Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmyppt.ru
1 МОУ Средняя общеобразовательная школа 1 г.Электросталь Путешествие в Пушкинский Петербург. Выполнила : учитель русского языка и литературы Сорокина Марина Александровна.
2 Содержание: Введение. 1. Жители Петербурга начала XIX века. 2. Петербургская стихия. 3. Духовная и культурная жизнь Петербурга. 4. «Военная столица». 5. Литературные салоны. 6. Последнее пристанище поэта. Заключение.
3 Цели работы: ознакомиться с культурными традициями начала XIX века, с особенностями быта пушкинской поры; проследить, как отражается жизнь Петербурга в творчестве А.С.Пушкина; познакомиться с работами художников начала XIX века.
4 Два десятилетия XIX века получили наименование пушкинской эпохи. С Пушкиным вошёл в отечественную литературу и новый герой, сразу ставший одним из самых значительных её героев, - город Петербург, город с императорским двором, парадами, чиновными особами и обывателями. Введение Набережная Невы у Летнего сада. Раскрашенная литография.1820-е гг.
5 Жители Петербурга начала XIX века Всех жителей Петербурга начала XIX века можно было разделить на тех, для кого улицы города были лишь пространством между особняками, дворцами, канцеляриями, и тех, для кого сама улица была и дворцом, и особняком, и канцелярией. Господа по улицам проезжали. Иногда верхом, чаще в колясках, каретах. Щеголь в дрожках. Литография по рисунку А. О. Орловского е гг.
6 Между тем простой народ на улицах жил. В большинстве своём это были лица крестьянского звания, приехавшие в город на заработки. Часто они ночевали, и обедали, и развлекались, и вели беседы с приятелями, и работали на улице. На Неве. Обед грузчиков. Акварель К. И. Кольмана е гг.
7 Жизнь в Петербурге для пришлого мужика начиналась с поиска работы. Существовало несколько рынков, где предлагали свои услуги специалисты едва ли не любой профессии. Плотники и каменщики собирались у Сенной площади. Сенная площадь. Раскрашенная литография А. П. Брюллова г.
8 Федор Неелов. Вид окрестностей С.- Петербурга (Охта) г. Слева церковь Св. Троицы Среди деревенских, населявших Петербург, особое место занимали жители Охтинской слободы. Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробуждён. Встаёт купец, идёт разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтинка спешит.
9 Привилегированные слои населения предпочитали жить в центре города. Самым аристократическим районом считались Невский проспект, улицы Миллионная, Большая и Малая Морские, Большая и Малые Конюшенные, набережные Дворцовая, Английская, Гагаринская… Невский проспект. Вид от Аничкова моста. Литография е гг.
10 Петербургская стихия. 7 ноября 1824 года на площади у Большого театра. Картина Ф. Я. Алексеева. По мере того, как город строился, мостовые его набережных и улиц всё выше поднимались над уровнем реки. Сильные наводнения случались в среднем не реже, чем раз в десять – пятнадцать лет. И были, вероятно, одной из самых отличительных черт петербургской жизни.
11 Наводнение, случившееся в Петербурге 7 ноября 1824 года, осталось памятным для последующих поколений не только потому, что было самым мощным и разрушительным в истории города, но и потому, что попало в пушкинскую поэму Медный всадник. Осада! Приступ! Злые волны, Как воры, лезут в окна. Чёлны С разбега стёкла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, брёвны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам! Петербургское наводнение 7 ноября 1824 года. Гравюра 1820-е гг.
12 Духовная и культурная жизнь Петербурга. В Петербурге было лишь два места, которые в равной мере посещали представители всех сословий. Это церковь и театр. Главным общегородским храмом стал Казанский собор. К концу 1810-х – начале 1820-х г. набожность была в большой моде при русском дворе. Вид Казанского собора в Петербурге. Картина Ф. Я. Алексеева е гг.
