Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛидия Ращупкина
1 Российский средний бизнес: мощный и уязвимый Ю.А. Полунин, Журнал «Эксперт» А.Ю. Юданов, Финансовый университет Семинар по математическому моделированию развивающихся систем, 29 мая 2013 г., ФИАН
2 По российскому закону границы среднего бизнеса заданы крайне узко: - численность персонала от 100 до 250 человек - выручка от 400 млн. до 1 млрд. руб. (= 32 млн. долл.) Фактически, это не средний, а часть малого бизнеса. Наша база, по которой велся поиск: - включала все фирмы, которые с 1999 г. по 2011 г. хоть один год имели выручку свыше 200 млн. руб. - существовали не менее 3-х лет (не однодневки)
3 Источник: Рассчитано по базе данных СПАРК
4 20 млрд. руб. 200 млн. руб. Средний бизнес* (39,5 тыс. фирм) Средний бизнес не по закону, а по совести (ранг-размер анализ выручки российских фирм) Источник: Рассчитано по базе данных СПАРК * Границы определены по выходу невязок моделей за «две сигмы» Неожиданная красивость: малый, средний и крупный бизнес имеют размерные диапазоны выручки в два порядка каждый: 2 - 2*10 2 млн. руб., 2* *10 4 млн. руб., 2* *10 6 млн. руб.
5 Forbes 100 Best Small Companies in America: «Candidates must generate annual revenue between $5 million and $1 billion» Microsoft: «classifies medium organisations as those that have between 50 to a 1000 PCs» ЭкспертРА. Рейтинг Лидеры среднего бизнеса: «Анализу подвергнуты компании с годовым доходом от 300 млн. до 5 млрд. рублей. В финальные рейтинги из них попали 50 ведущих с наибольшим годовым оборотом» Не многовато ли 20 млрд. руб. (= 650 млн. долл.)? ИК «Третий Рим»: «В наших целях в качестве среднего правильно рассматривать весь неолигархический (нефеодальный), негосударственный и несырье- вой российский бизнес» (Андрей Мовчан)
6 Конкурентная позиция Заметный игрок неконцентрированного рынка, лидер нишевого рынка, второстепенный игрок массового рынка Агенты влияния (stakeholders) Менеджмент и корпоративное управление (corporate governance) не разделены Организационная структура Функциональная или дивизиональная (но не матричная!) Горизонт планирования Долгосрочный Доступ к финансированию Легкий доступ к краткосрочному, сложности с долгосрочным финансированием Качественные особенности среднего бизнеса Параметры медианной фирмы среднего бизнеса в 2011 г. Выручка – 350 млн. руб. Основные средства - 14 млн. руб. Кредиторская задолженность – 75 млн. руб. Чистая прибыль – 2 млн. руб.
7 Показатель КрупныеСредние**КрупныеСредние** Суммарная выручка 41,758,344,755,3 Сумма основных средств 61,438,663,436,6 Сумма кредиторской задолженности 27,972,134,765,3 Сумма чистой прибыли 61,338,772,427,6. Доля* средних и крупных предприятий в важнейших показателях * За 100% принимались суммарные объемы всех средних и крупных компаний, вклад малого бизнеса не учитывался. ** Компании с выручкой от 200 млн. до 20 млрд. руб. Источник: Рассчитано по базе данных СПАРК
8 ОтрасльСредний бизнесВ т.ч. газели Торговля39,839,1 37,849,4 Обрабатывающая промышленность18,119,913,814,8 В т.ч.: Машиностроение, металлобработка6,26,65,76,9 Химия4,55,1 2,44,1 Потребительские товары4,65,1 3,82,7 Наука и ИТ1,82 1,20,8 Лесобумажная11,1 0,70,3 Строительство8,69,8 4,311,3 Финансы, недвижимость13,67,3 31,03,2 Транспорт4,45,4 4,5 Услуги44,7 2,52,8 Добывающая2,94,5 2,79,6 Электроэнергетика и газовое хозяйство3,54,40,92,0 Металлургия1,81,6 0,30,4 Сельское хозяйство, рыболовство1,51,6 0,50,3 Здравоохранение и образование0,3 0,10,03 Прочие1,51,4 0,71,8 Итого100 Отраслевая структура среднего бизнеса (в %) Источник: Рассчитано по базе данных СПАРК
9 Медианные темпы роста выручки среднего бизнеса (в %) «В Европе чиновники не пристают, то есть условия для бизнеса лучше, но возможностей для него меньше». Сергей Галицкий (Тандер)
10 2010 Темпы роста выручки фирм разных размерных групп* (%) * Все фирмы базы данных СПАРК с выручкой более 200 млн. руб.
11 Темпы роста выручки фирм разных размерных групп (2010 г., по квартилям) * Все фирмы базы данных СПАРК с выручкой более 200 млн. руб.
