Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладлена Дахнова
1 Социология потребления Рощина Яна, Надеждина Евгения Государственный университет – Высшая Школа Экономики Москва, Факультет социологии 2010
2 2 Контакты: Кафедра экономической социологии – ; Рощина Я.М. - Надеждина Е.В. - Филиппова Т.Н. -
3 3 Интернет-программа 246/index.html 246/index.html
4 4 Интернет-программа
5 5
6 6 Интернет-программа
7 Требования к студентам. Введение. Лекция 1
8 8 Критерии оценки Обязательно к выполнению для получения оценки: 20% - эссе ( к 1 декабря, 1 день просрочки – 1 день штрафа, после 15го декабря эссе не принимается и оценка за экзамен - неудовлетворительная) 40% - экзамен Необязательные составляющие: 15% - контрольная (30.09 в 12:10) 20 % - доклады (10% - первый, 10% - второй) 5% - посещаемость
9 9 Критерии оценки Для положительной оценки (4 балла) необходимо набрать не менее 40 баллов баллов – 4, баллов – 5, баллов – 6, баллов – 7, баллов – 8, баллов – 9, баллов – 10.
10 10 Требования к докладам Доклад по теме семинарского занятия студент делает на основе литературы, предложенной преподавателем. Все статьи и части книг содержатся в «Хрестоматии по социологии потребления» и размещены в электронном виде в интернет- программе. В списке – тема семинара, название статьи, страница в ридере
11 11 Тексты к семинарам для докладов
12 12 Требования к докладам В течение каждого семинара делается около 5-6 докладов по теме семинара. Студент, делающий доклад, должен представить до начала семинарского занятия тезисы доклада (1-2 стр.), а затем кратко и внятно (10-12 минут) изложить материал статьи (главы книги), ответить на вопросы студентов тезисы проходят проверку на антиплагиат с прошлыми годами
13 13 Требования к докладам Тезисы доклада высылаются НАКАНУНЕ семинара: преподавателям по адресу ; на электронный адрес курса или группы распечатываются к докладу в 1 экз. преподавателю Доклад без тезисов засчитывается в объеме 50% оценки
14 14 Семинарские занятия и доклады: С1 - 03/11 Шоппинг как стиль потребительского поведения(англ.яз.) С2 - 11/11 Ж. Бодрийяр: «Cистема вещей» С3 - 18/11 Ф. Бродель: История потребления в эпоху капитализма. С4 - 25/11 Потребление в СССР: дефицит и очередь С5 - 2/12 Потребление в сферах питания и одежды (англ.яз.) С6 - 09/12 Потребление в сферах досуга и туризма (англ.яз.) С7 - 16/12 Макдональдизация, глобализация, постмодерн
15 15 Лекции: 1-вводная; 2 – эконом.теории (2.09) 3-4 – новые эконом.теории (9.09) 5 – решение задач; 6 – история (16.09) 7-8 – потребление в СССР и России (23.09) Контрольная (30.09); (статистика и эссе) 9 – формирование ценности вещей; 10 – система знаков (7.10) 11 – стиль жизни 12 – стратификация 13 – новые общества 14 - макдональдизация
16 16 Требования к написанию эссе Объем эссе – 6-8 стр., 12 кегль, 1,5 интервал. В эссе необходимо показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими данными о развитии сферы потребления в России. Литература для написания эссе – статистические справочники Росстата; основной источник данных – «Социальное положение и уровень жизни населения России», М., Росстат, последний год издания на момент чтения курса. Размещен на сайте Росстата. - сайт Росстата (эл.версии сборников + центральная база статданных)
17 17 Статистические сборники
18 18 Требования к написанию эссе в эссе нужно проанализировать: либо динамику потребления в какой-либо сфер (например, товары длительного пользования, продукты питания, жилье, медицинские, образовательные услуги, культура и т.д.), либо различия в потреблении между социальными группами (по доходу, составу семьи и т.д.). либо различия в потреблении между регионами России или Россией и другими странами
19 19 Требования к написанию эссе Эссе сдается в распечатанном виде преподавателю 1го декабря В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ высылается на электронный адрес преподавателей или (по размещается в системе «антиплагиат» Эссе проходит проверку на антиплагиат, в том числе с прошлыми годами
20 20 Контрольная работа По первому разделу курса (экономический подход к изучению потребления + задачи) 30-го сентября краткий ответ на 3-4 вопроса, а также решение 3-4 задач 1 час 20 минут
21 21 Экзамен открытых вопросов, подразумеваются краткие ответы (в форме плана) Письменная экзаменационная работа считается выполненной успешно, если дан ПОЛНЫЙ ответ хотя бы на один вопрос 2 часа астрономических Списывание = удаление из аудитории
22 Предмет социологии потребления
23 23 Зачем нужно изучать потребление? потребление может быть предметом чисто теоретического, концептуального изучения, так же как и любое другое явление общества или природы; изучение потребления позволяет прогнозировать поведение людей в этой сфере и, следовательно, оценивать, например, спрос на различные товары; кроме того, знание закономерностей потребления позволяет воздействовать на него, например, стимулировать покупки того или иного продукта.
