Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПавел Недоспасов
1 Космология Тема лекции: Бог как Творец мира Часть 1
2 ЧАСТЬ 2. О БОГЕ В САМОМ СЕБЕ Раздел II. О Боге, Троичном в лицах 1. Догмат о Пресвятой Троице основание христианской религии 2. Аналогии Пресвятой Троицы в мире 3. Краткая история догмата о Пресвятой Троице 4. Свидетельства Откровения о троичности Лиц в Боге 5. Верование древней Церкви в Троичность Божества 6. Свидетельства Откровения о Божественном достоинстве и равенстве Божественных Лиц 7. Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам 8. Троичность Божественных Лиц и категория числа (количества) 9. Как правильно мыслить отношения Божественных Лиц, образ предвечного рождения и предвечного исхождения 10. Учение о монархии Отца 11. Римо-католическое учение о филиокве 12. Единосущие Лиц Пресвятой Троицы
3 Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Афанасий Александрийский определяет христианскую веру как веру "в неизменную, совершенную и блаженную Троицу[1] [1] На ариан, Cлово первое, п. 18.
4 По словам прот. Думитру Станилоае: Со всей очевидностью, кроме существования совершенной вечной любви не может быть никакого обоснования для любви в мире, ни цели существования мира. Любовь в мире предполагает в качестве своего источника и цели вечную совершенную любовь между несколькими Божественными Лицами.»[2].[2] [2][2] Staniloae D. The Experience of God. Brookline, Massachusetts, P ноября октября 1993 года Румынский православный священник. Его шедевр, «Догматическое православное богословие» (1978), делает его одним из самых известных христианских богословов второй половины 20-го века.
5 ЧАСТЬ 3. О БОГЕ В ЕГО ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ К МИРУ Раздел I. Бог как творец и промыслитель мира 1. Бог как творец мира 2. Бог как промыслитель мира 3. Основные виды творений Божиих 3.1. Мир духовный или ангельский 3.2. Человек
6 Бог как творец мира Бог является Первопричиной, или Виновником бытия мира.
7 В Свщ. Писании можно найти огромное количество свидетельств того, что мир сотворен Богом: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1, 1). "Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах" (Пс. 134, 6). "Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1, 3). "Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое" (Кол. 1, 16). Творение мира, как факт, признается в той или иной форме, практически, всеми религиозными и философскими учениями, за исключением материализма. Понимание сущности творения между различными религиозными системами значительно отличаются.
8 Бог как творец мира: содержание раздела 1.1. Нехристианские концепции происхождения мира – Дуализм – Пантеизм 1.2. Сущность христианского учения о происхождении мира Основные возражения против учения о творении мира из ничего Вечность Божественного замысла о мире 1.5. Творческие Божественные идеи, их отношение к Богу и к миру 1.6. Творение и время 1.7. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения 1.8. Побуждение и цель творения – Почему Бог сотворил мир? – Для чего Бог сотворил мир? 1.9. Совершенство творения
9 1.1. Нехристианские концепции происхождения мира Дуализм Название "дуализм" происходит от латинского слова "dualis", что значит "двойственный". Дуализм тоже неоднороден, существуют различные формы этого учения. Классическими примерами дуалистического взгляда на творение являются: во-первых, дуализм греческой античной философии. Здесь творение мыслится, как результат воздействия Божества на извечно существующую наряду с Божеством материю, т. е. признается совечность двух иноприродных начал. Представители античной философии, у которых наиболее детально разработано учение о творении это Платон ( гг. до Р.Х.) и Аристотель ( гг. до Р.Х.).
10 По Платону, с одной стороны, существует высший неизменный мир Божественных идей, ниже этого уровня пребывает Демиург. Демиург в буквальном смысле обозначает того, кто изготовляет вещи для народа, ремесленника. Идея творчества в самом этом наименовании отсутствует. Демиург есть создатель низших богов, создатель мировой души, Вселенной и человека. В отличие от христианского Бога Творца, Демиург не является всемогущим. Он не творит все, что хочет, и не творит мановением своей воли, т. е. ему приходится преодолевать сопротивление косной материи. Космос он создает из совечной ему материи. Эта материя бесформенна и наделена вечным, хаотичным движением. Демиург, созерцая первообразы, которые содержатся в Божественных идеях, в соответствии с этими парадигмами возделывает материю. Материя, по Платону, есть несущее, to me on, однако не абсолютно несущее, а только по сравнению с истинно существующим, т. е. с миром идей. Материя мыслится у Платона как некая чистая возможность бытия. Вещи, возникающие в результате деятельности Демиурга, возделывающего материю по образцам вечных Божественных идей, представляют собой тени, несовершеннные копии этих идей или эйдосов (eidos).
