Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОльга Ерашева
2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ Лепнева Ольга Алексеевна, доцент кафедры управления НИРО, кандидат педагогических наук
3 Цель : Сформировать представление об анализе результативности детского оздоровительного лагеря на основе теоретической информации и мини – практикумов.
4 Управление качеством – на основе программно- целевого принципа (по результатам): Какие результаты получили: Какая доля учащихся проявляет изменения, заявленные в программе детского оздоровительного лагеря как планируемые результаты? Устраивают ли нас эти результаты? В чем причины неблагоприятных результатов? Что необходимо откорректировать в содержании, технологиях, формах воспитательного и оздоровительного процессов? Что необходимо откорректировать в условиях? Что необходимо обновить в программе? Качество условий Качество процесса Качество результата
5 Анализ : понятие. Анализ – собственно логический прием расчленения целого на элементы ( компоненты ) и рассмотрение каждого из них в отдельности. Анализ тогда эффективен, когда он влияет на ход и исход процесса. Анализ – функция управления – основа для качественного планирования. В основе проблемно - ориентированного анализа - сопоставление существующего положения вещей с актуальными и потенциальными требованиями к объекту. ( А. М. Моисеев ). В результате анализа необходимо выявить причины имеющихся проблем и возможные потенциалы дальнейшего развития. Проблема - как достаточно существенные и значимые рассогласования, несовпадения, разрывы между необходимым ( желаемым, требуемым ) и реальным ( имеющимся ) уровнем результатов управления. Методологическая основа анализа в управлении : Системный подход предполагает охват анализом всех компонентов системы и связей между ними, и сам строится как система взаимосвязанных, согласованных действий Программно – целевой подход определяет логику анализа - от качества результатов к качеству процесса и условий
6 Логика анализа в контексте программно – целевого подхода От анализа результатов – к анализу процесса и условий Качественные условия (ресурсы): 1.Нормативно – правовые 2. Кадры 3. Организация (в т.ч. время) 4. Мотивация 5. Информация 6. Научно – методическая подготовка и поддержка 7. Материально – техническая база 8. Финансы Качественный процесс: Деятельность (в т.ч. управление) + отношения Проблемы ищем здесь! Что понимать под результатом деятельности? Качество результата
7 Структура аналитического документа. 1. Цель деятельности, ожидаемые результаты, методики диагностики. 2. Анализ результатов ( в соответствии с критериями и показателями оценки ). Причины неблагоприятных результатов. 3. Анализ качества процесса ( по всем направлениям деятельности ), выявление причин неудачной организации процесса. 4. Анализ качества условий. Оценка эффективности деятельности ( соотношения полученных результатов и затрат ). 5. Выводы и проблемы.
8 С чего начинается анализ ? Отчетливость понимания объектов анализа Ребенок ( движущие силы личностного развития, структура личности, возрастные особенности ) Процесс организации деятельности и взаимоотношений ( воспитательный и оздоровительный ) Условия, позволяющие обеспечить качество процесса, прежде всего - компетентность организатора деятельности. Для четкости представления – читать, консультироваться, размышлять.
9 Цель – отправная точка анализа. Цель - заданный качественно, а где необходимо и количественно образ желаемого результата, который реально может быть достигнут к фиксированному моменту времени вследствие реализации действий, предусмотренных программой ( планом действий ). ( А. М. Моисеев ) Цель должна быть проверяема по итогам деятельности - нужны критерии и показатели оценки ожидаемого результата. Качество цели : Конкретность и измеримость. Выражая цели в четких измеримых формах, руководство создает базу для принятия решений и оценки хода работ ; Горизонт планирования. Выделяют долгосрочные ( горизонт планирования более 5 лет ), среднесрочные ( плановый период от 1 года до 5 лет ) и краткосрочные ( обычно в пределах года ) цели. Чем уже горизонт планирования, тем конкретнее должна быть цель. Реалистичность ( достижимость ). Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации.
