Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГаля Балашова
1 1 МАОУ «Лицей 10» Лицейский информационно – библиотечный центр (ЛИБЦ) Мальщукова Ирина Вениаминовна
2 2 РОЛЬ И МЕСТО ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
3 3 СТАНДАРТЫ. БИБЛИОТЕКИ. ПЕРЕМЕНЫ «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам» «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам» Никколо Макиавелли Никколо Макиавелли
4 4 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ С введением новых образовательных стандартов кардинально меняются принципы и цели образования. С введением новых образовательных стандартов кардинально меняются принципы и цели образования. Не только педагоги, но и библиотекари, в том числе детских, публичных, юношеских, школьных библиотек, должны понимать, что это те перемены, которые коснутся их в самое ближайшее время и потребуют самых радикальных перемен. Не только педагоги, но и библиотекари, в том числе детских, публичных, юношеских, школьных библиотек, должны понимать, что это те перемены, которые коснутся их в самое ближайшее время и потребуют самых радикальных перемен. Библиотекарь должен понимать многое: Библиотекарь должен понимать многое: - Что написано в стандартах; - На чьих работах основаны принципы стандартов? - Как это новое обучение будет выглядеть в реальности? - Что в связи с этим потребуется от библиотек разных ведомств? - Как предвидеть спрос и что комплектовать – и еще многое другое.
5 5 Новая школа потребует, безусловно, новой библиотеки Трудно переоценить роль, которую Трудно переоценить роль, которую способны сыграть образовательные способны сыграть образовательные стандарты второго поколения в развитии стандарты второго поколения в развитии библиотек общеобразовательных библиотек общеобразовательных учреждений. учреждений. В документах федерального значения наличие библиотек в учебных заведениях на протяжении долгих лет никак не было обозначено.
6 6 Документы 1. Федеральный закон 1. Федеральный закон «Об образовании». «Об образовании». 2. «Типовое положение об общеобразовательном учреждении». 2. «Типовое положение об общеобразовательном учреждении». 3. «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения». 3. «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения». 4. Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному собранию. 4. Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному собранию.
7 7 Рекомендовалось возродить в стране библиотечное дело на новой, современной основе. Утверждалась необходимость укрепления местной информационно – библиотечной сети, материальной и финансовой базы библиотек, в том числе – школьных. «Они должны быть не только хранилищем книг, но и реальными информационными, культурными и досуговыми центрами» В. Путин В. Путин
8 8 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 4 февраля 2010 г. Президент РФ Дмитрий Медведев обрисовал перспективу организации новой школы: Президент РФ Дмитрий Медведев обрисовал перспективу организации новой школы: «Нужны будут новые по архитектуре и дизайну привлекательные школьные здания; современные столовые здорового питания; оснащенные новым оборудованием актовые и спортивные залы; медиацентры и библиотеки… грамотные учебники и интерактивные учебные пособия; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития.»
9 9 Такая новая школа потребует, безусловно, новой библиотеки. Во всех отношениях новой: - по оснащению, - фондовому комплектованию, - кадровому наполнению. И это нашло свое отражение в образовательном стандарте второго поколения начального образования. Напомним, что Федеральный образовательный стандарт начального общего образования был утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г В соответствии с приказом Минобрнауки он вступил в силу с 1 января 2010 года.
10 10 Новый стандарт и качество образования Главным смыслом разработки образовательных стандартов всегда являлось повышение качества образования. Новый стандарт – не исключение. Он представляет собой совокупность трех требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре этих программ и к условиям их реализации. Школьные библиотеки рассматриваются в стандарте как важнейший компонент учебного процесса, а также как одно из условий его реализации.
11 11 Каковы же роль и место школьной библиотеки, меняются ли её цели и задачи с появлением нового стандарта? В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется «духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей». В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется «духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей». Руководитель рабочей группы по разработке новых стандартов среднего образования д-р пед. наук Александр Кондаков отметил: «…важно, что в основе стандарта лежит концепция духовно – нравственного развития, воспитание личности гражданина России… А ведь воспитание гражданина – один из главных результатов любой системы образования». Руководитель рабочей группы по разработке новых стандартов среднего образования д-р пед. наук Александр Кондаков отметил: «…важно, что в основе стандарта лежит концепция духовно – нравственного развития, воспитание личности гражданина России… А ведь воспитание гражданина – один из главных результатов любой системы образования». Именно воспитание являлось первейшей задачей школьных библиотек во все годы существования. Но благодаря стандартам нового поколения задачи школьной библиотеки приобрели необходимую конкретику. Именно воспитание являлось первейшей задачей школьных библиотек во все годы существования. Но благодаря стандартам нового поколения задачи школьной библиотеки приобрели необходимую конкретику.
