Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемfpb-belarus.org
1 Образование для пожилых: обоснование, формы и перспективы (из опыта Германии) Галина Веремейчик, Представительство Немецкой ассоциации народных университетов в Беларуси 18 февраля 2010 г.Пинск
2 Содержание Обоснование и аргументация* Формы и содержание учебных программ для пожилых** Перспективы * по материалам статьи Jens Friebe. Weiterbildung in einer alternden Gesellschaft. DIE, ** по материалам исследовательского проекта «Bildung im Alter
3 Обоснование и аргументация 1.Стареющее общество стоит перед новыми вызовами: -Гибкая занятость (ранний выход на пенсию – неподходящая модель для будущего) -Стабилизация системы социальной защиты (увеличение притока средств от работающих поколений) -Сохранение здоровья (изменение спектра заболеваний, новые формы превентивной работы) -Укрепление связи между поколениями (индивидуализм и изменение традиционных форм жизни ведут к изоляции пожилых людей) -Создание позитивного образа пожилого человека (от нуждающегося в защите и уходе к активному и способному самостоятельно справляться с возрастными изменениями)
4 Обоснование и аргументация 2. Численность работающих снижается и они становятся старше: -Анализ демографического развития структуры занятых показывает существенное смещение от молодых взрослых к людям старшего возраста (по прогнозам к 2020 г. свыше трети занятых (39%) будут составлять люди в возрасте от 50 до 64 лет) -Ожидается дальнейшее развитие производства, рост сферы услуг, что ведет к росту требований к квалификации персонала. -В этой ситуации обучение и образование будут играть особую роль, так как без адаптации к меняющимся условиям труда и требованиям к квалификации очень трудно будет использовать потенциал пожилых людей.
5 Обоснование и аргументация 3. Обучение на протяжении всей жизни: Два типа социальной структуры. Источник: Riley/Riley 1992, стр. 454 молодежь взрослые пожилые дифференцированнаяинтегрированная возраст Образование Трудовая деятельность Свободное время Образование Трудовая деятельность Свободное время
6 Обоснование и аргументация 4. Пожилые люди имеют хороший потенциал для учения: -Сегодня ученые исходят из наличия способности и мотивации к учению в пожилом возрасте. Исследования 70-х гг. ХХ в. показали, что распространенные представления о «дефицитные модели» обучения пожилых людей не имеют под собой основания. Способность к учению в течение жизни не ухудшается в целом, а изменяется по отдельным показателям, как, например: -* уменьшается скорость, однако при «медленном обучении» возрастает точность и продуктивность; -* наличие опыта улучшает усвоение и интеграцию новых знаний; -* «тренинг» является одним из важнейших факторов.
7 Обоснование и аргументация 5. Гражданское участие и социальная активность пожилых людей будет повышаться: -Участие в жизни общества во многом зависит от жизненного опыта, конкретной жизненной ситуации и способности к поиску смысла. -Пожилые люди тем активнее, чем выше уровень образования. -Образование создает не только предпосылки для участия, но и часто является первым шагом участия. Это ресурс для сохранения продуктивности, уверенности в себе и независимости после завершения трудовой деятельности.
8 Формы и содержание Исследовательский проект «Bildung im Alter Опрос ок пожилых людей в возрасте св. 50 лет показал, что в течение трех лет ок. 35% из них приняли участие в профессиональном дополнительном образовании, 65% - в непрофессиональном. 37% непрофессионального образования приходится на курсы и семинары, 31% - на обучающие поездки, 20% - на лекции и доклады. По тематике преобладают знакомство с историей городов, земель, архитектурных сооружений (29%), мероприятия по актуальным общественно-политическим и историческим темам (14%), далее - музыкальные мероприятия (9%), иностранные языки – 9%, здоровый образ жизни и спорт – 7%.
9 Формы и содержание -Женщины и мужчины демонстрируют различные тематические предпочтения. Так, для первых наиболее интересными являются мероприятия в сфере музыки, искусства, творчества, здорового образа жизни; для вторых – общественно- политической, правовой, естественнонаучной тематики. -Большинство опрошенных хотели бы изучать темы, связанные с возрастом, а также вопросы пенсионной политики в группе со своими сверстниками.
10 Формы и содержание -2/3 опрошенных в возрасте от 50 до 75 лет оказывают безвозмездную (неоплачиваемую) помощь родственникам, соседям, знакомым. -Люди, выполняющие общественно-полезные работы, волонтеры (или бывшие ими в прошлом) почти в два раза чаще принимают участие в обучающих мероприятиях. Причем этот показатель не зависит от уровня их образования и их интерес распространяется как профессиональное и непрофессиональное образования. -Для повышения социальной и общественной активности большую роль играет участие в подготовительном обучении. Около 12% пенсионеров – волонтеров ранее такое обучение проходили.
11 Формы и содержание Опрос провайдеров образовательных услуг показал, что -94 % опрошенных учреждений предлагают курсы в послеобеденное время, 64% - в дообеденное, 22% - в вечернее. -По мнению организаторов, их центры находятся в относительно хорошей досягаемости с общественным транспортом (78%). Однако, этот показатель сильно различается в больших и малых городах (до 50 тыс. жителей). -Четверть опрошенных учреждений предлагает исключительно бесплатные мероприятия или за символическую плату. В остальных случаях размер оплаты сильно зависит от типа мероприятия. К наиболее дорогим относятся учебные поездки.
12 Формы и содержание Организации: -Большинство учреждений предлагает программы для пожилых наряду с другими. Лишь около 5% организаций ориентированы на работу исключительно с этой группой. -Доминируют церковные учреждения (24%), благотворительные общества (24%), коммуны (22%). Около 15 % являются независимыми общественными объединениями. Коммерческие организации предлагают около 4% услуг. -Университеты предлагают пройти полноценное обучение с получением диплома, прослушать любые курсы в качестве гостя/вольного слушателя, организуют университеты «третьего возраста». Сегодня это свыше 50 вузов.
13 Формы и содержание -Церковные, общественные и коммунальные организации образования взрослых предлагают семинары, курсы, образовательные поездки, лекции и др. -Самоорганизация. Например, Seniorenakademien -В рамках различных крупномасштабных проектов появляются особые формы : Например, тренерские группы «сеньеров», экспертные группы, межпоколенческие добровольческие службы. -Работают специализированные общественные организации, которые имеют собственные программы для членов и желающих. Например, Seniorentanzverband
14 Перспективы -Только на основании демографического развития можно предполагать увеличение доли пожилых участников. Прогноз до 2015 г. предполагается их рост с 4,1 млн. до 4,9 млн. -Кроме демографического фактора изменение уровня образования будущих пенсионеров, в целом, может привести к увеличению спроса (по разным оценкам от 40 до 70%). -Обучение для пожилых должно быть целенаправленным и способствовать выполнению различных ролей и функций. -Обучение для пожилых требует научного обоснования. Геро- гогика как научная дисциплина, рождающаяся между герон- тологией и педагогическими науками, не достаточно развита. -Развитие обучения для пожилых должно стать одним из приоритетов образовательной политики.
15 «… Жизнь сохраняет ценность до той поры, пока благодаря любви, дружбе, негодованию или сочувствию можно принимать участие в жизни других…» Симона де Бовуар
16 представительство в Республике Беларусь г. Минск, пр-т Газеты «Правда», Tелефон: С П А С И Б О !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.