Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемalted.ru
1 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средней общеобразовательная школа 10» г. Славгорода Творческий проект по литературе. «Есенин жизнь и смерть». Автор: Пфайфер Никита, Автор: Пфайфер Никита, Полозюк Иван. Полозюк Иван. ученик 8 «А» класс. Проверяла: Кузьменко ученик 8 «А» класс. Проверяла: Кузьменко Марина Александровна, Марина Александровна, г. Славгород 2009 год
2 Содержание. Детство Есенина. Поступление в училище Поступление в училище Начало творчество Начало творчество Первой поездке Сергея Первой поездке Сергея Поступление в церковную школу Поступление в церковную школу Григорий Панфилов друг Есенина Григорий Панфилов друг Есенина Преподаватель в жизни Есенина Воспоминания об поэте Воспоминания об поэте
3 Детство Есенина Детство Есенина. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии (21 сентября по старому стилю). Пяти лет Сергей Рязанской губернии (21 сентября по старому стилю). Пяти лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь. «Книга не была у нас исключительным и редким явлением, как в жизнь. «Книга не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах, вспоминал поэт. Насколько я себя помню, помню и толс- других избах, вспоминал поэт. Насколько я себя помню, помню и толс- тые книги в кожаных переплетах». Поначалу это были фолианты духов- тые книги в кожаных переплетах». Поначалу это были фолианты духов- ных писаний, но потом пошли и книги для домашнего чтения, и произведе- ных писаний, но потом пошли и книги для домашнего чтения, и произведе- ниярусских классиков. Особенно интенсивно приобщался мальчик к литера- ниярусских классиков. Особенно интенсивно приобщался мальчик к литера- туре с девяти лет, когда поступил в Константиновской земское четырех туре с девяти лет, когда поступил в Константиновской земское четырех годичное училище. Училище это занимало в селе бревенчатый дом с семью годичное училище. Училище это занимало в селе бревенчатый дом с семью большими окнами на каждой из удлиненных сторон. Дом был разделен большими окнами на каждой из удлиненных сторон. Дом был разделен коридором на две части: в левой (от входа) вели занятия первый и третий коридором на две части: в левой (от входа) вели занятия первый и третий классы (у одного и того же учителя одновременно), в правой таким же образом классы (у одного и того же учителя одновременно), в правой таким же образом второй и четвертый; ни учителей, ни помещений для раздельных занятий не второй и четвертый; ни учителей, ни помещений для раздельных занятий не хватало. Обстоятельства жизни деревенских ребят складывались так, что лишь хватало. Обстоятельства жизни деревенских ребят складывались так, что лишь редким из них удавалось пройти полный курс обучения: в первый класс редким из них удавалось пройти полный курс обучения: в первый класс поступало около сотни ребят (село Константинове насчитывало шестьсот- поступало около сотни ребят (село Константинове насчитывало шестьсот- семьсот дворов), а четвертый заканчивало не более десяти. Вскоре отец семьсот дворов), а четвертый заканчивало не более десяти. Вскоре отец Есенина уехал в Москву, устроился работать там приказчиком и поэтому Есенина уехал в Москву, устроился работать там приказчиком и поэтому Есенина отдали на воспитание в семью деда по матери. У деда было трое Есенина отдали на воспитание в семью деда по матери. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Сергей Есенин потом писал: Мои дяди (трое взрослых неженатых сыновей. Сергей Есенин потом писал: Мои дяди (трое неженатые сыновья деда) были озорными братьями. Когда мне было три с неженатые сыновья деда) были озорными братьями. Когда мне было три с половиной года они посадили меня на лошадь без седла и середину озера и половиной года они посадили меня на лошадь без седла и середину озера и бросали в воду. Когда мне исполнилось пустили в галоп. Ещё меня учили бросали в воду. Когда мне исполнилось пустили в галоп. Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на восемь лет, я заменял одному своему дяде плавать: сажали в лодку, плыли на восемь лет, я заменял одному своему дяде охотничью собаку, плавал по воде за подстреленными утками. охотничью собаку, плавал по воде за подстреленными утками.
