Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемБорис Тимохин
1 0 Алгоритм внедрения систем менеджмента качества в энергокомпаниях ОАО РАО « ЕЭС России» - ключ к созданию эффективных СМК Член Правления, заместитель технического директора - главный технический инспектор Виктор Карлович Паули г. Москва, июля 2007 г.
2 1 СППУ или PPS (система производственного планирования и управления на основе централизованных принципов) САУ - система управления на основе простого администрирования производственно- хозяйственной деятельности Управление по результату с контролем по центрам формирования затрат Кайдзен (непрерывное улучшение, в котором участвуют все сотрудники) ? Гемба-Кайдзен (непрерывное совершенствование там, где реально создаются продукты и оказываются услуги) Сегодня все компании мира ориентируются на методологии стратегического управления, включающие в себя множество различных рабочих основных и вспомогательных инструментов, постепенно переходя к более совершенным и эффективным методам ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ TQM (система всеобщего менеджмента на основе качества) ИСО-9000 или ISO-9000 (система менеджмента качества) ИСМ: ИСО-9000, ИСО 14000, OHSAS 18000
3 2 Кружки качества 1. Точно вовремя 2. Бережливое производство 5. Всеобщий контроль качества (TQC) 3. Контроль качества (QC) Успех Японии начинался с совершенствования систем контроля качества! 7. Системы менеджмента качества – ИСО Контроль качества в масштабе всей компании (CWQC) 9. Кайдзен (непрерывное улучшение) 8. Всеобщий менеджмент качества (TQM) 10. Гемба-Кайдзен (непрерывное совершенствование там, где реально создаются продукты и оказываются услуги) 4. Статистический контроль качества (SQC) ЛУЧШИЙ МИРОВОЙ ОПЫТ – от контроля качества к управлению качеством: «Слушайте меня, и через пять лет вы будете конкурировать с Западом. Продолжайте слушать меня до тех пор, пока Запад не будет просить защиты от вас» - сказал в 1950 году японцам Э. Деминг ( гг.) – отец революции качества в Японии. Результаты его работы в течении 65 лет вкладывались в основы деятельности различных промышленных предприятий и организаций.
4 3 Таким образом, в энергокомпаниях Холдинга РАО «ЕЭС России» должна и начала решаться задача, которая важна, как в целом для России, так и, соответственно, для электроэнергетики, как одной из составляющей индустриальной и экономической инфраструктуры страны. Международные стандарты ИСО 9000 станут мощным толчком к развитию российской экономики. Да и страна, похоже, начинает поворачиваться в сторону своего качества! И это энергокомпаниями уже осознается!
5 4 Добавлю от себя ДВА ВЫВОДА: - во-первых, только тогда в компании начнется реальный процесс улучшения качества и совершенствование, когда идеологию СМК поймет, будет исповедовать, проповедовать и внедрять в повседневную жизнь вся вертикаль управления – от мастеров, начальников смен и отделов до высшего руководства компании! В Холдинге РАО «ЕЭС России» эта работа ведется! - во-вторых, только тогда в России начнется реальный процесс ее улучшения, когда идеологию СМК поймет, будет исповедовать, проповедовать и внедрять в повседневную жизнь вся вертикаль управления – от мастеров, начальников смен и отделов до Премьер-министра! На Всемирном дне качества я предложил второй вывод считать меморандумом Всероссийского дня качества и объявить 2007 год – годом начала широкомасштабной всероссийской борьбы за качество. Надо же поддержать и реализовать призыв ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ: «… НАЧАТЬ ФОРМИРОВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ ВСЕМУ МИРУ КАЧЕСТВО НАШЕЙ СТРАНЫ».
6 5 Ключевые аспекты внедрения Выбор правильной стратегии: -определение целей, формата и варианта внедрения СМК; Обеспечение четкой организации работ: - алгоритм внедрения СМК; Реализация принципов менеджмента: - базисные положения СМК; Документирование СМК: - обязательный состав; Диагностические и оценочные процедуры: - формы, методы, параметры….
