Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСергей Ергин
1 Интерес к психоанализу
2 Часть первая Интерес психологический Психоанализ это медицинский метод, который направлен на лечение определенных форм нервных расстройств (неврозы) при помощи психологической техники.
3 Если говорить о болезнях, которые могут вылечиваться с помощью психоаналитической терапии, то мы можем назвать как истерические припадки и ступоры, так и разнообразнейшие проявления невроза (навязчивые пред ставления и действия). Иногда эти состояния исчезают сами по себе, и следует заметить, что своеобразный механизм такого излечения до сих пор не понятен, и, как пра вило, они легко могут быть вылечены врачом.
4 Если же говорить о тяжелых формах душевных заболеваний, то здесь психоанализ не дает никакого результата. Однако как в случаях психозов, так и в случаях неврозов он впервые в истории медицины позволяет увидеть механизмы их происхождения и возникновения.
5 Промахи человека это полноправные психические феномены, которые каждый раз имеют собственный смысл и собственную тенденцию. Они вызваны некоторыми намерениями, которые не могут проявиться иначе из-за определенной психологической ситуации.
6 Обычно в таких ситуациях имеет место психический конфликт, в рамках которого недостаточно сил ная тенденция оттесняется от ее непосредственного проявления, и она имеет возможность реализоваться только непрямыми путями. Человек, который совершил промахможет и не заметить его.
7 Он может ясно ощущать подавленную тенденцию, которая находится в основе промаха однако без анализа ему обычно неизвестно, что этот кон- кретный промах результат действия данной тенденции.
8 Самым частым способом подавления определенного намерения, которое впоследствии будет удовлетворяться является уклонение от неудовольствия. Так, человек может забыть осуществить свое намерение, если его предстояло осуществить без особого желания или исключительно ради уступок общему мнению..
9 Люди теряют предметы, если находятся в натянутых отношениях с теми, кого им эти предметы чем-либо напоминает, особенно если такой предмет был этим неприятным человеком подарен. Вы можете сесть не на тот поезд, если поездка вам абсолютно неприятна и, особенно, если вам гораздо приятнее было бы находиться где- нибудь в ином месте
10 Количество событий, которые мы называем "случайными", весьма ограничено. Общее убеждение, что утеря предметов, скорее всего, берет свои корни в случайностях жизни, не более чем утешение, а наша кажущаяся неловкость весьма часто является прикрытием для наших секретных же ланий.
11 Однако еще более важным является то, что большое число бед, которые мы обычно полностью списывали на случайность, посредством психоанализа свидетельствуют о значительной доли наших желаний. Нередко в процессе психоаналитического рассмотрения весьма сомнительным становится отличие несчастного случая от намеренного самоубийства, которые на практике разграничить чрезвычайно непросто.
12 еще больший успех психоанализу. Внесло толкование сновидений, с ко торого берет начало сама история психоанализа. Исследования медиков рассматривают сон как исключительно физический феномен, не имеющий абсолютно никакого смысла и значения.
13 Медики видят в нем реакцию спящего мозга на физическое раздражение, которое вызывает частичное пробуждение. Что касается психоанализа, то он поднимает значение сновидения до значения полноценного психического акта, который имеет определенный смысл, конкретное намерение и назначение в душевной жизни индивида.
14 Психоанализ учит нас следующему: каждое сновидение имеет свой смысл. Кажущаяся чуждость сновидения берет начало в искажении его смысла, а его абсурдность намеренна; что касается нелогичности, то при толковании она не имеет абсолютно никакой роли.
15 Содержание сновидения в том виде, в котором оно помнится после пробуждения, мы называем явным, или манифестным. Если же говорить о толковании сновидения, то оно ведет к бессознательным*, к скрытым мыслям сновидения, прячущимися за манифестным содержанием.
16 Данные скрытые мысли сновидения уже не являются нелогичными, чужеродными или абсурдными, это полноценные составные части нашего неспящего мышления. Превращение скрытых мыслей сновидения в манифестное содержание сновидения психоаналитики называют работой сновидения,
17 Главной функцией сновидения является лишь сохранение сна. "Сновидение это хранитель сна". Работа сновидения изображает посредством галлюцинаций желание, скрытое в мыслях сновидения, как уже реализованное*.
18 Новые открытия психологии в области сновидений и ошибок могут оказаться полезными также и при объяснении других феноменов. Истерический припадок с давних времен считается одним из признаков повышенного возбуждения, это так называемая страстная вспышка.
19 психоанализ продемонстрировал, что припадок это пантомимическое отображение пережитых человеком или же выдуманных им сцен, которые занимают фантазию пациента, однако не осознаются им.