10 Цель : представление в документах Структура цели Намерения Образ желаемого результата Средства достижения Срок Создать условия для… Реализовать модель лагеря, направленную на… Обеспечит ь… Развитие… Формирование… Становление… Обогащение.. Через… На основе принцип а… …
11 В новом законе «Об образовании в РФ» Педагогические работники обязаны: «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» ст.48,п.4
12 Национальная стратегия действий в интересах детей на годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) Ожидаемые результаты – личностные, отражающие изменения в ребенке Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям. Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением. Сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернет- среде. И результаты, отражающие качественный процесс Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях. Рост посещаемости детских библиотек, музеев, культурных центров, театров.
13 Возможные ожидаемые результаты за 1 смену Более конкретные : интерес к изучению живой природы умение проводить народные / спортивные / подвижные игры, опыт здорового образа жизни, опыт самостоятельной организации деятельности устойчивый интерес к чтению, заботливое отношение к сверстникам, уважительное отношение к малой Родине, ответственное отношение к порученному делу, ответственное отношение к своему здоровью ( физическому, психическому, социальному ), навыки самообслуживания. Более широкие, требуют конкретизации в системе критериев и показателей Оздоровление, укрепление здоровья Благоприятный отдых Досуг Направленность на саморазвитие Культура поведения Творческие способности Экологическая культура Правовая культура Коммуникативные навыки
14 Ожидаемые результаты : критерии и показатели Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо ; мерило оценки Показатели – наблюдаемые и поддающиеся фиксированию результаты, которые можно определять качественно, замерять количественно, сравнивать, описывать.
15 Показатели оценки ожидаемых результатов : пробуем Ожидаемый результат : 1. Заботливое отношение к сверстникам Показатели, например : Умение слушать, не перебивая сверстника Готовность помочь, без напоминания взрослого Отсутствие в общении прозвищ, оскорблений. Ваш вариант ? НАПИШИТЕ ВАШ ВАРИАНТ
16 Показатели оценки ожидаемых результатов : пробуем Ожидаемый результат : 1. Отдых Показатели, например : Комфортность самочувствия в лагере Соответствие ожиданий ребенка реальным событиям, происходящим в лагере. Доброжелательные отношения с ребятами, педагогами, сотрудниками лагеря. Возможность уединиться Ваш вариант ? НАПИШИТЕ ВАШ ВАРИАНТ
17 Качественно ли обозначена цель ? Создать условия для оздоровления, обогащения позитивного опыта общения со сверстниками, формирования умения организовать спортивные игры, устойчивого интереса к созданию творческих работ из природного материала на основе принципа сотворчества. Найдите ожидаемый результат
18 Качественно ли обозначена цель ? Создать условия для становления патриотического отношения к своему району, заботливого отношения к природе, интереса к саморазвитию, устойчивого оздоровления через включение в процесс смены народных игр и обрядов, на основе технологии « волна отношений ». Найдите ожидаемый результат
19 Есть ли здесь результаты ? В лагере дневного пребывания отдохнули 50 человек, что составляет 88 % от всего количества обучающихся детей в школе. Приоритетным направлением в работе лагеря являлось оздоровление детей. Оно осуществлялось через систему спортивных мероприятий, наличием в программе каждого дня подвижных игр, максимальным использованием природных ресурсов закаливания ( солнце, воздух ), содержанием необходимого количества витаминов в употребляемой пище, соблюдением режима, включающего утреннюю зарядку, а также поведением бесед, направленных на охрану собственного здоровья фельдшером Орловой В. М. Планируя воспитательную работу в отрядах, воспитатели ориентировались на интересы и инициативу самих детей. Так в свое время родилась идея морского путешествия. Второй год в лагере успешно реализуется программа, утвержденная ассоциацией организаторов отдыха и оздоровления населения « Мы вместе ». В плане работы предусмотрено проведение разнообразных мероприятий, где есть возможность