4 Поступление в училище Училище это занимало в селе бревенчатый дом с семью большими окнами на каждой из удлиненных сторон. Дом был разделен коридором на две части: в левой (от входа) вели занятия первый и третий классы (у одного и того же учителя одновременно), в правой таким же образом второй и четвертый; ни учителей, ни помещений для раздельных занятий не хватало. Обстоятельства жизни деревенских ребят складывались так, что лишь редким из них удавалось пройти полный курс обучения: в первый класс поступало около сотни ребят (село Константинове насчитывало шестьсот-семьсот дворов), а четвертый заканчивало не более десяти. Сергей, поступив в училище, перешел от деда Титова обратно в дом Есениных, где жили более скудно, поддерживая семейный бюджет деньгами, присылаемыми отцом из Москвы. Но Сергей принадлежал к числу детей, учившихся с особым тщанием и охотой.Преподавали в Константиновском училище супруги Власовы. «Класс, в котором учился Сережа, рассказывает Лидия Ивановна Власова, вел мой муж (Иван Матвеевич. И. Э.). Но он по делам школы часто отлучался, и я оставалась за него. Когда он привозил новые книги, Сережа к нам обязательно приходил в школе он уже все перечитал. Часто после уроков Сережа оставался и вслух читал одноклассникам стихи. В школе были книги Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Никитина».В мае 1909 года Есенин окончил училище с похвальным листом, которого был удостоен «за весьма хорошие успехи и отличное поведение». На выпускных экзаменах по всем предметам (русскому и церковнославянскому языкам, истории, географии, арифметике, вакону божьему и письму) он получил отличные оценки. В качестве подарка ему было вручено несколько книг и портрет Гоголя (в том году отмечалось столетие со дня рождения писателя); в качестве поощрения ему дали рекомендацию для поступления в Спас-Клепиковскую церковно- учительскую школу или в Рязанское духовное училище.
5 Начала творчества Во время летних каникул и после окончания земского училища Сергей вел обычную деревенскую жизнь: пропадал целыми днями в лугах или на реке, удил рыбу, приносил домой утиные яйца, целыми днями в лугах или на реке, удил рыбу, приносил домой утиные яйца, однажды притащил целое ведро раков. Как и прежде, возглавлял ватагу сельских мальчишек, совершал с ними набеги на огороды и сады (особой доблестью считалось забраться в помещичий сад за высоким бревенчатым забором), лазил по деревьям, играл в лапту… В дождливые летние дни или в длинные зимние вечера Сергей читал. Из книг, прочитанных в школьные годы, длинные зимние вечера Сергей читал. Из книг, прочитанных в школьные годы, он впоследствии часто вспоминал «Слово о полку Игореве», произведения Пушкина, рассказы и повести Гоголя. На память мог читать стихотворения Пушкина, рассказы и повести Гоголя. На память мог читать стихотворения Некрасова, Никитина, Кольцова. Слагать стихи Есенин стал незадолго до Некрасова, Никитина, Кольцова. Слагать стихи Есенин стал незадолго до того, как поступил в земское училище, лет с восьми-девяти. На стихотворчес- тво толкнула его та атмосфера народной песенной поэзии, которая окружала его в детские годы. Первые стихи Есенина (до нас не дошедшие) были подража- ниями деревенским частушкам, которых он знал великое множество. Лишь в старших классах Сергей начал приносить свои стихи в училище, показывать их педагогам. Последние без восторга и даже с некоторой опаской относились к их педагогам. Последние без восторга и даже с некоторой опаской относились к творческим увлечениям мальчика, боясь, как бы они не повредили его школьным занятиям. Да и ничего впечатляющего, оригинального не находили школьным занятиям. Да и ничего впечатляющего, оригинального не находили они в литературных упражнениях ученика.
