Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНиколай Тейковцев
1 РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРАВАХ РЕБЁНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ДОСУГОВОЙ СФЕРЕ (проблемы, противоречия и риски в условиях нового социокультурного статуса детства) МИШИНА И.А., ст. преподаватель кафедры методики преподавания истории, социально- политических дисциплин и права АПК и ППРО
2 НОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС ДЕТСТВА СМЕНА ТИПОВ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДОВАНИЯ: ИЗМЕНЕНИЕ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ постфигуративные культуры: дети и взрослые учатся у предков и людей старшего поколения (традиционное общество) конфигуративные культуры: дети и взрослые учатся у современников с опытом (индустриальное общество) префигуративные культуры: взрослые учатся у современников и частично у детей, дети - избирательно у взрослых и продвинутых сверстников (информационное общество)
3 ПРЕФИГУРАТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ Дети живут и развиваются принципиально в иной информационной и социокультурной реальности, формируются под воздействием информационной революции и процессов глобализации, что слабо учитывается взрослыми при осуществлении ими воспитательных и социализирующих функций. подвижность культурной границы между поколениями, т.е. старшими и младшими, обучающими и обучаемыми; дети овладевают ИКТ и особенностями современной жизни нередко быстрее и без помощи взрослых; снижение авторитета старших, учителей, родителей, прагматизм и избирательный подход детей к опыту старших; из опыта старших востребуется то, что имеет отношение к приоритетам, целям и ценностям жизни в современном глобальном быстро меняющемся мире
4 «ТИНЕЙДЖЕРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» Изменение отношения к детям, подросткам и молодёжи в обществе. Детско-юношеский период жизни человека воспринимается членами общества в его самоценности и самозначимости. Развитие тинейджерского самосознания: осознание тинейджерами себя субъектами права, нарастание стремления детей и подростков к свободе и независимости. Сомнительная роль ювенальной юстиции Приоритет досуговых форм в жизни подрастающего поколения в ущерб ценностям учёбы и труда. Дети и подростки воспринимают свой досуг как зону ограниченного вмешательства взрослых. Форма социализации тинейджеров – молодёжная тусовка, «внутренняя эмиграция» – Интернет. Наличие среди детей носителей элементов экранно-клипового мышления существенно усиливает разрыв между поколениями. Смена межпоколенной вертикали на внутрипоколенную горизонталь как доминирующее направление социализации. Ослабление авторитета старших и их воспитательного потенциала по отношению к младшим, неспособность управлять многими процессами в детско- юношеской среде, проблемы морально-нравственного характера. Усиление дезинтеграции подрастающего поколения в социуме, противопоставление его интересов интересам других слоёв общества.
5 ОСОБЕННОСТИ «ТИНЕЙДЖЕРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В МЕГАПОЛИСАХ В мегаполисах, как правило, хорошо разработана нормативная правовая база в отношении прав детей в образовательной и досуговой сферах, но государство устраняется из досуговой сферы. В мегаполисах существует очень высокая степень социальной дифференциации детей и подростков, позволяющая говорить об особых «мирах», которые между собой в принципе могут не пересекаться. Системы образования, воспитания и социализации закрепляет существующее положение. В мегаполисах относительно слабы традиционные институты социализации и воспитания детей и подростков (семья, школа, церковь и др.), гораздо более важными в этом отношении оказываются молодёжные субкультуры, категории более продвинутых сверстников и их объединения, общение с которыми происходит через систему массовых коммуникаций и молодёжные тусовки. Уровень межпоколенных разрывов в мегаполисах очень существенен. Помимо межпоколенной вертикали тинейджеры выстраивают собственную внутрипоколенную горизонталь. Достаточно высок уровень криминогенности, асоциального и противоправного поведения в среде подростков и молодёжи, часть представителей подрастающего поколения является составной частью столичного криминального мира и криминогенных тусовок. Остро стоит проблема борьбы с наркоманией, табакокурением, алкоголизмом, сутенёрством, проституцией среди несовершеннолетних.