12 12 Задачи школьной библиотеки: - Совместно с учителем библиотекарь через книгу, чтение обязан способствовать получению личностных результатов начального образования, которые должны отражать, согласно стандарту, «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций».
13 13 - Совместно с учителем библиотекарь всеми формами и методами работы должен способствовать «активному использованию речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач».
14 14 - Согласно стандартам библиотекарю необходимо активизировать обучение детей использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. При этом стандарт напоминает о необходимости соблюдения норм информационной избирательности, этики и этикета. При этом стандарт напоминает о необходимости соблюдения норм информационной избирательности, этики и этикета.
15 15 У нас должна появиться осмысленная технологическая линия, ведущая к воспитанию тех или иных качеств личности, заложенных в стандарте Применение в библиотечной работе новых педагогических технологий предоставляет возможность библиотекарям наряду с учителями способствовать овладению необходимыми навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Применение в библиотечной работе новых педагогических технологий предоставляет возможность библиотекарям наряду с учителями способствовать овладению необходимыми навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Личностно – ориентированный подход обязывает библиотекарей учить детей готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, а также излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностно – ориентированный подход обязывает библиотекарей учить детей готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, а также излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
16 16 Работа библиотекаря с учителем литературы Совместными усилиями добиваться осознания «значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении; понимания роли чтения», а также «…участвовать в обсуждении книг, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев». Совместными усилиями добиваться осознания «значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении; понимания роли чтения», а также «…участвовать в обсуждении книг, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев». Библиотекарь должен будет приложить максимум усилий для выработки у учащихся умения самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Библиотекарь должен будет приложить максимум усилий для выработки у учащихся умения самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
17 17 Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся По роду деятельности библиотекарь не сможет отстраниться от продвижения важнейших компонентов духовно – нравственной культуры народов России. Сюда относятся: «готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести …осознание ценности человеческой жизни» По роду деятельности библиотекарь не сможет отстраниться от продвижения важнейших компонентов духовно – нравственной культуры народов России. Сюда относятся: «готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести …осознание ценности человеческой жизни»
18 18 Согласно новому стандарту, обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть формируемая участниками образовательного процесса – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования. В связи с этим у библиотекарей появляется возможность приблизиться к рекомендациям ИФЛА для школьных библиотек, где предусмотрено, что библиотекарь тем или иным образом участвует в создании образовательных программ учебного заведения. В связи с этим у библиотекарей появляется возможность приблизиться к рекомендациям ИФЛА для школьных библиотек, где предусмотрено, что библиотекарь тем или иным образом участвует в создании образовательных программ учебного заведения. В первую очередь это относится к формированию «Программы духовно – нравственного развития, обучающихся на ступени начального общего образования». Программа, согласно стандарту, должна обеспечивать духовно-нравственное развитие обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. В первую очередь это относится к формированию «Программы духовно – нравственного развития, обучающихся на ступени начального общего образования». Программа, согласно стандарту, должна обеспечивать духовно-нравственное развитие обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
19 19 Участие библиотеки во внеурочной деятельности В стандарте достаточно подробно освещена тема внеурочной деятельности, что на наш взгляд напрямую касается школьных библиотек. В стандарте достаточно подробно освещена тема внеурочной деятельности, что на наш взгляд напрямую касается школьных библиотек. «Внеурочная деятельность организуется по направления развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты и т.д.». «Внеурочная деятельность организуется по направления развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты и т.д.». Время, отводимое на внеурочную деятельность составляет 1350 часов (10 часов в неделю во второй половине дня, то есть в среднем по 2 часа в день). Время, отводимое на внеурочную деятельность составляет 1350 часов (10 часов в неделю во второй половине дня, то есть в среднем по 2 часа в день).