6 Первой поездке Сергея В первой поездке Сергея сопровождала мать. Погожим сентябрьским днем прибыли они в это большое купеческое село с каменными амбарами и крытыми железом домами, с обширной базарной площадью в центре, купеческое село с каменными амбарами и крытыми железом домами, с обширной базарной площадью в центре, уставленной прилавками, утыканной низкими столбиками для коновязи и усеянной соломой, сеном, овсом. Эта уставленной прилавками, утыканной низкими столбиками для коновязи и усеянной соломой, сеном, овсом. Эта площадь особенно запомнилась Сергею: туда он прибегал из школы в базарные дни, чтобы встретиться с площадь особенно запомнилась Сергею: туда он прибегал из школы в базарные дни, чтобы встретиться с односельчанами, узнать о родных и друзьях.На краю села располагалось двухэтажное кирпичное здание Спас Клепиковской церковно-учительской школы, в которой и надлежало учиться Сергею. Школа готовила препо- давателей для сельских начальных училищ и церковноприходских школ, в связи с чем особое внимание уделялось изучению закона божьего, церковной истории и церковнославянского языка, а также усвоению ритуала православных обрядов. На все три года обучения была рассчитана и программа общеобразовательных дисциплин. дисциплин.
7 Поступление в церковную школу Сергей без труда сдал вступительные экзамены и, попрощавшись с матерью, поселился в интернате при школе. На протяжении всего дня и почти всей недели ученики не покидали здания школы: днем классные занятия, вечером подготовка уроков под наблюдением наставников, по воскресеньям и праздничным дням церковная служба. Уходить из школы наставников, по воскресеньям и праздничным дням церковная служба. Уходить из школы по личным делам можно было только с позволения дежурного педагога. Есенин, по словам по личным делам можно было только с позволения дежурного педагога. Есенин, по словам одного из учителей, «наравне со всеми выполнял учебные задания, дежурил по классу, по одного из учителей, «наравне со всеми выполнял учебные задания, дежурил по классу, по кухне, по столовой, спальне и т. п.; наравне со всеми ходил ко всенощным, обедням, наряжался в стиль-H-pip, читал шестопсалмие». Впрочем, как утверждают его бывшие соученики, общие науки он усваивал с желанием, а к богословским предметам и к церковным соученики, общие науки он усваивал с желанием, а к богословским предметам и к церковным обязанностям относился довольно формально, иногда даже «нанимал» за мелкую мзду кого- обязанностям относился довольно формально, иногда даже «нанимал» за мелкую мзду кого- нибудь из своих приятелей выполнить эту службу вместо него. Атеисти-1п кие наклонности, уродившиеся в детстве, помогали ему не принимать всерьез ни строгих и торжественных церковных ритуалов, ни многочисленных догматов I пятого писания».Обстановка закрытого учебного заведения с подпорным существованием и казенным порядком, | усилием духовных лиц и церковных премудростей, бурсацкими нравами, царившими среди учеников, тяготила живого, пытливого юношу. Его неуступчивость и драчливость, Столь ревностно –поддержи- ваемые в свое время дедом Титовым, помогли ему устоять в столкновениях с наглыми и развязными одноклассниками, но его душевные запросы были уже значительно шире того, что давала Спас-Клепиковская школа. Одна- жды он даже бежал из школы, добравшись прямиком, по ухабистым заснеженным проселкам, минуя железную дорогу, домой, в Констан- заснеженным проселкам, минуя железную дорогу, домой, в Констан- тиново, но был доставлен матерью обратно.