6 ОСОБЕННОСТИ «ТИНЕЙДЖЕРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В МЕГАПОЛИСАХ Уровень коммерциализации и диверсификации досуговой и развлекательной деятельности очень высок, уровень материальной обеспеченности семей позволяет самостоятельно оплачивать досугово- развлекательные услуги, имеются возможности широкого выбора. Досуговая деятельность в значительной степени отождествляется с развлекательной, хотя может ассоциироваться с путём к достижению карьеры установлению полезных связей, к выработке значимых образцов поведения. Менталитет молодёжи мегаполисов ориентирован на достижение жизненного успеха по типу европейского, она очень практична и прагматична, испытывает комплекс сверхполноценности как основы самоидентификации. Экономические ожидания у подростков существенно завышены. Плотность социальных контактов между представителями различных этно-конфессиональных, неформальных, субкультурных, маргинальных групп подростков и молодёжи, наличие значительного контингента приезжих создаёт в мегаполисе ситуацию мультикультурализма со всеми её характеристиками. Очень остро стоит проблема мигрантов и интеграции детей из мигрантской среды. Существует переизбыток возможных вакансий и рабочих мест для тех подростков и молодых людей, которые стремятся к трудовой занятости на основе временного трудоустройства. У столичных молодых людей в почёте офисный труд, карьерные устремления ассоциируются больше со связями, возможностями родителей, окончанием престижного вуза, чем с собственными усилиями.
7 Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1998, с «…во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ».
8 МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРАВАХ РЕБЁНКА Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N ); Программа действий ЮНИСЕФ "Создание городов, доброжелательных к детям"; Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне (21 мая 2003 г.) и др.
9 КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества. Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества. Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям. Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям. Статьи излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации. Статьи излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации. Статьи определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям. Статьи определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям. Статьи закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг. Статьи закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг. Статьи устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми. Статьи устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми. Статьи определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн. Статьи определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.
10 КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Статья 18: об обеспечении признания принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.обеспечении признания принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. Статья 20: об общественном воспитании детей (уходе за ними), лишившихся родителей, который может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык. Статья 20: об общественном воспитании детей (уходе за ними), лишившихся родителей, который может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.
11 КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Статья 21: о правах ребенка при усыновлении в другой стране как альтернативном способе ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным. Статья 21: о правах ребенка при усыновлении в другой стране как альтернативном способе ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным. Статья 28: о гарантиях бесплатного и обязательного начального образования, поощрений развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, об обеспечении их доступности для всех детей, доступности высшего образования на основе способностей каждого.
12 КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Статья 29: о приоритетных целях общественного воспитания:29: о приоритетных целях общественного воспитания: А) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме; Б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, к принципам, провозглашённым в Уставе ООН; В) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; Г) подготовка ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; Д) воспитание уважения к окружающей природе.
13 РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРАВАХ РЕБЁНКА Постановление Верховного Совета Российской Федерации "Об основных направлениях государственной молодежной политики Российской Федерации" (1993); Концепция Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2004 г. пк-2; Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года; Федеральная целевая программа "Дети России" на годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 172); Федеральный Закон от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; распоряжение от 18 декабря р "Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год»; Федеральный Закон от N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"; Указ Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики"; ФЦП «Молодежь России» на годы и др.
14 Федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации по защите прав ребёнка 1992 год Постановление Правительства РФ от «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Указ Президента РФ от О мерах по социальной поддержке многодетных семей год Конституция РФ Постановление Правительства РФ «О реализации конвенции ООН о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» от Постановление Правительства РФ об утверждении Положения «О Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации» год Указ Президента РФ 1696 от об утверждении Президентской программы «Дети России»
15 Федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации по защите прав ребёнка 1995 год Указ Президента РФ 942 от «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)» Федеральный закон от «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» Федеральный Закон РФ от ФЗ О государственных пособиях гражданам, имеющих детей (с изменением от , 18 июня, 24 ноября, 30 декабря 1996, 21 июля 1998, 17 июля 1999). Принят государственной Думой 26 апреля 1993 года.
