Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемshirockoe.narod.ru
1 Вопрос о первородном грехе в христианстве. Учитель МОУ «СОШ с. Широкое» Д.А.Шептала
2 Первородный (прародительский) грех христианский богословский термин, означающий первый совершившийся на земле прародителями Адамом и Евой грех, последствия которого проявляются у всех живших или живущих на земле людей в силу наследования повреждённой человеческ ой природы.
3 Происхождение термина Термин «первородный грех» (лат. peccatum originale) был предложен св. Августином ( ) и к настоящему времени повсеместно принят христианством. Аврелий Августин Блаженный ( )
4 В православном богословии термин «первородный грех» стал закрепляться лишь с середины XII века, когда был использован в «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», 1662 г. Определение этого понятия впервые дано в «Послании Патриархов Восточно- Кафолической Церкви о православной вере», 1723 г.: Происхождение термина
5 «Веруем, что первый человек пал в раю и что отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рождённых по плоти, кто бы свободен был от того бремени и не ощущал следствия падения в настоящей жизни. А бременем и следствием падения мы называем не самый грех, как то: нечестие, богохульство, убийство, ненависть и все прочее, что происходит от злого человеческого сердца, в противность воле Божией, а не от природы, но удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле, странствования, и напоследок телесная смерть».
6 В богословском лексиконе восточных св. Отцов это словосочетание почти не встречается. Что касается Символа веры, то хотя там и говорится о крещении «во оставление грехов», но ничего не говорится о «первородном грехе». Так что по происхождению своему рассматриваемая доктрина западная (латинская). Происхождение термина
7 Сейчас, как правило, богословы употребляют словосочетание «первородный грех» в двух значениях: во-первых, как само нарушение заповеди в Эдеме и, во-вторых, как поврежденное злом состояние человеческ ого естества вследствие этого нарушения. Происхождение термина
8 Поврежденность человечества На Карфагенском Соборе 252 г. была обоснована необходимость крещения младенцев : «Не должно возбранять крещение младенцу, который, едва родившись, ни в чём не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, восприял заразу древней смерти через самое рождение».
9 Согласно христианскому учению, в результате того, что грех прародителей Адама и Евы изменил саму природу человека, сам это грех вне зависимости от личных качеств человека «автоматически» становится частью каждого человека. В результате этого, по мнению христианства, всякий человек появляется на свет, уже подчинен закону старения и смерти, а его воля с раннего младенчества обнаруживает удобопреклонность к укоризненному греху. Таким образом, для всех потомков прародителей первородный грех видится внешнему взгляду не как личный грех человека, но как общее для всех состояние, характеризующееся деформированной по отношению к здоровому состоянию прародителей Адама и Евы духовно-телесной сферой. Поврежденность человечества
10 Повреждённость первородным грехом характеризуется: наличием телесных страданий биологической смертью склонности воли ко злу проблемами мыслительной сферы Метастазы греховности
11 Проблема понимания первородного греха Догмат о первородном грехе может ставит ряд вопросов: во- первых, почему новорожденные уже оказываются виноватыми в том, чего не совершали, и, во- вторых, почему греховность имеет свойство наследоваться? Если Адам и Ева до совершения греха не знали, что такое добро и зло, следовательно, они не могли отвечать за свои действия. В христианстве существуют две объяснительные модели.