переключаться отдыхающим с индивидуальных дел на отрядные и общелагерные. « Философией » смены вновь стала морская тема, в основу которой легла форма путешествия ( поиск острова радости и чудес ). За время пребывания в лагере заметно развился творческий потенциал детей. Выявились организаторские способности у детей, заявивших себя кандидатами на должность вожатого на следующий год : П. Анастасия, Р. Ильяс. Доброжелательная атмосфера благотворно повлияла на детей с заниженной самооценкой. Благодаря активной деятельности вожатых воспитатель часто становился не организатором мероприятия, а участником. Пребывание детей в ситуации игры, творчества являлось одним из главных условий процесса оздоровления. Результаты мониторинга, проведенного г. показали высокий уровень удовлетворенности детей и родителей условиями оздоровительного лагеря при школе. Особенно запомнились детям мероприятия : Открытие смены. « Поднять паруса !», игра « Таинственный лабиринт » ( Путешествие в Грецию ), Турецкие сладости ( Игра ), « Остров Лукоморья » ( интеллектуальная игра ), « Звездный час » ( по занимательным фактам ), интеллектуальная игра « Путешествие в загадочный Египет », игра « Правила эти пусть знают все дети » ( по ПДД ), « В гостях у Нептуна », Олимпийские игры, Путешествие « Ах, Одесса !» ( юмористическая игра ), аутотренинг « Разноцветная игра », игра « По морям, по волнам », митинг скорби и Памяти « Эхо войны », « До свидания, остров, остров радости и находок ! ( закрытие лагерной смены ) Сравнительный анализ медицинского осмотра детей до и после работы смены лагеря показал, что вес детей увеличился в среднем на 500 грамм, вес ребёнка с диагнозом ожирение уменьшился на 1 кг.100 г. Рост детей увеличился в среднем на 2 см.
20 Цель : Организация содержательного оздоровительного летнего отдыха, профилактика асоциальных явлений в летний период, развитие и проявление творческих способностей учащихся, укрепление физического здоровья, формирование коммуникативных навыков, развитие познавательного интереса. Есть здесь результаты ? А нализ деятельности оздоровительного лагеря «N» в целом показал, что поставленная цель выполнена. С целью развития творческих способностей в лагере были проведены мероприятия : конкурс рисунков на асфальте « Мир глазами детей », конкурс рисунков на асфальте « Мир глазами детей », конкурс рисунков « Война глазами детей », конкурс рисунков, посвященных творчеству А. С. Пушкина, конкурс рисунков « Я фантазирую », конкурс « Веселый шарик », конкурс рисунков « Здравствуй, лето !» « Алло ! Мы ищем таланты », « Рыцарский турнир », « Мисс лагеря ». С целью развития физического здоровья учащиеся участвовали в районной спартакиаде, посещали бассейн, были участниками различных спортивных мероприятий. Проведены соревнования по велоспорту, настольному теннису, футболу, стритболу, пионерболу, туризму, « Веселые старты ». Проведена игра на местности « Клад ». С целью развития коммуникативных навыков педагоги, работающие в лагере, использовали разнообразные формы работы с детьми : беседы, игры, экскурсии, викторины, соревнования. Использовали различные методы : индивидуальные и коллективные. Каждый день заканчивался подведением итогов дня, оценкой настроения за день, которая находила свое отражение на стенде « Настроение ». С целью развития познавательного интереса многие мероприятия, проводимые в лагере, носили познавательный характер, это беседа о Памятнике Тысячелетия России, о Дне друзей, о донорах,, экскурсия по улицам нашего города, викторина по произведениям А. С. Пушкина, экскурсия в МЧС, поездка в зоопарк г. С - Петербург и др. Ребята посещали занятия в ДШИ по рисунку, оригами. Участвовали в концертах, фольклорном празднике. Принимали участие в празднике « Потешки дедушки Мазая ». С увлечением прослушали выступление Новгородской филармонии. С целью патриотического воспитания был проведен день памяти и скорби. Ребята побывали на экскурсии у мемориала « Вечный огонь », приняли участие в митинге, закончился день конкурсом рисунков о ВОВ. На заключительной линейке учащиеся поделились впечатлением о своём пребывании в лагере и отметили, что жизнь в лагере была весёлой, интересной. Однако, хочется отметить, что, к сожалению, не все итоги удалось подвести на последнем празднике.
