Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарианна Мещерякова
1 ноябрь 2010 педагог-психолог: Пономарева Светлана Александровна МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Харута» (НАО)
2 Развитие – процесс формирования человека или личности, совершающийся путём возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях (Выготский Л.С. Избранные психологические исследования)
3 Психологические новообразования – это те психические и социальные изменения, которые возникают на данной ступени развития и которые определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени (Аверин В.А. Психология детей и подростков)
4 Разделение жизненного пути ребёнка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных возрастных этапов. Существует несколько периодизаций разных авторов. Содержание и название периодов, их временные границы определяются представлениями автора о наиболее важных, существенных сторонах развития.
5 А.В. Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребёнка с членами наиболее значимой группы людей для него по сравнению с остальными, он принимает именно её ценности, моральные нормы и формы поведения.
6 В своей периодизации А.В.Петровский выделяет следующие периоды: Раннее детство Дошкольное детство Младший школьный возраст Средний школьный возраст Старший школьный возраст
7 МЛ.ШК.ВОЗРАСТСР.ШК.ВОЗРАСТ Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством Общение подростков в разных видах деятельности это деятельность, с которой на данном этапе развития связано возникновение важнейших психических новообразований.
8 МЛ.ШК.ВОЗРАСТСР.ШК.ВОЗРАСТ Развитие организованного восприятия, контроля за правильностью и полнотой восприятия. Развитие детализиро- ванности восприятия Доминирование эмоцио- нально значимых сторон объекта Неточность в восприятии сходных объектов Формирование целост- ности и осмысленности восприятия Развитие восприятия про- странственных качеств объекта, способность к длительному наблюдению Освоение графических схем: умение видеть сечения объемных фигур, читать чертёж и т.д.
9 МЛ.ШК.ВОЗРАСТ СР.ШК.ВОЗРАСТ Развитие произвольной памяти Понимание является необходимым условием запоминания. Идёт интенсивное формиро- вание приёмов запоми- нания Повышение роли логи- ческой памяти Быстрый рост памяти Перестройка памяти – переход от доминирования механического запомина- ния к смысловому. Память приобретает ло- гический характер, стано- вится доступным запоми- нание абстрактного мате- риала Осваиваются мнемо- нические приёмы
10 МЛ.ШК.ВОЗРАСТ СР.ШК.ВОЗРАСТ Основной вид – наглядно- образное; в процессе обучения приобретает абстрактный и обобщённый характер; решение умст- венных задач, связанных с преобразованием предмет- ного мира. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез…) Овладение навыками логического рассуждения Интенсивное развитие абстрактного мышления, способности к отражению существенных взаимосвязей. Операции становятся формально-логическими, рассуждения дедуктив- ными. Слабо развита конкрети- зация, затруднён переход от общего к частному
11 МЛ.ШК.ВОЗРАСТ СР.ШК.ВОЗРАСТ Более реалистичное. Интенсивно формируется воссоздающее вообра- жение. Возможно свободное фантазирование Усиление реалистичности, появление мечты. Интенсивно воображаются различные личностные качества, преиму- щественно эталонного характера.
12 МЛ.ШК.ВОЗРАСТ Перестройка мотивационно-потребностной сферы. Особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми по поводу учебной деятельности. Главное место занимает мотив получения высоких оценок. Познавательная мотивация не слишком высокого уровня. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха. У неуспевающих – мотивация избегания неудачи.
13 МЛ.ШК.ВОЗРАСТ В данном возрасте ребёнок несёт в себе весь комплекс чувств, сформированных в притязаниях на признание. Дети имеют совесть: они знают, что должны, обязаны. Пробуждается чувство гордости или стыда., в зависимости от поступков. Наиболее интенсивно развивается чувство ответственности и сопереживания другому (сочувствие, сострадание, сорадость)
14 МЛ.ШК.ВОЗРАСТ Интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми личностными ориентациями. Ребёнок знает, что отличается от других, и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самооценка становится более адекватной и дифферинцированной, суждения о себе – более обоснованными. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребёнка, его самоуважении, самопринятии.
15 Произвольность - способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами Планирование в уме Умение анализировать Рефлексия - способность ребёнка выделить основания для собственного действия
16 Стойкий интерес к определенному предмету. Мотив избегания неудачи. Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения. Познавательный интерес только у высокомотивированных. Мотив достижения успеха в учебе не развивается. Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.) ( СР.ШК.ВОЗРАСТ)
17 Резкое ухудшение поведения – проявляется в негативизме, т.е. желании поступать вопреки чужой воли, упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым. Стремление эмансипации от взрослых, освобождении от их опёки, контроля. Реакция группирования – стремление подростка войти в состав какой-либо подростковой группы. Сильные, часто сменяющие друг друга увлечения. Выраженность акцентуаций характера. Потребность найти и защитить своё место в окружающей социальной среде. Потребность в успехе. Потребность в самореализации и развитие собственного «Я» Наблюдается стремление более углублённо понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях
18 Подростковый кризис является типом переходного периода от детства к взрослости. Отличается большой продолжительностью. По мнению Л.И.Божович, это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, которое приводит к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников, в то же время эти потребности очень сильные и напряжённые. Также, подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению
19 Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях. Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета). Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний. Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам. Внутренняя, собственная мотивация. ( СТ.ШК.ВОЗРАСТ)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.