8 Григорий Панфилов друг Есенина Григорий Панфилов друг Есенина. Сергей продолжал учиться и выполнял свои обязанности, мечтая, как признался потом в письме к товарищу, «скорее убраться из этого ада». Товарищем этим был один из учащихся школы, житель Спас-Клепиков Гриша Панфилов. Дружба с Панфиловым, приобщение к наукам и писание стихов вот три вещи, которые скрашивали тягостное и однообразное существование подростка, по родительской воле попавшего в церковную школу. Облегчало существование подростка, по родительской воле попавшего в церковную школу. Облегчало его жизнь и каникулярное время (отписки на рождество, на пасху и на летние месяцы), которое он проводил в родном селе. Григорий Панфилов, сын местного приказчика, был свободен от интернатского режима и жил в родительском доме. Будучи, как и отец, страстным книголюбом, он заметно отличался от других учеников своими духовными запросами, поведением, манерой обращения с товарищами. Когда Есенин поступил в школу, запросами, поведением, манерой обращения с товарищами. Когда Есенин поступил в школу, Панфилов учился во втором классе: возрастом он был старше Сергея. Это, однако, не помешало их сближению. Они очень быстро сошлись и привязались друг к другу. За хорошие успехи в занятиях Сергей частенько получал от учителей увольнительные записки и приходил домой к Панфилову. Там бывали и другие ученики. Образовался своего рода кружок, в котором делились мнениями, читали книги, обсуждали разные вопросы. Панфилов был человеком передовых взглядов, он высоко ставил общественное призвание учителя, с был человеком передовых взглядов, он высоко ставил общественное призвание учителя, с глубокой серьезностью готовил себя к миссии просветителя, наставника, воспитателя. Исполнить эту миссию ему не пришлось: после окончания школы он долго болел и в феврале 1914года умер от туберкулеза. Но на своих сверстников и друзей, в том числе на Есенина, он оказал весьма благотворное влияние. Оно складывалось из многих факторов их повседневного общения: из того, как он рассуждал о жизни, о «должности» человека на земле, как отзывался о романе Л. Толстого «Воскресение» и его трактат «В чем моя пера?», о рассказах Горького и его героях, как развлекался с друзьями (у Панфиловых не только философствовали, но и пели, играли, танцевали). И Есенин здесь откровеннее и живее, чем гдебы то ни было. Сюда он с большой охотой приносил стихи и читал их друзьям.
9 Преподаватель в жизни Есенина. Среди учителей школы были священнослужители, чиновники, исполнительные служаки, но были и люди с широкими интересами, находившие путь к сердцам своих воспитанников. Таким являлся преподаватель словесности, старый учитель Евгений Михайлович Хитров, которому Есенин начиная со второго года обучения показывал свои стихи. В оценках учитель был строг: стихи приносили ему ворохами ученики всех классов f10 крайне редко в них проглядывала искра таланта. Поначалу сдержанно отнесся он и к рукописям Сергея да и знал его очень мало, так как занятия по литературе и стилистике приходились на третий год школьной программы. Вот в занятия по литературе и стилистике приходились на третий год школьной программы. Вот в третьем классе Есенин и раскрылся перед учителем как пытливый читатель и любитель поэзии. «Он сдал особенно усердно заниматься литературой, вспоминает Хитров. занятии его были шире положенной программы. Он много читал. Особенно любил слушать мое классное чтение. Помню, я читал «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и другие произведении в течение нескольких часов, но обязательно все целиком. Ребята очень любили пожалуй, не было у меня такого жадного слушателя как Есенин. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово- У него первого заблестят от слез глаза в печальных местах, он первый расхохочется После многих подражательных, ничем не приметных стихотворений на темы любви и природы мелькнуло в рукописях Есенина нечто самобытное, свежее. Это был небольшой этюд под названием «Звезды». Учитель одобрил его. Он стал внимательнее приглядываться юному стихотворцу, приглашать к себе домой. приглядываться юному стихотворцу, приглашать к себе домой. А 1
10 Воспоминания об поэте Воспоминания об поэте. Прошли десятки лет после смети поэта но навсегда бессмертной осталась его поэзия. Подлинная классика не стареет: верно отражая звучание. Традиции Есенина имеют глубокие корни в так называемое «тихой лирике» Патриотическая поэзия Есенина и сегодня дорога читателю, обращена к уму и сердцу входящей в жизнь молодёжи даже ошибки и противоречия в жизни и творчестве поэта сегодня звучат как предостережение против их повторения. «Верно заметил поэт Лев Ошанин»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.