21 Для анализа нужна информация о результатах Отлично, если каждый день смены такую информацию дает В форме суждений детей В форме продуктов их деятельности В форме видеозаписей В форме фотографий Это – информация для оперативного анализа и коррекции По итогам смены – собрать недостающую информацию.
22 Методика " Радуга самочувствия " ( на основе методики " Цветопись " А. Н. Лутошкина ) Методика направлена на изучение самочувствия учащихся по итогам деятельности. Для получения достоверной информации проводится не менее 3 раз в одном и том же детском коллективе. Для проведения необходимо : Бейджи для учащихся и педагогов ( на этапе проведения ). Имя и фамилия на бейдже быть указаны крупным шрифтом – чтобы хорошо читались издалека. - " Радугу самочувствия " - элемент оформления кабинета, зала, до момента завершения дела скрытый от глаз участников. " Радуга самочувствия " может быть изготовлена как плакат, серия стендов, тканевое полотнище. Цвета и подпись к ним : ( красный – восторженное, оранжевый – радостное, желтый – приятное, зеленый – спокойное, уравновешенное, голубой – грустное, фиолетовый – тревожное, черный – крайне неудовлетворенное, белый – трудно сказать ) - Возможность прикреплять ( приклеивать, прикреплять булавкой, накалывать ) бейджи всех участников и, соответственно, достаточно для этого места в каждом цвете радуги.
23 Обработка : оперативная цветоматрица УчастникДата проведения А-ва М. Б-на С. В-ов Р. Г-ин А. Ж-ев К. З-ва М И-на Д.
24 Обработка : продолжение Индивидуальное собеседование с учащимися « контрастного настроения ». Примерные вопросы. Какие у тебя остались ощущения от мероприятия / дела ( название )? С чем они были связаны ? Хотел бы ты участвовать еще в чем либо подобном ? Если да – почему ? Нет – почему ? Что бы ты предложил сделать по – другому ? Как именно ? Завершение обработки. Анализируется доля учащихся, отметивших комфортное самочувствие и дискомфортное, выявляются причины дискомфортного самочувствия в организации деятельности.
25 Метод контент – анализа продуктов деятельности Для анализа интереса учащихся к достопримечательностям прошлого использовался метод контент – анализа. Анализировались рисунки учащихся ( по 3 рисунка 28 учащихся отряда, тема – рисунок по выбору ), суждения по итогам экскурсии « Башня Кокуй » (25 из 28 учащихся, Приложение 1), комментарии при ответе на вопрос « Что покажем в нашем городе ?» ( Приложение 2. Видеозапись, 27 из 28). По итогам года проявление интереса у 11 учащихся из 28 детей 5 отряда. Этот результат нас не устраивает. Анализ процесс организации деятельности в отряде показал, что это связано с эмоциональными экскурсиями, личным отношением воспитателя к достопримечательностям родного края. Интерес выражен Не выражен Проявление интереса учащихся к достопримечательностям прошлого (в абс. числах)
26 Технология проблемного анализа 1. Определение методологических оснований ( цель ) 2. Разработка критериев и показателей оценки ожидаемого результата. 3. Определение комплекса методов и конкретных методик. 4. Сбор данных ( накопление информации по каждому показателю ). 5. Выбор способа упорядочения материала – представление его в виде, удобном для анализа. 6. Статистический анализ данных ( количественный анализ ). 7. Содержательная интерпретация результатов ( качественный анализ ). 8. Выводы и проблемы.
