Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДарья Чертилова
1 МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ Факультет « Предпринимательство в культуре » Кафедра прикладной культурологии и социокультурного менеджмента Искусство и три операции сознания : отражение, обобщение, выражение Курсовая работа по социодинамике культуры Студентки 1 курса Чертиловой Дарьи Научный руководитель : д. ф. н., проф. Хангельдиева И. Г. Москва 2013
2 План Введение : актуальность исследования, объект исследования, предмет исследования Цель Задача Степень изученности темы Практическая значимость Основное содержание : основные понятия, операция отражения, обобщения, выражения Вывод Список литературы
3 Введение Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, исчерпанностью методов, на протяжении последних 150 лет применявшихся для изучения первобытного общества. Сибирь
4 Введение Объясняется это тем, что единственным прямым источником, позволяющим судить о мышлении первобытного человека ( и, следовательно, о самом первобытном обществе ), являются памятники так называемого первобытного искусства.
5 Введение Получается своего рода порочный круг : адекватная интерпретация этих памятников невозможна без информации, единственным источником которой является только они сами. Индия
6 Введение В новостях можно отслеживать сведения о новых находках палеолита, о новых тайнах первобытного мира.
7 Введение Объектом исследования является первобытное искусство Предмет – искусство и три операции сознания : отражение, обобщение, выражение Зубр. Палеолит. Пещера Альтамира. Испания.
8 Цель работы Исследование трех операций сознания, которые происходили в голове у первобытного человека и способствовали созданию предметов первобытного искусства. Сибирь
9 Задачи Дать определение первобытному искусству и установить связь с социодинамикой культуры Обратиться к его истокам, зарождению Обратиться к основным формам и особенностям первобытного искусства При каких условиях возникает искусство ? Три операции сознания
10 Степень изученности темы Первые открытия палеолитической живописи связаны с деятельностью ученых конца XIX – начала XX вв. Одним из первых специалистов в изучении проблемы стал Анри Брейль. В своем труде «400 веков наскального искусства » он дал самую полную сводку изображений на стенах пещер и гротов Франции, Испании и Италии. Брейль изложил свои взгляды на историю развития, хронологию и содержание палеолитического искусства. Его схема классификации наскальных росписей стала классической.
11 Степень изученности темы Выдающимся исследователем вопроса был А. Леруа - Гуран. Его анализ стилей и сравнение наскальных изображений с предметами мелкой пластики позволили создать новую теорию изменчивости стиля в палеолитической живописи и на основе ее изменений во времени уточнить хронологию. Его труды : Первобытные религии (1964), Доистория западного искусства (1965), Жест и слово (1965).
12 Степень изученности темы А. Ламинг - Амп p е p (« Значение палеолитического монументального искусства, методы и применения »). Ж. Люке и Н. Хамфри, изучая рисунки детей и умственно отсталых людей, переносят результаты своих исследований на первобытное искусство.
13 Степень изученности темы Отечественная наука также не осталась в стороне от решения столь глобальных проблем. Еще до революции были переведены основные труды о происхождении искусства ( Леббока, Г. Обермайера, Г. Мортилье ). После революции выходят переводы книг Осборна, Г. Кюна, Ж. Люке. Д. В. Айналов и А. С. Гущин, А. А. Миллер и Б. Л. Богаевский выступают с исследованиями, содержащими ценные наблюдения и новые мысли о палеолитическом искусстве.
14 Степень изученности темы После 1937 г. в течение 20 лет не появилось ни одной работы, посвященной данной теме, так как статьи о первобытном искусстве затрагивали религиозные и идеологические вопросы и, следовательно, были исключены из круга научных проблем. В середине 60- х годов вопрос о происхождении искусства вновь получил право на существование.
15 Практическая значимость Исследование поможет студентам лучше понять психологию первобытного человека Возможно, для кого - то искусство станет чуть интереснее и ближе Также, данная работа может помочь восполнить пробелы в знании и понимании социокультурных процессов
16 Основные понятия Первобытное искусство искусство эпохи первобытного общества. Появление зачатков искусства относят к эпохе мустье. На отдельных предметах этого времени находят ритмические ямки и крестики намёк на орнамент. К эпохе позднего палеолита относят создания пластики ( т. н. « палеолитических Венер »), расцвет наскальных росписей, развитие искусства резьбы по кости.
17 Основные понятия В наскальных изображениях времени мезолита важное место занимают многофигурные композиции, изображающие человека в действии : сцены сражений, охоты и т. п.