7 6 Определение целей внедрения Определение целей внедрения в практику управления принципов менеджмента качества и реализация требований международного стандарта ИСО 9001:2000: 4. Обеспечение успешной сертификации на соответствие требованиям МС ИСО 9001:2000 и дальнейшее непрерывное совершенствование. 2. Обеспечение управляемых условий и упорядочение деятельности энергокомпании по предоставлению стабильного и качественного энергообеспечения 1. Обучение и развитие персонала, необходимого для обеспечения поддержки и постоянного улучшения СМК – всеобуч по качеству! 3. Переход на уровень стандартизованной деятельности при оптимизированной организационной структуре и унифицированных в результате реинжиниринга процессах
8 7 Определение формата внедрения Проект - уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности, имеющий начальную и конечную дату выполнения, предпринимаемый для достижения цели, соответствующей установленным требованиям, включая ограничение по времени, затратам и ресурсам ( ISO 9000:2000,п.3.4.3) Преимущества проектного подхода - обеспечение эффективности работ по созданию СМК путем концентрации усилий на достижении конкретных поэтапных и конечных целей, а также наилучшего использования ресурсов Управление деятельностью по созданию и внедрению СМК, как проектом. ИСО Менеджмент качества. Руководство качеством при управлении проектами.
9 8 Выбор вариантов внедрения Энергетическая компания Наиболее предпочтительный вариант для разработки и внедрения результативной СМК, соответствующей всем установленным требованиям. Разработка и внедрение СМК «своими силами» Совместная работа Консультанта и Заказчика. Активное участие персонала организации в разработке и внедрении СМК Разработка СМК «под ключ» с привлечением Консультанта: покупка готового (типового) комплекта документов СМК, сертификация СМК в «независимом» органе
10 9 На основании анализа результатов и приобретенного опыта пилотных проектов, использования успешного мирового и отечественного опытов внедрения СМК был разработан - АЛГОРИТМ ВНЕДРЕНИЯ СМК В ЭНЕРГОКОМПАНИЯХ ОАО РАО «ЕЭС РОССИИ» (исх. от ПВ-120) Алгоритм представляет собой методически обоснованную последовательность этапов и работ по разработке и внедрению систем менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000 Методологическое вооружение
11 10 Административный ресурс (приказ) Председателя Правления и активный нажим (прессинг) члена Правления, заместителя технического директора – главного технического инспектора могут привести к высокому качеству отчетности при неулучшенном качестве деятельности… Решение принято при встрече А.Б. Чубайса с В.К. Паули Нужна ли специальная директива (приказ) Председателя Правления? Не нужна, потому что -
12 11 Алгоритм внедрения СМК Проведение предварительного аудита. Пункт 3.2 Алгоритма Проектирование системы менеджмента качества. П.3.3 Алгоритма: Внедрение процессного подхода… П.3.4 Создание документированной базы… Организация внутренних аудитов П Алгоритма Организация анализа со стороны руководства. П , р.4 Алгоритма Запуск системы менеджмента качества П Организация процесса внедрения СМК. Разделы Алгоритма: -1. Подготовительный этап. 2. Организационные мероприятия Обучение. Пункты – Алгоритма: - Обучение, формирование критической массы, вовлечение персонала Постоянное улучшение. Раздел 5 Алгоритма
13 12 П.2.1 «А» – «Лидерство руководства» Создание эффективной СМК начинается сверху, с руководителя организации Лидерство – это неотъемлемый элемент системы менеджмента качества, более того, лидерство – «пусковой механизм» этой системы, это то, благодаря чему все элементы, концепции, принципы начинают жить.
14 13 П.2.3 «А»- Привлечение консультантов При принятии решения о внедрении СМК возникает вопрос: «Справимся сами или будем приглашать консультантов?» Однозначного ответа нет, но справиться со многими проблемами, возникающими в процессе создания СМК, гораздо легче при помощи консультантов. Почему?: - Создание и внедрение СМК это проектная работа. Немногие организации имеют практический опыт осуществления проектов. - Проект по СМК имеет достаточно специфических подходов и решений. - Стандарт ISO 9001 универсален. Применять его могут организации, не зависимо от уровня развития и сферы экономической деятельности, но, вследствие этого, стандарт является декларативным документом. Стандарт говорит, что должно быть сделано, но о том, как это должно быть сделано ни слова.
15 14 Диагностирование действующей системы управления консультанты Обследование функционирования действующей системы управления: - анкетирование; - собеседования; - интервьюирование. Рабочая группа Экспертиза и анализ действующей документации : - определение адекватности - оценка достаточности; полноты и качества; - определение документов, подлежащих актуализации. Сотрудники энергоком - пании Менеджмент энергоком - пании
16 15 П «А»-Вовлечение персонала «Работники всех уровней составляют сущность организации. Полное вовлечение работников дает возможность использовать их возможности на благо организации.» МС ИСО 9004:2000 Мотивация персонала. Обучение. Переход к либеральным методам управления. Главное в отношении персонала становится: «вовлеченность», «соучастие», «преданность», тем более, что основным ресурсом и пользователем СМК является персонал.