24 24 Принципы классификации процесса потребления. По протяженности процесса во времени различают: одномоментное (или очень непродолжительное во времени) потребление – например, потребление пищи, хотя нужно определить, с какого момента начинается потребления – с момента покупки или с момента непосредственного процесса еды; растянутое во времени потребление – например, в квартире люди могут жить годами.
25 25 Принципы классификации процесса потребления. По числу пользователей потребление может быть: индивидуальным; групповым, поскольку есть блага, потребляемые коллективно – например, такие, как театр, автобус, образование. Но смотреть спектакль или ехать в автобусе может и один человек, в то время как ряд благ немыслим, если ими не пользуются все люди - например, организация дорожного движения, принятие законов, охрана границ государства.
26 26 Принципы классификации процесса потребления. По стоимости потребляемого блага выделяют: платные блага, то есть потребление товаров (вещей и услуг, приобретенных за деньги), бесплатные блага, то есть потребление не купленных товаров и услуг, а тех благ, которые или произведены самими людьми, или предоставляются им бесплатно, или общедоступны. (приведите примеры таких благ)
27 27 Принципы классификации процесса потребления. По субъекту потребления можно выделить: личное потребление (индивидов, домохозяйств); производственное потребление (предприятий, организаций). Конечно, на предприятиях тоже работают люди, но использование, например, металла, для производства труб не удовлетворяет никаких личных потребностей работников.
28 Как дать определение потреблению ?
29 29 нередко потребление определяют как: процесс приобретения и конечного использования потребительских благ и услуг ИЛИ процесс удовлетворения потребностей
30 В чем слабость таких определений?
31 31 Определение В.В.Радаева потребление – это использование полезных свойств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного блага
32 32 Определение Ж.Бодрийяра Потребление это не пассивное состояние поглощения и присвоения… Потребление это не материальная практика и не феноменология «изобилия», оно не определяется ни пищей, которую человек ест, ни одеждой, которую носит, ни машиной, в которой ездит, ни речевым или визуальным содержанием образов или сообщений, но лишь тем, как все это организуется в знаковую субстанцию: это виртуальная целостность всех вещей и сообщении, составляющих отныне более или менее связный дискурс. Потребление, в той мере в какой это слово вообще имеет смысл, есть деятельность систематического манипулирования знаками.
33 33 Базовые свойства потребления потребление – это мотивированная деятельность, направленная на удовлетворение «потребности» или «желания»; у процесса потребления есть объект (вещь или услуга, т.е. то, что именно потребляется), обладающий определенным набором свойств (овеществление); у потребления есть также субъект, т.е. тот, кто именно потребляет (это может быть человек или группа людей), также со своими характеристиками; кроме того, и сам процесс имеет некоторые характеристики – как, каким образом на основе каких механизмов сначала происходит выбор, а затем собственно потребление (использование субъектом потребления его объекта),
34 34 Какие дисциплины изучают потребление? Экономика Психология Маркетинг … Социология …
35 35 Потребление в социологии: Это социальное действие, так как: объект потребления является результатом труда самого человека или других людей и, следовательно, отражает их отношения субъект потребления – человек – вынужден вступать в отношения с другими людьми для того, чтобы иметь возможность что-то потребить
36 36 Различие в подходах к анализу потребления = различие в подходах к модели человека различие в ответе на вопрос «почему»: Почему различается поведение людей в потреблении??
37 37 «Почему различается потребительский выбор»? Психология: различия в индивидуальных вкусах и типах личности Экономика: потребление – это достижение определенной цели при ограниченных ресурсах, у индивидов различаются и цели (вкусы), и ресурсы (ограничения) Социология: вкусы формируются как результат группового взаимодействия; в число ограничений входят социальные нормы; потребление выступает как особый язык (система знаков)…
38 38 Различие понятий при изучении потребления Экономика: «рынок», «предпочтение», «цена», «ресурс», «ставка процента» Социология «мотив», «норма», «социальный статус», «санкция», «роль»
39 39 Различие вопросов при изучении потребления Экономика на микроуровне: какой из двух наборов товаров выберет человек при данных вкусах, доходе, ценах? на макроуровне: как изменится объем потребления населения при росте банковской ставки процента? Социология на уровне социальных групп: как влияет на потребление человека его социальный статус? на уровне общества в целом: что такое «общество массового потребления»?
40 40 Какие самые общие вопросы задают при изучении потребления? Кто именно является потребителем? (Анализ субъекта потребления). Что именно потребляется и каковы его свойства? (Анализ объекта потребления). В каком количестве потребляется благо? (Анализ объема потребления). Что именно и в каких пропорциях потребляется? (Анализ структуры потребления). Есть ли устойчивые образцы структур потребления у различных групп населения? (Типологический анализ потребления). С какой целью (зачем) потребляется благо? (Анализ мотивации потребления).
41 41 Какие самые общие вопросы задают при изучении потребления? Когда именно потребляется благо? (Анализ временной структуры потребления, или разделения дохода на потребление и сбережения). Как (каким образом, способом) потребляется благо? Какова стоимость (цена) приобретенного блага? Как влияют на объем потребления цены и доходы? Какие институты общества (механизмы, нормы, правила) связаны с потреблением? Как происходила трансформация потребительских практик и институтов потребления с течением времени? (История потребления). Какие смыслы люди приписывают потребляемым благам?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.