Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнтонина Лаптева
1 Презентация на тему: «Массовая и элитарная культура»
2 Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры Культурологи выделяют две социальные формы существования культуры: массовая и элитарная. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Массовая культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей: - рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус; - стандартизованных по форме и содержанию; - предполагающих коммерческий успех; и - распространяемых средствами массовой информации. Ее потребляют все люди независимо от страны и места проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.
3 Вехи формирования массовой культуры I время рождения: принятие в Англии закона об обязательной грамотности, в результате чего всем стал доступен главный вид художественного творчества XIXв. – роман. II.1895 – изобретение кинематографа, не требующего даже элитарной грамотности для восприятия информации в картинках. III.Сер.XX – легкая музыка, радио, магнитофоны, телевидение усиливали развитие массовой культуры.
4 «Если Рим дал миру право, Англия – парламентскую деятельность, Франция – культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно- техническую революцию и массовую культуру» Збигнев Бжезинский, американский политолог.
5 Признаки массовой культуры: Специфические признаки серийного характера массовой культуры Примитивиза- ция отноше- ний между людьми Развлекате- льность, за- бавность, сентимен- тальность Натуралис- тическое смакование насилия и секса Культ ус пеха силь- ной лич- ности и жажда об- ладания вещами Культ посред- ственности, условность примитивной символики
6 Массовая культура характеризует особенности производства, ку л ьтурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно - конвейерной индустрией.
7 Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и человеческом обществе. Целью массовой культуры является стимулирование потребительского сознания у реципиента. Что в свою очередь формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека.
8 Идейная основа современной массовой культуры - философия позитивизма. Позитивизм проявился как натурализм, для него характерно сведение социального к биологическому и стремление любыми путями увести реципиента от противоречий реального мира, объявить их несуществующими или заставить о них забыть. В рамках позитивистской концепции реанимируется и так называемый «культ казенного оптизима» и «американской мечты».
9 Философия прагматизма тесно связана с массовой культурой. По мнению американского философа Д.Дьюи, в основе художественного творчества лежит не отражение предметов и явлений действительности, а некий чувственный опыт, который он трактует как «результат взаимодействия организма и его окружения». Истинно то, что имеет практическую пользу.
10 Практической реализацией прагматизма в массовой культуре является такая важная ее структура – как реклама. Она реализует основное кредо прагматизма, которое заключается в том, что истинным является то, что полезно, что дает удовлетворение и приводит к успеху.
11 Философия З.Фрейда - фундамент современной массовой культуры. Он разработал учение о врожденных бессознательных структурах – инстинктах. Они подавляются обществом и это вызывает неосознанную ненависть индивида к нему, которая выражается в агрессивности. Главное влияние фрейдизма на массовую культуру кроется в использовании человеческих инстинктов страха, секса и агрессивности.
12 XX в. – век страха. В реализации инстинктов страха особенно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве фильмы ужасов и фильмы о природных катастрофах, монстрах, сверхъестественных силах, инопланетянах. Тема «катастрофы», «страха» постепенно овладевает людьми.
13 На кино- и телеэкранах все чаще стали использоваться трагические события: акты жестокого терроризма и похищения людей. И вместо того, чтобы предостеречь человечество от возможного разрушения цивилизации, подобные произведения массовой культуры просто готовят нас к этой перспективе.
14 Элитарная культура как антипод массовой культуры Элитарная культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите).
15 Элита Высокая степень деятельности, продуктивности, активности (по Р.Михельсу, Г.Моску) особый «орган восприятия» способствует общественному прогрессу (по Ортеге) часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками (по Ф.Ницше)
16 В культурологических концепциях Ф.Ницше, сформулированных их в знаменитых трудах: «Рождении трагедии из духа музыки»(182); «Человеческое слишком человеческое»(1878) «Веселая наука»(1872) «Так говорил Заратустра»(1884) элитарная концепция проявляет себя в виде «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, уникальной эстетической восприимчивостью.
17 Классификация теорий элит К концу ХХ в сложилась классификация теории элит которую можно представить при помощи следующей схемы: Биологическая Психологическая Техническая элитой являются люди, занимающие высшие места в обществе благодаря своему биологическому и генетическому происхождению в основе концепции лежат исключительно психологические качества элитарной группы совокупность людей, владеющих и управляющих технической стороной производства
18 Организаторская отнесение к элите тех, кто максимально получает различные блага (материальные и нематериальные) теория, согласно которой относятся к элите выполняющие важнейшие функции в обществе, группе отнесение к элите руководящих работников, в частности бюрократический организованный аппарат Функциональная Художественно-творческая отнесение к элите представителей интеллектуальной среды ( искусство, наука, культура, религия) Распределительная
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.