17 16 Три строительных блока любого бизнеса – это «железо», «бумага» и люди. Процессы кайдзена начинаются с людей. Лишь решив эту проблему можно переходить к «железу» и «бумаге». «Бумага» «Железо» Люди Понятие «качество» обычно ассоциируется с качеством продукции. Однако в нашем случае такое представление очень далеко от истины. Процессы совершенствования должны уделять основное внимание качеству людей. По капле менять человека – таким всегда был основной принцип кайдзена. Компания, способная «встроить» качество в своих людей, уже прошла половину пути к повышению качества деятельности. Выдержки из книги «Кайдзен – ключ к успеху японских компаний». Масааки Имаи КАЙДЗЕН
18 17 Лидерство руководства, вовлеченность персонала и консалтинг – должны идти вместе. Это увеличивает шансы на успех. При этом менеджмент должен уметь слушать, выслушивать и слышать сотрудников. Это одна из важнейших составляющих успеха СМК
19 18 Реперные точки Алгоритма, которые фиксируются в проекте (программе) СМК Пункт 2.1: - Издание …организационно- распорядительного документа … об открытии проекта внедрения СМК… Пункт 2.3: - Привлечение внешних консультантов… имеющих опыт внедрения СМК… Пункт 2.7: - Проектирование внедрения … СМК (разработка программы внедрения СМК)… Пункт 3.1: - Обучение и вовлечение персонала Пункт 3.2: - Предварительный аудит – диагностика … Пункт 3.3.5: - Переход к управлению … на основе … принципа – «Процессный подход» Пункт 3.4: - Создание документированной базы СМК Пункт 3.5:- Системный подход к менеджменту и управление улучшением
20 19 Важные условия … 1. Практически все этапы, отраженные в Алгоритме должны быть реализованы в течении Проекта… 2. Объемы работ по каждому этапу Алгоритма могут быть различными, в зависимости от ряда условий: - установленной цели и выделенным ресурсам; -степени отклонений действующей системы управления предприятия от модели СМК, соответствующей требованиям ИСО 9001; - степени компетентности персонала и его вовлечения; - форматов внедрения и степени участия консультантов в проекте создания СМК; 3. Реализация некоторых этапов может осуществляться параллельно. Хотя, в ряде случаев, началом следующего этапа может являться выход (результат) предыдущего этапа.
21 20 БАЗИСНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СМК
22 21 Система менеджмента качества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих стандартизованных элементов и процессов для реализации политики и целей компании в области качества Документы, входящие в обязательный состав документации системы менеджмента качества, определенные ГОСТ Р ИСО 9001: 1) 1)политика и цели в области качества; 2) 2)руководство по качеству; 3) 3)управление документацией; 4) 4)управление записями; 5) 5)система внутренних аудитов; 6) 6)управление несоответствующей продукцией; 7) 7)управление корректирующими действиями; 8) 8)управление предупреждающими действиями. Для обеспечения эффективности систем менеджмента качества необходимо разработать и внедрить: ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ СМК МС ИСО 9000: СМК. Концепция и словарь МС ИСО 9001: СМК. Требования МС ИСО 9004: СМК. Руководство МС ИСО 19011:2001 – Аудит СМК
23 22 Постоянное улучшение и контроль Время Результативность деятельности пландействия проверкадействия КОНТРОЛЛИНГ Непрерывное совершенствование Проверка СМК Контроллинг, как подсистема управления обеспечивает мониторинг деятельности на каждом уровне управления и включает в себя различные формы контроля тенденций и намерений, выявления отклонений и проблемных зон, являясь тем самым сигнальной системой для менеджмента. Контроллинг играет существенную роль в повышении качества управления процессами на основе наблюдения, проверки всех сторон деятельности, учета, сопоставления данных и анализа, подготовки и продвижения проектов управленческих решений.
