Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладислав Соколов
1 Архитектура и дизайн. Составитель: Ларионова Г. А., учитель начальных классов МОУ СОШ 27, г. Тверь
2 Самобытен вклад В. М. Васнецова в историю архитектуры и дизайна. В Русском стиле он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм.
3 Яркая одаренность художника в области орнаментальной импровизации проявилась в большинстве орнаментов, вобравших впечатления Васнецова от древних фресок и мозаик, от росписей московских и ярославских церквей. Именно эта особенность, очевидно, обеспечивала единство художественного впечатления от росписей, ибо все, писавшие о Владимирском соборе, отмечали, что стенопись сливается в зрелище яркое и праздничное, в единое декоративное целое подобно ростово-ярославским фрескам XVII века. Декоративные орнаменты для росписи Владимировского собора в Киеве Деталь. Бумага, акварель, золото. 52х15
4 В. М. Васнецов первый в русском искусстве вышел из рамок станковой живописи и взялся за решение принципиально новых задач создание Русского стиля, охватывающего разные виды искусства, основанного на национальных традициях. Исходя из этой концепции, художник обращается и к архитектуре, живописи, дизайну, театральному искусству. Основа его стиля берётся из русского фольклора, древнерусского искусства, архитектуры, русской образности искусства, и самое главное его православной духовности. Его таланту было дано развиваться не столько вглубь, сколько вширь, о чем свидетельствует энергия, с которой он осваивал разные области искусства.
5 В. М. Васнецов принимал участие в разработке военной формы для солдат нашей страны. Именно васнецовские буденовки (или как они первоначально назывались богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, в силу особого стечения обстоятельств стали формой той армии, которая в восстановила единство страны и дала отпор иностранной интервенции. Такой знаменитый головной убор красноармейцев, как буденовка, просуществовал вплоть до июля 1940 года. В 1940 году появились шапки-ушанки.
6 Будучи одним из самых деятельных участников Абрамцевского (Мамонтовского) кружка, Васнецов всячески способствовал изучению в нем народного творчества и созданию мастерских по возрождению крестьянских ремесел. Вместе с В. Д. Поленовым он проектировал церковь в Абрамцеве. Благодаря его приёмам стилизации, уже найденным в былинно- сказочных картинах, был создан великолепный проект. Вскоре храм был построен. Одновременно были сделаны эскизы для внутреннего убранства церкви. Васнецов написал иконы образ Богоматери и Сергия Радонежского для иконостаса, расписал клиросы. В Абрамцеве по его рисунку была построена "Избушка на курьих ножках" ( ). Абрамцевская церковь стала жемчужиной, по признанию многих архитекторов и исследователей архитектуры в русском зодчестве.
7 Абрамцево. Церковь Спаса Нерукотворного ( ). Архитектор П.М.Самарин по эскизу В.М. Васнецова
8 В.М.Васнецов. Эскиз беседки «Сказочная» избушка-беседка была построена в абрамцевском парке в 1883 г. Шура и Вера Мамонтовы с гувернанткой у «Беседки на курьих ножках» е
9 Абрамцево. Избушка на курьих ножках.
10 В дальнейшем Васнецов часто обращался к архитектуре. По его проектам были построены часовня над могилой Андрея Мамонтова (1892), собственный дом в третьем Троицком переулке, в духе терема. Интерьеры дома, мебель, предметы были выполнены по эскизам Васнецова в русском стиле. Столы, шкафы, стулья были сделаны в мастерской брата художника, Аркадия, славящегося мастерством столяра и резчика по дереву. Федор Шаляпин писал: «Замечательный был у Виктора Васнецова дом, самим им выстроенный. Нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом».
11 Дом получился замечательный, действительно сказочный. На первом этаже располагались 4 жилые комнаты, на втором – большая светлая мастерская. В 1894 году, хотя дом еще не был окончательно отделан, Виктор Михайлович переехал в свой теремок и сразу же перевез туда еще незаконченную картину – милых своих Богатырей. В просторной мастерской В.М. Васнецову хорошо работалось, здесь было написано немало великолепных полотен. В то же время это был открытый дом, куда по вечерам часто приходили друзья хозяина – художники, писатели, артисты: В.Д. Поленов, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, М.А. Врубель, И.Е. Репин, А.П. Чехов, Ф.И. Шаляпин. Художник давно мечтал о собственном доме, непременно деревянном, с просторной мастерской при нем, где можно было бы жить вместе с семьей и заниматься живописью. Он и место для дома присмотрел – на углу Мещанской улицы и 1-го Троицкого переулка. Получив гонорар за эскизы росписи Владимирского собора в Киеве, Виктор Михайлович в 1891 году приступил к постройке своего дома, который сам и спроектировал. На строительство ушло три года, и все это время художник, по его собственному признанию, был и архитектором, и плотником, и подрядчиком.
12 Необычный внешний вид этого дома сразу привлекает внимание. С главного фасада дом, оштукатуренный и выкрашенный в белый цвет, одноэтажный, тогда как со двора видно, что в доме два этажа. Окна декорированы лепными наличниками-кокошниками и колонками-дыньками. Вдоль карниза первого этажа проходит изразцовый поясок, а над калиткой примостился небольшой бревенчатый «теремок» имитация светлицы древнерусского терема.