11 В основе учения Аристотеля лежит различие между бесформенной материей и формами, в которых она существует. Эти формы, по Аристотелю, представляют собою иерархическую структуру, которую венчает высшая, чистая, абсолютная форма. Эту форму, форму форм, Аристотель называл перводвигателем, или богом. Очевидно, что с библейским представлением о Боге "бог" Аристотеля имеет мало общего. Для дуализма античной греческой философии характерен взгляд на совечные начала, как не равные по своему достоинству: одно начало мыслится как высшее, активное, другое как низшее и пассивное.
12 В отличие от греческой философии, в восточных учениях, например, в персидских, сирийских, для которых также характерны дуалистические представления, начала, лежащие в основе мироздания, мыслятся как паритетные и противоборствующие: доброе и злое. Примером может служить древнеиранская религия зороастризм, в которой вся мировая история рассматривается, как борьба двух враждебных начал светлого и темного.
13 Подобные идеи были воспроизведены гностиками [1] на христианской почве в первые века христианской эры. Некоторые гностические секты переосмыслили и платоновский образ Демиурга. Поскольку материю они считали злым началом, сосредоточием зла, то Демиурга, как создателя материальных вещей источником зла. Так, известный гностик Маркион, живший в середине II века, на этом основании утверждал различие между злым богом Ветхого Завета, которого он отождествлял с Демиургом, и открывшимся в Новс-м Завете Сыном Божиим, как высшим Божественным эоном. По этой причине Маркион отрицал Ветхий Завет. [1] Гностици́зм (от gnostikos (др.-греч. γν σις) «познающий») условное обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений, предложенное кембриджским платоником Генри Мором в 17 веке
14 Пантеизм Сущность пантеизма (греч. "pan" - "все" и "theos" "Бог") состоит в отождествлении мира и Бога. Пантеизм либо растворяет Бога в природе, либо наоборот, мир в Боге. Пантеистические учения также имеют различные оттенки. Наиболее распространенное пантеистическое учение это учение об эманации (истечении). Наиболее разработано учение об эманации в неоплатонизме. Например, у Плотина это учение представлено следующим образом. Основа бытия, по Плотину, это некое сверхсущее Единое, которое Плотин отождествляет с верховным благом. Это Единое непостижимо рассудком, невыразимо словом, а постигается экстатически. Только в экстатическом восхищении, выйдя из себя, человек может опытно с ним соприкоснуться. Однако, этот опыт постижения Единого остается неизреченным и не может быть выражен посредством слов и понятий. Единое от переизбытка своей полноты, подобно переливающейся через край чаше, исходит за пределы самого себя и порождает Ум с присущими ему идеями и Мировую Душу. Мировая Душа мыслится как посредник между Умом и чувственным космосом. Душа порождает вещи тварного мира по образцам тех идей, которые содержатся в Уме.
15 Пантеистическими учениями, в основе которых лежит теория эманации, являются большинство восточных учений: индуизм, брахманизм, даосизм и т. д. Брахманизм учит о том, что в основе мира лежит некое безличное духовное начало, обладающее двумя модусами существования: невоплощенным и воплощенным. Мир, человек проявление этого духовного начала в его воплощенном состоянии.
16 Реже встречается учение об имманации. Имманация это учение, согласно которому мир представляет собой разнообразные проявления во времени и пространстве единой, вечной и абсолютной Божественной субстанции. Примером такого учения может служить философская система Боруха Спинозы. Третий вид пантеистических учений рассматривает мир как саморазвитие некоторого Божественного начала (оно может называться по-разному, например, абсолютная идея), которое развиваясь, переходит от низших форм к высшим. Примером может служить немецкая классическая философия (Шеллинг и Гегель). Очевидно, что дуализм, как и пантеизм, невозможно совместить с библейским представлением о Боге, потому что в обоих этих учениях отсутствует идея творения из ничего и Божество в том и в другом случае не мыслится как начало абсолютное.
17 1.2. Сущность христианского учения о происхождении мира. Сущность христианского учения о творении состоит в том, что Бог создал этот мир из ничего. Иначе говоря, произвел все существующее через творение. Согласно христианскому учению, Бог, поскольку Он есть абсолютная Личность, не нуждался для сотворения мира ни в каком материале и весь мир создал по мановению Своей воли. Святитель Феофил Антиохийский пишет: "Что великого, если Бог создал мир из готовой материи? И человек-художник, если получит от кого вещество, делает из него, что захочет. Могущество же Бога обнаруживается в том, что из ничего творит, что хочет» [3]. [3] Послание к Автолику 2, 4.