12 Источник: Рассчитано по базе данных СПАРК
13 Отсут- ствуют в списке 2011 Падение выручки Рост темпом ниже инфля- ции Рост 10-30% в год Быстрый рост (> 30%) Всего Средний бизнес* Число компаний Процент от среднего бизнеса 42,721,712,917,15,6 100 Крупный бизнес** Число компаний Процент от крупного бизнеса 24,220,418,432,14,8 100 Что стало к 2011 году с фирмами среднего и крупного бизнеса, действовавшими в 2007 г.? Источник: Рассчитано по базе данных СПАРК
14 Газели – лидеры роста: Сравнительная динамика темпов роста выручки газелей-2011 и всех фирм СБ Среднегодовой темп роста газелей в период г.г. составил 48%, всех фирм СБ - 31%
15 МалыйСреднийКрупный Газели в национальной системе роста фирм (теория?) Темпы роста Газели
16 Тандер – крупнейшая и одна из старейших газелей России (выручка, млрд. руб.) Розничная сеть «Магнит» является второй по капитализации бизнеса в Европе ($ 21 млрд.) Инвестпроект по собственно- му производству томатов и огурцов стоимостью $ 450 млн. «В Европе чиновники не пристают, то есть условия для бизнеса лучше, но возможностей для него меньше». Сергей Галицкий
17 Число permanent firms Число газелей Доля газелей среди permanent firms (%) Численность газелей в России ,5 12% А ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ КРИЗИСА? После устранения статистических погрешностей доля газелей в России периода подъема может быть оценена примерно в 12% от числа обследованных фирм. А ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ КРИЗИСА?
18 Сравнительная динамика темпов роста выручки газелей-2007 и всех фирм СБ Источник: Рассчитано по базе данных СПАРК Почему «сломался» рост? Может дело в кризисе?
19 Книжно-канцелярский супермаркет «Литера» Падение спроса Рост издержек Кредитный кризис Банкротство Выручка ООО Топ-книга (млн.руб.)
20 Сравнительная динамика темпов роста выручки газелей-2004 и всех фирм СБ Источник: Рассчитано по базе данных СПАРК В кризисе, в кризисе … но не в нем одном
21 Газели Газели Газели Газели Газели Газели Газели Газели Газели ,018,812,317,09,85,91,15,0-6, ,167,625,723,816,011,4-1,82,34, ,047,278,032,319,916,622,813,419, ,533,947,173,626,319,04,46,6-2, ,9527,538,849,973,926,48,411,123, ,8-0,5632,239,746,273,226,510,07, ,2-5,93,230,938,949,595,138,324, ,0-7,0-2,74,628,035,648,588,830, ,3-5,5-3,7-1,91,729,749,261,4134, ,7-6,1-4,2-8,4-9,7-3,363,570,082, ,3 -5,4-4,5-2,5-1,81,140,150, ,8-6,4-4,5-1,8-0,5-1,1-1,91,644,6 Источник: Рассчитано по базе данных СПАРК Темпы роста выручки газелей минус темпы роста выручки всех фирм СБ Наблюдается фундаментальная неустойчивость русских газелей
22 Ожидаемые исходы: Н1. Продолжение быстрого роста = сохранение статуса газели (Редко?) Н2. Замедление роста в обмен на выгодную позицию (Скрытый чемпион?) Н3. Прекращение роста / потеря конкурентных позиций (Знать причины неудачи так же важно, как и причины успеха) Н4. Захват более крупной фирмой (в т.ч. иностранной. Дорого продаться?) / ликвидация / банкротство
23 Выявленные варианты развития зрелых газелей (судьба газелей 2007 г. к 2011 г.) Звезда роста Умеренный рост Деградация / Утрата динамичности Ликвидация / Банкротство
24 Вероятные причины неустойчивости российского среднего бизнеса (по международному опыту) 1.Несформированность ниши 2.Страх глобализации (нужен и экспорт и ПЗИ) 3.Стихийность диверсификации 4.Отсутствие коридоров развития
25 Источник: Г. Симон, модифицировано автором Почему глобализацию российского среднего бизнеса нельзя отложить?
