Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕгор Шмонин
1 Учитель для одаренного ребенка : выход из тупика Учитель как главная позиция в школе Неблагоприятная ситуация для одаренного ученика 80 % - конфликт с учителями и даже со школой ) Неблагоприятная ситуация для одаренного учителя
2 Модель : учитель – одаренный ученик В чем не нуждается одаренный ученик В открытой интеллектуальной помощи В постоянном успехе ( и частых похвалах ) В усиленном контроле ( даже при самой плохой саморегуляции ) В чем нуждается одаренный ученик : В широких возможностях выбора ( времени, объема, содержания и метода ) В продуманной образовательной системе В « развивающем дискомфорте » ( высокая трудность, регулярные неудачи, познавательный стресс ) В поддержании его амбиций ( наряду с суровой критикой ) В конкуренции ( прежде всего с самим собой )
3 Учитель одаренных детей как фасилитатор их развития ( К. Роджерс ) Эмоциональная открытость учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям ; Доверие к ученику как выражение внутренней личностной уверенности учителя в способностях учащихся ; « Эмпатическое понимание » ( видение поведения учащегося, его реакций, действий, навыков ) Требовательность, равновеликая любви.
4 В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты : Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Не могут четко развести реальность и фантазию. Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, « подковырки », часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока « не по зубам ». С точки зрения их развития такие попытки полезны. Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
6 1. « Мотивация на результат » ( отличники, будущие медалисты, участники олимпиад, стремление к победе приобретает болезненные черты, не радуют победы других, болезненное отношение к другим отметкам, кроме 5) 2. « Мотивация на самоутверждение » Это те « неуспешные одаренные », силы которых уходят на манипулирование людьми, чтобы избегать ответственности, своим видом демонстрируют безразличие к отметкам, успеху, хотя внутренне переживают. Очень критичны, часто ведут « борьбу » с окружающими, не стабильны в учебе. 3. « Мотивация на « творчество » Отличаются необычностью и нестандартностью мышления, не любят фактической стороны учения, « несобранные », « неорганизованные », но неординарно проявляют себя в нестандартных ситуациях, часто не признаются педагогами одаренными, могут не доделать начатое (« Ведь важен процесс, а не результат !»), часто даже раздражают педагога. 4. « Мотивация на познание » Общение с такими учащимися – радость и большая ответственность, чаще увлечены одним предметом, попадают в ситуацию « палочки - выручалочки » или « изгоя ». Для них цель – познание, и в случае ее деформации могут быть нежелательные последствия : потеря интереса к познанию Раскрытие смысла оценки, прием « маятника »: ситуация чередования успеха - неуспеха, прием « вынужденного молчания » с обязательной рефлексией. Основной прием – « косвенная аналогия » Открытых нравоучений не терпят, скрытая аналогия должна возникнуть в сознании самого ученика. Приемы « подсказки », « замечания вскользь » в сочетании с ситуацией. Где ученик лишен возможности избегать ответственности. « Урок для одного ученика », похвала может действовать отрицательно Группы одаренных детей с учетом уровня и характера их мотивации ( наиболее четко прослеживается к старшему школьному возрасту ): Использование образов, графических метафор, не портит похвала. Необходимо обучать самоконтролю. Требуют индивидуальных программ. Использование исследовательской деятельности, постановка « личностной задачи ».
8 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми : принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности ; принцип возрастания роли внеурочной деятельности ; принцип индивидуализации и дифференциации обучения ; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя ; принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
9 Условия успешной работы с одаренными детьми: 1. Осознание каждым учителем важности и необходимости поддержки этой категории детей. 2. Включение в работу прежде всего учителей, умеющих увлечь, заинтересовать, поддержать. 3. Создание условий для развития одаренности учащихся. 4. Создание системы презентации и фиксирования достижений учащихся.
10 Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами : · учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным ; · учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности ; · учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать ; · учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
11 Великий Наполеон говорил : « Когда ищешь причины успехов великих полководцев, то удивляешься, находя, что было ими сделано все, чтобы обеспечить их ».
12 … более того не редки случаи столкновения детей, проявивших явную одаренность в отдельной конкретной области, с костностью и ограниченностью школы в лице учителей, на предметы которых природа не распространила данную одаренность …
13 К. Роджерс определяет главными функциями учителя фасилитирующую и психотерапевтическую, а 15 важнейшими условиями взаимодействия педагога с детьми – безусловное принятие ребенка, безоценочное к нему отношение и эмпатию. Томас Гордон вводит понятие эффективный учитель, смысл которого заключается в факте принятия учителем изменений в себе, ученике и ситуации, уменьшающих зону проблемности в из взаимоотношениях. Эффективный учитель, по мнению автора, способен четко определять зону собственных проблем, пытается справиться с ними, не перекладывая их на ребенка, и зону проблем ученика, давая ему возможность решать их самостоятельно. Он
14 В числе способностей и свойств, необходимых для эффективного влияния педагогов, он называет стремление к максимальной гибкости, способность к эмпатии и сензитивности к потребностям учащихся, умение придать личностную окраску преподаванию, установке на создание позитивных подкреплений для самосовершенствования учащихся, владение стилем неформального теплого общения, предпочтение устных контактов письменным, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе. Педагоги с низкой самооценкой для характеристики собственного
15 Методы психокоррекции : интроспекция, идентификация, расширение средств самовыражения, расширение поведенческого репертуара, эмпатическое слушание, социальная рефлексия, моделирование поведения, развитие позитивного восприятия детей, личностный рост, эмоциональное погружение, Я - высказывание в педагогических ситуация, тренинг коммуникативных умений и навыков, тренировка рефлексивности, самодиагностика личностно - профессиональных достоинств и ограничений. 21
16 учитель в процессе своей деятельности активным образом ассимилирует образовательную среду. Причем ассимиляция ( преобразование образовательной среды ) является одним из показателей его личностного и профессионального развития, качества его профессиональной подготовки и деятельности.
