Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемedu.tomsk.ru
1 Комплекс С1 – С3 с точки зрения многоуровневого анализа документов Лабораторное занятие с элементами дискуссии О.Ю. Стрелова
2 С1 – С3 : АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА С1- Укажите хронологические рамки, год события, название периода, документа, описанного в нем события, имя персонажа источника и т.п. Атрибуция самого источника Атрибуция факта, о котором рассказывает источник
3 С1 – С3 : АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА С2 и С3 Какие обвинения были выдвинуты в постановлении редакциям журналов и писателям? Назовите не менее двух причин принятия данного постановления. Каковы были, по мнению авторов, цели участников движения?... Ответ по тексту источника Ответ с использованием контекстных знаний
4 С1 – С3 : АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА С1 – «ПАСПОРТИЗАЦИЯ» документа С2 – историко-логический анализ С3 - историко-логический анализ Какие еще вопросы и задания можно составить к документу? Что проверить на итоговом экзамене?
5 Комплекс С1 – С3 с точки зрения многоуровневого анализа документов Из книги «Пережитое» историка Е.В.Гутновой «Мы поняли, что так дальше жить нельзя. В этом вынуждена была признаться и сама партия устами своего нового генсека, провозгласившего необходимость решительной перестройки всего уклада нашей жизни. Впервые за многие годы мы узнали непосредственно от наших руководителей, что, если судить по уровню развития экономики, уровню детской смертности, по средней продолжительности жизни, то наше место в хвосте даже не слишком развитых стран. Что люди живут у нас плохо, что производство падает, что в казне нет денег, что у нас инфляция не хуже, чем в капиталистических странах.
6 Комплекс С1 – С3 с точки зрения многоуровневого анализа документов Были указаны и причины: отсутствие гласности, догматизм всех наших установок, командно-административная система управления, давившая все живое и прогрессивное в производстве и в культуре, благотворная для бездельников и никак не поощряющая тех, кто честно трудится, стремится к повышению результативности своего труда.
7 Комплекс С1 – С3 с точки зрения многоуровневого анализа документов По мере развития гласности мы все больше и больше узнавали о черных дырах нашей действительности, о слабости нашей медицины, высшего образования, о страшной коррупции, масштаб которой представить даже трудно. Все чаще звучали слова о диких деформациях нашего социализма, вопросы о том, можно ли наш строй вообще называть социалистическим? Естественно, возникал вопрос и о причинах того, почему светлая мечта человечества обрела столь страшное воплощение. И тут пришлось обратиться к истории. Первым шагом на этом пути стал замечательный фильм Абуладзе «Покаяние».
8 Комплекс С1 – С3 с точки зрения многоуровневого анализа документов С1 - Укажите хронологические рамки описанного автором воспоминаний периода отечественной истории. Назовите имя Генерального секретаря ЦК КПСС, о котором идет речь (двойная атрибуция факта-явления)
9 Комплекс С1 – С3 с точки зрения многоуровневого анализа документов С2. Какие проблемы, по словам автора, впервые стали предметом открытого обсуждения в этот период? Назовите не менее четырех. С3. Какими причинами объяснялось возникновение этих проблем и трудностей? Назовите не менее трех указанных автором причин и дополните их двумя причинами, известными вам из курса истории России.
10 Комплекс С1 – С3 с точки зрения многоуровневого анализа документов Дополнительные вопросы к источнику: К какому виду источников относится данный документ? Какого рода материалы представлены в нем, судя по названию этой работы и виду источника? (паспортизация документа)
11 Комплекс С1 – С3 с точки зрения многоуровневого анализа документов Какие события подвели автора воспоминаний и ее современников к выводу о невозможности продолжать жить прежней жизнью? (историко-логический анализ текста) Какие факты открылись автору и ее современникам в период гласности? Какие взгляды, сложившиеся раньше, пришлось им пересмотреть под грузом этой информации? (историко-логический анализ текста, который подводит к заданиям С 2 и С 3)
12 Комплекс С1 – С3 с точки зрения многоуровневого анализа документов В тексте источника выделите слова, передающие отношение Е.В.Гутновой к фактам, открывшимся ей в период гласности, и их официальным объяснениям. О чем они свидетельствуют: о недоверии автора к новой информации или о согласии с ней, принятии? Чем, на ваш взгляд, объясняется такое отношение автора к новым данным? Назовите не менее двух причин (аксиологический анализ источника)
13 Комплекс С1 – С3 с точки зрения многоуровневого анализа документов Как вы думаете, в какое время были написаны эти воспоминания: в период гласности или годами позже? Почему вы так думаете? (критический анализ документа, который подводит к заданию С 3) Какие причины деформации социализма приводит автор в своих воспоминаниях? Какие причины этого явления историки назвали позднее? Есть ли различия в этих версиях и чем они объясняются? (критический анализ документа, который подводит к заданию С 3)
14 Комплекс С1 – С3 с точки зрения многоуровневого анализа документов Чем данный источник, на ваш взгляд, интересен и ценен в изучении отечественной истории конца ХХ в.? Что нового вы узнали из воспоминаний Е.В.Гутновой о эпохе гласности в СССР? (праксеологический анализ источника). С какими другими документами можно сопоставить этот текст и события, в нем описанные? (перспектива сравнительного анализа отрывков из книг Е.В.Гутновой и О.Лациса).
