Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРоман Рудаков
1 Логистика поставок нефтеналивных грузов д.э.н., профессор, заведующий кафедрой управления логистической инфраструктурой НИУ-ВШЭ Федоренко Анатолий Иванович
2 В современной России производство нефти имеет ярко выраженную экспортную направленность. Более половины экспорта товаров и услуг составляют поставки нефти, нефтепродуктов и газа. При этом важное задача снижение затрат на транспортировку Из-за отсутствия современной транспортно- логистической системы, отечественные предприятия, работающие в этой сфере, часто не могут успешно развиваться. Интермодальные поставки, как транспортно- технологическая система организации перевозки с использованием в перевозочном процессе нескольких видов транспорта, является современной широко используемой технологией, в том числе и для нефтеналивных грузов.
3 Необходимость развития логистики Сегодня реальная стоимость железнодорожных перевозок нефти превышает $70 за т-км, но и в текущих условиях наиболее эффективно везти нефть по железной дороге. Причём ОАО РЖД предлагает тариф на перевозку в 4 раза меньше его реальной стоимости ($22), если будет выполнено условие неизменности объёма перевозки в течение договорного периода (по мнению Арбатова А. А. он составляет млн. т в год). ОАО РЖД считает, что участникам перевозки нужно проводить активную работу по созданию логистических схем, в которых необходимо предусматривать согласование сквозных ставок. Практика такого согласования используется сейчас не в полной мере.
4 Поставки трубопроводным транспортом Поставки нефти и нефтепродуктов в России осуществляются всеми видами транспорта. По объёму внешних поставок выделяется трубопроводный транспорт, подразделяющийся на прокачку сырой нефти и продуктов переработки - система АК Транснефть и АК Транснефтепродукт соответственно. Но это лидерство носит специфический характер. Следует принимать во внимание пропускные способности трубопроводов, их географическую доступность и неизбежное прохождение по территории других государств. Сейчас мощности АК Транснефть позволяют поставлять в страны дальнего зарубежья до 226 млн. т: в Северо- Западном направлении - 78 млн. т, Западном - 66 млн. т, Черноморском - 67 млн. т).
5 Поставки железной дорогой Продукты переработки нефти перевозится железнодорожным транспортом в основном с 28 российских НПЗ. Большая часть собственников НПЗ в начале 2000 гг. активно создавала операторские компании для перевозок для своих нужд сырья и готовой продукции. Достигнутый за счёт экспортных поставок продукции уровень доходов позволял тогда не только инвестировать собственное производство без внешних заёмных средств, но и закупать подвижной состав, что и изменило структуру железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов.
6 Поставки железной дорогой Относительной мобильностью нефтеперевозок как конкурентным преимуществом обладает железнодорожный транспорт, занимающий ведущее место по объёму грузооборота и эксплуатационной длине. Однако перевозка нефти по железной дороге составляет более 30% от конечной цены, в то время как стоимость транспортировки по трубопроводу 10-15%. Дисбаланс этих цифр определяет необходимость влияния в перспективе на развитие нефтеперевозок железнодорожным транспортом. Что же необходимо предпринять в этом звене транспортировки? Со всей очевидностью следует заявить кардинальных изменений в технической составляющей железнодорожного транспорта ожидать не приходится. А где же резервы? И они есть. Они кроются во внедрении так называемых транспортно-логистических зон.
7 Поставки морским транспортом Во внутренних перевозках конкуренция железной дороге со стороны морского транспорта невелика, (протяжённость пригодных для навигации принадлежащих России участков морского побережья относительно мала). Конкуренцию в пределах отдельных маршрутов составляет только внутренний водный транспорт Волго-Балтийской системы. Морской транспорт является наиболее значимым в системе внешних поставок нефти и нефтепродуктов. Морским транспортом реализуется до 80% мирового товарооборота нефтеналивных грузов, общая стоимость которого превышает $1,5 трлн. Сегодня 40% морских перевозок нефти Россия вынуждена осуществлять через иностранные порты, ежегодно теряя на транзите только через прибалтийские порты около $1,5 млрд.