27 Как вариант : В числе ожидаемых результатов программы лагеря – уважительное отношение детей друг к другу, умение самостоятельно организовать народные игры, продуктивный отдых. По результатам диагностики из 46 участников 1 смены проявляют уважительное отношение к другим детям 28: обращаются только по имени ( без прозвищ, оскорблений ) - 31, слушают другого, не перебивая - 29 человек, отзываются на просьбу помочь без подсказки педагога – 28 человек. Умеют самостоятельно организовать народные игры 16 человек, из них проводили такие игры в своем отряде более 3 раз - 9 человек, проводили в другом отряде – 7 человек, проводили ( по словам детей ) во дворе или с младшими родственниками – 4 человека. Считают, что отдохнули продуктивно 45 из 46 человек, так как поплавали вволю – 38, научились проводить народные (27), спортивные (16) игры, игры - « кричалки » – 32, нашли новых друзей – 19 из 46, сделали сувениры из природного материала - 18,
28 Анализ качества процесса Показатели, например : Полнота реализации программы Удовлетворенность субъектов воспитательного процесса ( детей, родителей, педагогов ) Качество организации мероприятий программы Например, Программы была реализована почти полностью, за исключением спортивных секций ( нет кадров ), экскурсии в Новгород ( партнеры не дали автобус ) Удовлетворенность участников смены средняя : 62% детей удовлетворены жизнью в лагере, в том числе максимальная удовлетворенность (82 % ) детей связана с праздником Нептуна, (78%) с походом в лесопарк. Минимальная – 43 % с отрядным делом « Конкурс знатоков », 39 % - спартакиадой лагеря. Анализ качества организации мероприятий показал, что ….
29 Что значит организовать деятельность ? Упорядочить её : В средствах В целях и мотивации В способах осуществления В содержании В связях и отношениях В пространстве Во времени
30 Удалось ли нам достичь цели? Чего не хватало из средств и почему? За что ты отвечал и насколько успешно? На что и почему не хватило времени? Помогало ли нам пространство? Что мешало успешному взаимодействию? Каждому ли было интересно? 1 вопрос – по результату («Что ты почувствовал? Понял? Осознал? Попробовал? И т.д.) 2. По процессу. (Что удалось и почему? Что не удалось и из-за чего? Как сделать лучше?)
31 Такие проблемы в процессе связаны с … Указываются недостающие условия В том числе качество управления Например, Анализ показал, что качество отрядных дел не анализировалось на педагогических планерках, воспитатели и вожатые отметили по итогам диагностики, что не знали, как интересно подготовить фестиваль сказок, спартакиаду, вечер песни. « Бортовой журнал » не использовался с 4 дня смены. Сильной стороной смены, повлиявшей на результат стала поддержка партнеров ( лесхоз ) в организации похода. Проблемы в организации деятельности связаны также с тем, что не хватило расходных материалов ( бумаги, краски ), в лагере не было музыкального инструмента, фотоаппарата. Эти ресурсы не продуманы на этапе разработки программы и не обеспечены на этапе подготовки.
32 Анализ процесса как услуг. А где же анализ ? Его нет, только отчет. Деятельность лагеря была проведена в соответствии с санитарно - гигиеническими нормами, замечаний надзорных органов нет. В лагере имеются все нормативные документы по организации лагеря. За период действия не было случаев травматизма детей, посещаемость лагеря составила 100%, не было зарегистрировано случаев заболевания детей. В течение сезона работы лагеря были оказаны следующие услуги : - медицинские услуги Результаты : проведено два медицинских обследования состояния здоровья детей, были отмечены результаты укрепления здоровья детей : увеличение веса отмечено у 67 % детей, отсутствие простудных и инфекционных заболеваний, нет случаев снижения веса, а также с детьми проведены беседы по профилактике вредных привычек, витаминизация, просветительская игра « Скажи здоровью да !» - услуги по охране труда и безопасной жизнедеятельности Результаты : нет случаев травматизма, дети обеспечены питанием по нормам с добавлением витаминов, проводилась регулярная влажная уборка и санитарная обработка, проведены беседы с родителями « Режим в лагере », « Правила поведения в лагере ». - психологические услуги Результаты : проведены индивидуальные консультации по налаживанию межличностных взаимоотношений, а также беседы по улучшению психологического климата в группе, проведена педагогическая диагностика. - правовые услуги Результаты : предоставлены все данные об оздоровительном лагере, оказана помощь в оформлении документов. Образовательные услуги оказаны посредством реализации образовательно - оздоровительной программы, организации мероприятий творческого и спортивно - оздоровительного характера. Образовательно - оздоровительная программа по своей направленности является комплексной, так как включает в себя разноплановую деятельность, объединяют различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся. По продолжительности реализации данная программа краткосрочная и реализована в течение одной смены, но осуществление некоторых направлений возможно в осенний и зимний периоды. По программе реализовывались следующие направления : интеллектуальное, физическое, эмоциональное, социальное. К открытию лагеря были представлены все планы мероприятий, разработаны сценарии, имеется банк нормативных и методических материалов. Смена проходила в форме сюжетно - ролевой игры « Мультландия ». По страницам русских сказок и мультфильмов. Сюжетно - ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно традициям русских литературных героев и действуют согласно своим ролям. Участвуя в различных играх, ребёнок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.