13 Первая из двух комнат, столовая, обставлена весьма скромно. Своеобразный колорит ее убранству придают бревенчатые стены, точно такие, как в деревенской избе; точно к ним подобран дощатый сосновый буфет копия тех, какие встречались на родине Васнецова. Верх этого сооружения украшен резной доской, привезенной из Владимирской области; причудливый орнамент из цветов и листьев с двух сторон поддерживают два сказочных чудовища. Это необыкновенный буфет: одной своей стороной с дверцами выходит в столовую, а другой – как бы задней стенкой, тоже с дверцами, – в прихожую в сторону кухни. Со стороны кухни дверцы открывались, кухарка ставила блюда в буфет, а хозяйка дома вынимала их со «столовой», парадной стороны, и подавала на стол. Центр комнаты занимает обеденный стол, за которым некогда собиралась вся большая семья Васнецова супруга, Александра Владимировна, четыре сына и дочь Татьяна. Над столом висит керосиновая лампа, еще при жизни художника переделанная в электрическую. На стене, среди написанных Виктором Михайловичем в разное время портретов родных, портрет Виктора Михайловича, выполненный Татьяной, его дочерью. На первом этаже 4 комнаты, из которых две сохранились в том виде, какими они были при художнике это зала и столовая. Васнецов, поклонник старины, окружал себя старинными предметами и вещицами, сделанными по древнерусским образцам
14 Все печи в доме также сделаны по рисункам Васнецова и украшены керамическими изразцами. Одна из них похожа на терем: дверца напоминает вход в дом, колонки сделаны в виде окошек и балкончиков, а сверху спускается цветочный ковер снова изразцы, выложенные в несколько рядов.
15 Другая мемориальная комната зала выглядит более парадно. Резная деревянная мебель, также в древнерусском стиле, сделана уже на заказ. В центре комнаты дубовый стол с инкрустацией в виде огромного двуглавого орла. Стены, как и в столовой, занимают портреты родных: жена, дочь, сын Володя впоследствии профессор Московского Университета; братья Аполлинарий, Петр и Николай.
16 Помимо дубового стола с инкрустацией в центре комнаты ее украшают два резных буфета: маленький точная копия того, что стоит в столовой, и большой, напоминающий теремок из детской сказки: дверцы-ворота, полки-балкончики, слюдяные окошки, и все это украшено затейливой резьбой и узорами, выложенными из дерева разных пород.
17 Деревянная винтовая лестница ведет наверх, на второй этаж, в мастерскую художника. С обратной стороны лестницы вывешены доспехи русского витязя: шлем, кольчуга, щит, секира и пика.
18 В.М. Васнецов. Ангел Молчания. Начало 1900-х. Рисунок выполнен углем на стене мастерской. У входа в мастерскую Виктора Михайловича сторожит тишину Ангел молчания, нарисованный углем на стене - знак того, что рабочее место Мастера дети (а их у Васнецова было пятеро), должны уважать и не шуметь.
19 Именно в этой мастерской Виктор Михайлович работал над своими самыми известными картинами. Особенно ярко получалась у него специфическая "богатырская" тема, из нее выделяются такие работы: "Бой Ивана-Царевича с трехглавым змеем", "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем". Картины, находящиеся в мастерской и по сей день, написаны примерно в е годы. Среди них есть и знаменитая "поэма семи сказок", которую так любил сам художник. В ее состав входят такие полотна, как: "Царевна-Несмеяна", "Царевна- Лягушка", "Ковер-Самолет".
20 Масштабы мастерской впечатляют: площадь составляет 110 кв. метров, а высота достигает 6 метров. Три больших окна, высоченная печь, картины, которыми увешаны все стены. Эта светлая, просторная комната как будто переносит зрителя в мир сказок. Перед глазами один за другим проходят сказочные герои. Дом с мастерской стал для В.М.Васнецова духовным пристанищем от шума и суеты будничной жизни, где он обрел душевный покой и вдохновение для творчества. Васнецов очень любил свой дом; он прожил в нем до самой своей смерти – 32 года!
21 Вслед за собственным домом Васнецов создал проекты павильона для Нижегородской выставки и павильона кустарного искусства на Всемирной выставке в Париже (1898). Сделал эскизы для наружной раскраски зданий московского Кремля! Проект знаменитого сейчас дома Цветкова на Пречистенской набережной (1899). Им спроектирован фасад Третьяковской галереи и многих других больших и малых зданий, которые украсили Москву.
22 Особняк Цветкова И.Е. на Пречистенской набережной в Москве Архитектор Васнецов В.М е гг. Посольство Мадагаскара - бывшее здание Цветковской галереи, автор В.М.Васнецов. Пречистенская набережная.
23 Москва. Третьяковская галерея. По проекту Васнецова В.М. В. М. Васнецовым была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре.
24 Источники информации
25 bogatyrk.jpg&imgrefurl= vka tatarmuseum.ru/wp-content/uploads/2009/
26 &hl=ru&q=%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE %D0%B2%2C+%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80+%D0 %9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0% B8%D1%87
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.