8 Межвидовая конкуренция В перевозках сырой нефти присутствует межвидовая конкуренция трубопроводного и железнодорожного транспорта. Основными преимуществами железной дороги являются: возможность перевозки небольших партий нефти; более широкий охват железнодорожной сети по сравнению с трубопроводной; возможность перевозить нефть различного качественного состава. Основным недостатком, делающим практически невозможной прямую конкуренцию с трубопроводом на сопоставимых маршрутах, является более высокая стоимость ж/д перевозки.
9 Межвидовая конкуренция С точки зрения крупных российских отправителей- экспортёров нефтеналивных грузов железнодорожный транспорт находится в третьей очереди, далее - автомобильный. Но в России железнодорожный транспорт, особенно во внутренних перевозках, стратегически значим - ежегодно в цистернах перевозятся миллионы тонн нефти и нефтепродуктов (в 2010 г. - более 252,7 млн. т). Доля нефтяных грузов в общем объеме перевозок железной дорогой – 17,9%, среднее расстояние перевозки – 1435 км Основным недостатком, делающим практически невозможной прямую конкуренцию с трубопроводом на сопоставимых маршрутах, является более высокая стоимость перевозки.
10 Межвидовая конкуренция К примеру, для такого груза как сырая нефть очевиден проигрыш, как во внутриотраслевой конкурентной борьбе, так и в межвидовой конкуренции при строительстве нефтепровода. В первом случае ОАО РЖД для закрепления своих позиций необходима балансировка ценовой политики и качества услуг. Во втором - специализация на тех видах нефтеналивных грузов и перевозок, где железнодорожный транспорт выигрывает по параметрам качества (сырая нефть высокого качества, нефтепродукты и небольшие предприятия - производители и потребители нефти - не имеющие выхода к магистральной трубе). Это связано с недостаточным парком цистерн из коррозионно-стойких сталей или обычных цистерн, имеющих антикоррозионные покрытия, позволяющих перевозить сырую нефть, содержащую сернистые (сероводородсодержащие) и другие агрессивные соединения. При использовании обычных цистерн резко снижается, как безопасность, так и срок эксплуатации (Прим. автора).
11 Оценка видов транспорта с точки зрения крупных отправителей Виды транспорта Скорость (время доставки от двери до двери) Частота отпра- вок (по графику в сутки) Надёжность (соблюде- ние графиков доставок) Доступность (число обслуживаем ых географическ их точек) Стои- мость за т- км Автомобиль- ный Железнодо- рожный Водный45441 Воздушный13535 Трубопровод- ный 51152
12 Параметры классификации базовой услуги Параметры1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс Финансовые гарантии (без судебного решения) Параметры услуги: доставка точно в срок согласованный график ускоренная доставка уменьшенный срок подтверждения заявки Технологии: планирование и контроль каждой отправки накопление и запуск в свободные нитки графика поезда регулярного обращения технологические маршруты грузовые экспрессы
13 Дифференциация базовой услуги на 5 классов по уровню сервиса 1 класс. Отправка по существующим нормативным условиям порядка и сроков подачи заявки, скорости доставки, без жёстких обязательств по выполнению графика. Применим для трёх вариантов объёма отправки: поезд (маршрутная отправка), повагонная и мелкая отправки, с соответственно увеличивающимся тарифом для каждого варианта. 2 класс. Доставка с жёсткими обязательствами перевозчика доставить груз до указанного срока. Технологически это достигается либо заблаговременной подачей заявки с включением в график приоритетных (фиксированные сроки) перевозок, либо отправлением груза в ускоренном порядке. Применим для поездных формирований и повагонных отправок. 3 класс. Ускоренная доставка с обязательством доставки точно в срок. Клиенту необходима заблаговременная подача заявки для включения в график приоритетных (фиксированные сроки) перевозок. Применим для поездных формирований и повагонных отправок. 4 класс. Ускоренная доставка с обязательством доставки точно в срок. Клиенту необходимо заблаговременно подать заявку, но предоставляется возможность отменить перевозку за небольшой срок до её начала. Этот класс применим только к повагонной отправке. 5 класс. Максимальная гибкость услуги - доставка точно в срок без предварительной подачи заявки. Класс применим только к повагонной отправке.