24 23 В явном виде критериев оценки эффективности реально (а не формально) внедренной СМК, как качественных, так и количественных, не определено. Но: КАЧЕСТВЕННО улучшения в результате совершенствования деятельности должны быть ощутимы по: Критерии оценки эффективности РЕАЛЬНО внедренной СМК разгрузке высших руководителей; повышению управленческой квалификации всей иерархии от мастеров, начальников отделов и смен до высшего менеджмента; достижению прозрачности и управляемости бизнес-системы; приобретению бизнес-системой «целенаправленности», фокусировки на достижение целей; уменьшению времени реакции бизнес-системы на изменения окружающей среды; четкой формализации требований к работникам; четкому разграничению и балансировке полномочий и ответственности; оптимизации документооборота.
25 24 Но оценивать-то, все-таки необходимо! «Тот, кто намеревается оценить в денежном выражении все выгоды, которые будут год за годом нарастать в компании в результате постановки новой модели управления, вводит себя в заблуждение.» Э. Деминг 1. 1.Сокращение количества уровней управления компанией; 2. 2.Повышение стоимости бизнес-системы; 3. 3.Снижение издержек и повышение эффективности использования ресурсов. По опыту российских и зарубежных консалтинговых компаний, КОЛИЧЕСТВЕННО можно оценить следующие результаты: НО: ОЦЕНИМЫ И СОПОСТАВИМЫ КОНКРЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ПРИНЦИПУ: «ДО», «В ПРОЦЕССЕ» И «ПОСЛЕ» ВНЕДРЕНИЯ СМК. И ЭТО ПОЗВОЛЯЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЛИНГ!!!!
26 25 В контроллинге большое значение имеет классификация показателей качества производственной и финансовой деятельности по характеризуемым свойствам оборудования, энергообъекта в целом и осуществляемым деловым, технологическим и коммерческим процессам по принятой в отрасли номенклатуре технико-экономических показателей Основные группы показателей, определяющих качество производственной деятельности энергокомпаний группа показателей назначения группа показателей надежности группа показателей безопасности группа экологических показателей группа показателей технологич- ности группа показателей технико- экономической эффективности группа финансовых показателей и бизнес- показателей
27 26 Центры оценки технико-экономической эффективности деятельности по показателям Контроль за выдерживанием параметров, критериев и показателей в соответствии с установннными критериями в центрах управления и контроля КПЭ ИП КП ИП КП Сбалансированная система показателей П/ЭО – параметры и экспертные оценки КП – комплексные показатели ИП – интегральные показатели КПЭ – ключевые показатели эффективности П/ЭО КПЭ
28 27 Количественную оценку эффекта от внедрения СМК в энергокомпаниях, вставших на это путь, давать еще рано. Правильнее оценивать получаемый уже системный качественный эффект от начальной стадии внедрения СМК: Первые выводы по результатам начала внедрения СМК в энергокомпаниях Холдинга РАО «ЕЭС России» первый системный качественный эффект – это проведение энергокомпаниями в соответствии с методологией внедрения СМК оценки качества управления и начало понимания недостатков существующей системы управления; второй системный качественный эффект – начало перехода от функционального менеджмента к менеджменту, ориентированному на процессы и их качество; третий системный качественный эффект – начало понимания, что организационные структуры энергокомпаний, выполненные зачастую наспех или на основе прошлого опыта, не оптимальны и требуют реинжиниринга; четвертый системный качественный эффект – начало понимание и повышение интереса к контроллингу, как к неотъемлемой части качественного менеджмента; пятый системный качественный эффект – осуществление в энергокомпаниях тотального процесса обучения «как лучше управлять»!
29 28 РИСКОВ НЕСООТВЕТСТВУЮЩИХ РЕСУРСОВ НЕСООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НЕСООТВЕТСТВЩИХ ПРОЦЕССОВ ОТКЛОНЕНИЙ НЕСООТВЕТСТВЩИХ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ ВНЕДРЕНИЕ СМК В СОЧЕТАНИИ С КОНТРОЛЛИНГОМ ПРИВОДИТ К УСТРАНЕНИЮ РИСКОВ, ОТКЛОНЕНИЙ, НЕСООТВЕТСТВИЙ И НЕПРЕРЫВНОМУ ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ ЭТО ВАШИ РЕЗЕРВЫ И ИХ НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬ!
30 29 С М К + К О Н Т Р О Л Л И Н Г + И Н Н О В А Ц И И СМК – это онкая настройка управления в энергокомпании Контроллинг -это предмет деятельности каждого руководителя, выступающий как элемент обратной связи, по данным которого корректируются ранее принятые решения, оперативные и стратегические планы. Инновации – это одномоментный акт, дающий прирост эффективности процесса и результатов деятельности в целом СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.