17 Биофизические, анатомо - физиологические задатки Сенсорно - перцептивные блоки, характеризующиеся повышенной чувствительностью Интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать нестандартные проблемы Эмоционально - волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание Высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, богатое воображение
18 Доминирующую роль познавательной мотивации Исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы Возможности достижения оригинальных решений Возможности прогнозирования и предвосхищения Способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки А. Матюшкин, опираясь на работы исследователей выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включив в нее :
19 Более интегрально одаренность можно представить через : Доминирование интересов и мотивов Эмоциональную погруженность в деятельность Волю к достижению успеха Общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности Понимание сущности проблемы, задачи, ситуации Бессознательное, интуитивное решение проблемы ( внелогическое ) Стратегиальность в интеллектуальном поведении ( личностные возможности продуцировать проекты ) Многовариантность решений Быстроту решений, оценок, прогнозов Искусство находить, выбирать ( изобретательность, находчивость
20 По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам : По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам : 1. разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы ; 2. создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе ; 3. предоставляет учащимся обратную связь ; использует различные стратегии обучения ; 4. уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика ; 5. уважает его ценности ; 6. поощряет творчество и работу воображения ; 7. стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня ; 8. проявляет уважение к индивидуальности ученика.
21 учителей для одаренных детей и у обычных учителей примерно одинакова : заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Учителя, работающие с талантливыми детьми, мень ¬ ше говорят, меньше дают информации, устраивают демон ¬ страции и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют. Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, провоцируют уча - щихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они стремятся получить знания, которым хотели обучить, от самих учащихся. И они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, ре ¬ шению, оценке.
22 Наибольшее различие состоит в том, как осуществляется обратная связь. Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты : они избегают реагировать на каждое выска - зывание. Они внимательно и с интересом выслушивают от ¬ веты, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и чаще сами коммен ¬ тируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым учащиеся меньше зависят от учителя.
23 В межличностной сфере отмечаются более ровные отношения учителей для одаренных с учащимися. Учителя получают удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Они чаще обсуждают с ними темы, пря ¬ мо не связанные с учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам, свободно обменивают ¬ ся точками зрения и даже позволяют школьникам учить себя.
24 Так как талантливые дети отличаются друг от друга степенью и видами одаренности, то и программы для их обучения должны быть индивидуализированы. Индивидуальный руководитель, заботящийся о развитии специальных способностей и об общем культурном уровне незаурядного ребенка, явление довольно редкое. Потребность в таких взаимоотно ¬ шениях особенно велика у ребенка с высоким интеллек ¬ том, с необычными запросами, которые трудно удовлетво ¬ рить в условиях школьного обучения. В США эту индивидуальную форму работы называют мен ¬ торством. В нашей стране получило распространение слово « настав ¬ ничество » или тьюторство.
25 Тьюторство приводит к « учению с увле ¬ чением » и дает школьникам не только знания и умения. Оно способствует фор ¬ мированию положительного « образа Я » и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умению социального взаимодействия, помогает устанавли ¬ вать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Школьники учатся учитывать свои не только сильные, но и слабые стороны.
26 Проблема выявления у педагога качеств, определяющих его личностную готовность к работе с одарёнными детьми, актуальна и мало изучена. Н. Ю. Синягина и Е. Г. Чирковская выделяют такие качества : способность к рефлексии, эмпатию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству [7]. М. М. Кашапов и А. А. Зверева ввели понятие « абнотивность », посредством которого определяют комплексную профессиональную способность учителя, направленную на восприятие, осмысление и понимание учителем креативных учащихся. В структуре абнотивности ими были выделены следующие компоненты : рефлексивность, эмпатия, социальный интеллект, актуальная креативность и мотивационно - когнитивный компонент. А. И. Доровской отмечает, что учителя своей деятельностью приводят одарённого учащегося к самореализации. В свою очередь учитель самореализуется в этой деятельности [3].
27 Творческие способности - безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где - то проявится. Есть даже поговорки : " Талант всегда пробьется ", " Талант не пропьешь ". Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.