16 Федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации по защите прав ребёнка 1996 год Создание Правительственной Комиссии по правам ребёнка в Российской Федерации Семейный кодекс Российской Федерации Федеральный закон РФ от ФЗ Об образовании (в ред. Федеральных законов от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ) Федеральный закон РФ от ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Принят государственной Думой года. Указ Президента РФ от г. 712 Об основных направлениях государственной семейной политики. Постановление Правительства РФ от Об утверждении порядка воспитания и обучения детей- инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях.
17 Федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации по защите прав ребёнка 1997 год Постановление Правительства Российской Федерации 1207 от «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на годы» Федеральный закон РФ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Принят Государственной Думой года. Федеральный закон 143-ФЗ от «Об актах гражданского состояния» 1998 год Указ Президента Российской Федерации 29 от «О президентской программе «Дети России» Утверждение Второго периодического доклада РФ о выполнении Конвенции о правах ребёнка и приложение к нему Федеральный закон РФ от ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (с изменениями от г.). Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи 867 от год Федеральный Закон РФ от Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
18 Федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации по защите прав ребёнка 2000 год Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении десяти федеральных программ по улучшению положения детей на гг. в связи с окончанием срока действия Президентской программы «Дети России» Постановление Правительства Российской Федерации 732 от об утверждении федеральной целевой программы «Дети России на годы» Постановление Правительства РФ от «Федеральная целевая программа развития единой образовательной информационной среды ( гг.)». «Федеральная программа развития образования». Закон президента РФ от ФЗ. Федеральные целевые программы по улучшению положения детей в Российской Федерации. Правительство РФ от : - Дети-инвалиды; - Дети-сироты; - Одаренные дети; - Профилактика безнадзорности и правонарушений; - Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев.
19 Федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации по защите прав ребёнка 2001 год Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Федеральная целевая программа формирования установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе ( гг.). Приказ министерства образования 3250 от год Приказ Министерства образования РФ 193 от о принятии Программы развития воспитания в системе образования на гг. Утверждение Третьего периодического доклада РФ о выполнении Конвенции о правах ребёнка ( гг.) Концепция модернизации российского образования до 2010 г. Приказ Министерства образования 393 от Федеральная целевая программы Молодежь России ( гг.), Правительство РФ 1015 от год Внесение поправок в Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в части разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации Внесение поправок в Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в части, касающейся прав ребёнка на отдых и оздоровление
20 Федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации по защите прав ребёнка 2006 год Утверждение Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации механизмов реализации приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье» Постановление Правительства Российской Федерации от об утверждении Правительственной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Совместный приказ Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минкультуры России от /168/294 о создании Межведомственной комиссии по вопросам семьи и детей 2007 год Постановление Правительства Российской Федерации от об утверждении федеральной целевой программы «Дети России на годы» Поручение Президента Российской Федерации Правительству разработать новую федеральную целевую программу, направленную на предупреждение правонарушений среди детей и молодёжи, включающую мероприятия спортивной, культурной направленности
21 СТОЛИЧНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРАВАХ РЕБЁНКА Законы города Москвы от 28 февраля 2007 г. N 6 "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве", от 7 апреля 1999 г. N 16; "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве"; от 25 октября 2006 г. N 53 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социально- воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства"; от 13 апреля 2005 г. N 12 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", о т 28 сентября 2005 г. N 47 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", от 26 декабря 2007 г. N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства"; от 19 марта 2008 г. N 14 "О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве"; Документы Правительства Москвы, в том числе городские целевые программы: постановление Правительства Москвы от 25 марта 2008 г. N 195-ПП "О Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские Дети" на гг."; постановление Правительства Москвы от 18 ноября 2008 г. N 1061-ПП "О Комплексе мер по преодолению социального сиротства в городе Москве» и др.