33 Анализ качества условий ( ресурсного обеспечения ). Качество условий : нормативные, информационные, методические, материально - технические. Какие недостатки условий препятствуют оптимизации процесса ? Вопрос в анкету педагога : « Чего не хватало для продуктивной деятельности с детьми ?» Самоанализ компетентности педагога – организатора деятельности. Какие личностные особенности педагога выступают условием его влияния на учащихся : ценностные ориентации, его потребности и мотивы. Какие методики диагностики, упражнения использовал педагог для осознания своих сильных сторон и проблем. Какие « точки роста » выделяет педагог. Какие сильные стороны и затруднения в организации деятельности выделяет педагог. Как преодолевает затруднения : что осваивает, чем компенсирует недостатки. Интерпретация, выводы - какие особенности компетентности педагога повлияли на качество организации процесса деятельности с учащимися. Вопрос в анкету педагога : 1. « Что в Вас изменилось в лучшую сторону по итогам смены ?», 2.« Недостаток какого опыта, знаний, умений Вы обнаружили в себе по итогам смены ?
34 5. Выводы и проблемы Выводы могут быть связаны с : устойчивостью позитивных результатов ( в детях ); эффективными технологиями, формами, приемами, традициями лагеря ; сложившимися позитивными взаимоотношениями людей в лагере ; потенциалами. Проблемы : « Нет …», « Мало …», « Недостаточно …», « Низкий уровень …», « Не соответствует …» Причины проблем обнаружены в процессе и условиях ( компетентности педагога )
35 Качество анализа можно проверить по 3 показателям : Наличие и качество выводов и проблем Обоснованность выводов и проблем ( наличие результатов диагностики ) Охват анализом всех компонентов системы ( заявленных направлений деятельности )
36 Ваши вопросы ?
37 Журнал Народное образование, 3,
38 Метод незавершенных предложений Метод недописанного тезиса ( предложения, рассказа, сочинения...). Например, « Хорошая жизнь в лагере – это...»; « Чтобы иметь друзей, надо...»; « Я не согласен с тем, что говорят, будто...» и др. « Тезис и мнение по нему ». Например, « Гордый человек – это всегда скромный человек »; « Чтобы воспитать счастливого человека, надо « приготовлять его не для счастья, а к труду жизни » ( К. Д. Ушинский ); « Горе – учитель мудрых » и другие « Альтернативный тезис » Например, « Дисциплина – это свобода. Дисциплина – это неволя »; « Друзей должно быть очень много. Друзей должно быть мало ( один – два ), но верных »; « Учит жизни не книга, а опыт. Учит жизни не опыт, а книга » и др. « Метод ранжирования » ( расстановки в порядке очерёдности по степени личностной значимости ). Например, перечень умений, важных для жизни в нашей школе.
39 Вспомним про эффект Даннинга - Крюгера Полная формулировка эффекта звучит так : « Люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации ». Непонимание ошибок приводит к убеждённости в собственной правоте, а следовательно, повышению уверенности в себе и осознанию своего превосходства. Таким образом эффект Даннинга - Крюгера является психологическим парадоксом, с которым все мы нередко сталкиваемся в жизни : менее компетентные люди считают себя профессионалами, а более компетентные склонны сомневаться в себе и своих способностях. Отправной точкой своих исследования Даннинг и Крюгер назвали знаменитые высказывания Чарльза Дарвина : « Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание » и Бертрана Рассела : « Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким - то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности ».