18 Основные понятия В период неолита, энеолита и период бронзы появились мегалиты и свайные постройки ; изображения стали передавать отвлечённые понятия, сформировались многие виды декоративно - прикладного искусства ( керамика, обработка металла, ткачество ; широко распространилось связанное с ними искусство орнамента ).
19 Основные понятия Данная тема неразрывно связана с социодинамикой культуры – искусство является неотъемлемой частью развития культуры
20 Синкретизм – слитность, нерасчлененность элементов. Анимизм – вера в существование души и духов, вера в одушевленность всей природы. Основные понятия
21 Каменный век ( от 4 млн. ~ 4 тыс. лет до н. э.) Палеолит ( древний каменный век ) нижний палеолит средний палеолит ( эпоха мустье ) верхний палеолит ( от 40 тыс.~ 8 тыс. лет до н. э.) мадленский период ( от 20 тыс. ~ 10 тыс. лет до н. э.) Мезолит ( средний каменный век ) Неолит ( новый каменный век ) Бронзовый век ( от 4 тыс.~ 1 тыс. лет до н. э. ) Железный век ( от 1100 г. ~ до XIX в. н. э.) Хронология первобытного искусства
22 Основные понятия Мустьерская культура, мустьерская эпоха культурно - технологический комплекс, ассоциируемый с поздними неандертальцами, и соответствующая ему доисторическая эпоха. Соответствует среднему палеолиту либо же ( при делении палеолита только на верхний и нижний ) считается завершением древнего ( нижнего ) палеолита.
24 Зарождение первобытного изобразительного творчества связано с видом Homo sapiens Возникнув в эпоху среднего палеолита, первобытное искусство достигает рассвета в верхнем палеолите
25 Искусство возникает при условиях, где одновременно возможны три операции сознания : Отражение Обобщение Выражение Эти три звена мышления в единстве позволяют создавать художественные образы.
26 Операция отражения Создание в сознании образа окружающего мира и его отдельных деталей связано с операцией отражения. Воздействие окружающего мира на человека отпечатывается в его сознании
28 Операция обобщения Люди начали понимать, что в природе существует множество ( сравнительно ) одинаковых животных, растений, явлений природы, что в природе не может быть чего - то в одном экземпляре ( в широком смысле ) Это одна из ступеней к восприятию окружающего мира как чего - то логичного
30 Операция обобщения
34 На картинках мы видим, что у всех зубров есть сходные черты, не смотря на уникальность каждого Это и есть яркий пример обобщения увиденного в сознании первобытного человека – обобщение похожих или идентичных черт
35 Операция обобщения По мере развития человеческого мозга, расширяется спектр образов, сохранившихся в памяти
36 Типичные палеолитические « венеры »
37 Операция выражения Итак, заключительным звеном в синтезе окружающего первобытного человека мира является выражение всего отраженного и обобщенного Первые два этапа происходят больше на бессознательном уровне, со временем они доведены до автоматизма
38 Операция выражения Существовали такие формы выражения как наскальная графика и живопись, малая пластика, скульптура
39 Не будем забывать, что … … все первобытное искусство синкретично – неразделимо на данном зарождающемся этапе. … специфика первобытного искусства заключается в его слитности с другими формами общественного сознания. В нем отражаются все сферы жизни общества – экономическая, социальная и религиозная.
40 Например Статуи предков, различные фетиши, маски выражают отраженные и обобщенные представления о вере в сверхъестественное – анимизм ( бессмертие души ), магию …
41 Древнейшая скульптура из пещеры Холе - Фельс
42 Вывод Таким образом, мы выяснили три главных этапа в формировании образов и представлений о мире, их обобщении и выражении различными способами
43 Вывод Можно заметить, что воплощение первичных или сходных признаков в скульптурах или рисунках – есть вещь скорее обозначающая развитие человеческого воображения и сознания, а не самовыражение в творчестве
44 Список использованной литературы Алексеев, В. П. История первобытного общества / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. - М.: Астрель, – 352 с. Белякова, О. Ю. История первобытного искусства / О. Ю. Белякова. – М.: Искусство, – 492 с. Болтон, Р. Живопись : От первобытного искусства до XXI в. // Шедевры мирового искусства / Р. Болтон. - М.: Изд - во Эксмо, с. Кравченко А. И. Культурология : Учебное пособие для вузов. – 3- е изд. – М.: Академический проект, Любимов, Л. Д. Искусство Древнего мира / Л. Д. Любимов. - М.: Просвещение, – 319 с
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.