20 20 Библиотекари не должны остаться за пределами внеурочной деятельности. Именно активное участие во внеурочных занятиях детей может послужить повышению статуса школьной библиотеки и будет способствовать продвижению качественного чтения. К внеурочным занятиям, по нашему мнению, следует отнести работу в читальном зале библиотеки и участие в её массовых мероприятиях.
21 21 Школьная библиотека рассматривается в стандарте как важнейший компонент учебного процесса, а также как одно из условий его реализации Обеспечить такую многоплановую деятельность способен только мощный ресурсный библиотечный центр общеобразовательного учреждения. Обеспечить такую многоплановую деятельность способен только мощный ресурсный библиотечный центр общеобразовательного учреждения. В связи с этим основной целью библиотечных работников должно стать преобразование библиотек в библиотечно – информационные центры, на создание которых и нацеливает стандарт второго поколения. В связи с этим основной целью библиотечных работников должно стать преобразование библиотек в библиотечно – информационные центры, на создание которых и нацеливает стандарт второго поколения.
22 22 Библиотечно – информационные центры Библиотечно – информационные центры должны будут основательно поработать над созданием образа привлекательной библиотеки во всех аспектах функционирования. Библиотечно – информационные центры должны будут основательно поработать над созданием образа привлекательной библиотеки во всех аспектах функционирования.
23 23 Стандарт нового поколения обязывает библиотеки существенно перестраивать свою работу:
24 24 1. Школьные библиотеки необходимы школе в качестве библиотечно- информационных центров, которые являются важным компонентом учебного процесса, способствующим реализации образовательных стандартов.
25 25 2. Библиотечно- информационные центры должны быть укомплектованы качественными источниками информации на различных носителях.
26 26 3. Квалифицированным библиотечным кадрам необходимо соответствовать требованиям времени, стремиться к инновациям в профессиональной сфере, быть готовым к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.
27 27 4. Библиотечно- информационные центры должны быть олицетворением привлекательности, комфортности и дружественности образовательной среды.
28 28 Учебно – методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования Раздел незаслуженно отнесён в конец стандарта. Речь в нем идет об обеспечении учебниками, а также о широком, постоянном и устойчивом доступе к любой информации, связанной с учебным процессом. Именно в этом разделе помещены «Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса». Раздел незаслуженно отнесён в конец стандарта. Речь в нем идет об обеспечении учебниками, а также о широком, постоянном и устойчивом доступе к любой информации, связанной с учебным процессом. Именно в этом разделе помещены «Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса». В «Требованиях» образовательное учреждение обязывают обеспечить обучающихся учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, учебно – методическими материалами. Более того, необходимо иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе, размещенных в федеральных и региональных базах данных ЭОР. В «Требованиях» образовательное учреждение обязывают обеспечить обучающихся учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, учебно – методическими материалами. Более того, необходимо иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе, размещенных в федеральных и региональных базах данных ЭОР.
29 29 Отдельной строкой в «Требованиях» упоминается библиотека образовательного учреждения. «Прописан» обязательный минимум комплектования библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана. Отдельной строкой в «Требованиях» упоминается библиотека образовательного учреждения. «Прописан» обязательный минимум комплектования библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана. Чрезвычайно важным является упоминание о фонде дополнительной литературы. «Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно- популярную литературу, справочно- библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования». Чрезвычайно важным является упоминание о фонде дополнительной литературы. «Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно- популярную литературу, справочно- библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования».
30 30 Кадровые, материально-технические и финансовые условия обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени Финансовое обеспечение должно быть построено на принципах нормативно-подушевого финансирования («деньги следуют за учеником»). Средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу, независимо от форм собственности. Финансовое обеспечение должно быть построено на принципах нормативно-подушевого финансирования («деньги следуют за учеником»). Средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу, независимо от форм собственности. Особое внимание уделяется кадровому составу школы. Образовательное учреждение должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами. Требования к библиотечным работникам также ужесточатся. Библиотекари должны быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры. Наряду с педагогами должны быть готовы к непрерывному процессу образования в течение всей жизни. Особое внимание уделяется кадровому составу школы. Образовательное учреждение должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами. Требования к библиотечным работникам также ужесточатся. Библиотекари должны быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры. Наряду с педагогами должны быть готовы к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.