14 Целевая задача ОАО «РЖД» Целевой задачей ОАО РЖД в сегменте перевозок нефтяных грузов является сохранение существующей доли рынка в перевозке инвентарным парком. Этот сегмент является приоритетным с точки зрения обновления подвижного состава и обеспечения высоко конкурентных условий перевозки. Целевыми направлениями развития данного сегмента являются перевозки нефтепродуктов, сырой нефти более высокого качества, небольших партий нефти с месторождений и на заводы, не имеющих выхода к магистральной трубе, а также в направлении быстро растущих экспортных рынков, не обеспеченных в полной мере трубопроводным транспортом.
15 Модель позиционирования матрица в координатах цена-качество цена высокая средняя низкая низкоесреднеевысокоекачество
16 Модель позиционирования матрица в координатах цена-качество ОАО РЖД для закрепления своих позиций необходима балансировка ценовой политики и качества услуг. Во втором - специализация на тех видах нефтеналивных грузов и перевозок, где железнодорожный транспорт выигрывает по параметрам качества (сырая нефть высокого качества, нефтепродукты и небольшие предприятия - производители и потребители нефти - не имеющие выхода к магистральной трубе). Целевой задачей ОАО РЖД в сегменте перевозок нефтяных грузов является сохранение существующей доли рынка в перевозке инвентарным парком. Этот сегмент является приоритетным с точки зрения обновления подвижного состава и обеспечения высоко конкурентных условий перевозки. Целевыми направлениями развития данного сегмента являются перевозки нефтепродуктов, сырой нефти более высокого качества, небольших партий нефти с месторождений и на заводы, не имеющих выхода к магистральной трубе, а также в направлении быстро растущих экспортных рынков, не обеспеченных в полной мере трубопроводным транспортом.
17 Логистика нефтегрузов Организация транспортировки нефтегрузов в России такова, что около 90-95% всех перевозок осуществляются с участием двух и более видов транспорта, а в транспортных узлах, являющихся стыковочными пунктами различных транспортных систем (железнодорожного, морского, речного и автомобильного транспорта), грузы находятся до 70% времени перемещения. В этой связи важнейшими направлениями управления работой транспорта являются: переход на инновационные, то есть наиболее экономичные и прогрессивные технологии, соответствующие требованиям нефтяного рынка, значительное повышение эффективности транспортного процесса, приведение технического потенциала транспортных отраслей в соответствие с потребностями нефтяной экономики в перевозках.
18 Создание транспортно-логистических зон Суть их организации состоит в применении методологии логистики, при которой процесс доставки грузов представляется в виде логистической транспортной цепи (ЛТЦ), составными звеньями которой выступают все элементы транспортной инфраструктуры. Основой указанной методологии является интеграция всех функциональных схем, связанных с прохождением материальных потоков от производителя к потребителю и соответствующего информационного потока. Железнодорожный транспорт при этом необходимо рассматривать как составную часть более крупной системы, т.е. логистической транспортной цепи.
19 Создание транспортно-логистических зон В этом случае появляется возможность эффективного комбинирования отдельных звеньев ЛТЦ (портов, железнодорожных станций и др.) с целью получения более высокого эффекта для всей системы. С точки зрения системного подхода данная модель описывает процессы взаимодействия производства, транспортировки и потребления. Так как доставку грузов «точно в срок» нужно осуществлять с минимальными затратами трудовых, материальных и денежных ресурсов, при построении логистического канала грузопотоков, кроме системного подхода должен быть реализован принцип оптимальности.
20 Создание транспортно-логистических зон Для внедрения такой схемы должны быть оптимизированы технологические и технические параметры системы. В конечном счёте применение логистического подхода должно быть подчинено максимальной эффективности. В Московской академии государственного и муниципального управления была разработана программа решения этой задачи. Расчёты экономической эффективности оптимизации перевозки нефтеналивных грузов проводились применительно к ж. д станции Хабаровск. Из расчётов следует, что для станции Хабаровск показатели составили: экономия транспортных расходов 39%, экономия цены нефтеналивного груза 11%, экономия парка локомотивов 109 ед., экономия парка цистерн 8532 ед., экономия времени доставки нефтеналивных грузов 73%.
21 Крупные перевозчики объединяются для осуществления смешанной транспортировки, перевозок контрейлеров. Автомобилисты осуществляют комплектование отправок и доставку на средние расстояния для последующей перегрузки на железную дорогу, которая перевозит на длинные дистанции. На станции назначения контейнеры перегружаются на автотранспорт и доставляются потребителю.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.