15 Комплекс С1 – С3 с точки зрения многоуровневого анализа документов Мог бы многоуровневый комплекс С1 – С3 заменить собою все содержание итогового государственного экзамена по истории? Предложите свой ответ с позиций: А) учителя Б) выпускника школы В) управленца образованием Г) методиста
16 Практикум: демоверсия 2008 С 1 – С 3 - интрига названия документа «Из совместного заявления двух политических деятелей» (курсив мой) не разыгрывается, тогда к чему усложнять формулировки?...
17 Практикум: демоверсия 2008 С 1 тройная атрибуция: 1)партийная принадлежность авторов («участников заявления») 2)год создания документа 3)событие, которому предшествовало это заявление
18 Практикум: демоверсия 2008 В тексте документа найдите слова, отвечающие на вопросы С1: (1) – «наша партия» - ….? (1, 2) (2) – Учредительное собрание (2), вооруженное восстание (1), Временное правительство (6), поддержка большинства рабочих и солдат (5), Советы (3) (3) – Учредительное собрание или вооруженное восстание (альтернатива будущего) в критериях ответ на третий вопрос дается в однозначной оценочной интерпретации: октябрьский переворот, захват власти большевиками…
19 Практикум: демоверсия 2008 С 2: на основе текста и знаний – 3 аргумента сторонников вооруженного восстания (не авторы заявления) Сколько аргументов – в самом тексте: 1)За нас большинство в России (4) 2)За нас большинство международного пролетариата (4) 3)«если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать … за эсеров» (5) 4)«Временное правительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволюционные намерения» (6).
20 Практикум: демоверсия 2008 С2 критерии: Документ: 1)за большевиков – большинство (4) 2)поддержка межд.пролетариата (4) контекстные знания: 1)под контролем большевиков многие Советы, включая Петросовет 2)влияние большевиков при промедлении начнет снижаться 3)большевики не выиграют выборы в УС (+ док.5) 4)Контрреволюционные намерения Временного правительства (+ док.6)
21 Практикум: демоверсия 2008 С3 –три аргумента противников вооруженного восстания (авторы) В заявлении: 1)На карту - судьбу партии, русской и миров. рев. (1) 2)Наше влияние растет (2) 3)Шансы на победу в УС превосходны (2) 4)В России за нас большинство рабочих и солдат (5) 5)Крестьяне на стороне эсеров и лозунга мира (5) 6)Начав восстание и рев.войну, мы потеряем солдат (5) 7)Временное правительство бессильно провести контрреволюционные намерения (6)
22 Практикум: демоверсия 2008 С3 критерии: 1) Влияние большевиков растет (=2) 2) У большевиков большие шансы получить больше трети голосов в УС (=3) и стать законным путем преобладающей политической силой 3) Крестьяне за эсеров (=5). У большевиков нет поддержки всего народа 4) В случае захвата власти большевикам придется вести революционную войну, а это вызовет недовольство солдатской массы (=6) 5) Большевики достаточно сильны, чтобы не допустить «контрреволюционных действий» ВП (=7) Не указаны аргументы 1 и 4, приведенные в документе
23 Практикум: демоверсия 2008 Зачем в С2 –С3 использован принцип зеркальной симметрии? С2 - аргументы сторонников вооруженного восстания, но из текста его противников С3 – аргументы противников идеи, т.е. авторов этого заявления. Не проще сказать: С 2: На основании текста документа … приведите аргументы сторонников вооруженного восстания и аргументы против, выдвинутые авторами данного заявления?
24 Практикум: демоверсия 2008 Какие еще вопросы можно поставить к документу в продолжение его анализа? 1)Каково отношение авторов заявления к революции как средству политической борьбы? (1) на объяснение (С 4) 2)Что имели в виду авторы, говоря о «правильной тактике»?(2) на понимание текста 3)Что авторы имели в виду под «оборонительной позицией» (6) на понимание текста 4)Кого авторы заявления относят к «нашим политическим противникам» и «нашим врагам», а с кем они только расходятся во взглядах на средства борьбы за власть? (2) на понимание и объяснение
25 Практикум: демоверсия )Аргументы какой стороны в споре о вооруженном восстании или выборах в Учредительное собрание, на ваш взгляд, более убедительны? (С2 + С3 = С 5) на сопоставление и выбор своей версии 2)Почему эти политические деятели выступили с подобным заявлением? Почему соратники по партийной борьбе не поддержали их предложения? (С6) на анализ исторической ситуации и эмпатическое толкование источников
26 Практикум: демоверсия )Как, по вашему мнению, могли развиваться события в России в случае одобрения партией большевиков этого заявления? на моделирование альтернативных сценариев развития событий 2)Сравните заявление Г.Е.Зиновьева и Л.Б.Каменева с позицией В.И.Ленина, изложенной им в статьях и письмах в октябре 1917 г. («Большевики должны взять власть», «Марксизм и восстание», «Удержат ли большевики государственную власть?»). Укажите, что было общим, и что – различным. (С7)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.