31 31 Повышение квалификации В связи с такими установками проблема повышения квалификации или переподготовки становится наиболее актуальной. Стандарт влечет за собой инновации и в этой части. В стандарте закреплено положение о необходимости освоения работниками профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже, чем каждые 5 лет. Однако есть опасение насчет ограничений в получении библиотекарями квоты на повышение квалификации. В связи с этим существенно увеличивается доля самообразования в становлении профессиональной компетенции библиотекаря. Повышение квалификации В связи с такими установками проблема повышения квалификации или переподготовки становится наиболее актуальной. Стандарт влечет за собой инновации и в этой части. В стандарте закреплено положение о необходимости освоения работниками профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже, чем каждые 5 лет. Однако есть опасение насчет ограничений в получении библиотекарями квоты на повышение квалификации. В связи с этим существенно увеличивается доля самообразования в становлении профессиональной компетенции библиотекаря.
32 32 Аттестация С системой повышения квалификации тесно связана проблема аттестации. С 2011 года начнется постепенный – в течении пяти лет – переход к аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности. С системой повышения квалификации тесно связана проблема аттестации. С 2011 года начнется постепенный – в течении пяти лет – переход к аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности. За редким исключением, школьные библиотекари не проходили аттестацию. Однако вполне возможно, что эта практика будет отменена как в целях улучшения материального обеспечения работников библиотек, так и с целью экономии средств. За редким исключением, школьные библиотекари не проходили аттестацию. Однако вполне возможно, что эта практика будет отменена как в целях улучшения материального обеспечения работников библиотек, так и с целью экономии средств. В связи с этим важно, чтобы в аттестационные комиссии вошли методисты по учебным фондам, готовые отстаивать интересы библиотечных работников. В связи с этим важно, чтобы в аттестационные комиссии вошли методисты по учебным фондам, готовые отстаивать интересы библиотечных работников.
33 33 Привлечение дополнительных финансовых средств Стандарт закрепил положение о праве ОУ привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных и иных услуг, а также правомерность добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Стандарт закрепил положение о праве ОУ привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных и иных услуг, а также правомерность добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Для организации качественного комплектования библиотечно- информационного центра библиотекарю необходимо работать в тесном контакте с попечительскими советами и родительскими комитетами. Для организации качественного комплектования библиотечно- информационного центра библиотекарю необходимо работать в тесном контакте с попечительскими советами и родительскими комитетами.
34 34 Материально-техническая база Существенно улучшить состояние библиотек призывает положение стандарта о материально – технической базе ОУ, которая должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников, относящимся, в том числе и к помещениям библиотек (площади, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число посадочных мест, медиатеки). Существенно улучшить состояние библиотек призывает положение стандарта о материально – технической базе ОУ, которая должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников, относящимся, в том числе и к помещениям библиотек (площади, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число посадочных мест, медиатеки). Это уточняющее перечисление обнадеживает Это уточняющее перечисление обнадеживает в части улучшения структуры школьной библиотеки. в части улучшения структуры школьной библиотеки.
35 35 Подведем итог сказанному: Ряд положений стандарта обязывает работников образовательного учреждения создавать комфортную, дружественную по отношению к учащимся и учителям развивающую образовательную среду. Глава Правительства Владимир Путин на заседании президиума Совета при Президенте РФ заявил: «Уже с 1 сентября 2011 года все первоклассники начнут заниматься по новым образовательным стандартам. Нужно обеспечить, чтобы внедрение этих, более современных стандартов не превратилось в пустую формальность, а реально изменило к лучшему и содержание обучения, и условия пребывания детей в школе». «Уже с 1 сентября 2011 года все первоклассники начнут заниматься по новым образовательным стандартам. Нужно обеспечить, чтобы внедрение этих, более современных стандартов не превратилось в пустую формальность, а реально изменило к лучшему и содержание обучения, и условия пребывания детей в школе».
36 36 Мальщукова Ирина Вениаминовна, зав. ЛИБЦ МАОУ «Лицей 10» г. Перми Aдрес: , Пермь, ул. Техническая, д. 22 (старшая школа и студенты Международного бакалавриата); ул. Л. Шатрова, 5 (начальная и подростковая школа) Телефон для справок: 8 (342) Сайт : Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.