20 Под эту формулировку попадают и все другие так называемые постоянные симптомы истерических больных. Вся их эмоциональная жизнь бессознательно отдана пантомимическим и галлюцинаторным изображением фантазий, которые означают реализацию их тайных, но вытесненных желаний.
21 Страшноватый характер этих симптомов был вызван внутренним конфликтом, в который переходит вся душевная жизнь этих пациентов из-за непрерывной необходимости подавления бессознательных побуждений.
22 При неврозе навязчивости, являющимся иным невротическом заболеванием, пациенты попадают под власть чрезвычайно сложного в осуществлении, скорее всего, бессмысленного церемониала, который проявляется в постоянном повторении абсолютно бесполезных действий, в выполнении неких бессмысленных предписаний, в соблюдении таинственных запретов.
23 они отражают на самом незначительном материале конфликты жизни, борьбу между искушениями и запретами морали, между самим запретным желанием и наказанием за него или покаянием.
24 В случае другого невротического заболевания неизлечимой Dementia praecox (парафрения, шизофрения) в ее самых тяжелых проявлениях пациенты кажутся совершенно безучастными, но при этом весьма часто сохраняют для себя в качестве единственного вида деятельности некоторые однообразные и постоянные движения и жесты, которые мы называем стереотипами.
25 Психоаналитическое исследование таких стереотипов (которое провел Юнг), выявило в них своеобразное эхо ранее разумных пантомимических действий, которые некогда помогали человеку реализовать охватившее его желание.
26 еще два пункта: психоанализ явно определяет главенствование эмоциональных явлений в душевной жизни; психоанализ доказывает широкую распространенность страстных нарушений интеллекта у нормальных людей нарушений, которые аналогичны точно таким же проявлениям у больных.
27 Часть вторая Интерес к психоанализу со стороны непсихологических наук 1. Интерес лингвистических наук Под словом "язык" необходимо понимать не только выражение своих мыслей посредством речи, но также язык жестов, и, вообще, любой другой вид проявления подобной деятельности, как, например, письмо. мы имеем возможность доказать, что постулаты психоанализа являются, прежде всего, своеобразным переводом с непонятного нам способа выражения мыслей на понятный для нашего мышления.
28 Если мы объясняем сновидение, то всего лишь переводим содержание мыслей (упоминавшиеся выше скрытые мысли сновидения) с так называемого "языка сновидений" на привычный нам язык бодрствования.
29 То, что истерик выражает посредством рвоты, а пациент с неврозом навязчивости обнаруживает в мучительном самобичевании, которое защищает его от заражения, у парафреника проявляется в жалобах на то, что его собираются отравить.
30 Реакции разные, но суть одна; действия всех троих следствие сильно вытесненного желания забеременеть или предохраниться от нежелательной беременности.
31 2. Интерес философских наук Безусловно, философия непрерывно занималась вопросами бессознательного, однако при этом почти все ее представители (за немногим исключением) занимали одну из двух крайних позиций, которые мы приведем ниже. Они рассматривали бессознательное или как нечто мистическое, неуловимое, скрытое от человека, пребывающее в неких сумерках по отношению к психическому, или же ставили знак равенства между душевным и сознанием
32 Есть у философии и еще один стимул к познанию психоанализа, и этим стимулом является то, что она сама становится его объектом. Философские учения и разработанные на их основе системы являются трудом небольшого числа ученых с выдающимися способностями. Ни в одной из других известных наук личность самого научного работника не играет такую огромную роль, как в философии.
33 Психоанализ открывает возможности к познанию страстных единиц (проще говоря, комплексов, которые зависят от влечений человека), помогает нам делать исследования превращений, вызванных этими влечениями и изучать их конечный результат.
34 психоанализ может раскрыть и субъективную индивидуальную мотивацию философских учений, которые появились якобы в результате беспристрастной логической работы ученых, продемонстрировать слабые пункты философских систем.
35 3. Интерес биологических наук психоанализ, в процессе своих исследований, чрезвычайно рано пришел к открытию, что нервные заболевания всего лишь проявление нарушений половой функции, и поэтому имел все основания полностью отдаться исследованию этой функции, которой все чересчур долго пренебрегали.
36 Теперь уже невозможно утверждать, что дети несексуальны и сексуальные побуждения неожиданно проявляются только во время полового созревания. Наоборот, проведенные исследования, доказывают, что половые интересы и действия присущи человеку практически в любом возрасте
37 1. с самого раннего возраста не только половые органы, но и другие, совершенно различные части тела являются местами проявления полового возбуждения и при соответствующем их возбуждении ведут к половому удовольствию и даже удовлетворению.