22 СИТУАЦИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА сосуществование в одном социокультурном пространстве представителей этнических сообществ, никогда не соприкасавшихся в историческом прошлом и потому не успевших за короткий срок выработать непротиворечивые формы взаимодействия как между собой, так и с автохтонным населением.
23 МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ е годы – миграция с целью повышения социального и личностного статуса 1990-е годы – трудовая миграция и беженцы 2000-е годы – трудовая и экономическая миграция, создающая ситуацию мультикультурализма
24 МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Статусность мигрантов по определённому основанию Последовательно проводимая политика мультикультурализма как в среде местного, так и в среде пришлого населения билингвальное поликультурное образование, пространственно-временной mix, обеспечение интеграционных механизмов, социального лифта, работа над усложнением «формулы» идентичности и т.д.)
25 Государственный стандарт среднего (полного) общего образования: требования к уровню подготовки Выпускники должны уметь определять собственную идентичность, рассматривать её как элемент исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, моделировать возможные действия в нём, конструктивно взаимодействовать с людьми разных воззрений и ценностных ориентаций на принципах диалога
26 ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ КАК ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА отсутствие эффективных технологий и методик работы с детьми разного уровня подготовленности, в том числе – с детьми мигрантов, снижение качественных показателей в работе преподавателя в условиях высокой степени дифференциации детей по различным показателям; появление т.н. «школ для белых и чёрных»; снижение качества образования вследствие определённых поведенческих стереотипов детей-мигрантов и их отношения к учёбе; «выживание» педагогов из местной среды и замена их «пришлыми» педагогами необходимость поиска путей интенсификации предшкольного и подготовительного образования, в том числе и силами педагогов; необходимость интеграции здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, методик инклюзивного и интегрированного обучения; проблемы «республики ШКИД с национальным лицом»; проблема поликультурных компетентностей педагогов; проблемы конфликтогенности в поликультурном пространстве школы.
27 НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ культурная дезадаптация; отличие программ обучения от привычных им, в том числе и по степени требовательности и сложности; языковый барьер; длительный перерыв в учебной деятельности; потеря личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам; необходимость установления новых ролевых отношений.
28 ВАЖНЕЙШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ выраженность культурной дистанции – степень, в которой иная культура воспринимается близкой или далекой, похожей или непохожей на собственную; низкая социальная адаптация, связанная с тем, что ребенок-мигрант находится в состоянии растерянности, страха, отличается социально и культурно, он кажется нижестоящим по своим способностям; настрой на миграцию – мотивы, причины миграции, знания о принимающей стороне, о том, является ли миграция временной или окончательной; личностные особенности учащихся-мигрантов – «зрелость личности», ее ценностные ориентации, особенности характера, психики, установки на миграцию – что делать дальше; общее состояние тревожности и психологического недоверия детей к действиям школьной администрации; наличие негативных стереотипов, трудности адаптации к новому окружению и изменившимся требованиям к процессу образования; В ряде случаев - высокая сензитивность к формированию позитивных установок в межкультурном общении и развитию межкультурной компетентности.
29 ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ (МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ Понятие "поликультурное (мультикультурное) образование" отражает взаимосвязь общечеловеческого и национального, представляет собой образование, отвечающее потребностям развития и самореализации человека в новой социокультурной среде. Поликультурное образование - это процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной (российской) и мировой культуры в целях духовного обогащения, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде. Поликультурное образование предполагает всесторонний учёт того обстоятельства, что в процесс обучения вовлечены представители разных культурных общностей – цивилизационных, религиозных, культурно-исторических, этнонациональных, локально-территориальных, этнографических, этнолингвистических и прочих.
30 ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Поликультурное образовательное учреждение – это не просто институт формирования знаний, умений, навыков и организации воспитательного влияния педагогов на учеников, а пространство их совместной жизнедеятельности, в котором осуществляется соединение общекультурного, социального, собственно образовательного и личностного начал. Образовательная программа должна включать в себя систематическое обучение учащегося его родному языку, а также деятельность, связанную с приобщением его к национальной культуре. Школа должна обеспечить подлинное двуязычие и двукультурность, с помощью которых достигается равное освоение языков и гармония обеих культур.