13 Петербургский Большой Театр. Раскрашенная литография К. П. Беггрова. Зрительный зал. Гравюра С.Ф. Галактионова по рисунку П. П. Свиньина е гг. Конец 1810-х – начало 1820-х годов было временем небывалого, страстного увлечения театром. Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин… Театр уж полон, ложи блещут; Партер и кресла, все кипит; В райке нетерпеливо плещут; И, взвившись, занавес шумит.
14 «Военная столица» Парады и смотры императорской гвардии были зрелищем впечатляющим. Парады устраивались лишь в торжественных случаях – в день рождения императрицы, на крещение, в годовщину вступления российских войск в Париж, по случаю приезда иностранных монархов. Смотры проводились регулярно. Парад на Царицыном лугу в 1831 году. Картина Г.Г. Чернецова гг.
15 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Акварель К. И. Кольмана е гг. Площади Петербурга были не только местом смотров и парадов гвардейских полков, но и местом восстаний. Самое крупное - 14 декабря 1825 года. На вопрос Николая I, где был бы Пушкин, если бы 14 декабря оказался в столице, поэт ответил: «…все мои друзья были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога».
16 Литературные салоны После восстания на Сенатской площади именно литературные салоны стали средоточием уцелевших общественных сил. Собрание у В.А. Жуковского. Картина Г.К.Михайлова, А.н.Мокрицкого и др гг. В гостиной Олениных. Акварель неизв. Художника е гг. Где разговор найду непринужденный, Блистательный, веселый, просвещенный… («Краев чужих неопытный любитель»)
17 А. А. Дельвиг В.П. Лангер. 1830г. П. А. Плетнев П.Т.Борисполец. В. А. Жуковский П.Ф.Соколов с оригинала К.П.Брюллова В. Ф. Одоевский В.А.Тропинин.1831 Пушкин и литераторы его круга постоянно собирались у А.Н.Оленина, А.А.Дельвига, П.А.Плетнева, В.А.Жуковского, В.Ф.Одоевского, Е.А.Карамзиной.
18 Торжественный обед у А.Ф.Смирдина по случаю переезда его магазина и библиотеки в новое помещение. Акварель А.П.Брюллова.1832г. Из всех отраслей промышленности Петербурга быстрее прочих развивалась полиграфия - отрасль, без которой был немыслим самый просвещенья дух. Особое место среди столичных книгопродавцов пушкинского времени принадлежит А. Ф. Смирдину. Он систематически издавал сочинения Пушкина с 1827 по 1835 год.
19 Набережная реки Мойки, 12. Дом, где была последняя квартира А.С.Пушкина Гостиная Кабинет поэта Нигде в Петербурге не ощущается присутствие поэта с такой пронзительной силой, как в его последней квартире, ныне превращенной в музей. Именно сюда стекались «все классы петербургского народонаселения», чтобы проститься с великим поэтом. По словам И.И.Панаева, «это было похоже на народную манифестацию, на очнувшееся вдруг общественное мнение». Последнее пристанище поэта
20 Неизъяснимая поэзия таится в старых, «петербургских» уголках города… Где-то в глубине сада, за поворотом улицы они возникают, неожиданные и трогательные встречи… Словно листаешь отлитые из бронзы и чугуна, высеченные на мраморе страницы истории России, ее великой культуры. С первозданной свежестью звучат в памяти строки Пушкина… Д. Гранин
21 Список литературы: А.М.Гордин. Пушкинский Петербург. Издательство Художник РСФСР Ленинград 1974 год. А.М.Гордин, М.А.Гордин. Серия Былой Петербург; Пушкинский век: Панорама столичной жизни Издательство Пушкинского фонда Санкт-Петербург 1999 год. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка в четырёх томах. Издательство Русский язык Москва 1978 год. А.М.Прохоров - главный редактор. Большой энциклопедический словарь Научное издательство Большая Российская энциклопедия; Санкт-Петербург "Норинт" 1997 год. А.С.Пушкин. Полное собрание сочинений в 10-ти томах. Издательство Академии наук СССР. Москва 1949 год.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.