда образуется: нерастворимое соединение (осадок), легколетучее вещество - газ (CO 2, NH 3 и др.), малодиссоциирующее соединение (очень слабый электролит, в том числе и вода).
19 Выводы Химические реакции протекают между электролитами и называются реакциями ионного обмена. Реакции ионного обмена протекают если: а) выпадает осадок, б) выделяется газ, в) образуется малодиссоциированное вещество (вода) Механизм реакций ионного обмена записывают в виде ионных уравнений реакций.
20 Как распутать результаты исследований ионных уравнений 1.К каждому молекулярному уравнению, на большой карточке, нужно подобрать сокращенное ионное уравнение с учетом коэффициентов; 2.После окончания работы, проверить и поднять зеленую карточку.
21 Химические свойства серной кислоты
22 Уважаемые сотрудники научно-исследовательской лаборатории! Обращаемся к вам с величайшей просьбой помочь в решении одной проблемы. Нашей археологической экспедицией был обнаружен необычный сосуд с неизвестной едкой жидкостью. К сосуду был прикреплен пустой лист. На небольшом удалении от сосуда нами были найдены древние записи, но полностью расшифровать и прочитать их невозможно из-за частичных повреждений бумаги. Таким образом, просим вас ответить на следующие вопросы: Что за жидкость находиться в данном сосуде? Почему к сосуду прикреплена пустая бумажка? Есть ли на ней какие-то секретные надписи? Убедительно просим вас разобраться с данной проблемой, а также просим вас расшифровать и восстановить утраченные записи. О полученных результатах просим сообщить. Руководитель археологической экспедицией: Краснов С.К.
23 Задачи: 1. Что за жидкость находиться в данном сосуде? 2. Почему к сосуду прикреплена пустая бумажка? 3. Есть ли на ней какие-то секретные надписи? 4. Расшифровать и восстановить найденные записи
24 Правила работы в лаборатории 1.Ответы с места не выкрикивай; 2.Если знаешь правильный ответ на вопрос или все сделал – подними зеленую карточку; 3.Не понял – подними красную карточку; 4.Не знаешь правильный ответ, не поднимай карточки; 5.При выполнении лабораторной работы – лоток поставь перед собой; 6.Все опыты выполняй над лотком и по очереди с соседом по парте; 7.Соблюдай правила по технике безопасности
25 Правила ТБ Вещества нельзя брать руками, проверять вкус и запах. Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ. Осторожно работайте с кислотами и щелочами. При попадании растворов на руки или одежду, немедленно смойте их большим количеством воды. После работы вымойте руки с мылом. Пользуйтесь только чистой лабораторной посудой. Остатки веществ не высыпайте и не выливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
26 Правила работы с кислотами и щелочами При попадание кислоты на руки или одежду необходимо обработать раствором соды (NaHCO 3 ), а затем тщательно промыть водой При попадание щелочи на руки или одежду необходимо обработать раствором борной кислоты (H 3 BO 3 ), а затем тщательно промыть водой
27 Таблица изменения окраски универсальной лакмусовой бумаги в различных средах Щелочная средаКислая среда
28 Как определить какая это кислота? Качественные реакции на Cl, SO 4, NO 3 Ag + Cl = AgCl + Ba + SO 4 = BaSO 4 4HNO 3 + Cu = Cu(NO 3 ) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O
29 Качественные реакции на HCl, H 2 SO 4, HNO 3 HCl + AgNO 3 H 2 SO 4 + BaCl 2 HNO 3 + Cu
30 Уравнение качественной реакции на серную кислоту H 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 + 2HCl Выпадает белый осадок, который не растворяется ни в воде, ни в концентрированных кислотах Ba + SO 4 = BaSO
31 Вывод В данном сосуде находится серная кислота.
32 Проделайте опыты и напишите молекулярные уравнения реакций и расставьте коэффициенты: 1 вариант H 2 SO 4 (разб) + Zn = Ca 3 (PO 4 ) 2 + H 2 SO 4 = 2 вариант MgO + H 2 SO 4 = H 2 SO 4 + NaOH = 3 вариант H 2 SO 4 + KOH = Fe + H 2 SO 4 (разб) =
33 Серная кислота проявляет Общие свойства кислот 1.Разбавленная кислота + металл = = соль + водород 2.Кислота + основной оксид = = соль + вода 3.Кислота + основание = соль + + вода 4.Кислота + соль = новая соль + + новая кислота
34 Правильные ответы 1 вариант H 2 SO 4 (разб) + Zn = ZnSO 4 + H 2 Ca 3 (PO 4 ) 2 + 3H 2 SO 4 = 3CaSO 4 + 2H 3 PO 4 2 вариант MgO + H 2 SO 4 = MgSO 4 + H 2 O H 2 SO 4 + 2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O 3 вариант H 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2H 2 O Fe + H 2 SO 4 (разб) = FeSO 4 + H 2
35 Специфические свойства серной кислоты 1.Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью: Cu + 2H 2 SO 4(конц) = CuSO SO 2 + 2H 2 O 2.Обугливание органических веществ (бумаги, сахара) концентрированной серной кислотой. 3.Качественная реакция на серную кислоту. t
36 Выводы В сосуде находиться серная кислота Качественной реакцией на серную кислоту и её соли является взаимодействие с растворимыми солями бария Серная кислота проявляет свойства: а) общие с другими кислотами; б) специфические
37 Как восстановить утерянные формулы из записки К каждому уравнению реакции нужно подобрать одно из реагирующих веществ с учетом уже расставленных коэффициентов. Положить карточку-ответ на карточку-задание с учетом коэффициентов. После окончания работы, проверить и поднять зеленую карточку.
38 Экспериментальная задача 1
39 Экспериментальная задача 2
40 Экспериментальная задача 3
41 Решение экспериментальных задач с помощью моделей молекул Собрать модели молекул и назвать вещества. Найти ошибки в строении молекул.
42 Решение экспериментальных задач с помощью моделей молекул Собрать модель молекулы вещества так, чтобы модель каждого атома соединялась валентностями по горизонтали и вертикали. Назвать вещество.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.