31 КРИТИКА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Акцентирование культурных различий, невольно ведущее к усилению дискриминации; Большее внеимание к детям-мигрантам, чем к детям принимающей стороны Сложности изучения иммигрантской культуры, потерявшей свое функциональное значение в условиях миграции и ставшей фольклором. Этническая культура является опытом выживания этнической общности, закрепленной в памяти традициями, которые нельзя воссоздать в полной мере. Проблема поликультурной подготовки преподавателя
32 ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫИ ОБРАЗОВАНИЕМ интеграция ребенка в новую культуру (культуру большинства) при сохранении тесной связи с родной культурой; взаимное обогащение культур и становление нового вида культурных ценностей, расширение репертуара поведения человека, психика становится более устойчивой; минимизация риска маргинальности мигранта
33 ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ воспитание в детях чувств толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности, терпимости; формирование у учащихся умений разбираться в своем внутреннем мире, выработку навыков самоанализа, самокорректировки, идентификации личности в поликультурной среде; формирование у детей позитивной Я-концепции, социальной активности, уверенности в своих силах, способностей к самовыражению, самоактуализации, самопрезентации; выработка умений вступать в межкультурный диалог, слушать и говорить, умений спорить, не ссорясь, в поисках истины; интеграция культур в системе поликультурного образовательного пространства, воспитание коммуникативных характеристик личности учащегося-мигранта; внушение детям- мигрантам идей о важности самопринятия, о том, что они «хороши уже тем, что живут на свете»; выработки у учащихся способностей к плюралистическому разрешению споров и конфликтов; культивирования у детей симпатии и уважения к себе и другим людям.
34 ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА: АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ выведение обучающегося на критическое осмысление собственной культуры и традиции "как чужой" в целях преодоления этноцентричной позиции развитие индивидуальности обучающегося как путь к его автономности по отношению к мнению традиционного сообщества привлечение обучающегося-мигранта к роли культурного эксперта, действующего в различных культурно-исторических пространствах привлечение обучающегося из мигрантской среды к групповым поисковым, исследовательским и проектным действиям стимулирование востребованности культурного опыта обучающегося-мигранта другими учащимися стимулирование интереса обучающегося-мигранта к процессу культуротворчества как средству приятия инокультурного опыта становление многоуровневой идентичности у детей из семей мигрантов как важнейшего адаптационного механизма
35 ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР – ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВАЯ ОСНОВА ФГОС Понимание стандарта как общественного договора между личностью, школой, семьёй, обществом и государством означает, что образование из сферы публичного права переходит на уровень гражданского права, при котором существует прямая ответственность всех участников образовательного процесса за его конечные результаты. Стандарт требует от сторон договариваться по самым различным вопросам. Такая гражданско-правовая основа ФГОС позволяет в наиболее полной мере реализовать права человека и гражданина, а также способствует созданию условий для развития гражданского общества в РФ средствами образования. Договорные отношения в сфере образования опираются на представление о том, что система образования как отрасль не должна быть самодостаточной, а потому не должна работать только на себя. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договора, договоренности), их солидарной ответственности за результат образования.
36 ФГОС: ОБУЧАЮЩИЙСЯ – СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СУБЪЕКТНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ: Право соучаствовать в образовательном процессе - право выстраивать собственную образовательную траекторию (право обучаться по индивидуальному образовательному плану, программам, УМК и т.д.). Право выбирать форму обучения (очно-заочное, домашнее, дистанционное, экстернат и т.д.) Право выбирать уровень (темп, интенсивность) обучения Право участвовать в определении критериальных оснований оценивания Право вступать в договорные отношения с другими участниками образовательного процесса Право участвовать в органах государственно- общественного самоуправления
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.