40 Методика " Шкала взаимоотношений " ( Е. А. Тимошко. «Мониторинг качества воспитательного процесса»,Великий Новгород, НИРО, ) Методика направлена на получение информации о характере отношений между педагогами, учащимися ( воспитанниками в учреждении дополнительного образования ), родителями – субъектами образовательного процесса. Методика проводится в апреле – мае ( окончание учебного года ) со всеми учащимися ( воспитанниками школьного возраста, занимающимися в объединения учреждения дополнительного образования ). Методика может проводиться как индивидуально, так и с группой учащихся ( до 15 человек одновременно ). До начала проведения методики учащиеся проинформированы о предстоящем изучении их мнения об атмосфере и отношениях в учреждении. Проводящий методику заранее готовит бланки. Предлагаем варианты бланков для учреждений основного образования и дополнительного
41 Бланк для учащегося Оцени, какие сложились у тебя взаимоотношения ( отметь галочкой на шкале ) с одноклассниками, педагогами, работающими в вашем классе, классным руководителем, учитывая, что : в точке + - отношения доверительные, теплые, близкие, понимание, поддержка ; в точке 0 - отношения нейтральные, отстраненные в точке – - отношения проблемные, холодные, непонимание, неприятие. + ___.___.___.___.___0___.___.___.___.___- Учащиеся класса + ___.___.___.___.___0___.___.___.___.___ - Педагог ( педагоги ) + ___.___.___.___.___0___.___.___.___.___ - Классный руководитель
43 Методика « Я выбираю. Меня выбирают » ( А. Н. Добрович. Глаза в глаза. М, Моск. рабочий,1982) Методика направлена на изучение характера взаимоотношений в коллективе. Инструкция : В столбце « Я выбираю » - напротив каждой фамилии в списке поставьте «+», «-» или «0», в зависимости от того, насколько Вам симпатичен этот человек. Если особенно симпатичен, можно ставить несколько «+» ( до 5). Если значительно неприятен – несколько ( не более 5) «-». В столбце « Меня выбирают » - ставите те же знаки, предполагая, как этот человек оценит отношение к Вам.
44 Бланк для ответов Цветом выделен пример оценки Фамилии и имена учащихся Я выбираюМеня выбирают А-ва М.+0 Б-на С.00 В-ов Р.0- Г-ин А Ж-ев К.++++
45 Обработка I. « Симпатичность ». Чем больше «+» набрал человек от группы и чем меньше «-», тем он симпатичнее. II. « Уважаемость ». Чем большее число людей выразило отношение к человеку хотя бы единичным «+», и чем меньшее – минусом, тем более человек уважаем. Ш. « Доброжелательность ». Чем больше «+» ( и чем меньше «-») человек поставил около имен других участников, выбирая их, тем более он доброжелателен. IY.» Реалистичность ». Если ожидаемое Вами отношение со стороны других мало расходятся с их реальным отношением, выраженным в «+» и «-» около Вашего имени, значит, ВЫ реалистично оцениваете свою позицию в группе.
46 В пакете материалов : - Литература – читать ! + список рекомендуемой литературы. Многое есть в библиотеке НИРО - Структура выпускной работы ( в т. ч. титульный лист ) - Методики диагностики – для проведения с субъектами ОП - Практикумы для самоанализа педагога. Использовать сотрудничество с психологом. Для консультаций : Тимошко Елена о Лепнева Ольга Алексеевна
47 Источники Братченко С. Л. Гуманитарная экспертиза в образовании : критерии личностного роста.// Школьные технологии, 2,3,4 – Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология. – СПб, Майоров А. Н. Мониторинг в образовании : изд.3 – е, испр. И доп.- М,; Интеллект – центр, с. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М, Педагогика, Лепнева О. А., ТИмошко Е. А. Мониторинг качества воспитательного процесса. Великий Новгород, НИРО, Сайт Центра оценки качества образования http: //www centeroko.fromru.com Статистика российского образования http//stat.edu.ru Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию.- М,200
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.