Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДиана Язева
1 СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Каргапольцева Наталья Александровна, доктор педагогических наук, профессор
2 Идея обучающего общества (learning society) Идея обучающегося общества формируется как гуманитарная, ориентированная на человека стратегия общественного развития при переходе в информационную эпоху, противостоящая технологическому детерминизму в понимании проблем развития общества и культуры. В связи с чем рождается концепция создания новой среды со многими возможностями в течение всей жизни для каждого человека, называемой обучающимся обществом.
3 Ведущие идеи в понимании обучения XXI века: – обучение длится в течение всей жизни, с равными возможностями обучения на протяжении всей жизни, протекает как формальное и неформальное; – индивидуумы, организации и сообщества обучаются в тесном взаимодействии; – знания, информация и технологии обучения должны быть направлены на поддержку инноваций, трансформацию и объединение всех разнообразных форм обучения. Для обучающегося общества характерна расширительная трактовка обучения. Обучение рассматривается в качестве важнейшего механизма трансформации развития каждого человека, сообществ и организаций, общества в целом.
4 Формы обучения в пространстве обучающегося сообщества: – формальное, неформальное, информальное; – индивидуальное, обучение в сообществе и обучение в организации; – традиционное и дистанционное; – открытое и гибкое.
5 Новая роль учащегося в обучении Одной из стратегий обучения в новом обществе является разработка образовательных сред, которые направлены на поддержку учащегося и фиксируют новую, активную роль учащегося в обучении: в новом обществе «нужно работать, чтобы стать учащимся и нужно учиться, чтобы быть работающим»
6 Открытое обучение Термин «открытое обучение» получил «вторую жизнь» в конце ХХ века в связи с широким распространением дистанционного образования. Открытое в смысле бесконтактное, т.е. отсутствует непосредственный прямой контакт между педагогами и обучающимися. Бесконтактное обучение характеризуется автономностью и самостоятельностью субъекта. Организация «открытого обучения» выстраивается за счет использования средовых факторов. Широкое распространение получил «принцип открытого содержания образования», реализуемый через умение обучающегося выстраивать собственную образовательную траекторию.
7 Основные характеристики открытого обучения Открытое обучение проявляет себя в трех ключевых направлениях: – в открытости среде и открытости среды образовательного учреждения; – в открытости содержания образования; – в открытости образовательной ситуации. Открытость среде проявляется через расширение и увеличение связей со средой и учет многообразия влияний среды. Целью профессионально- педагогической деятельности педагога выступает моделирование новых ролей и поведения в открытой образовательной среде, основным результатом является социализация обучающегося, присвоение им разнообразных ролей. Открытость содержания образования, предполагает, с одной стороны открытость социокультурного опыта и соответственно увеличение источников и средств образования, включая Интернет, связанных с процессами информатизации общества в целом, что может быть отражено в образовательной программе. Открытость образовательной ситуации. Содержание образования, приобретает антропоориентированный контекст; центром образовательного процесса становится ученик, его субъектность и внутренний мир, содержание образования является важнейшим ресурсом и источником для самоопределения и самопознания.
8 Линейные и нелинейные модели обучения в условиях открытости образования В современном образовательном пространстве существующие модели обучения можно разделить на две большие группы: линейные и нелинейные модели обучения. Основной идеей перехода от линейной модели к нелинейной является положение о снятии процесса обучения процессом учения на современном этапе развития образования. Основные дидактические идеи перехода: – о снятии обучения в учении; – учение принимает форму самостоятельной познавательной деятельности; – самообразование становится важнейшей задачей обучения; – дидактическое отношение сменяется отношением познавательным. В отличие от линейного процесса обучения, в нелинейной модели среда является не готовой, а конструируется.
9 Образовательная среда в нелинейной модели обучения Образовательная среда образовательного учреждения рассматривается как совокупность информационных ресурсов образовательного учреждения, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, реализованных в рамках единых принципов построения и обеспечивающих полный цикл или его логически завершенную часть. Школьная образовательная среда – сложное по структуре целостное образование, включающее разноплановые компоненты: внутренняя направленность школы, психологический климат, социально- психологическая структура коллектива, психологическая организация передачи знаний, психологические характеристики учащихся и учителей. Образовательная среда школы – это среда взаимодействия и взаимопомощи участников образовательного процесса, в которой преобладает личностно-ориентированный подход к образованию.
10 Личностно-развивающий функционал образовательной среды Образовательная среда призвана отвечать следующим потребностям воспитанника: – физиологическим: высокий уровень санитарно-гигиенических норм (свет, тепло, хорошее питание, медицинские услуги, чистота); хорошо организованный режим дня и и распределение учебной нагрузки таким образом, чтобы воспитанники максимально увеличивали объем своих знаний и укрепляли свое здоровье; – безопасности: защита всех участников образовательного процесса от физического, психологического и социального насилия; – общения: в школе должна царить обстановка взаимопонимания, заботы друг о друге и любви; необходимо устанавливать добрые дружеские отношения как между одноклассниками, так и между учителями и воспитанниками; – усовершенствования знаний: комфортная образовательная среда создает условия, в которых каждый ученик ощущает общественную поддержку своей деятельности и в то же время (вместе с учителем) несет ответственность за ее качество; – самореализация личности.
11 Основные подходы к проектированию образовательной среды: В практике современного образования сложилось 3 подхода к проектированию среды: – среда как обучающее сообщество (сеть); – конструирование среды реализации образовательной программы; – дизайн среды как благоприятное физическое и предметно- пространственное окружение учащегося (класс, школа).
12 Принципы проектирования образовательной среды: обучение как процесс, сопровождающий всю жизнь; смещение акцента в обучении с преподавания на стимулирование процесса учения самого учащегося; определение эффективности обучения способностью преподавателей (педагога) конструировать новые обучающие или образовательные среды, которые: – вовлекают и делают эффективным использование разнообразных ресурсов учащихся; – стимулируют учение учащихся; – учитывают потребности и интересы, предоставляют выбор параметров обучения; – стимулируют общение педагогов и учащихся; – обеспечивают безопасность учащихся.
13 Видовая номенклатура образовательных сред Виртуальная образовательная среда – способствует творческому постижению Себя – Нового, т.е. личности, находящуюся в процессе образовательного становления, осваивающую как новые знания, так и новые степени свободы. Информационно-образовательная среда – системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Учебная среда (среда обучения) – взаимосвязь конкретных материальных, коммуникационных и социальных условий, обеспечивающих процессы преподавания и учения. Среда обучения – это специально организованная среда, направленная на приобретение учащимся определенных знаний, умений и навыков, в которой цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся подвижными и доступными для изменения в рамках конкретного учебного заведения.
14 Образовательное пространство В широком смысле понимается как совокупность образовательных институтов, образовательных процессов и образовательных сред.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.