Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарина Вешнякова
2 История искусства Блок 1 «Древнейшие цивилизации» Педагог Крючкова Е.В.
3 Древнейшие, сохранившиеся художественные произведения, были созданы, примерно, шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время люди ещё не знали металла и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины.
4 В эпоху неолита в сфере человеческой деятельности происходили коренные преобразования. Человек жил в шалашах и в свайных постройках на озерах. Общество, в свою очередь, состояло из поселений. Продолжалась обработка камня и кости, но одновременно уже производились изделия из глины. Орудия из камня обрабатывались все более тщательно. Это техническое совершенствование дало той эпохе свое название: слово «неолит» как раз и обозначает «новый камень».
5 Мелкая пластика Неотъемлемую часть искусства эпохи палеолита составляют предметы, которые по-русски принято называть "мелкая пластика", по-французски - l'art mobilier, по-английски - portable art. Это - три типа объектов: 1) статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта), 2) уплощенные предметы с гравировками и росписями, 3) рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами. Каменная фигурка бизона из пещеры Ла Мадлен.
6 Голова лошади. Сибирь. Гиена. Ла Мадлен. Фигурка лошади из пещеры Фогельгерд. бивень мамонта 4,8 см Фигурка мамонта из пещеры Фогельгерд.
7 Глиняные бизоныиз пещеры Ле Тук дОдубер. Франция.
8 Типичной можно считать "Венеру" из Виллендорфа и статуэтки из Костенок. Вместе с тем есть и вполне реалистические объемные изображения. Наиболее пристальное внимание специалистов привлекают статуэтки женщин, обнаруживаемые время от времени при раскопках поселений эпохи верхнего палеолита. Сейчас только на территории России таких статуэток известно несколько десятков. Вместе с находками в Европе их больше двух сотен. Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 до 17 см. Их самым заметным отличительным признаком является преувеличенная "дородность", они изображают женщин с грузными фигурами.
9 Отличием изображения мужчины является почти всегда наличие оружия, а женщины изображением округлостей на груди.
10 Петроглифы. Район Белого моря. Уральские петроглифы. Африка. Петроглифы (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) высеченные изображения на каменной основе. В основном, это изображения животных олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся мамонты, саблезубые тигры. Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по разным странам.
11 Ура́льские пи́саницы (пи́санцы, ка́мни-пи́санцы, пи́саные ка́мни, производные от гл. «писа́ть») древние памятники наскального искусства, традиция которого насчитывает около 5 тысяч лет, известны на территории, протянувшейся с севера на юг региона, более чем на 800 км, за небольшим исключением, расположены на берегах рек. Зенковская скала. На сегодняшний день здесь отмечено около 90 мест с древними рисунками. Больше всего памятников найдено на Среднем и Южном Урале несколько писаниц находятся на севере региона. Чусовая, Тагил, Реж, Нейва, Уфа, Исеть, Белая, Юрюзань вот неполный список уральских рек, в долинах которых можно увидеть произведения, оставленные далёкими предками. Отдельные памятники представлены одним-двумя рисунками, другие содержат целые полотна или группы рисунков большой протяжённости, содержащие десятки и сотни фигур. скала Шайтан Камень.Река Реж Игнатьевская пещера
12 В эпоху палеолита в искусстве начинает широко использоваться новый пластичный материал глина. Из нее изготовляется посуда с украшениями, а также небольшие статуэтки, изображающие животных и людей. В искусстве создаются знаки и символы. Геометрическая абстракция неолитического искусства связана с концепцией анимизма (от лат. anima, animus «душа» и «дух» соответственно) вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы), типичного для сельскохозяйственного общества. Земледелец и пастух знают, что их судьба зависит от систематических наводнений, от эпидемий, от урожая, от событий, которыми они не в состоянии управлять. Жизнью распоряжаются высшие силы, духи и демоны, добрые и злые. В силе культ мертвых. В это время появляются идолы, погребальные символы и монументальные захоронения.
13 МЕГАЛИТЫ (от греч. μέγας - "большой", λίθος - "камень"). Их общей характерной особенностью являются каменные блоки весом порой более сотни тонн, часто доставленные из карьеров расположенных за десятки километров иногда с большим перепадом высот относительно места стройки. При этом камни обработаны так, что в стык между блоками не может войти бритвенное лезвие. Как правило мегалитические конструкции не служили жильём. Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты общинные сооружения (функция социализирующая). Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.
14 Менгиры в Карнаке. Бретань. Франция. Менгиры (бретонск. "высокие камни") - это вертикальные, одиноко стоящие камни до 20 м высотой, которые напоминают столбы или стелы. Комплекс из более 3000 камней во французском Карнаке (Бретань), представлял собой важный церемониальный центр, связанный с культом мёртвых.
15 Процесс установки менгира.
16 Наиболее часто встречающееся мегалитическое сооружение Европы дольмен представляет собой камеру или склеп из стоящих вертикально обтесанных монолитов, на которых покоится один или несколько больших плоских камней, составляющих «крышу». Многие из них, хотя и не все, содержат останки погребенных внутри людей. Было ли погребение основной целью постройки, или люди были принесены в жертву, оказались похоронены внутри в связи с исполнением ими здесь каких-то обрядов в течение жизни либо остались в дольмене по какой-то иной причине неизвестно.