18 1.2. Сущность христианского учения о происхождении мира. Христианское учение особенно подчеркивает, что Бог, не нуждаясь в исходном материале, творит мир не только по его формам, но и по веществу. Святитель Василий Великий пишет: "Бог, прежде чем существовало что-либо из видимого ныне, положил в уме и подвигся привести в бытие несущее, а вместе с тем, Он помыслил и о том, каким должен быть мир и произвел материю, соответственную форме мира» [4]. Поэтому Бог есть не только изобретатель образов, но и Зиждитель самого естества существ, мир создан Богом не только по форме, но и по веществу. [4] Шестоднев. 2, 3.
19 Несовместимость дуалистических и пантеистических учений с библейским Откровением обнаруживается в том, что: 1) они предполагают несовершенство Творца, отказывают Ему в абсолютности, в обладании всей полнотой бытия и совершенства. 2) вводят в Божественную жизнь понятие необходимости, которая довлеет Самому Богу. 3) эти учения, прежде всего это касается пантеизма, не могут разрешить проблему зла и человеческой свободы. 4) обесценивают самое значение творческого акта. В. Н. Лосский пишет: «Творить это не значит отражаться в зеркале, даже если зеркало есть первичная материя; это также не значит раздробляться, чтобы затем все снова в себе собрать; творить значит вызывать новое; творение, если можно так выразиться, это риск нового. Когда Бог вызывает не из Самого Себя новый "сюжет", сюжет свободный это апогей Его творческого действия; Божественная свобода свершается в сотворении этого высочайшего риска в сотворении другой свободы» [5]. [5] Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. стр. 224.
20 Идея творения «из ничего» в Свщ. Писании Представлена не со всей очевидностью. Непосредственно о творении из ничего говорится на страницах Библии только один раз, причем в неканонической книге: "Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего" (2 Мак. 7, 28). Выражению "Из ничего" в греческом тексте соответствует ex ouk onton, в латинском переводе "ex nihilo", в славянском "из несущих". В отличие от Платона, который пользовался выражением to me on, указывает на более радикальное отрицание. Если выражение Платона обозначает несущее только по отношению к миру чистых идей, некую чистую возможность бытия, то частица ouk указывает на абсолютное ничто. Ничто, которое человеческий ум даже не может помыслить, поскольку никогда не сталкивается ни с чем подобным. Сама возможность бытия, по мысли блж. Августина, уже предполагает категорию тварности, сама нуждается в некотором сотворении.
21 Косвенные указания Свщ. Писания на сотворение мира из ничего. В Быт. 1,1 сказано, что Бог сотворил небо и землю. Здесь употреблен глагол еврейский «бара». В еврейском языке для выражения идеи творения используются два слова: "асан", которое означает "создавать из подручного материала"; и слово "бара", которое может иметь два значения: во-первых, значение сотворения из ничего, создание чего-то совершенно нового, ранее несуществовавшего; во-вторых, значение творения из какого-то подручного материала. Но поскольку сказано, что земля была «безвидна и пуста», и потом уже из этой неоформленной материи Бог в течение шести дней создавал мир, то следует признать, что в Быт. 1, 1 этот глагол употреблен именно в значении творения "из ничего". Кроме того, Свщ. Писание нигде не говорит о совечности мира и Бога. Само наименование "вечный" в Свщ. Писании прилагается только к Самому Божеству или к Божественным свойствам, но никогда не прилагается к тому, что принадлежит миру сотворенному.
22 Свт. Кирилл Александрийский пишет: "Творить это принадлежит деятельности или энергии, а рождать естеству. Естество же и деятельность не одно и то же. Следовательно, не одно и то же рождать и творить". То же самое утверждает св. Иоанн Дамаскин: "Рождение в Нем безначально и вечно, так как оно одно из действий Его существа, иначе бы Рождающий потерпел изменения. Творение же у Бога, как действие хотения не совечно Богу, ибо приводимое из небытия в бытие не может быть совечно Безначальному и всегда Сущему". У "строгих монотеистов" нет различия между предвечным рождением и исхождением, как действиями Божественной природы, и творением, как актом воли, и эта неспособность различать сферы, естественно, приводит к их слиянию. Поэтому для "строгого монотеизма" всегда существует опасность мыслить творение мира по образу предвечного рождения и исхождения. И главное, в системе иудейского и мусульманского вероучения трудно понять, почему именно так мыслить нельзя. Учение о творении из ничего имеет огромное духовно-нравственное значение, поскольку только учение о творении из ничего может быть богословским и философским обоснованием примата бытия личностного над бытием безличным. Только таким образом возможно утвердить ценность личностного бытия, личности человека.
23 1.3. Основные возражения против учения о творении мира из ничего.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.