Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛиана Твардовская
2 «Азбука» Ивана Федорова (1574) – первый печатный учебник русского языка. В «Азбуке» даны: 45 букв кирилловского алфавита, грамматика, орфография, элементы просодии.
3 «Грамматика...» М.Смотрицкого (1619) «Букварь» К.Истомина (1694) «Российская грамматика» М.В.Ломоносова (1757)
4 Ф.И.Янкович-де-Мириево «Руководство учителям первого и второго разряда народных училищ Российской империи»
5 Ф.И.Буслаев
6 - разграничивает «учебную метóду» и «ученую метóду», т.е. методы обучения и исследования. - задачи учебной методики: опираться на опыт преподавания, на анализ результатов обучения; изучать личность ученика; обеспечить научную достоверность материала; воспитать в ученике "охоту к серьезным занятиям и пробудить любовь к науке; - создал методику изучения в школе живого русского языка на основе анализа образцов художественной литературы, фольклора; - учил брать язык как единое целое, в неразрывной связи всех его элементов: чтение, письмо, развитие речи, работа по грамматике, лексике, этимологии рассматриваются в совокупности; - высоко ценил практические упражнения - изложения, сочинения, переписку, переводы, деловое письмо; - основной задачей и для низших, и для высших ступеней обучения считал развитие «врожденного дара слова»; - в изучении языка видел огромные возможности умственного развития ученика, рекомендовал развивать навыки самостоятельности, творческого отношения к делу, применять эвристическую методику, чтобы сами ученики «открывали неизвестное посредством известного».
7 К. Д. Ушинский ( )
8 К.Д. Ушинский -на начальном этапе обучения русский язык является главным предметом; -его преподавание преследует три цели: «во- первых, развить в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, то есть грамматические его законы в их логической системе»; -выступал за систематическое изучение грамматики как базы для развития логического мышления детей и как основу для развития речи учащихся. -предложил систему изложений и сочинений, значение которых в развитии речи оценивал очень высоко.
9 И. И. Срезневский ( ) ( )
10 сложилась в конце 1870-х – начале 1880-х годов в Казанском университете.
11 Н.В. Крушевский ( ) И.А. Бодуэн де Куртенэ ( ) В.А. Богородицкий ( ) С.К. Булич ( )
12 Основные идеи Бодуэн де Куртенэ 1. Язык - это исключительно психическое явление. 2. Не принимал «законы», скептически относясь к понятию закона в лингвистике. (1883) Н.В. Крушевский 1. Язык как одновременно физиолого-акустическое и психическое явление. 2. Закон как общее правило, универсальное для всех языков: - «исторические» законы (история языка), -«статические» законы(«Всякий звук в одинаковых условиях акустически и физиологически приблизительно одинаков у всех индивидов данного говора и времени»); -«статический закон звукового сочетания» («со звуком х может сочетаться только звук z 1, но не может вовсе сочетаться звук z 2 ». «Однообразие звука и звуковой системы…а также однообразие звуковых сочетаний суть единственные законы, которым подчиняется каждое без исключения слово данного языка». -Динамические законы – это прежде всего законы изменений артикуляций, от них производны законы перехода звуков.
13 Сформировалась в Московском университете в 1880–1890-е годы.
14 Ф.Ф.Фортунатов (1848 – 1914) А.И.Томсон (1860–1935) Г.К.Ульянов (1859–1912) А.А.Шахматов (1864 – 1920)
15 Труды Ф.Ф. Фортунатова -Стремление к математической точности в своих лингвистических исследованиях. -Стремление изучать язык, исходя из собственно лингвистических критериев и по возможности не обращаясь к категориям других наук. - Стремился выявить общие законы грамматической структуры, не связанные с историческим развитием. - Занимался типологией, сопоставлением строя языков независимо от их истории и родственных связей.
16 Труды А.А. Шахматова
17 А.М. Пешковский (1878–1933)
18 Якобсон: «Московская лингвистическая школа, верная заветам своего основоположника Филиппа Федоровича Фортунатова, была и остается призвана осознать, обосновать и развить его учение о том, что язык – не одна лишь внешняя оболочка по отношению к явлениям мысли и не только средство для выражения готовых мыслей, а прежде всего орудие для мышления…»
19 Направление русской лингвистики, сложившееся в Петербургском университете в начале 20 века.
20 И.А.Бодуэн де Куртенэ И.А.Бодуэн де Куртенэ - основатель Петербургской школы
21 Л.В. Щерба ( ) Е.Д. Поливанов ( ) Л.П. Якубинский ( )
23 Макс Юлиус Фридрих Фасмер ( ) Казимир Буга ( ) Борис Яковлевич Владимирцов ( ) Сергей Игнатьевич Бернштейн ( ) Борис Александрович Ларин ( ) Виктор Владимирович Виноградов ( ) Николай Владимирович Юшманов ( ) Александр Александрович Драгунов ( ) Алексей Петрович Баранников ( ) Всеволод Брониславович Томашевский ( )
24 -представление о языке как психическом явлении; -социальный характер языка; -проблемы функционирования языка в обществе и языковой политики; -выделение основных единиц языка (фонемы, морфемы, слова) и выявление их свойств. Фонема как психическая сущность, некоторое устойчивое представление группы звуков в человеческой психике.
25 Начал складываться в Чехословакии с середины 1920-х годов, его организационное оформление произошло в 1929 году.
26 В. Матезиус (1882 – 1945)
27 Выдвижение принципов структурного описания языка. Определение языка как системы средств выражения, как функциональной системы, обладающей целевой направленностью. Формулирование принципов функционального описания языка. Исследования поэтического языка с его особыми явлениями в области фонологии, морфологии, синтаксиса и лексики. Разграничение фонологии и фонетики, выдвижение понятия фонологических оппозиций, определение фонемы как «пучка» различительных признаков, разработка типологии фонологических оппозиций. Система грамматических оппозиций. Использование методов структурного анализа в изучении морфологии и синтаксиса. Вопросы типологии языков и проблема языковых союзов.
28 Сложилась в 1930-е годы, когда большинство ее основателей работали в Научно-исследовательском институте языкознания при Наркомате просвещения, а затем в Московском городском педагогическом институте.
29 В.Н.Сидоров (1903–1968) Р.И.Аванесов (1902–1982) А.А.Реформатский (1900 – 1978) П.С.Кузнецов (1899 – 1968) А.М.Сухотин (1888–1942)
30 Отвергали психологический подход к фонеме и трактовали фонему как минимальную смыслоразличительную единицу, позволяющую различать значимые единицы языка – морфемы и слова. Фонема, согласно МФШ, – это основная единица фонологического яруса языка, линейно нечленима на части, но сложна по своему устройству и включает множество признаков. Считали необходимым учитывать не только дифференциальные признаки, противопоставляющие фонему другим фонемам, но и так называемые интегральные признаки, не связанные с противопоставлениями. Важнейшей характеристикой фонемы является позиция, т.е. условия употребления и реализации фонем в речи. Стремление к строго системному изучению фонологии, при котором фонемы рассматриваются в противопоставлении друг другу.
32 Т.А. Ладыженская
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.