Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлиса Поршнева
1 Исследование молодежных социальных сетей Рунета средствами культурной антропологии (на примере неоязычников) Кавыкин Олег Игоревич МГГУ им. М.А. Шолохова
2 Что такое неоязычество? «…Неоязычество – идейно-политическое движение, направленное на реанимацию доавраамических локально-этнических верований и культов и связанных с ними традиционных социальных институтов» Яшин В.Б. «Церковь Православных Староверов-Инглингов». ingling.htm
3 Социальные сети. Определение «Устойчивые неформальные социальные связи, имеющие когнитивную природу. Социальные сети (доверия, влияния, информации) выстраиваются между людьми, которые доверяют друг другу, согласны взаимодействовать друг с другом на основе общих ценностей, онтологии или операционального опыта. Социальные сети как носители культуры особо важную интегративную роль начинают играть в переходные периоды, когда единство общества рассыпается, а транзакциональные издержки в социуме в целом оказываются запредельно высокими. Причиной этого является появление серых зон, то есть зон, не регулируемых четко государственными органами в силу разрывов между законами, административными практиками и культурой общества ». Казанцев А.А. Глобализация социальных сетей и феномен коррупции на постсоветском пространстве // Вторая международная конференция «Иерархия и власть в истории цивилизаций». Тезисы докладов / Отв. редакторы: Д.Д. Беляев, Д.М. Бондаренко, С.А. Французов. М., С. 198.
4 Социальные сети. Определение II Под социальной сетью на качественном уровне понимается социальная структура, состоящая из множества агентов (субъектов – индивидуальных или коллективных, например, индивидов, семей, групп организаций) и определенного на нем множества отношений (совокупности связей между агентами, например, знакомства, дружбы, сотрудничества, коммуникации). Губанов Д., Новиков Д., Чхартишвили А. Социальные сети: Модели информационного влияния, управления и противоборства. М., С. 4.
5 Социальные сети. Определение III Социальная сеть (от англ. social networking service) платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений.англ.платформаонлайн сервисвеб-сайтсоциальных взаимоотношений Социальная сеть : Материал из Википедии свободной энциклопедии : Версия , сохранённая в 19:30 UTC 20 ноября 2012 // Википедия, свободная энциклопедия. Электрон. дан. Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, Режим доступа:
6 Некоторые разновидности неоязычества Культизм (Нигерия) Сантерия (в США и Европе) Индеанизм Викка Одинизм Неошаманизм Родноверие
7 Фото Д.М. Бондаренко. Источник:
9 Доброслав. Источник: ivanov.livejournal.com/ html
10 Источник: veleslava-v-nevograde.html
11 Основная проблема данного исследования – как происходит конструирование этнической и конфессиональной идентичности указанных сообществ, каковы способы и механизмы самоидентификации, предлагаемых идеологами неоязычества? Объектом исследования является культурно- идеологический комплекс русских неоязычников, отправляющих культы славянских божеств. Предметом исследования является влияние этно- конфессиональной самоидентификации и связанных с ней образов мира неоязычников- «родноверов» на совокупность ориентаций личности на прошлое (изобретение традиции), настоящее и будущее.
12 Методом исследования является анализ этно-политического дискурса изучение случая (case study), в качестве которого было выбрано конструирование идентичности русских неоязычников- «родноверов Методом анализа эмпирических источников исследования явился качественный подход.
13 Характеристики Родноверия Наличествует значительное число незарегистрированных общин или общин, зарегистрированных как общественные организации; некоторые общины могут входить в состав языческих объединений других стран (Русский Языческий Фронт, к примеру, входит в состав Всегерманского Языческого Фронта). Часть общин не стремится проходить какую бы то ни было государственную регистрацию. Из-за автономности общин, а зачастую их анонимности не может быть определено точное число русских неоязычников. Отсутствует единый для всех общин руководящий центр.
14 Существующие контакты между общинами не приводят к возникновению каких-либо проектов всероссийского масштаба; межобщинные договоры не имеют юридической силы и представляют собой скорее «декларации о намерениях»; наличие таких договоров свидетельствует о начале консолидации неоязычников вокруг наиболее авторитетных лидеров. Отсутствует единая иерархия жречества (волхвов): «каждый сам себе волхв». Отсутствует унифицированная система праздников и ритуалов. Отсутствует унифицированный, общий для всех неоязычников пантеон.
15 Из-за отсутствия единого руководящего центра и фиксированных канонов распространен синкретизм разных традиций язычества (славянской, индоевропейской, скандинавской) и православия, западного или восточного оккультизма, литературы «фэнтэзи».
16 Основные выводы: Разрушение советской картины мира привело к кризису идентичности; в таких условиях наблюдалась активизация архаических (архетипических) составляющих человеческой психики, ответственных за мифотворчество.
17 Основные выводы: Для компенсации последствий кризиса идентичности обществами на территории бывшего СССР были востребованы мифологизированные этнические идентичности (представления о принадлежности к воображаемому сообществу – «своему» народу), используемые для создания этноцентричных образов мира.
18 Основные выводы: Важную роль при создании такого рода образов играет мифологема «золотого века». Мировоззрение неоязычников- «родноверов» является попыткой создания упорядоченной картины мира путем осуществляемой ими же «реконструкции» религиозного мировоззрения древних славян.
19 Основные выводы: Субкультура неоязычников - «родноверов» представляет собой конгломерат социальных сетей, служащих средой бытования различных мифологий, образов мира и, соответственно, этноконфессиональных идентичностей, распространенных среди части русских.
20 Основные выводы: Объединенные самоназванием и дискурсом «родноверы» не демонстрируют единодушия, создавая образы мира и идентичности.
21 Основные выводы: Позитивный тип идентификации (признание прав на существование «чужого») связан с толерантностью, негативный (акцентирование границы «Мы» – «Враги», конструирование образа «своих» на основе противопоставления изначальному негативному образу «чужих») – с ксенофобией. Мифологии различных течений русского неоязычества отражают различные способы конструирования идентичности членов указанных сообществ.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.