12 «Юридическая» теория Автором данной теории считается Ансельм Кентерберийский. Суть теории заключается в следующем. Любое преступление зависит не только от того, какой закон был нарушен но и от «значимости» персоны, против которой было совершено преступление закона. Чем больше вина, тем большее требуется удовлетворение оскорбленной стороны. Ансельм Кентерберийский
13 Само по себе преступление прародителей не значительно, но в связи с бесконечным величием божественной личности, то и удовлетворение за совершенный проступок должно быть бесконечно велико. Требуется удовлетворение божественной справедливости. Сам человек не в состоянии принести удовлетворение за грех, за него приносит его, сам Бог Иисус Христос. Возникает понятие заслуг и сверхдолжных заслуг(отсюда продажа индульгенций). Подобное же воззрение имел Фома Аквинский и многие другие богословы Средних веков. «Юридическая» теория Фома Аквинский
14 Протестантизм пошёл дальше. Возникает дополнительно понятие введенное Лютером и Кал ьвином гнев Божий, который утоляется только крестной смертью Сына Божия Иисуса Христа. В русскую богосоловскую школу, юридическую теорию усилено внедряли с конца XVIII века вплоть до 1917 года. «Юридическая» теория Мартин Лютер Мартин ( ) Жан Кальвин ( )
15 «Нравственная» теория (православная) Кратко нравстенная теория может быть выражена словами, записанными в послании св. Апостола Павла к Колоссянам 1: и темъ примирити всяческая къ Себе, умиротворивъ Кровию креста Его чрез Него, аще земная, аще ли небесная.И вас иногда сущих отчужденных, и врагов помышленьми в делех лукавых ныне же примири в теле плоти Его смертию Его, представити вас святых и непорочных и неповинных пред Собою... Сердцевина же Искупления заключается в самой крестной смерти и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.
16 Современная (Органическая) теория православных богословов В XX веке возникло ясное понимание в православных богословский кругах несостоятельности юридической теории избавления от первородного греха. Представление о первородном грехе как о болезни, передающейся по наследству от организмов родителей к организмам детей, легло в основу иной модели, объясняющей всеобщность первородного греха. Подобную модель можно назвать органической.
17 Но органическая модель вменяемости первородного греха трудна для понимания и вызывает ряд вопросов: 1.Почему мы находимся на низшей ступени как личности по сравнению с прародителями: ведь у них был свободный выбор, и они выбрали, хотя и неудачно. Но мы уже с рождения такого перво-выбора не имеем. Кстати, ведь у ангелов в момент бунта, поднятого Люцифером, каждый сам мог выбирать, с кем он будет дальше; почему же люди лишены подобной возможности? 2.Почему Бог не ограничил распространение первородного греха на потомство Адама и Евы? 3.Почему даже после крещения христианину приходится прилагать личные усилия для спасения, в то время как заражение первородным грехом, ко злу, к ветхому Адаму мы не выбираем: это имеется в нас как изначальная данность? Разве не просматривается в этом некоторая несправедливость?
18 На первый вопрос православное богос ловие утверждает, что свободы выбора разумных личностей людей теперь не стало меньше. Каждую секунду человек решает, как ему жить дальше, и что для него предпочтительнее: стремиться ли ему в Царствие Божие (но за Него ему придётся много потрудиться и пострадать) или жить как все (пренебрегая перспективными райскими блаженствами и игнорируя вечные муки). Современная (Органическая) теория православных богословов
19 Что касается ангелов, то Христос пострадал совсем не за них, но за каждого человека. И теперь у людей духовные перспективы значительно выше, чем даже у самых могущественных святых ангелов. Например, Дева Мария, с помощью Божией стала «честнейшей херувимов и славнейшей без сравнения серафимов».(более Святой, чем херувим, и прославляемая более серафимов) Иоанн Креститель, Николай Угодник и другие святые также явили собой равно-ангельную жизнь. Только мало людей, также желающих в своей душе принять Христа. Современная (Органическая) теория православных богословов
20 По второму вопросу надо сказать, что Бог очень высоко ценит человека (как Своего со-творца). Он уважает выбор человека, причём не только Адама и Евы, но и всех людей. От нас, в частности, также зависит, как будут жить наши дети, внуки, правнуки и т. д., и в нашей стране, и во всём мире. Даже злые наши поступки Бог не всегда сразу же пресекает, но долго терпит или обращает их к благим последствиям. Современная (Органическая) теория православных богословов
21 С третьим вопросом необходимо вспомнить то, что Христос пострадал за всех людей и всем им уже даровал спасение. Но не все люди желают принимать этот драгоценный дар от Бога. В таинствах крещения, миропомазан ия, причащения и других, христианину даются от Бога огромные силы бороться со всеми греховными наклонностями; у человека развиваются навыки к христианским добродетелям, и они подкрепляются невыразимой радостью в его душе. А привычка вторая природа, в данном случае, святая. Современная (Органическая) теория православных богословов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.