26 Полимер- тепло 1 по производству полиэтиленовой трубы в Европе. Входит в тройку мировых лидеров по производству гибких тепловых труб Волга- Днепр 1 в мире по негабаритным авиаперевозкам (более 75% рынка). Один из мировых лидеров чартерных грузовых перевозок. ИРЭ-Полюс 1 в мире по производству промышленных волоконных лазеров, в т.ч. единственный производитель лазеров мультикиловаттного диапазона (до 50 кВт) NT-MDT2 на мировом рынке зондовых микроскопов (доля рынка 16% в 2011 г.). Моно- кристалл 24% мирового рынка сапфировых подложек, 15% рынка алюминиевых паст для солнечной энергетики около. (прогноз на 2012 год 20–25%). Электрон2 в мире по количеству проданных цифровых CCD-детекторов (медтехника) Морион Один из трех глобальных лидеров в области прецизионного кварцевого приборостроения (до 20% высокотехнологичного сегмента мирового рынка) Техно- николь Производитель кровельных, гидро- и теплоизоляционных материалов, 1 в Европе (25% продукции реализуется на экспорт). Диаконт Около 60% от всех поставок на американский рынок радиационно-стойких видеокамер. Входит в мировые ТОП-5 производителей силовых прецизионных электроприводов. IBS Group Мировой лидер agile-программирования (24-часового процесса создания программ) РНТ Крупнейший производитель на российском рынке трекинга (с долей 28%), по итогам 2010 года 13-й в мире по количеству установленных устройств (прогноз на 2012 г. – 8-9 место) СКБ Контур Более 60% российского рынка безбумажной сдачи отчетности в госорганы Русские «скрытые чемпионы»
27 Коттон Клаб (ГК «Коттон Клаб») – ведущий производитель ватной продукции и средств гигиены с производственными мощностями и торговыми представительствами в России, Турции, Китае, Украине и Казахстане. КК Пасифик - крупнейшая в ЮВА компания подотрасли (производственная площадка в Гуанджоу, Китай). Также КК Пасифик осуществляет размещение заказов у контрактных поставщиков на всей территории материкового Китая. КК Турция - крупнейшая в Европе производственная компания подотрасли. Завод КК Турция продает свою продукцию в следующие страны: Азербайджан, Армения, РОССИЯ, Украина, Беларусь, Казахстан, Молдова, Болгария, Чехия, Англия, Польша, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Грузия, Иран, Ирак, Сирия, ОАЭ, Марокко, Алжир, Ливан,и Египет, Иордания, Ливия, Мальта, Шриланка, Бразилия, Румыния, Сирия, Кению, Косово, Марокко)
28 * * Деятельность КК начала как торговая фирма, первое производство – 2003 г., покупка фабрики в Турции. Освоение культуры производства, использование инфраструк- туры, связи внутри текстильного кластера. Применение опыта в Данкове, Липецкая область. Планы дальнейшего роста: Объем инвестиций 2,8 млрд. руб. за 5 лет,. около тысячи рабочих мест, работа в 4 смены Планы по созданию производства нетканных материалов в Лиепая, Латвия. Нет НДС для входящего сырья (хлопок), нет налога на импорт, скидка 40% с нало- га на прибыль. При запуске производ- ства Евросоюз возвращает 30% инвес- тиций. Около 70% нетканого полотна КК собирается импортировать в Россию, остальное на европейский рынок.
29 ЗАО «ИНТЕРСКОЛ» ведущая российская компания разработчик, производитель и продавец инструмента. По данным РАТПЭ, «ИНТЕРСКОЛ» самый покупаемый бренд в России. Почти каждый пятый инструмент, купленный в нашей стране в 2011 году, был произведён компанией «ИНТЕРСКОЛ». - В 2008 г. приобрела известную итальянскую компанию FELISATTI производителя профессионального электроинструмента и деревообрабатывающего оборудования - В 2009 г. созданы два совместных предприятия в КНР: в городе Дзинхуа (Interskol Crown Group) и в Шанхае (Interskol manufacturing Ltd.). - В г.г. оборудование FELISATTI демонтировано, перевезено (56 фур = 1000 т) и пущено в строй в г. Быково, Московская обл. «Я понял, что, если мы перевезем все это в Китай, мы здесь, в России, никогда не освоим передовые западные технологии, не научимся работать на сложном современном оборудовании» Сергей Назаров, председатель совета директоров компании
30 - Перезаключен контракт с итальянской инжиниринговой фирмой «Caleidos», которая 35 лет проектировала профессиональный инструмент для FELISATTII - В 2010 г. приобретена испанская фирма Casals HERRAMIENTAS (бренд Freud), в г. Риполь близь Барселоны (ныне Interskol Power Tools S.L.) - Одно и то же изделие может собираться на разных заводах. Например, торцовочные пилы и перфораторы собираются как в России, так и в Испании из комплектующих произведенных на разных заводах, входящих в промышленную группу «ИНТЕРСКОЛ» Мы поздравляем всех, кто доверяет и любит марку ИНТЕРСКОЛ с радостной новостью : китайской полицией ликвиди- рован законспирированный Юнканский завод инструмен- тов Хаошунь, выпускавший широкий ассортимент кон- трафактного ИНТЕРСКОЛа.
31 Путь к стабильному росту Развитие занимаемой ниши. Определение рынка, отталки- вающееся от целевой группы и сферы применения. Форми- рование труднокопируемых преимуществ. «Мягкая» диверсификация. Курс на использование ключевых компетенций в новых сферах Малозатратная инновационность (стык рынка и технологий) Экспортная активность Прямые зарубежные инвестиции. Международная активность как средство снятия ограничений (объема рынка, доступных технологий, ресурсного / инфраструктурного голода)
32 Российский средний бизнес: мощный и уязвимый Ю.А. Полунин, Журнал «Эксперт» А.Ю. Юданов, Финансовый университет Семинар по математическому моделированию развивающихся систем, 29 мая 2013 г., ФИАН
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.