38 2. вторая особенность инфантильной сексуальности ее первичная привязанность к таким функциям, как прием пищи, дефекация и мочеиспускание (вероятно, сюда можно отнести и мышечную деятельность организма), которые служат самосохранению индивида, и к органам чувств.
39 4. Интерес с точки зрения истории развития человека 1. Сначала благодаря ему был открыт процесс развития невротических симптомов. 2. Психоанализ выводил спиритическую жизнь взрослого из жизни ребенка
40 3. Большая часть людей имеет провалы в памяти, которые относятся к их первым детским годам; из этих лет вспоминаются лишь небольшие фрагменты. Вполне возможно утверждать, что психоанализ заполняет эти пробелы, излечивая людей от этой амнезии детства (см. "Интерес педагогических наук").
41 4. получило подтверждение то, о чем многие догадывались и раньше, чрезвычайное значение для всей будущей деятельности человека впечатлений детства и, в особенности, самых первых лет жизни.
42 Психоанализ позволил сделать вывод о нестираемости ранних переживаний именно по отношению к половой жизни. Так что известная формулировка: "On revient toujours а ses premiers amours"' является не чем иным, как правдой. Многочисленные загадки сексуальной жизни взрослых это не более чем простое утрирование переживаний их инфантильной любви.
43 6. первые детские переживания для человека не просто случайности, а, скорее, первые проявления его изначально заложенных влечений и склонностей.
44 7. взрослый человек практически ничего не теряет из своих инфантильных душевных формирований, несмотря на все его дальнейшее развитие.
45 5. Интерес со стороны культуры и истории Во-первых, вполне вероятен перенос результатов, полученных при работе психоаналитиков со сновидениями, на такие проявления народной фантазии, как мифы и сказки (Абрахам, Рэнк, Юнг).
46 Путем подобного переноса в иные сферы своих точек зрения, предпосылок и познаний, психоанализ разъясняет происхождение таких культурных феноменов, как религия, философия, право, нравственность.
47 6. Интерес со стороны искусствоведения В занятиях человека искусством психоанализ признает деятельность, предназначением которой является успокоение нереализованных желаний и стремлений, причем сначала у самого художника, создающего свое творение, а потом у слушателя или зрителя.
48 Интимные фатазии желания художника становятся произведениями искусства лишь после некоторого изменения, когда непристойности в желаниях смягчаются, личностное происхождение желаний маскируется и в результате того, что художник придерживается правил красоты, другие люди получают в свое пользование немалую, по крайней мере внешне, долю удовольствия.
49 Психоанализ признает существование рядом с явным художественным наслаждением также наслаждения скрытого (правда, намного более действенного), связанного с тайными источниками удовлетворения желаний.
50 искусство является пограничной областью между реальностью, которая сдерживает желания, и миром фантазии, который эти желания исполняет, иначе говоря, предстает той областью, в которой стремления ко всемогуществу, унаследованному нами от примитивного человека глубокой древности, обретают особую силу.
51 7. Интерес социологических наук психоанализ в самой широкой степени раскрывает влияние, оказываемое социальными отношениями и требованиями на появление невроза. Силы, вызывающие ограничение и вытеснение влечений со стороны "Я", в значительной мере обусловлены уступками социальным и культурным требованиям.
52 8. Интерес педагогических наук Психоанализ вскрыл 1.чрезвычайно важный фактор фактор сексуальности во всех его физических и душевных проявлениях. 2. эдипов комплекс, нарциссизм (самовлюбленности), предрасположения к извращениям, анальный секс, интерес к половой жизни,
53 3. Если педагоги ознакомятся с результатами психоанализа, то они смогут адекватно отреагировать на определенные фазы детского развития и не будут придавать проявляющимся у ребенка социально неприемлемым или извращенным побуждениям чересчур большого (или, можно сказать так, опасного) значения.
54 4. Насильственное внешнее подавление сильных желаний у детей никогда не приводит к отмене этих желаний или к контролю над ними, однако оборачивается вытеснением, создающим у ребенка предрасположенность к будущим невротическим заболеваниям.
55 5. неразумная строгость в воспитании ведет к потерям в способностях к работе и в умении наслаждаться и отзывается приобретением "необходимой" нормальности.
56 6. антисоциальные влечения ребенка вносят весьма ценный вклад в формирование его характера, когда их не подвергают вытеснению, а путем процесса так называемого сублимирования направляют от их первоначальных целей к целям более значимым.
57 7 Педагогика должна настойчиво заботиться о том, чтобы не растратить эти чрезвычайно ценные источники силы и ограничиться только тем, чтобы способствовать тем процессам, с помощью которых данная энергия переводится в нужное русло.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.