17 Как строили дольмены? Если сопоставить тяжесть и громоздкость этих каменных конструкций с техническим арсеналом их создателей, то можно только снять шляпу перед их упорством и находчивостью. Было это приблизительно так...
18 Крытая аллея в Roche Aux Fees Крытая аллея, вид сверху Второй наиболее общий тип мегалитических погребений коридорная гробница. Обычно она состоит из прямоугольной, круглой или крестообразной камеры с плоской или выступающей по краям крышей, к которой ведет длинный прямой проход. Всю конструкцию сверху покрывает земля, образующая подобие кургана, внутрь которого открывается вход из каменных глыб. Иногда по краю курган окаймлен каменным бордюром. Наиболее замечательные примеры Бру-на-Бойн в Ирландии, Брин-Келли- Ди в Уэльсе, Мейсхау на Оркнейских островах и Гаврини в Бретани.
19 Каирн в Барненез. Бретань. Франция. Каирн, это ансамбль галерей и камер, покрытых сверху землей, то есть в данном случае дольмены составляли как бы их скелет. Монумент в Барненез является сооружением из двух каирнов. Он имеет, в общей сложности, 72 метра в длину и от 20 до 25 метров в ширину и включает в себя одиннадцать дольменов (в данном случае представляющих собой отдельные камеры) от каждого из которых к выходу тянется галерея, длинной от 7 до 12 метров. Первый каирн (А) был построен около до Р.Х., а второй (Б) - около до Р.Х.
20 Кромлех (бретонск. "круг из валунов") представляет собой круг из отдельных вертикально поставленных камней. Иногда кромлехи имеют более сложное строение - составляющие их камни могут быть попарно или по три разом перекрыты сверху горизонтальными плитами, как крышей. В середине круга может быть установлен дольмен или менгир. Термин произошел от кельтского : crom (сводчатый) и llech (каменное перекрытие). Это соответствовало дольменоподобным сооружениям. Поэтому в Уэльсе, кромлехами называли то, что мы русские называем Дольменами. А закольцованные каменные структуры в англоязычной традиции называют stone circles. Кромлех Свинсайд, Англия
21 Самым известным кромлехом является Стоунхендж, расположенный неподалеку от города Солсбери в Великобритании. Как и менгиры, кромлехи имели значение астрономических устройств для наблюдений за солнцем и луной и обычно являются не столь древними, как мегалитические погребения.
22 Особенностью керамики этого периода являются вдавленные и выпуклые орнаменты, состоящие из одного или нескольких рядов и линейного декора выполненного при помощи бороздок, спиралей, завитков, иногда в сочетании с треугольниками и прямоугольниками.
23 Обращает на себя внимание форма днища – округлая или яйцевидная. Такой горшок удобно было ставить в костровую ямку или зарывать в холодный песок на берегу реки для сохранения съестных припасов на продолжительное время. В сложных геометрических и зооморфных узорах нашли отражение опыт и мудрость многих поколений. Нанесенные уверенной рукой сочетания плавных спиралевидных линий, зигзагов, сетчатых рисунков, ромбов и треугольников предназначались для заклинания стихий природы при совершении магических ритуалов, а потому символически воспроизводили самые общие понятия о закономерностях мироздания. образцы орнамента неолитической керамики из Кносса. 1. Символ засеянного поля. 3. Символ дождя. 4. Символ реки. 7. Ростки.
24 По мнению большинства археологов, каждой этнической группе присущи свой определенный набор типов посуды, приемы ее изготовления и, главное, орнаментальное оформление. Тот факт, что на огромной территории в лесах Восточной Европы бытовала схожая по форме и декорированию керамика, называемая «ямочно- гребенчатой», свидетельствует о распространении в этом регионе группы родственных племен, которые относят к древнейшим финно-угорским народам.
25 Трипольская керамика. Особую ценность представляет знаменитая керамика Кукутень- Триполье, древней культуры эпохи неолита, существовавшей с V-го по III-й век до н.э. Открытая в 1897-м году около села Триполье на Украине археологом Викентием Хвойкой, и позднее, на территории Румынии, в населённом пункте Кукутень, эта культура, была распространена и в Молдавии. Одним из главных атрибутов земледельческого культа являлось Солнце (символ одного из Начал Жизни - мужское божество), в том числе изображаемое в виде креста.
26 Трипольские глиняные статуэтки женского божества, олицетворяющего Мать-Природу и ее плодородие. На скульптуру этой цивилизации, несомненно, оказал влияние культ Богини-матери, божества земли и плодородия. Было найдено множество статуэток этой богини из обожженной глины. Небольшие по размеру (не более 20 см) эти стилизованные скульптуры, покрытые полностью или частично орнаментом, создавались в соответствии с определёнными канонами, в которых соблюдались человеческие пропорции в сочетании с изяществом формы и орнамента.
29 Контрольные вопросы: 1.Что означает слово «неолит»? 2. Почему исторический период называется каменным веком? 3. Из каких материалов древние люди делали небольшие скульптурные изображения? 4. Каких животных чаще всего изображал древний художник? 5. Кто такие «палеолитические Венеры» ? 6. Что такое «петроглифы» и где они встречаются? 7.Как называются мегалиты, представляющие собой вертикально врытый камень, высотой от 1 до 20 метров? 8.Как называется культовое сооружение древних из больших каменных блоков, образующих круг? 9.Каково назначение мегалитических сооружений? 10.Назовите самый большой и известный кромлех. 11.Какие символы использовались для украшения керамики?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.